Урок развития речи в 7 классе "Мы любим поселок родной..."
видеоурок по краеведению (7 класс) на тему

Шаповалова Евгения Яковлевна

Урок о том, как написать сочинение в публицистическом стиле о истории родного поселка  с использованием  фактического  материала (фото, газетные вырезки, материалы бесед и т.д.). Сообщения учеников сопровождаются показом презентации. Для проведения  необходима  предварительная подготовка - поиск материалов  по истории родного края, фотографирование достопримечательностей поселка. Урок помогает воспитывать в учениках гордость за свой поселок  и людей, создающих и развивающих его.                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы любим посёлок  родной…»

(Урок развития речи в 7 классе)

 Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся;

-учить использовать фактический материал (фото, газетные вырезки, материалы бесед и т.д.) в сочинении на публицистическую тему;

-расширять представления учащихся о формах сочинения;

-учить работать в группе для достижения оптимально высокого результата;

-заинтересовывать учащихся изучением истории родного края, воспитывать в них гордость за свой город и людей, создающих и развивающих его.                  

Оборудование:     1. Плакат, фотоэкскурсия, литература по теме

                            2. Компьютер, проектор, экран.

 

I.  Орг. момент Сегодня у нас урок развития речи. Начать урок я предлагаю с текста. Перед вами отрывок из  стихотворения о нашем посёлке. Я попрошу Мишу выразительно прочитать фрагмент, а всех остальных вдуматься в его содержание.

          Наш посёлок  совсем небольшой,

          Но мы любим его всей душой.

          Это родина наша, это наша земля,

          Здесь дорога в Россию легла.

- Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного стихотворного отрывка? (любовь к родине)

Как вы уже поняли, на сегодняшнем уроке нам предстоит подготовиться к написанию сочинения о достопримечательностях  нашего посёлка. Тема и простая, и сложная одновременно. Простая потому, что мы все жители этого посёлка, многие родились в нем и знают его как углы в собственной квартире; сложная потому, что именно о привычном и обыденном порой труднее всего писать. В сочинениях такого рода важно  ощутить в полной мере собственную причастность ко всему, что окружает тебя, что достойно гордости. То есть задача все-таки скорее трудная, чем легкая, но думаю, что, наметив на сегодняшнем уроке возможные варианты подходов к заданной теме, мы успешно с ней справимся.

II.  Записываем число, тему сегодняшнего урока.

«Мы любим посёлок родной…»

- Тема - это то, о чем должно быть написано сочинение. Но какова должна быть идея? главная мысль? Задумайтесь, почему урок назван именно так? О чем же, кроме красот природы и памятниках, может быть написана ваша работа? (о любви к природе, о людях, его жителях)  

  - А как она должна быть написана? Какой стиль речи будет более уместен, интересен для читателей? (публицистический)  

 Именно черты публицистического стиля позволят не только описать красоту и уникальность нашего края, но и выразить свою любовь к родной  земле, восхищение её жителями.

-Какие черты публицистического стиля представляются наиболее важными? (яркость, убедительность, доказательность, интонация живого общения с читателем или слушателем)

То есть нам надо не просто описать природу Печоры и её окрестностей, но и доказать - ярко, убедительно, что земля наша своеобразна,  по-своему прекрасна и уникальна.

 Готовясь к этому уроку (а подготовку мы начали неделю назад), я попросила нескольких учеников побыть в роли фотографов-экскурсоводов, историков, экологов-лириков. Каждая группа исследовала достопримечательности города со своих позиций и использовала при этом собственные методы. В итоге появились различные взгляды на то, каким может быть сочинение о родном посёлке.

И сейчас эти ученики предложат свое видение темы. Задача тех, кто сидит на рабочем месте,- слушать, смотреть внимательно, делать записи по ходу выступлений.

1) Слово предоставляется группе экскурсоводов.

Ученик - экскурсовод. Любить можно только то, что близко и дорого, то, что хорошо знаешь. Мы подумали: чтобы ясно представить достоинства любимого тобой места, полезно было бы вообразить себя в несколько непривычной роли, например, в роли экскурсовода. Тогда сочинение о достопримечательностях Изъяю и его окрестностей будет написано в форме экскурсии, а его читатели превратятся в туристов- гостей нашего гостеприимного посёлка. Цмиева Лейла и Наташа Игнатова представят вашему вниманию  вариант такой экскурсии. (Презентация «Мой посёлок»)

  Ученица: Итак, наша группа экскурсоводов предлагает написать сочинение– экскурсию, описывающую памятные места города. Мы предлагаем совершить пешеходную экскурсию по нашему посёлку    Начнём с самого главного здания- администрации посёлка. В том же здании располагается библиотека- одно из любимых мест ребятишек нашего посёлка.    Напротив - церковь Николая Чудотворца, она построена совсем недавно. Огромный вклад в её строительство внесла Шапошникова Галина Васильевна. Мы желаем её доброго  здоровья! Церковь стала настоящим украшением Изъяю. Сюда приходят и приезжают люди из всех окрестных посёлков.    Церковь находится на территории парка «Мечта», который разбили и ухаживали за ним ученики нашей школы. Здесь же находится памятник погибшим при исполнении своего долга воинам: лейтенанту Берберову, капитану Панову, солдату Захарову.  На митинг 9 Мая собирается всё население посёлка, а школьники возлагают гирлянды и цветы. (….)  

