«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/
методическая разработка по теме

Светлана Борисовна  Некрасова

Данный сценарий  нацелен на  формирование патриотических чувств и сознания учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolay_i_aleksandra.doc108 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 258

с углублённым изучением физики и химии

Колпинского района Санкт-Петербурга

НЕКРАСОВА С.Б., зам.директора по ВР

ГОУ СОШ № 258

КО ДНЮ СЕМЬИ

«НИКОЛАЙ  И АЛЕКСАНДРА»

Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/

МУЗЫКА

  1. Мне совершенно не по душе холодность и замкнутость предполагаемой невесты нашего  сына и искренне рада, в отличие от тебя, дорогой, что сватовство расстроилось, и Алекс возвратилась в родной Дармштадт.
  2. Однако речь идет не только о судьбе нашего сына, но и о судьбе державы. Ты не можешь не понимать, что это  государственное дело!

-   Именно   сейчас, в разговоре любящих родителей, решалась судьба не просто юноши... Решалась судьба наследника русского престола, великого князя, цесаревича Николая Александровича (в семье его звали Ники).

-  А любящими родителями были не кто иной, как царица Мария Федоровна  и сам государь-император Александр III.

Театрализация

  1. Ники  сейчас просто необходимо  романтическое увлечение...  Кем она должна быть?   Фрейлина может стать интриганкой.  Представить ему какую-нибудь хорошенькую дочку сговорчивого дворянина?
  2. Но  тогда потребуются не только подарки для девицы, но и чины и выплаты папаше…
  3.  Чего доброго, Ники увлечется  какой-нибудь простолюдинкой… А не выбрать ли для цесаревича актрису?
  4. А если это будет не актриса, а балерина? Ведь в Петербурге есть Императорское театральное училище, а в нем – балетный класс. Там  обязательно отыщется по-настоящему порядочная девушка…
  5.  Но надо решить, какой национальности будет барышня. Вот если бы удалось найти польку… В них есть настоящий шарм!  Балерина-полька!   Друг мой!  Я знаю, что надо делать!

  1. 23 марта 1890 год
  2.  выпускной экзамен в Императорском театральном училище
  3. Неожиданностью для многих стало появление  всей царской семьи:  Александра III с императрицей и цесаревичем Николаем.  
  4. Главную партию   в балете Шопена исполняла выпускница Матильда Кшесинская.

Т А Н Е Ц  /М.Кшесинской/

  1. Зрители сразу отметили, что солистке с особым увлечением аплодирует император, и молоденькую балерину постоянно сопровождали овации.  
  2. Ники глаз не мог отвести от  Кшесинской  и вдруг строки Пушкина сами собой, невольно возникают  в его  голове:  
  3. Блистательна, полувоздушна,

    Смычку волшебному послушна,

    Толпою нимф окружена, стоит Истомина…

  1. Какая Истомина? При чем тут Истомина?!

Стоит Кшесинская: она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола:

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

  1. Когда выпускной спектакль закончился, Александр с цесаревичем прошли в зал,   и государь  сразу спросил:

Александр – А где же госпожа Кшесинская?

  1. Матильда  сделала такой изящный реверанс, что почудилось, будто легкокрылая бабочка опустилась на сверкающий паркет парадной залы.
  2. Блистательна, полувоздушна! Вот уж воистину!..
  3. Александр пожал балерине руку и сказал:

Александр  – Вы теперь не ученица, а солистка Императорского балета. Будьте же его украшением и славою!

  1. Все, что Матильде показалось чудом, провидением, все это  оказалось хорошо спланированной интригой двора.
  1. Матильда Кшесинская вновь нырнула в глубочайшем реверансе, а потом подняла сияющие карие глаза – и встретилась глазами с Ники
  2. Он смотрел на нее такими добрыми  глазами, что Матильда не смогла противиться тому чувству, которое уже  зарождалось в ее сердце

Матильда -   Я  мгновенно влюбилась в цесаревича.  Позднее мы  поняли, что созданы друг для друга  

  1. Но так красиво закруживший ее танец первой любви был неизбежно обречен на скорый финал
  1. Вскоре все  стало  известно в свете.  
  2. Дамы возмущенно сплетничали… втихомолку страшно завидуя этой особе…
  3. А у Николая теперь была только одна мечта:  не расставаться с возлюбленной.

