Николай 1
учебно-методический материал по краеведению (6 класс) на тему

Воронкова Алена Леонидовна

Николай 1. Часть 1. Жизнь императора, внутренняя и внешняя политика

Николай 1. Часть 2. Санкт-Петербург в период царствования императора

Николай 1. Часть 3. Литературный и художественный Петербург.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай I

Слайд 2

Мария Федоровна (София – Доротея – Августа – Луиза) Павел I – Император Родители будущего императора

Слайд 3

Николай Николай получил хорошее домашнее образование, но особого усердия к учёбе не проявлял .

Слайд 4

Семья Императора Александра Федоровна Николай I

Слайд 5

Дети: Мария Николаевна (1819 - 1876) Ольга Николаевна 11 сентября 1822 Александра Николаевна 24 июня 1825 Александр II (1818—1881) Константин (1827—1892 ) Николай (1831—1891) Михаил (1832—1909 )

Слайд 6

Воцарение императора Из Манифеста Александра I : «акт сего отречения ради достоверной известности, хранить в Московском Большом Успенском Соборе и в трех высших Правительственных местах… в случае моей кончины открыть московскому епархиальному архиерею и московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого деяния…» Князь Константин

Слайд 7

Восстание Декабристов Во время переприсяги 14 декабря 1825 года произошло восстание на Сенатской площади, но план Государственного переворота выполнить не удалось. Восстание было подавлено. Убито 300 солдат и более 1000 горожан. 121 человек сосланы на каторгу, 5 декабристов были казнены .

Слайд 8

Александр Христофорович Бенкендорф Граф (1783—1844) — российский военачальник, шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения.

Слайд 9

Егор Францевич Канкрин Граф (1774—1845) — писатель и государственный деятель, министр финансов России в 1823—1844 годах.

Слайд 10

Виктор Павлович Кочубей Граф (1768-1834) - дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел Российской империи .

Слайд 11

Павел Дмитриевич Киселев Граф, русский государственный деятель, В 1837-1856 министр государственных имуществ, провел реформу управления государственными крестьянами. Сторонник отмены крепостного права.

Слайд 12

III Отделение - Жандармерия

Слайд 13

Польское восстание

Слайд 14

Крымская война

Слайд 15

Витебский вокзал Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги состоялось 11 ноября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер

Слайд 16

Московский вокзал Первый поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года. Архитектор Константин Тон

Слайд 17

Франц фон-Герстнер Австрийский дворянин, профессор Венского университета, известный инженер.

Слайд 18

Николай I скоропостижно скончался 18 февраля (2 марта) 1855 года; по наиболее распространённой версии — от скоротечного воспаления лёгких (простудился незадолго до смерти принимая парад в лёгком мундире) или гриппа. После его смерти российский престол унаследовал его сын, Александр II.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай I

Слайд 2

Пожар в Зимнем Дворце

Слайд 3

Банковский мост

Слайд 4

Львиный мост

Слайд 5

Аничков мост Скульптурные группы – созданы П. Клодтом .

Слайд 6

Михайловский театр Архитекторы: А. Брюллов , К. Росси

Слайд 7

Александрийский театр Архитектор: К. Росси

Слайд 8

Здание Нового Эрмитажа Архитектор: А. Фон Кленце

Слайд 9

Мариинский дворец Архитектор: А. Штакенштейдер

Слайд 10

Ново - Михайловский дворец

Слайд 11

Спасо-Преображенский собор Архитектор: В. Стасов

Слайд 12

Лютеранская церковь Святого Петра Архитектор Александр Брюллов

Слайд 13

Здание Сената и Синода Архитектор: К. Росси

Слайд 14

Нарвские Триумфальные ворота Архитектор: В. Стасов

Слайд 15

Московские Триумфальные ворота Архитектор В. Стасов

Слайд 16

Арка Главного Штаба Архитектор К. Росси

Слайд 17

Александровская колонна Архитектор Огюст Монферран

Слайд 18

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли

Слайд 19

Памятник Николаю I О. Монферран


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай I

Слайд 2

Александр Брюллов Михайловский театр

Слайд 3

Василий Стасов Спасо-Преображенский собор

Слайд 4

Константин Тон Московский вокзал Пристань со сфинксами

Слайд 5

Карл Росси Здание Сената и Синода Арка Главного Штаба Александрийский театр

Слайд 6

Андрей Штакеншнейдер

Слайд 7

Огюст Монферран

Слайд 8

Петр Клодт

Слайд 9

Михаил Иванович Глинка

Слайд 10

Иван Константинович Айвазовский (17 (29) июля 1817 – 2 мая 1900)

Слайд 11

Карл Павлович Брюллов

Слайд 12

Иван Андреевич Крылов

Слайд 13

Василий Андреевич Жуковский В1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, а с 1826 года по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии императора Александра II ).

