Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "География Иркутской области" (8 класс)
презентация к уроку (8 класс) по теме

Урсуленко Людмила Михайловна

Данный комплекс стал результатом обобщения практики преподавания предмета "География Иркутской области" в течение 2 лет - 2008, 2009 годов.

В 2010 году был сформирован данный комплекс, в который включены:

1. Географическое положение ИО (презентация + задания)

2. Рельеф и геологическое строение (презентация)

3. Водные ресурсы (презентация + задания)

4. Озеро Байкал – жемчужина Сибири (презентация)

5. Ландшафт ИО  (презентация + задания)

7. Коренные жители ИО (презентация + задания)

8. Население ИО (презентация + задания)

9. Итоговый тест

P.S. ИО - стандартное сокращение - Иркутская область

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

География Иркутской области: территория, население

Слайд 2

Правила оценивания «+ 1» балл – готовность к уроку (есть тетрадь, рабочая папка) «+ 1» балл – наличие в тетради записей по каждому разделу пары «до +3» баллов – выполнение заданий на уроке «до +5» баллов – выполнение домашнего задания «- 1» балл – нарушение правил поведения на уроке «- 1» балл – использование сотового телефона на уроке ИТОГ: Творческая работа - Города Иркутской области

Слайд 3

Введение в ГИО Географическое положение Иркутской области

Слайд 4

Темы уроков Введение в ГИО. Географическое положение ИО – 1 пара Природные условия и ресурсы, рельеф и геологическое строение ИО - 1 пара Внутренние воды и водные ресурсы. Климат и его особенности – 1 пара Озеро Байкал – жемчужина Сибири – 1 пара Почвы. Растительный и животный мир. Природоохраняемые территории края. Открытие Восточной Сибири – 1 пара Пути академических экспедиций – 1 пара Наш край в период средневековья. Этнографическая характеристика – 1 пара Динамика численности населения – 1 пара + типы населенных пунктов – 1 урок

Слайд 5

ИТОГ «Путешествие по Иркутской области» Необходимо выбрать интересный объект на территории ИО и составить экскурсионный маршрут к нему

Слайд 7

Иркутская Губерния

Слайд 8

Место нашего региона в территориальном устройстве России Населенный пункт Субъект Федеральный округ Страна Усолье-Сибирское Сибирский Иркутская область РОССИЯ

Слайд 9

Самостоятельная работа Работа с раздаточным материалом Работа с атласом

Слайд 10

Загадка Я загадала на карте с.15 географический объект. Вам нужно отгадать его, используя свои карточки. Показывать их нельзя!

Слайд 11

Задание для самостоятельной работы Используя атлас Иркутской области (стр. 15), подпишите на контурной карте: 1. пограничные субъекты области

Слайд 12

ВИКТОРИНА

Слайд 13

1 . Иркутская область расположена: А) Западная Сибирь Б) Восточная Сибирь Г) Европейский Центр В) Дальний Восток

Слайд 14

2 . Покажите Иркутскую область…

Слайд 15

3 . Какое место занимает Иркутская область по площади территории среди субъектов России? А) I Б) II Г) VI В) IV

Слайд 16

4. Чему равна площадь территории Иркутской области? А) 308,6 тыс. км 2 Б) 835,1 тыс. км 2 Г) 1023,6 тыс. км 2 В) 775,8 тыс. км 2

Слайд 17

5. Какие страны могли бы уместиться на территории ИО? А) Италия + Дания Б) Бельгия + Великобритания Г) Португалия + Голландия В) Украина+ Белоруссия

Слайд 18

6. Каково расстояние от Иркутска до Москвы? А) 5042 км Б) 15069 км Г) 7086 км В) 3080 км

Слайд 19

7. Удельный вес какого населения больше? А) городского Б) сельского Г) таежного В) русского

Слайд 20

8. Сколько городов в ИО? А) 56 Б) 40 Г) 22 В) 13

Слайд 21

9. С кем НЕ граничит ИО? А) Читинская область Б) Красноярская область Г) Монголия В) Республика Бурятия