     Завершить нашу экскурсию мы хотим у самого «молодого» здания – детского садика.

- Доказали ли экскурсоводы, что можно написать о посёлке  в форме сочинения-экскурсии? Есть ли у вас вопросы?    Запись в тетрадях (проецируется на экран).

Сочинение-экскурсия (выбор достопримечательностей: наш посёлок,  библиотека, клуб «Досуг», школа, детсад, парк «Мечта», самое главное…)

2) А теперь слово предоставляется историку:

Ученик:  История- наука, привыкшая иметь дело со свидетельствами, с документами. Поэтому мы предлагаем вариант написания сочинения о истории поселка.

- Города - как люди. Обладают собственным лицом, биографией.  Некоторые из них имеют визитные карточки. Для людей, приезжающих в наш посёлок, такой визитной карточкой стало здание вокзала. (рассказ о строительстве дороги и моста через Печору)    

 Презентация «История посёлка»

- Давайте запишем итог работы наших историков. (Запись на в тетрадях учащихся)  Сочинение – исследование

План.

1. Вступление. Самое главное здание – вокзал и станция.

2. История ж/д и моста.

   а) строительство ж/д, время открытия

     б) строительство.

4.Заключение. Жизнь в нашем посёлке.

- Если кто-то остановится на этой форме сочинения, то вполне можно обратиться к материалам нашей презентации, к документам, только это сделать придется после уроков.

3) Теперь слово предоставляется лирикам-экологам.

Ученица. Начать рассказ о печорской  природе можно и сухими строчками статьи из «Энциклопедии»: Печора- одна из самых многоводных рек Европы и России. Исток лежит на Сев. Урале на высоте 675 м. Вначале небольшая горная река с многочисленными порогами. До слияния с р. Илыч течёт в узкой, глубокой (70–80 м) долине; изобилует порогами. Ниже – водность П. удваивается, русло расширяется. Ниже впадения р. Кожва ширина достигает 1200 м, а после слияния с р. Уса 1500 м; правый берег высокий (50–60 м), левый – низкий. После слияния с р.Сула начинается дельта, которая

расширяется до 30 км и далее переходит в Печорскую губу Баренцева моря.. Основное  питание – талые снеговые воды. Высокое весеннее половодье (май – начало июля) с подъёмом уровня воды до 10–12, в отдельные годы до 15 м. Возможны летние и осенние дождевые паводки. Зимой река маловодна. Ледостав – 5,5–6,0 месяцев. Морские суда поднимаются до г. Нарьян-Мар (110 км от устья), продолжительность морской навигации 110 дней. В водах П. около 30 видов ценных промысловых рыб: сёмга, сиг, чир. На малых уральских реках басс. П. нерестилища лососёвых.

Кожва, Большая Кожва, река в РК, левый приток Печоры. Длина 194 км, площадь бассейна 9560 км2. Течёт среди заболоченных хвойных лесов. Питание преимущественно снеговое. Замерзает в конце октября—начале ноября, вскрывается в конце апреля—середине мая. Притоки: слева — Луза, справа — Чикшина.  Когда затрещит лед на Печоре и начнется ледоход, все стараются съездить и посмотреть на реку   Наша река неповторима в любое время года, но весна- это время ее расцвета              .                                                                   (Презентация №3 («Родная земля»)

 - Давайте запишем итог работы лириков-экологов.

Запись в тетрадях: Сочинение-эссе «Родная земля»

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Темы могут быть такие:

Ледоход на Печоре (Кожве).     В наших лесах.

 Реки и озера нашей  земли.     Времена года. Изъяю.

III. Мы прослушали сообщения, подготовленные учениками.  Как вы думаете, возможно ли было подготовить больше материала? (да, конечно) Возможно ли было расширить предмет поиска? (да)                                                                

IV. Сочинение – очерк.   Очерк - небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни. Можно написать о людях нашего поселка, о своей школьной жизни, об интересных событиях.

Итак, подведем итоги.      

Сочинение – экскурсия или исторический экскурс, описание многих достопримечательностей или одного памятника, исследовательская работа или очерк- все в ваших руках. Важно, чтобы тема стала вам близка; форма сочинения, выбранная вами, нравилась вам; а главное, чтобы вы знали, что вам есть о чем поведать читателям вашей работы, что вы можете рассказать людям то, о чем они не знали.    