Матильда - Ники прекрасно понимал, что отец никогда, ни при каких обстоятельствах не позволит ему жениться на Матильде

- А что-же Аликс?

В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию, где и  состоялось ее знакомство с наследником цесаревичем, положившее начало детской романтической влюбленности, переросшей затем в сильнейшую любовь…

  1. И  личный  дневник Николая теперь открывался фотографией юной Аликс, которую он вклеил уже после ее отъезда.
  2. Высшему свету немецкая принцесса  не понравилась: по-французски говорила с акцентом, безвкусно одевалась и неважно танцевала…
  3. В следующий приезд  немецкой принцессы, через год, Николаю не разрешили с ней увидеться.  
  4. Именно в это время  цесаревич и  познакомился с балериной Матильдой Кшесинской…
  1. Его роман с Кшесинской в эти месяцы   находился на подъеме
  2. но заслонить далекий и едва ощутимый образ принцессы балерина все же не могла…

  1. И вот 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка наследника русского престола Николая Александровича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

  1. Что же теперь? Ники был человеком порядочным: вступив с Алисой в официальные отношения, он запретил себе встречаться с Матильдой.

Возможно, нам в бурный XXI век трудно понять людей, живших в XIX веке, но точно известно, что связь Цесаревича и юной балерины после объявления помолвки Наследника с принцессой Алисой была сразу прервана.

Театрализация             

  1. Николай написал последнее  письмо:

Николай -   «Что бы со мною в жизни не  случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием  моей молодости»

  1. Кшесинская была в отчаянии.

Матильда - «Что я испытала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен любить всем своим  сердцем и кто искренне верит, что настоящая любовь существует. Я  пережила невероятные душевные муки»…

  1. Пути Матильды и Николая II разошлись.  
  2. Но каждый раз,   выходя в балетах Шопена на сцену,  Матильда  будет видеть перед глазами  образ  Николая

  1. После помолвки он просил Матильду назначить ему последнее свидание…  
  2. Они встретились на дороге из Петербурга в Красное Село.

Матильда  -   Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря.  Как всегда в таких случаях, трудно сказать что-нибудь - душили рыдания и не найти нужных слов.  Я смотрела ему вслед, а он удалялся и  удалялся, все время оборачиваясь в седле…

МУЗЫКА    (Е.Ваенга  «Шопен») – Прощальный танец Матильды

  1. 14 ноября 1894 года – день долгожданной свадьбы.  

  1. В свадебную ночь Аликс записывает  в дневнике Николая странные слова:

Александра Федоровна -  «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»

  1. Позднее и сам Николай запишет в свой дневник:

Николай - «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней…»

  1. Ники и Аликс писали друг другу письма
  1. Свыше шестисот  писем  друг к другу…
  2.  особенность этих писем  -  в необыкновенной  свежести чувства любви  
  3. Александра Федоровна и Николай 2,  так застенчиво и холодно проявлявшие  свои чувства на людях, раскрывали  всю свою романтическую  натуру  в письмах  

(Чтение  писем под музыкальный фон)

ОН:   сентябрь 1902 года

Моя дорогая! Большое спасибо за твое  письмо.

Оно лежало на столе в моем купе. После прекрасной летней погоды, , внезапно стало холодно.  Да благословит тебя Бог, моя милая.

Нежно целую тебя и всех детей...   Твой вечно любящий и преданный, Ники.

ОНА:  август 1904 года

Мой любимый!