Слайд 22

10. Наиболее теплый район Сибири? А) Восточные Саяны Б) «Ворота на север» Г) Малое Море В) Иркутско- Черемховская равнина



Предварительный просмотр:

Введение в географию Иркутской области (ГИО). Географическое положение

  1. Самостоятельно заполните схему: «Взаимосвязь ГИО с другими науками»:

2. Общие данные об ИО. Подчеркните главное:

Иркутская область расположена в Восточной Сибири  на юго-востоке Среднесибирского плоскогорья, окруженная  хребтами Восточных Саян (высота до 2875 м.) и Прибайкалья (высота до 3000 м.). Столица Иркутской области - город Иркутск с  населением в  578,1 тыс.чел.(01.01.2006).

Площадь территории области насчитывает  775,8 тыс.кв.км., что составляет 4,6 % от территории России, что позволяет области  занимать  6 место среди 20-ти регионов Сибири.

Иркутская область больше любого западноевропейского государства. На её территории могли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия вместе взятые.

Протяженность территории с севера на юг – 1400 км, с запада на восток – 1500 км.

Расстояние от Иркутска до Москвы: 5042 км.

Население
Общая численность – 2712,9 тыс. чел. (1,9% населения России).

Плотность населения - 3,5 чел. на 1 км2 (в РФ - 8,4). Удельный вес в общей численности населения: - Городское население – 79,3%; - Сельское население – 20,7%; - Мужчины – 47,5%; - Женщины – 52,5%. Средний возраст населения – 35,3 лет.

Область граничит со всеми субъектами Федерации, входящими в состав Восточно–Сибирского экономического района: на западе - с Красноярским краем, на востоке – с Читинской областью, на юго-востоке и юге – с Республикой Бурятией, на юго-западе – с Республикой Тыва.

На северо-востоке граница проходит с Республикой Саха (Якутией). Общая протяженность границ превышает 7240 км, в том числе по оз. Байкал – 520 км.

С востока значительная часть территории области омывается водами озера Байкал. На территории региона расположен Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Климат области континентальный. От 160 до 180 дней в году держится устойчивая температура ниже 0оС. Зима холодная (температура января по области от -17оС до -33оС), лето жаркое и сухое в первой половине (температура июля от +17оС до +33оС), во второй половине дождливое. Главные реки: реки бассейнов Енисея (Ангара, Нижняя Тунгуска) и Лены (Витим, Киренга).

В центре и на севере, между равнинами  на западе и между горами на юге и востоке располагается плато и кряжи, которые объединяются под общим названием Среднесибирское плоскогорье. Они имеют высоты от 500 до 1000 м., редко более. Вдоль северного подножия Саян протянулась цепь впадин, восточная часть которой носит название Иркутско-Черемховской равнины. Это один из наиболее теплых районов средней Сибири. Здесь много лесостепных «островов» среди сосновых лесов.  Присаянье - самая  заселенная и освоенная часть средней Сибири, где сосредоточены практически все крупнейшие города и промышленные центры региона.  Что не маловажно, на  территории Иркутской области находятся Прибайкальский национальный парк, Байкало-Ленский заповедник, Витимский заповедник. В состав области входят 33 района, 14 городов областного подчинения, 8 городов районного подчинения, 54 поселков городского типа, 365 сельских администраций.



Предварительный просмотр:

Я загадала географический объект на карте.

Вам нужно отгадать, что это.

  1. Расположен в Восточной Сибири  на юго-востоке Среднесибирского плоскогорья

  1. Окружен хребтами Восточных Саян (высота до 2875 м.) и Прибайкалья (высота до 3000 м.).

  1. Площадь территории насчитывает  775,8 тыс.кв.км.

  1. Площадь территории составляет 4,6 % от территории России

  1. По площади занимает  6 место в России.

  1. Протяженность территории с севера на юг – 1400 км

  1. Протяженность территории с запада на восток – 1500 км.

  1. Расстояние до Москвы: 5042 км.

  1. На территории данного объекта расположена столица Иркутской области - город Иркутск.

