Конспект урока развития речи на тему: "Бережное отношение к природе"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Портненко Елена Владимировна

Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Урок развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Р.р. Подготовка к контрольному сочинению о бережном отношении к природе».

Цели: Образовательные:

  • обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
  • обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
  • расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;
  • воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
  • привитие культуры общения;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание учащихся гражданами своей малой родины.

Эпиграф к уроку

Природа всё учла и взвесила –

Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

 Ход урока

Здравствуйте, садитесь.  Сегодня у нас с вами урок развития речи.

……., прочитай эпиграф, записанный на доске. О чем говорится в этих строках?

Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

Да, действительно, нам нужно будет сегодня подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему: «Бережное отношение к природе».

Послушайте небольшой рассказ Юрия Коваля «Бабочка», постарайтесь ответить на вопрос, какую проблему поднимает автор.

                                            Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

- Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

- Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката. [2]

- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

- Почему это возможно?

- Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

- Тип текста? (Повествование)

- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)

Словацкий поэт и мыслитель Павол Орсаг-Гвездослав в своем стихотворении однажды сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Что автор хотел этим сказать?

Соответственно, какой будет наша основная задача при написании сочинения?

- давайте вспомним, как троится сочинение.

А сочинение –рассуждение строится по плану

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

- Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим) (Задача  – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

- В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

Дальше мы будем работать со схемой, которая лежит у вас на столах.

Работа над составлением схемы сочинения.

Вступление. О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису? Об отношении человека к природе как к предмету восхищения и продукту потребления, об экологической обстановке

 - Каков будет наш тезис?  Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу.

1. Вступление А) красота природы Б) природа и человек (потребительское отношение) В) современное состояние природы Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. 

В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Жители планеты! Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как? Посмотри, как... Человек - это часть природы. Человек и природа – это единое целое… В последнее время много говорят об охране природы. Что оставим в наследство будущим потомкам?.. и т.д. Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу 1-2 Переход от тезиса к аргументам В рассуждении часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения, как «И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…» и т.п. А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?

 2. Основная часть Аргументы, факты, доказательства. Аргумент 1. Человек как биологический субъект не может жить без воздуха, воды, солнечного света. - Что даёт нам природа для здоровья? - Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом? Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них… Аргумент 2. Природа кормит и одевает нас - Что мы берём от природы? - Что мы едим? Что мы пьём? - Почему природная пища более качественная и полезная? - Какой природный материал мы используем для одежды? Кроме того, природа кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать,… Аргумент 3. От природы мы получаем вдохновение и умиротворение - Какое состояние приходит к нам на лоне природы? - Какими картинами мы любуемся? А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на поляну, и ты почувствуешь… 2-3 Переход Однако наблюдается и другая картина... Вопросы: - Но так ли всё хорошо? -Но всё ли, действительно, хорошо? -Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д. 3 Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест? Обилие мусора; газоны, превратившиеся в стоянки для машин; шумовое загрязнение; загрязнение водоемов; отсутствие зеленых зон отдыха и т.п. 3-4 Переход от доказательств к выводу Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа «Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…» и т.д. 4. Заключение Что можно и нужно сделать для охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д. 6. Самостоятельная работа. Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.

Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис)

Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели!

Любишь ли ты...?

Знаешь ли ты, как..?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?...

 

Переход от тезиса к доказательствам

В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим..

б) Основная часть

Аргументы, факты, доказательства.

 

Положительные изменения, которые произошли за последние годы

Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

Забота правительства, общественности; благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов;

уборка; благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д.

 

Переход

-Но…

-Однако наблюдается и другая картина...

Вопрос

– Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы

Что волнует, вызывает протест?

Мусор;

вытоптанная трава;

старые деревья;

сломанные кустарники;

выкорчеванные деревья;

большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки;

мойка машин у водоёма;

загазованность;

нахождение скверов недалеко от трассы

 

Переход от доказательств к выводу

Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что

в) Заключение

Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)

Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!

Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи по теме: «Природа в музыке, поэзии, живописи»

Тема: Как ты степенна, величава, моя заснеженная Русь!Цели:Образовательная цель: Познакомиться с произведениями искусства, изображающими русскую природу: живопись, поэзия, музыка.Коррекционно-развиваю...