Закончим урок, как и начинали, стихами:                      

               Мы любим посёлок родной

               Над Каменкой нашей рекой.

               И нет ничего нам дороже.

               Мы память о нём сбережем.  

               Живи ты в веках и во славу,  

               Расти, хорошей, расцветай!  

V. Домашнее задание: написать черновик сочинения «Мы любим посёлок родной…».

 Материал для историков

 11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Кожвинский район с центром в селе Усть-Кожва.  Он  охватывал территорию в 60,5 тысяч квадратных километров, от р. Печора до Воркуты.  Свободного населения по переписи 1939 года насчитывалось 9,8 тысяч человек. Основной рабочей силой на строительстве  объектов были заключённые и спецпереселенцы системы ГУЛАГа НКВД СССР.

      В Кожвинском районе работала Усть-Войская (Печорская) фабрика — единственное в Советском Союзе предприятие  по изготовлению точильных камней из естественных песчаников, шло строительство шахт Воркуты и Инты, Северо-Печорской железнодорожной магистрали, Кожвинского речного порта… Кожвинский промышленно-транспортный комплекс, состоящий из моста через реку Печору, железнодорожной станции, локомотивного депо, лесокомбината, снабженческих баз, пересыльного пункта, лазаретов и других промышленных и лагерных объектов, находящихся на территории будущего города Печора, имел решающее значение для введения в строй железной дороги Котлас – Воркута. Строительство Северо-Печорской магистрали вызвало увеличение грузоперевозок Печорским речным пароходством. Ещё в 1938 году под сооружение комплекса предприятий водного узла (речной порт, судоремонтный завод, судостроительная верфь и посёлок при них) в районе Усть-Кожвы была выбрана площадка с прилегающей к ней акваторией у Канина острова. В 1940 году был организован причал Канин Нос, а в марте 1942 года – Кожвинский (Печорский) речной порт.

      В декабре 1940 года на станцию Кожва прибыл первый пассажирский поезд из Котласа, а в конце декабря 1941 года — первый эшелон с воркутинским углём и подарками для бойцов Красной Армии. С этого момента движение поездов по Северо-Печорской железнодорожной магистрали не останавливалось.

Гитлер делал ставку на Коми

Фашистское командование готовило 50-тысячный корпус, чтобы открыть второй фронт на территории Коми АССР. Для начала фюрер приказал высадить в районе Печоры диверсионную группу…

     Белой июньской ночью 1943 года неподалеку от печорского поселка Кожва высадился фашистский десант. 12 диверсантов имели задание выдвинуться к железнодорожному мосту через Печору и взорвать его. Это привело бы к длительному параличу железной дороги, снабжавшей осажденный Ленинград воркутинским и интинским углем.

      Высадка завершилась успешно. Все 12 парашютистов, бывших советских военнопленных, вовремя собрались в условленном месте. Правда, возникла одна техническая проблема: отыскать сброшенную на парашюте динамо-машину для рации десантники не смогли. Потому в условленный срок группа на связь с командованием не вышла. А затем случилось и вовсе непредвиденное. Два десантника – Одинцов и Доронин – покинули группу и сообщили сотрудникам НКВД о готовящейся операции. Поднятые по тревоге охранники одного из печорских лагерей вышли в район высадки, окружили диверсантов и под угрозой уничтожения заставили их сдаться. Операция прошла почти бескровно. Лишь в первые минуты столкновения фашисты оказали сопротивление, в ходе которого вохровцы уничтожили двоих диверсантов.

Такой многие десятилетия была официальная точка зрения на события, развернувшиеся в печорской тайге в ночь с 5 на 6 июня 1943 года. Этот крохотный эпизод Великой войны занял свое место в истории лишь потому, что печорский десант стал единственным случаем, когда немцы дошли до Урала, оказались за тысячи километров от линии фронта.

ЗАДАЧА – «ВЗОРВАТЬ» ГУЛАГ

Но истинную цель десанта и масштабы готовящейся немцами операции на Печоре в советские времена никто не решался называть. По одной только причине – Республика Коми в те годы была «засекреченным» объектом. С первых дней организации в СССР ГУЛАГа, территория Европейского Севера России стала основным районом дислокации лагерных подразделений. К 1941 году в республике насчитывалось свыше 249 тысяч заключенных. За годы войны из лагерей Коми в штрафные роты было мобилизовано больше солдат, чем все тогдашнее население республики, включая стариков и младенцев.

Печорский десант получил задание взорвать не столько мост, сколько лагеря, попытаться поднять в них восстание, открыть, по сути дела, второй фронт в глубоком тылу советских войск. Если оценивать произошедшее на Печоре с таких позиций, крохотный эпизод войны приобретает огромное значение. То, какое придавало десанту командование вермахта, искавшее после поражения под Сталинградом любую возможность переломить ход войны.