Слайд 14

Александр Сергеевич Грибоедов

Слайд 15

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 16

Николай Васильевич Гоголь



Предварительный просмотр:

Николай I Павлович (25 июня (6 июля) 1796, Царское Село — 18 февраля (2 марта) 1855, Петербург) — император всероссийский (1825—1855).

Третий сын Павла I и Марии Фёдоровны. Николай получил неплохое домашнее образование, но особого усердия к учёбе не проявлял. Кроме закона Божьего, Николая учили 6 языкам: французскому, английскому, немецкому, русскому, латыни и древнегреческому. Помимо этого он занимался математикой, географией, русской историей, музыкой, танцами, фехтованием и верховой ездой. Прекрасно разбирался в военном искусстве.

«Он имел талант к карикатурам, - писал об императоре Поль Лакруа, - и самым удачным образом схватывал смешные стороны лиц, которых он хотел поместить в какой-нибудь сатирический рисунок».

Вел аскетический  и здоровый образ жизни: никогда не пропуска воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много ходил пешком, занимался строевыми упражнениями с оружием. Известно было его строгое следование распорядку дня: рабочий день начинался с 7-ми часов утра, ровно в 9 часов – прием докладов. Предпочитал одеваться в простую офицерскую шинель, спал на жесткой кровати. Отличался хорошей памятью и большой работоспособностью, рабочий день длился 16-18 часов.

В 1817 году состоялось бракосочетание Николая с принцессой Шарлоттой Прусской, дочерью Фридриха Вильгельма 3, получившей после перехода в православие имя Александры Федоровны.

В результате этого брака было рождено 7 детей. Александр, Мария, Ольга, Александра, Константин, Николай, Михаил.

Вообще, частная жизнь и государственная деятельность Николая 1, его характер, привычки, взаимоотношения с самыми различными людьми нашли отражение в не менее чем 300 дневниках и воспоминаниях современников.

Личность и деяния Николая I (25.06.1796-18.02.1855), пятнадцатого по счету российского самодержца из династии Романовых, оценивались современниками неоднозначно. Лица из ближайшего окружения, общавшиеся с царем в неформальной обстановке или в узком семейном кругу, как правило, отзывались о нем с восторгом: "вечный работник на троне", "неустрашимый рыцарь", "рыцарь духа". Для других он был "кровавым", "палачом", "Николаем Палкиным. По словам одного из современников, лично знавшего Николая Павловича, он поразительным образом "совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность <...> Он был верующий, но отличался жестокостью" . Другим бросалось в глаза сочетание в нем "суровости и даже жестокости" с "сострадательностью и великодушием".

Герцен: "Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза" .

По словам же жены английского посланника в Петербурге леди Блумфильд, Николай и в свои 52 года, бесспорно, был самым красивым человеком, которого она когда-либо видела, "и его голос и обхождение чрезвычайно обаятельны". Во внешности Николая "было столько властительно обаятельного, - отмечали другие, - что он не мог не нравиться, особенно женщинам".

Приведем и словесный портрет Николая, принадлежащий перу побывавшего в России в 1839 г. французского маркиза Астольфа де Кюстина: "У императора Николая греческий профиль, высокий, но несколько вдавленный лоб, прямой и правильной формы нос, очень красивый рот, благородное овальное, несколько продолговатое лицо, военный и скорее немецкий, чем славянский, вид. Его походка, его манера держать себя непринужденны и внушительны". 

«Император не может улыбаться одновременно глазами и ртом", что "обычное выражение строгости" во всем облике придает ему всегда "суровый и непреклонный вид". Причем, как заключает де Кюстин, "он вечно позирует и потому никогда не бывает естествен, даже когда кажется искренним <...> Император всегда в своей роли, которую он исполняет как большой актер. Масок у него много, но нет живого лица" . Удивительно, как точно сумел подметить французский путешественник такие важнейшие черты личности императора, как склонность к лицедейству и неискренность.