  1. Население центра данного объекта составляет  578,1 тыс.чел.(01.01.2006).

  1. Население, в основном, городское – 79,3%

  1. Средний возраст населения – 35,3 лет

  1. На северо-востоке граничит с Республикой Саха (Якутия)

  1. Плотность населения - 3,5 чел. на 1 км2 (в РФ - 8,4).

  1. С востока значительная часть территории области омывается водами озера Байкал

  1. От 160 до 180 дней в году держится устойчивая температура ниже 0оС

  1. Лето жаркое и сухое в первой половине

  1. Температура июля от +17оС до +33оС

  1. На территории объекта расположен Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

  1. Главные реки: реки бассейнов Енисея (Ангара, Нижняя Тунгуска)

  1. Главные реки:  реки бассейнов Лены (Витим, Киренга).

  1. На его территории располагается один из наиболее теплых районов средней Сибири - Иркутско-Черемховская равнина.

  1. На его территории можно насчитать 8 городов районного подчинения.

  1. Удельный вес женщин общей численности населения 52,5%

  1. Лето во второй половине дождливое.

  1. На территории данного объекта находится витимский заповедник.

  1. Он находится в Прибайкалье


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рельеф и геологическое строение

Слайд 2

План 1. Самостоятельная работа с атласом 2. Викторина

Слайд 3

Задание для самостоятельной работы Подпишите в контурной карте крупные формы рельефа и водные объекты области (используя материалы следующих слайдов, атлас, стр. 16)

Слайд 4

Найдите соответствие расположения на карте формы рельефа и цифры 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ?

Слайд 5

РЕЛЬЕФ Ербогаченская равнина Иркутско-Черемховская равнина Ангарский кряж Патомское нагорье Восточный Саян Лено-Ангарское плато Предбайкальская впадина Приморский хребет Байкальский хребет Хребет Кропоткина Онотская возвышенность Бирюсинское плато 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 6

Безмолвно горы смотрят на просторы Небес, что на вершины их легли Недвижные, как бы являют горы Застывшее волнение земли. Сборы в дорогу Первая высота Вторая высота третья высота ВИКТОРИНА

Слайд 7

Сборы в дорогу выберите из данного списка географические приборы термометр; нивелир; компас; гигрограф; микроскоп; вольтметр; рулетка; барометр; флюгер; анемометр; амперметр.

Слайд 8

Сборы в дорогу: правильный ответ Термометр - для измерения температуры Нивелир – для определения разности высот между несколькими точками Компас – для ориентирования на местности Гигрограф - для непрерывной регистрации относительной влажности воздуха Рулетка – для измерения длины Барометр - для измерения атмосферного давления Флюгер – измерения направления ветра Анемометр – для измерения скорости ветра

Слайд 9

Остро-конечная вершина? ***

Слайд 10

Остро-конечная вершина - ПИК

Слайд 11

Удобное место для перехода в горах? *******

Слайд 12

Удобное место для перехода в горах - ПЕРЕВАЛ

Слайд 13

Наиболее высокая часть горы? *******

Слайд 14

Наиболее высокая часть горы - ВЕРШИНА

Слайд 15

Линейно вытянутое горное сооружение со склонами, наклоненными в противоположные стороны? ****** ******

Слайд 16

Линейно вытянутое горное сооружение со склонами, наклоненными в противоположные стороны - ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ

Слайд 17

Основание горы, холма? *******

Слайд 18

Основание горы, холма - ПОДОШВА

Слайд 19

Огнеды-шащая гора? ******

Слайд 20

Огнеды-шащая гора - ВУЛКАН

Слайд 21

Совокупность неровностей земной поверхности? ******

Слайд 22

Совокупность неровностей земной поверхности - РЕЛЬЕФ

Слайд 23

Волны, вызываемые землетрясением и извержением подземных вулканов? ******

Слайд 24

Волны, вызываемые землетрясением и извержением подводных вулканов - ЦУНАМИ

Слайд 25

Люди, изучающие землетрясения? **********

Слайд 26

Люди, изучающие землетрясения - СЕЙСМОЛОГИ

Слайд 27

Скопление пресного люда на суше ? ******

Слайд 28

Скопление пресного льда на суше - ЛЕДНИК

Слайд 29

Ученый, изучающий пещеры ? *********

Слайд 30

Ученый, изучающий пещеры - СПЕЛЕОЛОГ

Слайд 31

Устойчивые участки земной коры ? *********

Слайд 32

Устойчивые участки земной коры Устойчивые участки земной коры - ПЛАТФОРМА

Слайд 33

Горы, образующие на карте молоток ? *****

Слайд 34

Горы, образующие на карте молоток - САЯНЫ

Слайд 35

Самая высокая точка области ? ***

Слайд 36

Самая высокая точка области – БАМ, 3072,6 м, хребет Кодар

Слайд 37

Наимень-шая высота? ***********

Слайд 38

Наименьшая высота – с. Кондратьево в долине р. Чуны, 158 м

Слайд 39

Распределите по высоте: Хамар-Дабан Восточный Саян Приморский хребет

Слайд 40

Восточный Саян – 3000 м Хамар-Дабан – 2374 м Приморский хребет – 1728 м

Слайд 41

Что лишнее? Приморский хребет Байкальский хребет Делюн-Уранский хребет

Слайд 42

Ничего Все эти хребты создают горное обрамление ИО

Слайд 43

Внешние силы, повлиявшие на рельеф ИО?

Слайд 44

ЭКЗОГЕННЫЕ

Слайд 45

Формы рельефа до 200 м над уровнем моря?

Слайд 46

НИЗМЕННОСТИ: Долины рек Лены, Ангары, Чуны, Бирюсы – S 1%

Слайд 47

Каков наклон территории области?

Слайд 48

На север и северо-запад Подтверждается течением рек и уменьшением абсолютных высот

Слайд 49

Как в Сибири называются характерные речные долины с выраженными террасами?

Слайд 50

Падь

Слайд 51

Из данных слов сложить 5 пословиц и объяснить их смысл: С плеч, за, горами, обойдет, дела, идут, в, гору, умный, не, как, гора, пойдет, крут

Слайд 52

Как гора с плеч. Крут, как гора. Не за горами. Дела идут в гору. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет

Слайд 53

Какие еще пословицы о горах вы знаете?

Слайд 54

Если гора не идет к Магомеду, то Магомед сам пойдет к горе; С горы видней; Встать горой за кого-то; Гора с горою не сходится, а человек с человеком сходится



Предварительный просмотр:

Задачи ГИО

Задача №1 «Реки». Ангара находится в сравнительно суровых климатических условиях, но ледостав на ней наступает значительно позднее, чем на других реках Сибири и даже европейской части России. Чем это объясняется?

Быстрое течение и поступление сравнительно теплых глубинных вод из Байкала

Задача №2 «Реки». Где находится Верхняя Тунгуска?

Нигде. Раньше за нее принимали нижние воды Ангары, пока не было установлено, что это одна и та же река

Задача №3 «Реки». Наименьший уровень воды в реке Китой наблюдается в конце зимы, начале весны. С чем это связано?

Река питается за счет атмосферных осадков, которых зимой нет. А подземное питание сильно истощается к весне

Задача №4 «Реки». Притоком какой реки является река Белая: Ангары, Камы, Кубани, Лугани, Чарыша, Индиги, Сунгачи, Рузы, Чёрной?

Всех

Задача №5 «Реки». Притоком какой реки является река Ока: Волги, Ангары, Оми?

Всех

Задача №6 «Реки». Река Ока впадает в Окинский залив Братского водохранилища. Почему ее считают притоком Ангары?

Братское водохранилище расположено на Ангаре

Задача №7 «Реки». Каков наклон территории Иркутской области?

С юго-запада на северо-восток

Задача №8 «Реки». Назовите временной период ледостава, наблюдаемый на большинстве иркутских рек

Ноябрь-апрель

Задача №9 «Реки». Уда – это: приток Селенги, приток Тасеевы, река в Хабаровском крае?