УДАР В СПИНУ

Среди тех, кто уже в послевоенные годы не поверил в официальную версию печорского десанта, была молоденькая учительница из Ухты Валентина Пашинина. Правда, для сомнений у нее были личные причины. Проводником диверсантов был ее учитель – Андрей Гаевич Доронин, очень известный и уважаемый в городе человек. С самого начала Валентина Семеновна не сомневалась в том, что ее учитель не мог стать предателем.

  Вот почему она начала собирать архивные материалы о нем и о печорском десанте. Получив в последнее десятилетие доступ к засекреченным прежде архивам НКВД, Пашинина сумела найти факты, которые позволяют иначе взглянуть на июньские события 1943-го. Сейчас, накануне 60-летия Победы, рукопись книги о печорском десанте полностью завершена. Но денег на ее издание нет, и рукопись пылится в Коми книжном издательстве.

Ключом к пониманию событий июня 1943 года для Пашининой стали записки парижского историка, русского эмигранта Николая Рутыча, оказавшегося в 1944 году в одной камере фашистского лагеря Заксенхаузен с бывшим генерал-майором пограничных войск НКВД Иваном Бессоновым. На волне большого террора 1937-1938 гг. Бессонов достиг в СССР высоких должностей и был даже одно время заместителем Фриновского, когда тот стал правой рукой Ежова.

 Во время финских неудач Бессонов впал в немилость у Берии. Но ему повезло. Его не расстреляли, а перевели в армию. В начале войны, будучи командиром 102-й стрелковой дивизии, Бессонов попал в плен к немцам под Гомелем. Он предложил немецкому командованию план организации восстания в советском тылу. Отлично зная систему ГУЛАГа, Бессонов высказал идею высадки воздушного десанта в районе Усть-Печорских лагерей. Даже небольшого толчка, считал бывший энкавэдэшник, достаточно, чтобы вспыхнул огонь восстания. Уж он-то знал, в каких нечеловеческих условиях содержатся политзеки...

  Сыктывкарский историк Михаил Рогачев в своей работе «Исправительно-трудовые лагеря Коми АССР в 1941-1945 годах» приводит такие сведения о первых военных годах в системе ГУЛАГа: «Прекращение освобождения заключенных, аресты, неудачи на фронте вели к нарастанию тревоги среди «лагерного населения». Опасение начала новых репрессий было всеобщим (в лагерях хорошо помнили о совсем недавних массовых расстрелах 1938 г.). Опасались также, и не без основания, что питание станет еще хуже, что «придется умирать от голода».

Актом отчаяния обитателей Коми лагерей можно считать восстание заключенных лагпункта Лесорейд в январе 1942 г. (готовилось с сентября 1941 г.) – первое вооруженное восстание в советских лагерях. Восставшие надеялись на поддержку заключенных других лагерей, что дало бы возможность достигнуть конечной цели – прорваться на фронт. На короткое время им даже удалось захватить районный центр – с. Усть-Усу. Но шансов на удачный исход у них не было. При подавлении восстания с обеих сторон погиб 81 человек».

Несомненно, сведения о ситуации в лагерях имели и немцы. План генерала Бессонова был поддержан командованием вермахта. В засекреченных разведцентрах в районе Бреславля было начато формирование бригады из трех усиленных батальонов. Добровольцев из военнопленных набирал частично сам Бессонов; ему помогали офицеры разгромленного в Прибалтике 3-го танкового корпуса. Было даже написано воззвание к заключенным на Воркуте.

50 тысяч парашютистов должны были высадиться в Коми, чтобы «ударить большевиков в спину». Таким образом, фюрер намеревался упредить союзников по антигитлеровской коалиции, готовивших десант в Нормандии (это произошло лишь спустя год, в июне 1944-го), и с помощью узников ГУЛАГа открыть второй фронт на территории Коми АССР.

Но затем немцы вдруг охладели к плану русского генерала забросить на Печору 50-тысячный десант и создать здесь «освободительную армию». Николай Рутыч считает, что причина этого – боязнь Гитлера «иметь дело с независимой русской силой, да еще где-то под Уралом, то есть вне какого-либо контроля». Но, скорее всего, переоценка состоялась именно после неудачи печорского десанта. Таким образом, судьба 12 военнопленных, сброшенных у безвестного коми поселка, повлияла на дальнейший ход войны.