Неожиданная смерть императора Александра 1  17 ноября 1825 г в Таганроге выявила всю сложность и двусмысленность сложившейся династической ситуации. Еще в 1819 году император Александр 1 сообщил Николаю, что наследник престола Константин намерен отречься от престола, поэтому наследником предстоит стать Николаю, как следующему по старшенству брату. Формально Константин отрекся от своих прав в 1823 году, так как не имел детей и был женат неравным браком на польской графине Грудзинской. 16 августа Александр 1 подписал манифест о назначении наследником престола Великого князя Николая Павловича. Из Манифеста: «Акт сего отречения ради достоверной известности, хранить в Московском Большом Успенском соборе и в трех высших Правительственных местах – в Святейшем Синоде, Государственном Совете и Правительствующем Сенате…». «Рукопись, автограф Александра 1 хранить в Успенском Соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть московскому епархиальному архиерею и московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого деяния…»

По вскрытии документов, великий князь Николай Павлович отказался провозгласить себя императором, до окончательного выражения воли старшего брата. 27 ноября население было приведено к присяге Константину, и сам Николай присягнул Константину 1 как Императору. Но Константин престола не принял. Все же Николай решился объявить себя императором. 12 декабря был составлен  Манифест о восшествие на престол Николая.  Была назначена переприсяга на 14 декабря.

Первый же день царствования Николая был ознаменован трагическими событиями на Сенатской площади.  Группа офицеров, членов тайного общества (созданного еще при Александре 1) приняли решение выступать. Было решено, что как только войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятся к присяге, в помещение Сената войдет революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требование не присягать Николаю, объявить царское правительство низложенным и издать революционный манифест к русскому народу. Но войска присигнули императору раньше, поэтому восстание было подавлено, а пять его руководителей были повешены. (1826). Это Рылеев, Бестужев-Рюмен, Муравьев-Апостол, Пестель, Каховский.

Восстание декабристов оставило глубокий след в душе императора и вселило в него боязнь к любым проявлениям свободомыслия.

Ближайшее окружение Императора:

Александр Христофорович Бенкендорф

Участник войны 1812 года, российский военноначальник, член Следственной комиссии по делу Декабристов, шеф Корпуса Жандармов, утвержденный в 1827 году.

Егор  Францевич  Канкрин

Граф, министр финансов, провел реформу, заключающееся в сдерживание кредитов и экономических расходу средств из государственной казны.

Виктор Павлович Кочубей

Граф, государственный деятель, занимался вопросами крестьянского права, председатель особого Секретного Комитета, Министр внутренних дел Российской Империи.

Павел  Дмитриевич  Киселев

Граф, русский государственный деятель, Глава 5 отделения Собственной Канцелярии, начальник штаба по крестьянской реформе (Указ об обязанных крестьянах), создал план поэтапной отмены крепостного права.

Политика строилась на таком Лозунге: «Православие, Самодержавие, Народность».

Главной целью его политики была предельная централизация власти, он хотел сосредоточить в своих руках главные рычаги управления государством. Для этого была создана личная Его Императорского Величества канцелярия, включающая шесть отделений: первое ведало личными бумагами императора; второе — законодательством Российской Империи; третье — тайная канцелярия — самое могущественное ведомство, обладающее большой властью и широкими полномочиями; четвертым отделением заведовала мать императора, в его компетенцию входили управление учебными и богоугодными заведениями, а так же благотворительность; пятое отделение занималось крестьянским вопросом; шестое — проблемами Кавказа.

3-е отделение – Тайная канцелярия, возглавляемая Бенкендорфом, занималась политическим сыском, секретная служба, начальник которого, был шеф Жандармов «Голубые мундиры». Чрезвычайно развилась слежка и доносительство, заподозренные, в инакомыслии подвергались арестам, ссылкам, отправлению в армию.

Во время правления Николая был создан 15-томник законов, 1832г – официальное руководство к практике органов правосудия и управления.

Опорой трона было чиновничество. Николай не доверял дворянам, он всячески подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 выходит цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку.