Все ответы

Задача №10 «Реки». Что означает название реки Белая?

Известняки, белая керамическая глина, вид реки зимой

Задача №11 «Реки». Почему река Уда (Чуна) носит два названия?

До впадения реки Чукши – Уда, после - Чуна

Задача №12 «Реки». Чему равна общая площадь бассейнов рек Иркутской области? Какие страны могли бы уместиться на данной площади?

1220149 км2

Задача №13 «Реки». Какая сибирская река впадает в море?

Лена

Задача №14 «Реки». На территории города Иркутск есть несколько мостов, проходящих через реки. Если вы совершаете путешествие на электричке от станции Военный городок до станции Иркутный мост, мост через какую реку  вы проезжаете? А через какую реку мост вы проезжаете на трамвае, садясь на остановке «Ж/д вокзал» и высаживаясь на остановке «Чкалова»?

Иркут

Ангара

Задача №15 «Реки». К какой реке имеет отношение Делюн-Оронский порог?

Витим

Задача №16 «Реки». Гидроресурсы каких рек подлежат освоению?

Лена

Витим

Задача №17 «Реки». Какие водные объекты Иркутской области вы бы внесли в книгу Гиннеса ИО?

Открытый вопрос



Предварительный просмотр:

Лось

ЛОСЬ СОХАТЫЙ

mhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Росомаха%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/Wolverine_on_rock.jpg/180px-Wolverine_on_rock.jpg

РОСОМАХА

Беляк

ЗАЯЦ

КОСУЛЯ Европейская косуля

Martes zibellina

СОБОЛЬ

ЛетягиЛЕТЯГА

КАБАНДикий кабан

РЯБЧИКmhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Обыкновенный%20рябчик%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Haselhuhn-01.jpg/215px-Haselhuhn-01.jpg

ЗемлеройковыеЗЕМЛЕРОЙКА

ЛИСИЦАmhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Лисица%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ee/Vulpes_vulpes.jpg/250px-Vulpes_vulpes.jpg

Самец на деревеТЕТЕРЕВ

Mus musculusМЫШЬ

ВОЛКВолк

ДАУРСКАЯ КУРОПАТКАСерая куропатка (Perdix perdix)

ГОРНЫЙ КОЗЕЛГорные козлы

КабаргаКАБАРГА

ОндатраОНДАТРА

mhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Европейская%20норка%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Nerz-drawing.jpg/180px-Nerz-drawing.jpgНОРКА


ВыдраВЫДРА

Омуль

ОМУЛЬ

СигСИГ

Хариус

ХАРИУС

mhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Щука%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Esox_on_snow.jpg/180px-Esox_on_snow.jpg

ЩУКА

Окуни

ОКУНЬ

ПлотваПЛОТВА

КарасьКАРАСЬ

СтерлядьСТЕРЛЯДЬ

ТайменьТАЙМЕНЬ

ЛенокЛЕНОК

ЯзьЯЗЬ

БУРЫЙ МЕДВЕДЬБурый медведь

Северный олень

ДИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

Рысь

РЫСЬ

Колонок

КОЛОНОК

mhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Обыкновенный%20глухарь%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/42/Tetrao_urogallus_Richard_Bartz.jpg/180px-Tetrao_urogallus_Richard_Bartz.jpg

ГЛУХАРЬ

БЕЛКАmhtml:file://D:\Мои%20документы\животные%20ИО\Белка%20—%20Википедия.mht!http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Kurre5.jpg/200px-Kurre5.jpg

БурундукиБУРУНДУК



Предварительный просмотр:

Серые лесные почвы – широко используются в сельском хозяйстве и составляют 50% пахотных земель. Занимают южную и юго-западную, наиболее освоенные, части области. Цвет зависит от мощности гумуса и подразделяется на светло-серые, серые и темно-серые

Дерново-карбонатные – широко распространены. В сельском хозяйстве составляют 36%.  Имеют красновато-коричневую окраску, которая зависит от содержания карбонатов.