НА ФЕРМЕ НКВД

Как показали исследования Валентины Пашининой, изучавшей личное дело проводника диверсионной группы Андрея Доронина, план сдаться сразу после высадки у наших военнопленных созрел еще в центре подготовки, на германской территории. Вот что написал Андрей Гаевич жене, находясь под арестом в Кожве: «Здравствуй, дорогая Нинусь! Прервалась наша связь, потому что я попал в плен и был у немцев. Пришлось испытать все гнусности от немецких гадов, голодал, меня били и прочее. В общем, тяжело вспоминать. Тебе, безусловно, странно, почему и как я попал прямо в Коми, наверно, не разобравшись, будешь презирать. Дело вот в чем: немцы сбросили сюда группу десанта для диверсионной работы. Мы прыгнули на парашютах, убили руководителя группы. Вся группа сдалась без боя, как договорились раньше, сдали все оружие, сами пришли в распоряжение НКВД, пусть разбирают и оценивают наш поступок…»

Почти сразу после приземления и сбора группы в условленном месте один из десантников по условному сигналу застрелил командира группы Николаева. Доронин и радист группы Одинцов отправились на поиски представителей власти, которым они хотели сдаться. На ферме НКВД «Развилка» Одинцов и Доронин убедились, что о высадившемся десанте никто из охранников лагеря даже не подозревал. Вот что рассказала следователям медсестра М. Андриенко, находившаяся в тот день на таежной ферме: «Дежурный по лагерю стрелок Сухинин спал, винтовка стояла рядом, дверь дежурки была открыта. Десантники разбудили дежурного. Сухинин принял их за начальство и стал оправдываться. Позвонить по телефону о прибывших начальнику лагеря он тоже не решился. Они (Доронин и Одинцов) позвонили Лазареву сами. Лазарев, конечно, тоже спал...»

Вскоре спешно собранное из стрелков ВОХРа подразделение двинулось в тайгу. Доронина и Одинцова предупредили – если десантники начнут сопротивляться, их расстреляют на месте. При подходе к условленному месту командир Лазарев направил одного бойца в разведку. Его и заметил дозорный десантников, выстрелив из автомата в воздух. Это был условный сигнал для остальных – выходить из лесу без оружия. Доронин еще на ферме предупредил об этом охранников. Но, то ли не разобравшись, то ли перенервничав, разведчик стал стрелять в десантников на поражение и уложил двух человек. Остальные вышли с поднятыми руками.

Так закончилась ликвидация печорского десанта. Но картина событий была бы не полной, если бы Пашининой не удалось найти в материалах следствия документов о том, что произошло дальше. А дальше было интересно...

Сотрудники НКВД растащили личные вещи, вооружение и снаряжение диверсионной группы. Помимо оружия в их руки попали немалые запасы сала, шоколада, рома и спирта. Празднование победителей на ферме «Развилка» перетекло в дикую пьянку, в которой участвовали прибывшие из Сыктывкара высокие чины республиканской госбезопасности. Тогда же были составлены рапорты об «операции по ликвидации десанта», о перестрелке и преследовании диверсантов. Кстати, на «операцию» сотрудники НКВД списали аж три тысячи патронов!

Увы, это и стало причиной неудачи советской контрразведки, попытавшейся начать с гитлеровцами радиоигру. Участвовать в ней согласился радист группы Одинцов, почерк которого хорошо знали за линией фронта. Он передал вермахту сообщение о том, что высадка произошла успешно, группа готова к выполнению задания и ждет прибытия нового, уже масштабного десанта. Для него якобы подготовлена площадка в лесу у лагеря Веселый Кут (в 30 км от Ухты). Немцы ответили на это сообщение просьбой срочно передать координаты места высадки по карте, которая была    у десантников. Московские чекисты срочно затребовали карту у сыктывкарских коллег. Те заявили – карты нет. Пьяные мародеры, судя по всему, просто… потеряли эту необходимую для радиоигры карту.

Вот тогда из центра и прибыла комиссия, которой было поручено исследовать все обстоятельства «ликвидации» десанта. Из имущества абверовской группы комиссия сумела найти лишь… три банки из-под лимонной кислоты и два носовых платка. И это все! Шоколад, деньги, фотоаппараты, часы, а главное карта, отобранная у десантников, бесследно исчезли. Тогда же стало известно и о многодневной пьянке по случаю «ликвидации», и о том, что версия о геройском поведении вохровцев в деле ликвидации диверсионной группы, мягко говоря, преувеличена...

Истинными героями, совершившими подвиг, в чем-то схожий с подвигом Ивана Сусанина, оказались проводник Доронин и радист Одинцов, рисковавшие жизнью и в немецком лагере, когда готовили сдачу группы, беседуя с каждым десантником и ежеминутно подвергаясь опасности нарваться на агента гестапо. Рисковали они и на советской территории, когда стали фактически заложниками любого случайного выстрела. Их роль в какой-то степени оценило и советское командование. «Немецкие диверсанты» не были расстреляны, не попали в лагерь. И Доронин, и Одинцов пережили войну.

Им сохранили жизнь, но и только. Ни о каких почестях и наградах речи не шло. Так, может быть, именно сейчас, накануне 60-летия Победы, настало время воздать должное этим мужественным людям? Пора рассказать всю правду и опубликовать книгу об этом незамеченном подвиге.