В 1830-1831 годах в Царстве Польском вспыхнуло восстание, связанное со слухами о предстоящей мобилизацией для подавления революции во Франции, в Польше объявили о лишении Николая польского престола. Восстание было подавлено, была отменена Конституция Польши, она на долгое время лишалось статуса автономии.

Крымская война (1853-1856). Причиной войны была восточная торговля, за которою боролись Россия, Англия, и Франция. Россия стремилась обезопасить свои южные границы, добивалась свободного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. Турция – реванш после Русско-Турецкой  войны, Англия и Франция стремились упрочить свои позиции на Ближнем Востоке и Балканах. Повод: Спор между Католическим Духовенством и Православным о принадлежности палестинских святынь. (Турция должна была рассудить спор, которой принадлежала Палестина, она выбрала Францию). Произошел военный конфликт, Россия ввела свои войска, Турция объявила войну. Война велась на двух фронтах, Кавказском и Балканском. Сначала Россия одерживала победы. (морское сражение (Нахимов), разгром Турецкого флота), несколько наземных сражений. Победы привели к действиям Англии и Франции. Они захватили Крым, Россия проиграла сражение на реке Альма, осада Севастополя продолжалась 11 месяцев. Но в тоже время на втором фронте Россия одержала ряд побед на Кавказе.  Закончилась война подписанием Парижского мирного договора (март 1856), Россия потеряла Южную часть Бессарабии, покровительство над Дунайскими княжествами и Сербией, Черноморский флот.

Впервые в России произошло строительство Железных дорог. Занимался ими венский профессор фон Генстнер. В 1837 году открылась дорога Петербург – Царское село. Станция (витебский вокзал – с англ. место увеселения (Штраус)) выглядела довольно скромно – деревянная платформа и помещение для пассажиров. Витебский вокзал перестраивался неоднократно, каменное здание было построено Тоном, а в начале 20 века был опять перестроен.

В 1842  году император принял решение о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Через 9 лет железнодорожное сообщение было открыто, первыми пассажирами были военные императорских полков, потом ее испытал сам император. Московский вокзал – был создан по проекту Тона, работами руководил инженер Железевич. Внешний вид был заимствован у европейских ратушей.

17 декабря 1837 года произошел пожар в Зимнем Дворце, который длился 3 дня

Михаил Иванович Глинка

(1804 – 1857) композитор, основоположник русской классической музыки. Создал оперы «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842), симфонические увертюры «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1848). В 1837-42 Глинка писал оперу “Руслан и Людмила” по одноименной поэме А.С. Пушкина. Поставленная в ноябре 1842 в Большом театре, опера была холодно встречена придворной знатью, но горячо воспринята демократически настроенными слушателями. Глинка — автор романсов на слова русских поэтов А. С. Пушкина, В.А. Жуковского.

Иван Константинович Айвазовский

(1817–1900), русский художник. Официальный живописец Николая 1.

Карл Павлович Брюллов

(1799-1852), русский художник

Иван Андреевич Крылов

(1769-1844) — русский баснописец, писатель, драматург

Издал сборник басен, в которых критиковались извечные человеческие пороки.

Василий Андреевич Жуковский

(1783 - 1852), поэт, переводчик. В начале войны 1812 года вступил в ополчение. С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы. В 1815 Жуковский был приглашен в качестве “чтеца” к вдовствующей императрице Марии Федоровне, а в 1817 — учителем русского языка к великой княгине Александре Федоровне (жене будущего императора Николая I). В 1825-41 Жуковский — наставник великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Поэт стремился привить своему ученику уважение к закону как надежной гарантии против деспотии. Большое внимание Жуковский уделял нравственному воспитанию, главной наукой для наследника престола считал историю. Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Т. Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов. В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое сам он назвал "Молитва русского народа", но потомкам оно стало известно как российский гимн.

БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!

Боже, Царя храни!

Сильный, Державный,

Царствуй во славу, во славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь Православный!

Боже, Царя храни, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долгие дни

Дай на земли.

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

Все ниспошли.

Перводержавную

Русь Православную,

Боже, Царя, Царя храни!

Царство Ей стройное

В силе спокойное.

Все ж недостойное

Прочь отжени.

