Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"
план-конспект по музыке по теме

Инна Михайловна Рожанская

           Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством напрактике.

            Формирование у детей певческих умений и навыков способствуют выразительному исполнению.

            Использование на занятии музыкально-дидактических игр, инновационных технологий способствуют  достижению поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Урок в Цветочном городе"59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДО Гимназии №56 Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Конспект доминантного музыкального занятия

с элементами театрализации
«Урок пения в Цветочном городе»


подготовила

музыкальный руководитель ДО

Рожанская И.М.

г. Санкт-Петербург

 2011

Цель:  Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучать дошкольников простейшим элементам музыкального языка;
  2. Обучать элементам певческих навыков, используя артикуляционные, фонопедические, логоритмические и дыхательные упражнения

Развивающие:

  1. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направленность движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
  2. Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
  3. Помогать проявлять творческую способность самостоятельно исполнять знакомые песни в играх, самостоятельной деятельности

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к пению;
  2. Воспитывать умение работать в коллективе

Предварительная работа с детьми:

  1. Разучивание песен
  2. Знакомство с музыкально-дидактической игрой «Лесенка-чудесенка»
  3. Знакомство с музыкально-дидактической игрой «Музыкальные цветы»
  1. Разучивание ролей
  2. Подбор театральных костюмов

Дидактический материал:

Демонстрационный

Раздаточный

Презентация к занятию «Цветные нотки»

Музыкальные лесенки

Магнитофон с  дисками

Игрушка бибабо «Незнайка»

Театральные костюмы, атрибуты

Детские музыкальные инструменты – бубны,  треугольники, колокольчики, маракасы, ксилофон;

Цветы определенной окраски, обозначающие конкретную ноту

Описание дидактической игры «Цветные нотки»

Задачи: 

  1. учить различать направление движения мелодии вверх, вниз;
  2. Учить слышать 1 и  5 ступени лада.
  3. развивать звуковысотный слух детей;

1-ый этап игры:

Музыкальный руководитель показывает на ступени лесенки: от 1-ой до

5-ой (все ступени  имеют разные цвета, соответственно цвету нот), дети поют мелодию, называя ноты. Все дети поют попевку «Я шагаю вверх»

2-ой этап игры:

Музыкальный руководитель играет на ксилофоне поочередно отдельные фразы попевки «Я шагаю вверх, я шагаю вниз», но усложняя задание  - исполняя первую фразу без последней 5-ой  ступени.  Исполняя вторую фразу, останавливается  на 2-ой ступени и не доигрывает 1-ую ступень лада.

Дети определяют, куда движется мелодия, и допевают недостающий звук.

3-ий этап игры:

Вместо музыкального руководителя, задание задает ребенок.

Можно использовать лесенки разного размера (с тремя, пятью ступеньками)

Незнайка тоже принимает участие в игре, у него получается.

Музыкальный руководитель предлагает детям и Незнайке поиграть еще в одну игру, которая называется «Музыкальные цветы»

Описание дидактической игры «Музыкальные цветы»

Задачи:

  1. развивать музыкальный слух,
  2. учить различать правильное и неправильное пение, высоту звуков,  направленность движения мелодии,
  3. учить слышать себя во время пения.

Музыкальный руководитель раздает детям цветы на резиночке разного цвета (цвет цветка соответствует цвету ноты). Дети надевают резиночку с цветком на руку и присаживаются на корточки врассыпную.

Педагог играет на ксилофоне ноту «до», дети, у которых на руке зеленый цветок медленно встают, поднимают руку вверх (цветок вырастает) и поют ноту «до».  Затем педагог играет ноту «ре», встают дети с коричневым цветком и поют ноту «ре» и т. д.  

После того,  как все семь нот пропеты в восходящем движении (все цветочки распустились), педагог играет веселую музыку, а дети танцуют произвольный танец. Когда музыка останавливается, дети замирают стоя, подняв руку с цветком вверх.

Далее игра продолжается в обратном движении. Педагог играет звуки гаммы До мажор в нисходящем движении, а дети поют свою ноту и присаживаются.