Какую глубокую радость сегодня утром доставило мне твое письмо. От всего сердца благодарю тебя за него.

Твои дорогие письма и телеграммы я положила на твою кровать, так что, когда я ночью просыпаюсь, могу говорить с тобой. Ты мой любимый, мое сокровище, радость моего сердца.  

Да благословит и хранит тебя Бог.

Крепко целую   милый, твоя нежно любящая и преданная, Алике.

ОН:  июнь 1909 года

Наша любовь и Наша жизнь — это одно целое, Мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить Нас или уменьшить Нашу любовь…  Жду встречи. Твой  Ники…

Она: сентябрь 1912 года:

Мой возлюбленный! Я отдыхаю  перед обедом, девочки ушли в церковь...

Любовь моя, как тяжело было прощаться с тобой и видеть это одинокое бледное лицо с большими грустными глазами в окне вагона... Прощай, мой мальчик, мой Солнечный Свет. Ты всегда в моих мыслях и молитвах". Твоя Алике.

Он:   ноябрь  1913 г.

 Мое возлюбленное солнышко. Я прочел твое письмо и чуть не расплакался... На этот раз мне удалось взять себя в руки в момент расставания... Любовь моя, страшно тебя недостает, так недостает, что невозможно и выразить!

Она:   март  1914  г.

Мой родной, любимый. Надеюсь, что получаешь аккуратно мои письма. Я нумерую их ежедневно, а также записываю в моей любимой книжечке… Благословляю и  целую тебя, нежно, с любовью смотрю в твои глубокие глаза, которые меня так давно и совершенно покорили.   Я всего лишь женщина и Бог поможет мне быть твоим ангелом-хранителем. Верная,  до смерти.

  1. Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году:

…Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы…

  1. Ответ Николая на письмо был не менее трогателен:
  2. Моё возлюбленное солнышко!! Любовь моя!

Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге – по глупой застенчивости…

  1. А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!..
  2. И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье.

 

  1. И  никогда Ее чувства к Нему, как и Его к Ней, не переживали никакого «кризиса», никогда не было размолвок и неудовольствий, притом, что каждый сохранял свое индивидуальное начало.
  2. Их семейная жизнь — удивительная поэма любви и гармонии.
  3. Александра Федоровна любила Мужа по-русски —  беззаветно и безрассудно.

Достоинство спины…

Достоинство плеча…

Достоинство – любить…

Достоинство – сиять…

Достоинство – иметь…

Достоинство – терять…

Теряя все и вся,  Но, не теряя лиц…

Умела уходя -   Молиться за убийц…

  1. Дети царственной семьи Романовых – Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник цесаревич Алексей – были необыкновенны своей обыкновенностью.
  2. Несмотря на то, что они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети.
  3.  отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору
  4. они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и простоты.
  5. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине.
  6. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа.

-  по зову сердца  Александра Федоровна  занялась деятельностью, просто немыслимой для человека ее звания и положения…

-   Она не только патронировала санитарные отряды, учреждала и опекала лазареты, в том числе и в царскосельских дворцах, но вместе со своими старшими дочерьми окончила фельдшерские курсы и стала работать медсестрой…

Когда склонялась над больными -

Сама в болезни, чуть дыша -

В увечьях страшных, над слепыми,

Молилась, плакала душа.

Несчастных в горе утешала,

Лечила раны, свет несла.

И умирающих ласкала -

Касаясь, точно два крыла!..

И девочек - Княжон Великих -

Звала всем страждущим служить.

Не лица, Их святые Лики…

И руки помогали жить!

-   императрица обмывала раны (в том числе и такие, от которых молодые санитарки, бывало, падали в обморок)

-  делала перевязки и  ассистировала при операциях.

-   Занималась она этим не для рекламы собственной персоны (чем отличались многие представительницы высшего общества), а по зову сердца.

-   важно отметить - «Лазаретная служба» не вызывала понимания в аристократических салонах, где считали, что это «умаляет престиж высшей власти».