О Провидение,

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

Счастье, смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

1833

В 1841 году отношения с царским двором ухудшились настолько, что, получив почетную отставку, Жуковский принял решение переселиться в Германию

Александр Сергеевич Грибоедов

(1795-1829), русский драматург и дипломат. Грибоедов принадлежал к состоятельному дворянству и входил в высшие круги светского общества. Литературной славой он обязан лишь одной своей пьесе, стихотворной сатире Горе от ума, представляющей собой великое достижение русского театра. В 1826, исполняя должность секретаря по иностранной части при главнокомандующем в Грузии генерале А.П.Ермолове, был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но в конце концов он был оправдан и освобожден. За успешное содействие в заключении Туркманчайского мирного договора с Персией Грибоедов был в 1828 награжден орденом и назначен послом в Персии. Он стремился скрупулезно выполнять условия им самим составленного договора. Зять шаха Алаяр-хан, у которого из гарема сбежали под защиту русских две армянки, поднял мятеж, и 30 января (11 февраля) 1829 толпа мусульман-фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране. Грибоедов погиб со шпагой в руке.

Александр Сергеевич ПУШКИН

(1799 - 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

В 1820 - 1824 за написание полит, стихов и эпиграмм находился в ссылке в Кишиневе и Одессе. Николай I вернул Пушкина из ссылки, став его личным цензором. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Попытки Пушкина способствовать реформам сверху не имели успеха. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. В мае самовольно уезжает на Кавказ. Возвратившись в Петербург, поэт получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая 1 к Пушкину. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Зимой 1836 завистники Пушкина пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем барона Дантеса. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 на Черной речке, где он был смертельно ранен.

Николай Васильевич Гоголь

Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души", и др. отношения с императором осложнены после написания «Ревизора» (высмеивал пороки чиновников, обличал проблему маленького человека).

При императоре Николае 1, происходит переход от стиля Ампир (высшая точка классицизма (создание ансамблей). Ансамбли: Елагин дворец (ансамбль Елагинского острова, для матери Александра 1 и Николая 1 – Марии Федоровны). Ансамбль Дворцовой площади (Зимний дворец – Растрелли, Гл. Штаб – Росси, Колонна – Монферран, Система Гвардейского корпуса – Брюллов). Сенатская площадь – памятник Медному всаднику, Конногвардейский манеж, Здание Адмиралтейства, здание Сената и Синода. Площадь Островского – Павильоны Росси, Здание Публичной библиотеки, Александрийский театр. Театральная улица – Улица зодчего Росси, Площадь Чернышева (Ломоносова) Официальный архитектор - Росси) к стилю Эклектика («выбор, выбираю». Существовал 60 лет, 2 этапа: ранняя эклектика (1830-1860) и поздняя эклектика (1860-1890). Ранний – подражание прошлым стилям: неогрек, необарокко, неоклассицизм, неоготика, неоренессанс, неорусский стиль. Поздний – поиски новых форм, идей, и направлений: кирпичный стиль. Официальный архитектор – Штакеншнейдер).

Банковский мост

Пешеходный мост, через канал Грибоедова, сооружен инженерами Треттером и Христиановичем, располагается напротив Ассигнационного банка. Оформлением моста занимался скульптор Соколов (мифологические существа – грифоны, с позолоченными крыльями).

Львиный мост

Мост, через канал Грибоедова, сооружен инженером Треттером, охраняют этот мост 4 сидящих льва, работа скульптора Соколова. (Уменьшенная копия находится в Берлине).

Аничков мост

Мост, через Фонтанку. Назван по имени инженера – подполковника Аничкова, руководившего строительством первого моста. Первые семь мостов были однотипными – проект инженера  Ж-Р. Перроне. Через 100 лет узкий разводной мост перестроили (инженер Фон Дершау). Узоры чугунных решеток принадлежат работе Брюллова. Мост, является знаменитым, благодаря 4 скульптурным группам «Укротители Коня Человеком», созданным П. Клодтом. (родные братья в Неаполе).