Владимир ФЕДОРОВ.   /11.11.2004/

Строительство моста было признано ударной стройкой, так как именно оно могло обеспечить бесперебойную перевозку воркутинского угля в осажденный Ленинград.                                            

Весь объем сложнейших работ по возведению моста лег на плечи заключенных Печорлага. Весной и летом 1942 года на этом стратегическом объекте удалось поработать и Менахему Бегину, ставшему впоследствии премьер-министром Израиля.

По словам научного сотрудника Печорского историко-краеведческого музея Т.Афанасьевой,  у них собран большой материал, который и лег в основу нового экскурсионного маршрута. Туристам, в частности, было интересно узнать, что до 50-х годов мост большей частью был                в деревянном исполнении. Из дерева на первом промышленном предприятии Печоры – лесокомбинате – были изготовлены и гигантские фермы Гау, названные по фамилии первого изобретателя этих сооружений – американского инженера. Уже позже эти конструкции заменили на металлические.

В 60-е годы была размонтирована и одна лишняя опора моста. Этому предшествовала авария, когда проходивший по реке пароход врезался в эту опору, не обошлось и без человеческих жертв. Рядом с основным мостом к 1942 году был сооружен и временный деревянный мост. Даже сейчас, проезжая на поезде по мосту в тихий солнечный день, можно видеть просвечивающие в воде огромные деревянные сваи – все, что осталось от разобранного рабочего моста. В 60-е годы мост принял нынешний вид.

Печорский мост с самого ввода в строй был признан стратегическим объектом. Взорвать его намеревался фашистский десант, выброшенный в этом районе в самый разгар войны. Долгие годы мост охранялся. Потом охрана была снята. Патрулирование моста возобновилось после дерзкого побега группы заключенных уже в наши дни, когда Печорский мост стал местом операции по поимке сбежавших уголовников. Сейчас к мосту с обоих берегов Печоры доступ для пешеходов закрыт.


 

Фотоэкскурсия по посёлку Изъяю.

Ученик - экскурсовод. Любить можно только то, что близко и дорого, то, что хорошо знаешь. Мы подумали: чтобы ясно представить достоинства любимого тобой места, полезно было бы вообразить себя в несколько непривычной роли, например, в роли экскурсовода. Тогда сочинение о достопримечательностях Изъяю и его окрестностей будет написано в форме экскурсии, а его читатели превратятся в туристов- гостей нашего гостеприимного посёлка.

Ученица: Итак, наша группа экскурсоводов предлагает написать сочинение– экскурсию, описывающую если не все, то многие достойные внимания памятные места города.

Мы предлагаем совершить пешеходную экскурсию по нашему посёлку

Начнём с самого главного здания- администрации посёлка. В том же здании располагается библиотека- одно из любимых мест ребятишек нашего посёлка.

Напротив - церковь Николая Чудотворца, она построена совсем недавно. Огромный вклад в её строительство внесла Шапошникова Галина Васильевна. Доброго ей здоровья! Церковь стала настоящим украшением Изъяю. Сюда приходят и приезжают люди из всех окрестных посёлков.

Церковь находится на территории парка «Мечта», который разбили и ухаживали за ним ученики нашей школы. Здесь же находится памятник погибшим при исполнении своего долга: лейтенанту Берберову, Капитану Панову, солдату Захарову.  На митинг 9 мая собирается все население посёлка, а школьники возлагают гирлянды и цветы. (….)

 Завершить нашу экскурсию мы хотим у самого «молодого» здания – детского садика.

 Ученик:  История - наука, привыкшая иметь дело со свидетельствами, документальными источниками. Поэтому мы предлагаем вариант написания сочинения о истории поселка.

- Города - как люди. Они обладают собственным лицом, биографией.  Некоторые из них имеют визитные карточки. Для людей, приезжающих в наш посёлок, такой визитной карточкой стало здание вокзала. (рассказ о строительстве дороги и моста через Печору)                       Презентация «История посёлка»

Ученик. Начать рассказ о печорской  природе можно и сухими строчками статьи из «Энциклопедии»: Печора - одна из самых многоводных рек Европы и России. Исток лежит на Сев. Урале на высоте 675 м. Вначале небольшая горная река с многочисленными порогами. До слияния с р. Илыч течёт в узкой, глубокой (70–80 м) долине; изобилует порогами. Ниже – водность П. удваивается, русло расширяется. Ниже впадения р. Кожва ширина достигает 1200 м, а после слияния с р. Уса 1500 м; правый берег высокий (50–60 м), левый – низкий. После слияния с р. Сула начинается дельта, которая постепенно расширяется до 30 км и далее переходит в Печорскую губу Баренцева моря.. Основное  питание – талые снеговые воды. Высокое весеннее половодье (май – начало июля) с подъёмом уровня воды до 10–12, в отдельные годы до 15 м. Возможны летние и осенние дождевые паводки. Зимой река маловодна. Ледостав – 5,5–6,0 месяцев. Морские суда поднимаются до г. Нарьян-Мар (110 км от устья), продолжительность морской навигации 110 дней. В водах П. около 30 видов ценных промысловых рыб: сёмга, сиг, чир, пеламида и др. На малых уральских реках басс. П. нерестилища лососёвых.