Из личных денег – много  помогала!

Бюджета не хватало на весь год!

Приюты, лазареты содержала,

И с нуждами к Ней шел и шел народ.

Устраивала бедным мастерские,

И строила больницы для детей,

И слезы отирала в скорбь людские,

И утешала вдов и матерей.

Всех красотой душевной поражала,

Чем силы зла невольно раздражала…

  1. Чем силы зла невольно раздражала…
  2. Чем силы зла невольно раздражала…

Театрализация

-    16 июля 1918 года

  1. В тот последний свой день, 16 июля 1918 года,  вся семья встала в 9 утра.
  2. Как всегда, собрались в комнате отца и матери и вместе молились.
  3. Раньше они часто пели хором  духовные песни. А вот сегодня – почему-то  нет.
  4. В 10 - они пили чай,
  5.  комендант обходил комнаты - "проверял наличие арестованных".
  6. В это же время  принесли  молоко. Всем. Раньше такого не было.
  7. На прогулку в этот день им  отвели  час, как обычно. И, как всегда, они гуляли - по полчаса утром и до обеда.
  8. 7 вечера…
  9. Минутная стрелка предательски бежит вперед. Минута…Вторая…Третья…
  10. Семья Романовых пьет чай. Последний чай.
  11. Около 8-ми Александра Федоровна закончила запись в дневнике - отметила температуру воздуха: "15 градусов" и  написала:  «Я верую в тебя  Россия». Это и стало последними  ее  словами.
  12. Вместе с любимым мужем  помолились перед сном.

МУЗЫКА  «Гори, гори моя звезда»

Театрализация

  1. 10 вечера…
  2. Девочки уже спят
  3. В 11 часов свет в  комнате царя  погас…
  4.  А в это самое время, Юровский нервно ходит  взад и вперед по длинному коридору и  все никак не может  решить, как расставить Семью…  для расстрела…
  5. И тогда придумал. Он им скажет, что надо спуститься в подвал, потому что есть опасность обстрела дома. А пока  - их должны сфотографировать.
  6. Как все, оказывается, просто!

-  ФОТОГРАФИРУМСЯ!!!

  1.  Княжны собирались около 40 минут…
  1. И вот они спустились вниз и встали, для фотографии…  вдоль стены.
  2. "Станьте налево... а вы направо".
  3. Государыня села у той стены, где окно…. За ней встали три дочери.
  4. Государь сел в центре с наследником
  5. За ним встала одна из дочерей.  
  6. И  все  ожидали, что внесут фотоаппарат...

МУЗЫКА    «Реквием»

Какие прекрасные лица!

Чисты, благородны, нежны.

Помазанник Божий, Царица,

Четыре Великих Княжны.

Какие целебные лица!

Вы нам для спасенья даны.

Царевны, Наследник, Царица

И Царь покоренной страны.

  1. И тут в комнату вошли одиннадцать человек

"Вы не ведаете, что творите"

- ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ

  1. Спустя годы историки напишут. Оказывается, царская семья могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России.   Так почему же все-таки?..
  2. На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает   русская царица Александра Федоровна
  3. «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию…»

  1. А  они остались вместе. Остались вместе навечно, как и обещали друг другу когда-то в юности.

-  «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»

ВИДЕОКЛИП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

План конспект урока английского языка в 6 классе с применением элементов театрализации.

План конспект урока английского языка в 6 классе с применением элементов театрализации.УМК: «Enjoy English-6» авторы: Биболетова М.З.; Добрынина Н.В. и другие,издательство «Титул», 2009 год...

Элементы театрализации на уроках литературы

Опыт  использования элементов театрализации в преподавании литературы....

Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»

Аннотация.        Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий.  Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наста...

разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Объяснение нового материала  используя театрализованное представление....

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы.

Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к празднику Великой Победы. Сюжетная линия композиции построена от начала горестных дней Великой Отече...