Образовательное путешествие "Прогулка по Летнему саду"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Петрова Александра Юрьевна

Образовательное путешествие "Прогулка по Летнему саду" предназначено для учащихся 7-8 классов. В ходе свободного перемещения по Летнему саду в группах по 2-3 человека учащиеся заолняют карту и выполняют задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие «Прогулка по Летнем саду»

Предназначено для учащихся 7-8 классов

Цель:

не только познакомить учащихся с первым садом Петербурга, но и помочь увидеть Летний сад с разных  сторон. Не просто как место для прогулки, но и как задумал Петр: с познавательной стороны.

Задачи:

1.Дать возможность свободного перемещения учащихся по парку с целью их последующей ориентации в нем.

2.Познакомить учащихся  с садово-парковой скульптурой начала 18 века.

3.Обратить внимание учащихся на решетки Летнего сада, их красоту и художественную ценность.

4.Познакомить учащихся с сооружениями на территории  Летнего сада.

Организационные вопросы:

Перед началом путешествия учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Им выдается «слепая» карта и задание, которое необходимо выполнить за все время путешествия. Назначается место и время сбора.

После прохождения маршрута, заполненные карты и выполненные задания сдаются и оцениваются, группы делятся впечатлениями, подводятся итоги.

Итак, вы попали на территорию Летнего сада. Ваша задача: выполнить по возможности все предложенные вам задания. 

  1. Вспомните, какие реки и каналы омывают Летний сад и нанесите их названия на карту.

Одна из рек омывающих Летний сад раньше называлась Безымянный Ерик, а другая - Мья. Определите, у каких рек были эти названия.

  1. За время путешествия по Летнему саду вам предстоит отметить на карте:

- Порфировую вазу                                                        - Кофейный домик

- Чайный домик                                                            - Карпиев пруд

- Летний дворец                                                            - Летний дворец ПетраI

- Памятник И.А.Крылову                                          

-Ограды Летнего сада: - Решетка  Ю.Фельтена

                                      - Решетка Л.И. Шарлеманя

                    I. Садово-парковая скульптура Летнего сада

В этом разделе вы познакомитесь со скульптурой находящейся на территории  Летнего сада.

По указу Петра была закуплены скульптуры крупнейших венецианских скульпторов конца 17- начала 18вв.В 1710г. насчитывалось около 30 статуй.,к 1728г.- более ста. Римские императоры, олимпийские боги и богини были иллюстрацией древней истории и мифологии. Вместе с тем в качестве аллегорий (иносказательно) они прославляли деяния ПетраI.

Сейчас в саду 79 скульптур.

  • Найдите скульптуры серии «Круговорот суток»: Закат, Ночь, Утро, Полдень.

              - Обозначьте их месторасположение на карте.

- Опишите одну из скульптур на выбор.

- Какое время суток обозначает имя – АВРОРА?

  • Найдите скульптурные изображения трех муз:

ЭВТЕРПУ____________________________________________________________

ТЕРПСИХОРУ_______________________________________________________

ТАЛИЮ______________________________________________________________

- Напишите, какой вид искусства они представляют.

- Обозначьте их месторасположение на карте.

  • Как называется скульптура изображенная в виде дамы, снисходительно взирающей на собственное отражение в зеркале?

- Обозначьте их месторасположение на карте.

  • Среди скульптур найдите НИМФУ ЛЕТНЕГО САДА.

- Выделите ее месторасположение на карте.

  • Какая из скульптур, по вашему мнению, посвящена бурному строительству Санкт-Петербурга, которое стало возможным благодаря выходу России к морю?

_______________________________________________________________

- Отметьте ее месторасположение на карте.

  • Какая скульптура имеет отношение к созданию Российского флота, и выходу России к морю?________________________________________________________

- Обозначьте ее месторасположение на карте.

  • Найдите скульптурную группу по рассказу:

Говорят, что бог любви не знал жалости, он наносил неизлечимые раны и заставлял людей страдать. Но однажды он встретил прекрасную девушку и влюбился. Превратившись в ветер, чтобы она не узнала его, он перенес ее в свой дворец и приходил к своей возлюбленной только ночью. Девушка не знала, кто ее супруг. Ей очень хотелось увидеть его. Однажды она зажгла светильник и на брачном ложе увидела спящего юношу. Именно этот момент и запечатлел скульптор… Торопливо склонилась к нему и узнала. Рука ее дрогнула, и капля горячего масла упала на спящего. Юноша проснулся и, разгневанный покинул испуганную царевну.

- Как звали бога любви и прекрасную царевну?

_____________________________________________________________________

-- Обозначьте месторасположение этой скульптурной группы на карте.

  • Найдите скульптурное изображение девушки со львом.

- Как называется эта статуя?__________________________________________  Говорят, если смотреть на эту скульптуру час, то потом целую неделю будешь говорить людям только правду.

- Обозначьте ее месторасположение на карте.

  • Найдите, по вашему мнению, самую веселую скульптуру и обозначьте ее на карте.

  • Найдите статую под названием – ВЕРТУМН.