Михайловский театр

Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I. Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I: Михайловский театр стал камерной сценой, принимавшей высокопоставленных гостей из числа императорской семьи и приближённых. Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова. Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена, увеличен зрительный зал. До революции у Михайловского театра не было постоянной труппы. После реконструкции 1859 года в здании театра на многие десятилетия до 1918 года обосновалась французская драматическая труппа. На протяжении своей истории театр неоднократно переименовывался. Малый театр оперы и балета — Ленинградский, а затем Петербургский. С 1989 года театр носит имя М. П. Мусоргского, а с 2001 г театру вернули его историческое имя — Михайловский театр.  В 2007 году С. Л. Гаудасинского (народного артиста России, лауреата Государственных премий России, профессора консерватории) сменил на должности директора театра известный российский бизнесмен В. А. Кехман. Балетная труппа театра, первые гастроли которой в Лондоне состоялись в 2008 году, была номинирована на премию британских критиков в секции «Лучшая международная труппа».

Александрийский театр

Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756, первоначальное название — «Русский для представлений трагедий и комедий театр».

31 августа 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Ивановичем Росси. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир. С 1832 года театр стал называться Александринским. Названо было в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны. В 1920 году назван Государственным театром драмы, впоследствии присвоено имя А. С. Пушкина

В 1990-е название «Александринский» вновь стало одним из официальных. В настоящее время художественным руководителем является Валерий Владимирович Фокин. С начала века ведётся строительство второй сцены театра.

Новый Эрмитаж

В 1740-х годах на этом участке по Миллионной улице находился дом начальника придворной конторы при императрице Елизавете Петровне Д. А. Шепелева. В 1760-х годах здесь разместили Пажеский корпус.

В 1839-1852 годах на этом участке по проекту Лео фон Кленце было построено первое в России специальное здание для художественного музея. Главный архитектор не жил в России, на месте работами руководили архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. 10 атлантов у входа создал скульптор Александр Иванович Теребенёв. 28 статуй на фасаде здания изображают мастеров искусств древнего мира. Латинским алфавитом указаны их имена. 29 декабря 1941 года в портик попал немецкий снаряд, на торсе одного из атлантов появилась "рваная рана".

Мариинский дворец

В1761 году приобрёл участок граф Иван Григорьевич Чернышёв - генерал-поручик, действительный камергер. Для него здесь к 1765 году Ж. Б. Валлен-Деламотом был построен дворец с садом. В конце 1810х годов этот участок предполагалось отдать для строительства дворца великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. Проект дворца разрабатывал Карл Росси. В мае 1823 года Николай I учредил Школу гвардейских подпрапорщиков.

В 1839 году по приказу Николай 1, был сооружен дворец для своей дочери Марии в качестве подарка к ее свадьбе с Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Архитектор Штакеншнейдер. Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: "Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге".

В 1884 году Мариинский дворец перешёл в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет. С этого момента дворец стал собственностью государства. Уже 14 июля 1884 года Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Государственной канцелярии, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Все они разместились в здании в феврале 1885 года. После февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство, проработавшее здесь до июня. 30 июня 1941 года в Мариинском дворце разместился Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения, редакция газеты "На защиту Ленинграда". После 23 октября, когда армия была расформирована, здание служило госпиталем. С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Ново-Михайловский дворец

В 1710-х годах на этом участке Дворцовой набережной стояли дома управляющего Монастырским приказом графа И. А. Мусина-Пушкина и генерал-фельдмаршала князя В. Долгорукова.

Дворец был построен в качестве подарка к свадьбе 18 августа 1857 года великого князя Михаила Николаевича и принцессы Цецилии-Августы Баденской (Ольги Фёдоровны),  архитектор А. И. Штакеншнейдер, затем перешел к его сыну, великому князю Николаю Михайловичу (1859–1919).

в 1909 году в Ново-Михайловском дворце был создан музей, где проходили выставки предметов, связанных с жизнью великого князя. После 1917 года некоторые помещения Ново-Михайловского дворца занимало Петроградское отделение Коммунистической академии. В 1930 году здесь разместился Институт востоковедения.

Спасо-Преображенский собор

В 1730-х годах там, где находится Спасо-Преображенский собор, располагался внутренний двор гренадерской роты Преображенского полка

Уже через несколько дней после взошествия на престол в память об этих событиях новая императрица решила построить собор во имя Преображения Господня. Местом для него был выбран двор Преображенского полка. В 1743 году таковой был заложен, а 5 августа 1745 года Спасо-Преображенский собор был освящён в присутствии императрицы. Авторами проекта этого здания были Д. А. Трезини и М. Г. Земцов.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название "собор всей гвардии".