Кожва, Большая Кожва, Кожва, река в Коми АССР, левый приток Печоры. Длина 194 км, площадь бассейна 9560 км2. Течёт среди заболоченных хвойных лесов. Питание преимущественно снеговое. Замерзает в конце октября—начале ноября, вскрывается в конце апреля—середине мая. Притоки: слева —р. Луза, справа — р. Чикшина.

Когда затрещит лед на Печоре и начнется ледоход, все стараются съездить и посмотреть на реку.

Наша красавица-река неповторима в любое время года, но весна- это время ее расцвета.

                                     Презентация «Природа родного края»

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посёлок Изъяю (раньше станция Кожва) находится на одинаковом расстоянии от реки Кожва и от реки Печора. Почему же посёлок раньше назывался Кожвой? Наверное, по названию деревни Усть-Кожва, которая была районным центром огромного Кожвинского района, занимавшего территорию от Зеленоборска до Воркуты. Деревня Усть-Кожва, основанная коми-ижемцами, впервые упомянута в 1795 году. В переводе с коми языка «Кожва» - «река, протекающая по камням». История нашего посёлка

Слайд 2

11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Кожвинский район с центром в селе Усть-Кожва. Он охватывал территорию в 60,5 тысяч квадратных километров, от р. Печора до Воркуты. Свободного населения по переписи 1939 года насчитывалось 9,8 тысяч человек. Основной рабочей силой на строительстве объектов были заключённые и спецпереселенцы системы ГУЛАГа НКВД СССР. Заключенные Северного железнодорожного ИТЛ НКВД на строительстве железной дороги Котлас–Кожва. Фото 1940 года.

Слайд 3

О периоде начала строительства писал впоследствии начальник «Печорстроя» Василий Арсентьевич Барабанов: «Пионеры этой стройки привезли с собой всё, начиная от инструмента и кончая деревянной ложкой. Здесь никто и ничего им не приготовил. Они сами должны были перетащить на себе инструменты и оборудование, предметы хозяйственного обихода. Надо было начинать с того, чтобы соорудить себе какое-то укрытие от дождя и снега, какие-то приспособления для того, чтобы выпечь хлеб и приготовить пищу». Строили землянки, бараки. Некоторые строения тех лет сохранились до наших дней.

Слайд 4

Вся работа на строительстве дороги велась вручную, киркой и лопатой

Слайд 5

Кожвинский промышленно-транспортный комплекс, состоящий из моста через реку Печору, железнодорожной станции, локомотивного депо, лесокомбината, снабженческих баз, пересыльного пункта, лазаретов и других промышленных и лагерных объектов, находящихся на территории будущего города Печора, имел решающее значение для введения в строй железной дороги Котлас – Воркута. Посёлок в 1940 году

Слайд 6

Движение поездов до станции Чибъю (Ухта) было открыто 6 ноября 1939 г., а 25 декабря 1940 г. на станцию Кожва прибыл первый поезд из Котласа. В конце декабря 1941 года — первый эшелон с воркутинским углём и подарками для бойцов Красной Армии. Участок пути Котлас – Кожва имел протяженность 728 км. Уже в 1941 году по этой дороге была перевезена 381 тысяча вагонов с различными грузами для дальнейшей стройки. И всё это выгружалось здесь, на нашей станции. С этого момента движение поездов по Северо-Печорской железнодорожной магистрали не останавливалось.

Слайд 7

Почему же только до нашей станции была построена дорога? Потому что препятствием стала река Печора. Через неё зимой 1940-41 гг. был построен временный деревянный мост. На самом северном участке рельсы укладывались прямо на землю, сцементированную зимней стужей. Через малые реки были устроены ледяные переправы.

Слайд 8

Белой июньской ночью 1943 года неподалеку от печорского поселка Кожва высадился фашистский десант. 12 диверсантов имели задание выдвинуться к железнодорожному мосту через Печору и взорвать его. Это привело бы к длительному параличу железной дороги, снабжавшей осажденный Ленинград воркутинским и интинским углем. Высадка завершилась успешно. Все 12 парашютистов, бывших советских военнопленных, вовремя собрались в условленном месте. Правда, возникла одна техническая проблема: отыскать сброшенную на парашюте динамо-машину для рации десантники не смогли. Потому в условленный срок группа на связь с командованием не вышла. А затем случилось и вовсе непредвиденное. Два десантника – Одинцов и Доронин – покинули группу и сообщили сотрудникам НКВД о готовящейся операции. Поднятые по тревоге охранники одного из печорских лагерей вышли в район высадки, окружили диверсантов и под угрозой уничтожения заставили их сдаться. Операция прошла почти бескровно. Лишь в первые минуты столкновения фашисты оказали сопротивление, и двое из них были уничтожены.