- Что она обозначает?_____________________________________________________

____________________________________________________________________  

- Нанесите ее на карту.

  • Какая из представленных статуй является парой к статуе ВЕРТУМН.

- Что она обозначает?_____________________________________________________

____________________________________________________________________  

- Нанесите ее на карту.

  • Найдите на территории сада самую страшную, по вашему мнению, статую.

- Нанесите ее на карту.

  • Найдите на территории сада скульптуры и скульптурные группы, прославляющие военные победы России в Северной войне.

- Обозначьте их месторасположение на карте.

- Опишите скульптурную группу. Попробуйте определить в чем заключена аллегория (иносказание)      ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                 II. Сооружения Летнего сада

В этом разделе вы познакомитесь с сооружениями на территории Летнего сада.

В 1826 году в летнем саду появился Кофейный домик, построенный К.И.Росси, а в 1827году Чайный домик, возведенный по проекту архитектора Л.И.Шарлеманя. Названия домиков напоминают о том, что в 19 веке здесь были устроены буфеты в которых гуляющие могли отдохнуть. Эти домики называют павильонами.

  • Найдите и отметьте их на карте.
  • Попробуйте определить, какой из домиков построен на основании Грота (искусственной пещеры), стоявшего здесь с петровских времен.
  • Фасад какого из павильонов украшен барельефами, а площадка перед ним декоративными вазами?

____________________________________________________________________

  • Какой из этих павильонов является деревянным? Одним из немногих деревянных построек, сохранившихся с тех пор.

  • На берегу какой реки построен Кофейный домик?

                 ____________________________________________________________________

Рядом с павильонами возведен памятник замечательному баснописцу И.А.Крылову. Это первый в России памятник литератору. Он был построен на народные деньги. Постамент памятника украшают горельефы героев его басен.

  • Попробуйте найти данные о скульпторе памятника и времени его постройки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  • Внимательно присмотритесь, и вы сможете определить некоторые сюжеты его басен. Запишите названия, каких басен вы смогли увидеть._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рядом с Карпиевым прудом раньше стояла порфировая ваза, подаренная шведским королем императору Николаю I. Она была установлена в 1838 году. В 2008 году ваза неожиданно раскололась на части и долгое время находилась на реставрации.

  • Попробуйте определить место ее установки и отметить на карте.

                                         III. Ограды Летнего сада.

Проходя сегодня мимо Летнего сада, мы не задумываемся над, тем, что когда-то под нашими ногами текла Нева. Набережную построили на сваях, отвоевав у реки участок около 50 метров шириной. Именно тогда и появилась необходимость изолировать сад от проезжей части.

  • Какая ограда отделяет Летний сад от Невы? Кто ее создатели?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сколько лет потребовалось на ее создание?
  • Сколько колонн составляют эту знаменитую решетку?_______________________________________
  • Чем украшены колонны?___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем украшены ворота знаменитой решетки?____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чем украшена ограда Летнего сада со стороны Мойки?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • По проекту, какого архитектора она создана?_________________________________________________________________

  • Чем украшена решетка Летнего сада со стороны Михайловского замка?

  • Обозначьте ее на карте.

                                     IV. Летний дворец

В Летнем саду сохранилось единственное здание петровских времен – Летний дворец.. Раньше здесь находилась мыза шведского феодала, так что этот участок у берега Невы был обжитым.

  • Назовите архитектора и время постройки дворца.

  • В каком архитектурном стиле оно построено?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие архитектурные элементы об этом говорят, перечислите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Опишите украшения дворца. На какие темы они выполнены?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • У истока, какой реки расположен Летний дворец?

_______________________________________________________________________

Внутренние помещения дворца расположены анфиладой (длинным сквозным рядом комнат, обычно для дворцов, общественных зданий).

  • Как украшены внутренние покои дворца?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  • Где, во дворце находились покои Петра и его супруги с детьми?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какова внутренняя планировка обоих этажей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Самая главная вещь в покоях Петра. Что она из себя представляла?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фильм "Фонтаны Летнего сада после реставрации".

         Просто фильм. В Санкт-Петербурге после пятилетней реставрации открылся знаменитый Летний сад. Первое впечатление учителя истории - шок. 99,9 % всего, что видиш...

Азбука Летнего сада

Азбука Летнего сада может быть проведена в виде игры...

История Летнего сада.

Материал создан для 5 класса....

Лепной декор Летнего сада

Сообщение, в котором можно ознакомиться с инсторией создания Летнего сада и своеобразием его лепного декора....

Пространство Летнего сада как образовательная площадка

С появлением удобных и легких переносных ноутбуков возможности обучения принципиально меняются. Становится возможным фиксировать и сохранять результаты наблюдений непосредственно на месте события. Пон...

Экскурсия по Летнему саду.

Летний сад - это один из самых интересных дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, расположенный в самом центре города на левом берегу Невы. Место, где любили прогуляться как выдающиеся деятели к...

Методическая разработка "Историко-краеведческий квест "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее"

Главная цель историко-краеведческого квеста "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее" - формировать у учащихся познавательный интерес к изучению исторического и культурного наследия ...