Черноземные – наиболее плодородны. Формируются под луговой или степной растительностью. Они занимают поверхности речных террас, подножья пологих склонов и днища крупных падей. В сельском хозяйстве составляют 2,4%, используются под посевы зерновых и овощных культур и дают высокие урожаи. Распространены в приангарской, куйтунской и усть-ордынской лесостепи.

Подзолистые и дерново-подзолистые почвы – формируются под пологом древесной растительности. Естественное плодородие низкое. С первых лет освоения этих почв необходимо вносить удобрения. Распространены в западной части и на более высоких поверхностях Ангаро-Ленского плато.

Лугово-черноземные почвы – занимают более низкие террасы долин, днища падей и нижние части склонов. Среди пахотных земель составляют 5%, если не распаханы, то заняты луговым разнотравьем. Имеют хорошее увлажнение. По всей области встречаются в виде небольших участков.

Аллювиально-луговые почвы – занимают низкие террасы, днища падей. Они многослойны, дают хорошие урожаи трав. 0,6% пахотных земель.

Почвы горных районов недостаточно изучены.

Болотные почвы широко распространены. Занимают большие площади в бассейне Нижней Тунгуски, в предгорье восточного Саяна, на Патомском нагорье, меньше – в Прибайкальской горной системе, широко распространены по долинам рек.

Серые лесные почвы – широко используются в сельском хозяйстве и составляют 50% пахотных земель. Занимают южную и юго-западную, наиболее освоенные, части области. Цвет зависит от мощности гумуса и подразделяется на светло-серые, серые и темно-серые

Дерново-карбонатные – широко распространены. В сельском хозяйстве составляют 36%.  Имеют красновато-коричневую окраску, которая зависит от содержания карбонатов.

Черноземные – наиболее плодородны. Формируются под луговой или степной растительностью. Они занимают поверхности речных террас, подножья пологих склонов и днища крупных падей. В сельском хозяйстве составляют 2,4%, используются под посевы зерновых и овощных культур и дают высокие урожаи. Распространены в приангарской, куйтунской и усть-ордынской лесостепи.

Подзолистые и дерново-подзолистые почвы – формируются под пологом древесной растительности. Естественное плодородие низкое. С первых лет освоения этих почв необходимо вносить удобрения. Распространены в западной части и на более высоких поверхностях Ангаро-Ленского плато.

Лугово-черноземные почвы – занимают более низкие террасы долин, днища падей и нижние части склонов. Среди пахотных земель составляют 5%, если не распаханы, то заняты луговым разнотравьем. Имеют хорошее увлажнение. По всей области встречаются в виде небольших участков.

Аллювиально-луговые почвы – занимают низкие террасы, днища падей. Они многослойны, дают хорошие урожаи трав. 0,6% пахотных земель.

Почвы горных районов недостаточно изучены.

Болотные почвы широко распространены. Занимают большие площади в бассейне Нижней Тунгуски, в предгорье восточного Саяна, на Патомском нагорье, меньше – в Прибайкальской горной системе, широко распространены по долинам рек.

Серые лесные почвы – широко используются в сельском хозяйстве и составляют 50% пахотных земель. Занимают южную и юго-западную, наиболее освоенные, части области. Цвет зависит от мощности гумуса и подразделяется на светло-серые, серые и темно-серые

Дерново-карбонатные – широко распространены. В сельском хозяйстве составляют 36%.  Имеют красновато-коричневую окраску, которая зависит от содержания карбонатов.

Черноземные – наиболее плодородны. Формируются под луговой или степной растительностью. Они занимают поверхности речных террас, подножья пологих склонов и днища крупных падей. В сельском хозяйстве составляют 2,4%, используются под посевы зерновых и овощных культур и дают высокие урожаи. Распространены в приангарской, куйтунской и усть-ордынской лесостепи.

Подзолистые и дерново-подзолистые почвы – формируются под пологом древесной растительности. Естественное плодородие низкое. С первых лет освоения этих почв необходимо вносить удобрения. Распространены в западной части и на более высоких поверхностях Ангаро-Ленского плато.