8 августа 1825 года собор сгорел, но при пожаре из него успели вынести все святыни. Александром I было принято решение о скорейшем восстановлении здания, что было начато в 1827 году. Уже к зиме 1827 года году по проекту В. П. Стасова храм был восстановлен.

Лютеранская церковь Святого Петра.

В декабре 1727 года по указу Петра I участок земли был передан немецкой лютеранской общине. В 1728 – 1730 годах под руководством архитектора Доменико Трезини здесь была построена первая церковь Святого Петра. В 30-е годы XIX века на месте старой церкви было возведено новое здание по проекту А.П. Брюллова. Храм выполнен в стиле романской базилики. Мраморные статуи апостолов Петра и Павла, украшающие фасад церкви, выполнены А. Трискони. Во времена советской власти в этом здании сначала разместился склад и овощехранилище. Позже, в 1956 году в помещении церкви организовали плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Ценности и святыни церкви были вывезены в Эрмитаж и другие музеи. В 1992 году Комиссия по имуществу приняла решение передать церковь Святого Павла во владение немецкой лютеранской общины Петербурга. Церковь была заново освящена и сегодня храм имеет статус главного кафедрального собора Евангелическо-лютеранской церкви России.

Здание Сената и Синода

24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 — здания Синода. Завершено строительством в 1834 году. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси. Скульптура на фасадах здания – статуи гениев и группа «Правосудие и благочестие», венчающая арку, созданные скульпторами Пишеновыми, ДЕмут-Малиновским, Соколовым.

До 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В одном крыле здания с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. В другом крыле здания с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Нарвские Триумфальные ворота

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность.

Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестерка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов).

Во время ВОВ ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбежек. После войны ворота реставрировались еще трижды. С 1987 года в верхней части ворот открыт музей, в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.

Московские Триумфальные ворота

14 сентября 1834 г. по повелению императора Николая I у новой Московской заставы состоялась закладка триумфальных ворот, отмечающих въезд в столицу и ставших памятником победоносным Российским войскам. Текст соответствующей надписи на воротах был «разработан и написан собственною Его Императорского Величества рукою».

Московские Триумфальные ворота посвящены победам России в войнах с Турцией и Персией в 1826—1829 гг., а также при подавлении восстания в Польше в 1830—1831 гг. Фигуры выполнены скульптором Орловским.

Во время ВОВ колонны превратили в противотанковые заграждения.

Арка Главного Штаба

Триумфальная арка в СПб., посвящ. победе России над Наполеоном в 1812. Соединяет два полукружия здания Гл. штаба (арх. К. Росси, 1819—29) и увенчана запряженной конями колесницей, везущей крылатую богиню Победы (скульпторы В. Демут-Малиновский и С. Пименов).

Александровская колонна

Памятник в честь победы России над войсками Наполеона. Колонна сооружена по проекту архитектора Монферрана в 1834г. Названа в честь императора Александра 1. колонна удерживается на постаменте силой собственной тяжести, без креплений. Фигура ангела выполнена скульптором Орловским. Лицу ангела предано сходство с чертами лица императора.

Памятники Кутузова и Барклаю де Толли

Идея создания памятников фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники у Соборного Храма Казанской Божией Матери. Это желание Александра I оказалось исполнено только после его девятнадцать лет.

В 1829 году Николаем I был организован конкурс на создания скульптур Кутузова и Барклая-де-Толли. Для участия в нём из Рима были отозваны скульпторы Б. И. Орловский и С. И. Гальберг. Выиграл конкурс Борис Иванович Орловский. Автор пьедесталов - В. П. Стасов

Орловскому удалось добиться не только максимального портретного сходства своего произведения с реальными историческими персонажами, но и раскрытия их сути характера. Барклая-де-Толли скульптор изобразил в грустном ожидании, Кутузова же - в стремительном действии.

Памятник Николаю 1

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851). Этот памятник уникален, тяжелый всадник имеет 2 точки опоры.

Николай I скоропостижно скончался 18 февраля (2 марта) 1855 года; по наиболее распространённой версии — от скоротечного воспаления лёгких (простудился незадолго до смерти принимая парад в лёгком мундире) или гриппа.