Слайд 9

Перед десантом были доставлены и другие опасные задачи. Одна из них — подготовить площадку для приема огромного вооруженного десанта, который мог бы освободить заключенных из многочисленных лагерей НКВД, расположенных в этом районе, вооружить их и поднять восстание против Советской власти, открыв новый фронт в тылу на севере страны. О масштабах и целях задуманного фашистами можно судить и по экипировке десантников оружием, боеприпасами, снаряжением. Десантники были сброшены на 34 парашютах. Оружия целый арсенал: 12 автоматов, столько же парабеллумов, 48 наганов, 5 пистолетов, ручной пулемет, ротный миномет, 10 000 патронов, около 300 килограммов взрывчатки в шашках, подрывные батареи, бикфордов шнур, запалы, капсюли, гранаты и мины. На парашютах было сброшено и снаряжение: радиостанция с динамо-машиной, ракетницы, бинокли, саперные лопаты, фонари, топоры, пилы, валенки, унты, полушубки, плащ-палатки, аптека с хирургическими инструментами и даже накомарники. Запасы продовольствия были рассчитаны на обеспечение десантников в течение месяца. Участники десанта 11 человек сдались, двенадцатого – настоящего предателя – они арестовали сами. Планы фашистов провалились. К сожалению, участников Печорского десанта многие годы считали предателями Родины, давшими согласие на сотрудничество с врагом. Однако в сложное, трудное для страны время одиннадцать военнослужащих нашей армии, по случаю обстоятельств попавшие в плен, предотвратили самый крупный диверсионный план и не дали возможности гитлеровцам начать «малую войну» в глубоком тылу. Поэтому эти воины имеют право на память.

Слайд 10

Железнодорожный вокзал на станции Кожва, построенный в 1940-е гг.

Слайд 11

В посёлке все дома и учреждения были деревянными, барачного типа. Жители работали на железной дороге и в железнодорожных организациях, но содержали и большое подсобное хозяйство. В 1950-х годах, например, было стадо коров и стадо коз. Было в хозяйствах и несколько лошадей. Кожвинцы, живущие ближе к реке, держали гусей и уток.

Слайд 12

1950-е годы. Станционные рабочие, кассиры, стрелочники, дежурные. В центре – Иван Гаврилович Овсянников – первый начальник станции Кожва.

Слайд 13

Учащиеся начальной школы № 53 станции Кожва с учительницей Юлией Александровной Пестовой (Волковой)

Слайд 14

Стрелки переводились вручную, фонари заправлялись керосином. Сигналы для отправления или остановки паровозов подавались гудком рожка и флажками. Профессия стрелочника была ответственной, тяжёлой и почётной. На фотографии – Надежда Меркурьевна Ляпина – жительница нашего посёлка.

Слайд 15

В настоящее время работа стрелочных переводов автоматизирована. На фотографии – Борис Николаевич Ляпин, дежурный станции Кожва, - за диспетчерским пунктом.

Слайд 16

В 1975 году на станцию Кожва прибыл строительно-монтажный поезд №234 для строительства вторых железнодорожных путей. Кроме того, СМП-234 построил в посёлке кирпичные двух- и пятиэтажные дома, школу, два детских сада, торговый центр и другие здания. Кожвинский щебёночный завод, построенный СМП-234 в 1978 году, производил щебень для отсыпки железной дороги.

Слайд 17

Сочинение – исследование Примерный план. 1. Вступление. Самое главное здание – вокзал и станция. 2. История ж/д и моста. а)строительство ж/д, время открытия б) строительство моста через реку Печора в) десант на Печорский мост. 4.Заключение. Жизнь памятника в нашем посёлке.

Слайд 18

Дома: написать сочинение «Мы любим посёлок родной…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш посёлок совсем небольшой. Но мы любим его всей душой. Это родина наша, это наша земля, Навсегда нам она дорога.

Слайд 2

РОДНОЙ ПОСЁЛОК ИЗЪЯЮ Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Пословица

Слайд 3

Здание администрации посёлка Экскурсия по посёлку Изъяю

Слайд 7

Самое главное, ради чего существует наш посёлок,- это железная дорога.

Слайд 9

Сочинение-экскурсия (выбор достопримечательностей по вкусу) Наш посёлок Библиотека Клуб «Досуг» Наша школа Парк «Мечта» Самое главное…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....

Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи.

Речь в нашем доме, слова, обращённые к ребёнку и остальным членам семьи – какие они? Родная речь для ребёнка – эта та речь, которая чаще всего звучит в его родном доме. Это – речь его родителей, его р...

Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.

Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края....

"Юрта-великий дар предков" (урок развития речи в 6 классе по родной литературе)

"Юрта-великий дар предков" (урок развития речи в 6 классе по родной литературе)...