Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ванюкова Валентина Васильевна

Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse_.odt16.36 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок развития речи, проведенный в 6 классе.

                       Тема урока: « Природа родного края».

Форма проведения:

 заочная экскурсия в Ставропольский лес.

Цель обучения:        

продолжить совершенствовать устную и письменную речь учащихся в ходе подготовки к сочинению.  

 Задачи урока: овладение коммуникативной культурой; формирование умений создавать различные виды текста; расширение знаний об окружающем мире; знакомство с историей родного края;

 Планируемые результаты формирования УУД:  

 Личностные:  

-- умение передавать свои мысли в устной и письменной форме  

– развивать чувство любви к родной природе

 Регулятивные:  

работать по плану решения учебной проблемы совместно с       учителем

– уметь определять уровень собственной успешности

Познавательные: 

– строить рассуждение, составлять повествование, уметь делать описание

– извлекать информацию и преобразовывать ее в текст

Коммуникативные: 

излагать свои мысли убедительно, грамотно и последовательно

– совершенствовать уровень речевого развития     

                                            Ход урока :

Я обращаюсь к детям с предложением : вспомнить наименьшие единицы языка, из которых состоит текст. Затем сообщаю им цель нашего урока. Объясняю, что материал для написания сочинения мы должны собрать в ходе сегодняшней экскурсии в ближайший лес. Для этого предлагаю в самом начале нашего пути распределиться по группам. Чтобы инициировать процесс обучения, предлагаю каждой группе выбрать определенную профессию. Были выбраны журналисты, экологи, художники и писатели. В ходе экскурсии каждая группа будет собирать материалы к сочинению и составлять свои заметки , используя различные типы речи.  Перед тем, как идти (условно) на экскурсию предлагаю взять с собой корзину.  

Спрашиваю у своих шестиклассников о том, что можно принести с собой в этой корзине. Конечно, они отвечают : « Грибы, ягоды, еловые шишки». И здесь я предлагаю наполнить нашу корзину различными средствами языка. Вспоминаем , что есть эпитеты, метафоры, сравнения — все то, что помогает развитию речи. Берем корзину и отправляемся в лес.

Первый привал. Демонстрация слайдов. Лес. Тропинка. Уютные места.  Комсомольское озеро. Место отдыха горожан. Экологи наших групп рассказали о том, как меняют воду в этом водоеме, как запускают мальков, а в этом году привезли даже белого амура. Вступают в разговор защитники природы. Звучит история о том, как вымирают черепахи, если люди плохо относятся к охране водных ресурсов. Дети комментируют, составляют словосочетания и предложения.  

 Второй привал. Демонстрация слайдов. Лес осенью. Лес зимой. Окрестности Ставрополя. Художники делают зарисовки. Поэты и писатели составляют тексты. Выступают со своими наработками.

 Третий привал. На отдельном слайде стихотворение И.А. Бунина « Лес, точно терем расписной». Здесь я предлагаю ученикам найти средства языка и (образно) сложить их в корзину. В качестве макета даю картонные рисунки: грибы, шишки и другие символы леса. На обратной стороне рисунка дети напишут примеры метафор, сравнений и др. В ходе анализа стихотворного текста корзина наполняется чудесными средствами языка.  

Приближаемся к Холодному роднику. На доске слайд с фотографией знаменитого писателя - краеведа Германа Алексеевича Беликова . Читаю детям отрывок из его книги. Родники Ставрополья. После этого выступают журналисты . Они делаю репортаж о сегодняшнем дне.

 

Наш урок подходит к концу. В плане занимательных случаев на уроке вдруг открывается дверь. Входит лесник (переодетый старшеклассник) и очень строгим голосом говорит, что сегодня в лесу потоптали много травы, рубили деревья и даже подожгли костер. « Но это были не мы», - ответили дети. И предложили помочь лесничеству. Тут же нарисовали листовки-плакаты с предложением: траву не топтать, деревья не рубить, птиц и зверей не обижать и бережно относиться ко всему живому: Не губите землю, не губите жаворонка в голубом зените! Как призыв ко всем людям прозвучали эти слова.

Проверяю уровень успешности своих учеников. Что понравилось вам в уроке? Что получилось лично у тебя? Как будете писать сочинение и какие средства языка помогут вам? Достаем содержимое нашей корзины. « А если словарного запаса будет недостаточно?»- спрашиваю я. « Нужно обратиться к словарям,»- отвечают дети.  Вспоминаем авторов словарей. Подводим итоги. Домашнее задание: используя материалы сегодняшнего урока, написать сочинение. Дети сами предлагают такие темы: «Загадки старого леса», «История Комсомольского озера», «Я расскажу о профессии лесника» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на тему "Природа и мы"

Данную работу можно использовать на уроках русской литературы в 6-7 классах и во внеклассной работе по предмету....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи на тему: "Бережное отношение к природе"

Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Урок развития речи....

Конспект урока развития речи по теме: «Природа в музыке, поэзии, живописи»

Тема: Как ты степенна, величава, моя заснеженная Русь!Цели:Образовательная цель: Познакомиться с произведениями искусства, изображающими русскую природу: живопись, поэзия, музыка.Коррекционно-развиваю...