Граф Блудов писал о смерти царя: "Сей драгоценной жизни положила конец простудная болезнь, вначале казавшаяся ничтожною, но, к несчастью, соединившаяся с другими причинами расстройства, давно уже таившимися в сложении лишь по-видимому крепком, а в самом деле потрясенном, даже изнуренном трудами необыкновенной деятельности, заботами и печалями, сим общим уделом человечества и, может быть, еще более Трона".

Граф П. Д. Киселев, присутствовавший при кончине императора, пишет более подробно: " 18 февраля 1855 года. Судьба свершилась. Я поцеловал теплою еще руку покойного, ныне усобшаго (сохранена орфография подлинника) Императора- Милостивца... 31 Января, при моем Докладе, Государь изволил мне сказать с обыкновенною Его приветливостью: "Ты ведь не забудешь, что нынче понедельник и что мы обедаем вместе". Я отвечал, что простудился и опасаюсь быть неприятным гостем для императрицы. На что Государь возразил: "Я тоже кашляю, жена с нами обедать не будет, и мы вдвоем будем кашлять и сморкаться"...

Государь на другой день, т. е. во вторник 1-го февраля, почувствовал усиление гриппа, не выходил из своего кабинета и спал в течение дня. В среду пошел к Императрице и выехал на санях к Великим Княгиням и к больному Военному министру. В четверг наперекор докторов своих Мандта и Карелля поехал в Михайловский Манеж - дабы, как отзывался, проститься с маршевым гвардейским батальоном - при сем случае, когда медики упрашивали Государя не выезжать и посвятить этот день на окуратное лечение - он (как утверждают) отвечал им - советуя мне не выезжать, вы исполняете свою обязанность - позвольте же и мне исполнить ту, которая лежит на мне... По возвращении Государь почувствовал лихорадочный припадок - в ночь или на другой день, т. е. в пятницу, он жаловался на тупую боль в боку. Доктора должны были обратить внимание на печень, говорил Государь - тут мой недуг-и затем кашлял и с трудом освобождался от мокрот. Орлов, к которому Карелль приезжал ежедневно,- говорил мне 10-го числа, что у Государя грипп очень сильный,- но что опасности нет.

15-го, при моем выезде я желал видеть Кн. Долгорукова (Василий Андреевич - военный министр) и Орлова, дабы узнать о состоянии здоровья Его Величества, ибо в воскресенья Государь докладов уже не принимал и лежал в постели. Оба мне сказали, что болезнь серозная, но что прямой или положительной опасности нет. В четверг, 17 февраля, я поехал во Дворец дабы от камердинера узнать о состоянии Его Величества - ответ был довольно темный - Государь очень жалуется на боль в боку, худо почивал - много кашлял, а теперь успокоился. На другой день, т. е. в пятницу, я послал во Дворец за Бюллетенем - мне привезли копию под № 3-м, который изумил меня и растревожил - я немедленно отправился во Дворец, где в нижнем коридоре и впереди - камердинерской нашел многих генералов и флигель-адъютантов, а также несколько военных и гражданских сановников. Здесь мне объявлено, что Государь находится в безнадежном состоянии, что он исповедовался и приобщился [святых тайн]. Призывал всех детей и внуков, прощался с Императрицею, выговорил ей и прочим членам своего Семейства утешительные слова, простился с прислугою своей и некоторыми лицами, которые тут находились – и, наконец, последний и тихий вздох отделил душу от тленного тела. Государь 65 миллионов людей скончался смиренно, без страданья, сохранив в последние минуты все силы душевные и все упования христианина".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Две стороны личности Николая II. Императорская семья в Царском Селе"

Этот фильм, снятый мной, является продолжением фильма о могиле Распутина. У меня на уроках они являются учебными пособиями в курсе истории 20 века.htt...

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.

Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...

«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/

Данный сценарий  нацелен на  формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...

«Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность»

Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10 – 11 классе. Предлагаемые  методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задани...

Николай Васильевич Гоголь. Личность и судьба

Рассказ о писателе всегда вызывает повышенный интерес уч-ся. Данный материал станет хорошей иллюстрацией к урокам по творчеству Н.В.Гоголя...

Жизненный путь Николая Клюева

В презентации представлен материал о жизни Николая Клюева. Перед показом нужно соединить все три части,...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...