«Урок пения в Цветочном городе»

Ход занятия:

Под веселую музыку дети входят в зал и выстраиваются в полукруг.

Музыкальный руководитель:

Есть город цветочный, в нем много цветов!

Ромашек, фиалок, гвоздик, васильков.

И в городе этом живут коротышки,

Вот эти девчонки (девочки садятся на стулья),

Вот эти мальчишки (мальчики садятся на стулья)!

Музыкальное приветствие:

М.р.:    Здравствуйте, ребята!

Дети:  Здравствуйте, учитель!

Музыкальный руководитель управляет куклой бибабо Незнайкой.

Незнайка «поет», кривляясь:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

М.Р.:  Здравствуй, Незнайка!

Мы очень рады тебя видеть, а вот пение твое нам не понравилось!

Незнайка: А почему это?

М.Р.:  Потому, что ты спел неправильно, не точно повторил мелодию!

Незнайка: А как петь правильно, я хочу научиться!

М.Р.: Незнайка, тебе повезло, ты попал на урок музыки, и если будешь внимательно слушать и повторять, то научишься чисто петь. Сейчас мы с ребятами назовем основные правила, которые надо знать и выполнять в пении.

Дети проговаривают правила пения:

  1. петь светлым полетным звуком,
  2. не кричать,
  3. вовремя брать дыхание,
  4. петь с хорошей артикуляцией,
  5. широко открывать рот.

Незнайка:  Ой, я не умею широко открывать рот, ведь я же кукла!

М.Р.: А я сейчас попрошу Арфочку выйти к нам и  с помощью волшебных звуков превратить тебя в коротышку.

Арфочка:

Братцы, вы меня узнали?

Арфочкой меня назвали.

Сама пою, сама играю,

Хором детским управляю!

Играет на ксилофоне звуки, выходит Незнайка-мальчик.

Незнайка:  Ой, я  настоящий коротышка, я умею широко открывать рот,  и теперь научусь петь, как все малыши и малышки звонко и красиво.

Незнайка открывает широко рот и громко поет. Все коротышки закрывают уши.

М.Р.:  Подожди, Незнайка, чтобы красиво петь, мало открывать широко рот.  Прежде всего,  тебе нужно научиться пользоваться певческим дыханием.

Незнайка: А у меня его нет!

Арфочка:  Повторяй за нами, и оно у тебя появится!

1 этап  – дыхательная гимнастика: «Насос», «Мягкие ладошки», «Лошадка» (каждое упражнение выполняется 4 раза)

2 этап  – артикуляционное  упр. «ма, мэ, ми, мо, му» (далее звук «м» заменяется другими согласными

3 этап  – фонопедическое  упр. «Лягушки»

М. Р.: Правильно дышать ты уже научился, а теперь тебе нужно познакомиться с нотами.

Незнайка:  Это очень интересно!

Презентация «Цветные нотки»

Слайд №1

М. Р.: Мелодия состоит из звуков, которые записываются нотами, сейчас мы с вами их вспомним и научим Незнайку.

Стихи про ноты читают дети:

Слайд №2

«До» зеленый часовой,

Носит стульчик приставной.

Слайд №3

«Ре» коричневая кепка,

Зацепилась за прищепку.

Слайд №4

Нота «Ми на первой снизу

Синей бусинкой нанизана.

Слайд №5

Между первой и второй

«Фа» одета в голубой.

Слайд №6

На линеечке второй

Веселится нота  «Соль».

Слайд №7

«Ля» в окошке зажелтела,

Стать как солнышко хотела.

Слайд №8

А оранжевая «Си»,

Словно спелый апельсин,

В самом центре нотоносца

На линейке номер три.

Слайд №9

«До» зеленый часовой,

От него считать изволь.

Слайд №10

Коротышки поют гамму  до мажор.

  1. Дидактическая игра «Лесенка-чудесенка»

  1. Дидактическая музыкальная игра «Музыкальные цветы»

Незнайка: Ура! Я научился петь: дыханием владею, ноты знаю!

Арфочка: Чтоб выучиться пению, иметь надо  терпение!

Коротышки исполняют песню «До, ре, ми, фа, соль…»

муз. А. Островского, сл. З. Петровой

Незнайка хлопает в ладоши.

М. Р.: Ребята, мы с вами научили Незнайку пользоваться певческим дыханием, чисто петь звуки, называя ноты, теперь нам надо научить его петь с хорошей артикуляцией и с отличным настроением!

Незнайка: А как это?

Арфочка: Сейчас покажем.

Песня «Звуки музыки» муз. И Костала из фильма «Звуки музыки»

Дети исполняют песню, сопровождая ее логоритмическими движениями.

Арфочка поет каждую фразу, активно артикулируя и показывая движения, первый раз за ней повторяют дети, второй раз – Незнайка.

«До» - вот дом прекрасный дом,          - поднимают руки вверх и соединяют

                                                                          пальцы рук, показывают крышу дома

«Ре» - река внизу течет.                           - опускают руки, перед собой

                                                                          выполняют волнообразные движения

«Ми» - мимоза  в доме том,                  -  соединяют руки перед собой, кисти

                                                                          рук раскрыть, изображая цветок

«Фа» - фазан в лесу идет.                       -  опускают руки вдоль туловища,

                                                                          шагая на месте, хлопают руками по

                                                                          бокам, изображая птицу

«Соль» - я ею суп солю,                           -  собирают пальцы в щепотку и

                                                                          сыпят перед собой воображаемую

                                                                          соль

«Ля» - ля-ля я вам спою.                          – ставят руки на пояс и выполняют

                                                                           пружинку с поворотами туловища

                                                                           вправо, влево

«Си» - сирень цветет в саду,                    - поднимают руки вверх и

                                                                           изображают куст

и вот опять я «До» пою.                            - поднимают руки вверх и соединяют

                                                                          пальцы рук, показывают крышу дома

Незнайка: Ура! Я научился петь! Теперь я хочу играть на инструментах!

Подходит берет музыкальные инструменты, гремит, комментируя.

Незнайка: (берет барабан) слишком громко, (погремушку) слишком тихо!

(берет свистульку, дует) А вот эта музыка мне нравится! (сильно дует)

Все коротышки:  Прекрати, уши болят!

М.Р.: Незнайка, петь ты немного научился, а вот владеть музыкальными инструментами мы научим тебя на следующем занятии. Ведь музыка – это огромная  волшебная страна, которую нельзя познать сразу!

Незнайка:  Да, но мне хочется побыстрее понять, что такое музыка!

Я хочу услышать музыку!  Я хочу увидеть музыку!

Песня «Я хочу услышать музыку» муз. Г. Струве, сл. И. Исакова

Я хочу увидеть музыку,

 Я хочу услышать музыку.

 Что такое эта музыка?

 Расскажите мне скорей!

 Птичьи трели - это музыка,

 И капели - это музыка,

 Есть особенная музыка

 В тихом шелесте ветвей.

 Видишь - лист кленовый кружится,

 Тихо кружится под музыку.

 Видишь - тучка в небе хмурится:

 Будет музыка дождя.

 И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.

Итог занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня вместе с Незнайкой совершили путешествие в музыкальную страну. Вам понравилось это путешествие? (ответы детей) А тебе, Незнайка, понравилось?

Вы показали, как  владеете своими голосами! Они звучали так красиво и легко! Вы сегодня так старались! Молодцы!

Музыкальный руководитель раздает воздушные шарики детям. Под веселую музыку дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты музыкальных занятий с элементами музицирования.

Интеграция слова, движения музыки - это естественное и закономерное объединение, связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит сама по себе, а каждый принимает участие в процессе ее создания....

конспект комплексно-развивающего занятия с элементами викторины для начальной школы

Занятие в рамках Дня птиц   "Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя"...

Конспект проведения открытого занятия по теме «Двухголосное пение».

Цель урока – приобщение детей к миру певческого искусства,  заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» с применением технологии исследовательской деятельности

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель:музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей;комп...