Лугово-черноземные почвы – занимают более низкие террасы долин, днища падей и нижние части склонов. Среди пахотных земель составляют 5%, если не распаханы, то заняты луговым разнотравьем. Имеют хорошее увлажнение. По всей области встречаются в виде небольших участков.

Аллювиально-луговые почвы – занимают низкие террасы, днища падей. Они многослойны, дают хорошие урожаи трав. 0,6% пахотных земель.

Почвы горных районов недостаточно изучены.

Болотные почвы широко распространены. Занимают большие площади в бассейне Нижней Тунгуски, в предгорье восточного Саяна, на Патомском нагорье, меньше – в Прибайкальской горной системе, широко распространены по долинам рек.



Предварительный просмотр:

Паспорт населения Земли Иркутской.

  1. На всем протяжении от Урала до Охотского моря в неолите проживало 30-40 тысяч человек. Возраст человека, появившегося на берегах Ангары составляет 100 тысяч лет. Об этом свидетельствуют останки костей шерстистого носорога, обнаруженные иркутскими археологами рядом с местом строительства нового ангарского моста.
  2. В древних племенах Прибайкалья царил матриархат. Счет рода шел по женской линии. Женщины отвечали за очаг, ставили чум, изготовляли керамику. Более того, узор своего племени в новую семью (женщин брали из другого рода) приносила женщина.
  3. Тунгусы и эвенки жили группами по 10-15 человек, так как Байкальская земля не могла прокормить большее количество человек.
  4. Сотни лет назад племена якутов, монголов, тунгусов и тофаларов придумали большинство названий рек, которыми мы сейчас пользуемся.
  5. Археологические памятники эпохи палеолита (могильник начала бронзового века) в Усольском районе обнаружены в п. Мальта (на р.Белая) и в с.Буреть (р.Ангара). В п.Мальта его обнаружил крестьянин П.Брилин в погребе своего дома, о находке в ИГУ сообщил Бельтрам, сельский культпросветработник. Археологическое исследование проводил М.Герасимов, заведующий археологического отдела Иркутского исторического музея. Находка включала в себя кости мамонтов, северных оленей и носорогов, статуэтки женщины из бивня мамонта (в Бурети нашли статуэтку женщины в одежде, таких нигде ранее не встречали), а также – статуэтки мамонтов, лебедей, змей и гагар. Также сохранился «поселок» из четырех жилищ палеолита.
  6. Статуэтка женщины из Бурети одета в одежду. Это отличало ее от мальтинских и европейских находок. Одежда женщины шитая (!), такого же покроя, как у современных арктических обитателей Азии и Америки: эскимосов, чукчей, коряков. Она имеет вид мехового комбинезона с капором на голове. Такая одежда превосходно приспособлена к арктическим условиям. Ее не продувают даже пронизывающие все на свете колючие арктические ветры. Она надежно закрывает голову и лицо пушистой бахромой.
  7. Жилища эпохи палеолита были полуподземными. Основой жилищ служили специально выкопанные ямы – котлованы глубиной около метра, овальные или близкие к прямоугольнику по очертаниям. Из них вел узкий проход к реке. Необычней всего был строительный материал. Столбами, окружавшими котлованы жилищ, служили огромные бивни мамонта. Вместе с бивнями были вертикально вкопаны бедренные кости того же зверя. Крышу составляли рога северного оленя.


Задача №1 «Древние захоронения»

Канадский археолог Анджей Вебер, участник программы Baikal Archeological Project, утверждает, что за полторы тысячи лет возле Байкала не предали земле ни одно тело. А раз не было мертвых, то не было и живых. "5500 лет назад здесь случилась какая-то катастрофа! Апокалипсис!" - утверждает Вебер.

Иркутский археолог, специалист по неолиту Николай Савельев с этим не согласен: могил почти полторы тысячи лет действительно не было. А стоянок - полно. Очаги кто-то разжигал, кто-то охотился на косуль и оленей, бил нерпу и ловил красную рыбу!

Мнение кого из ученых более правдоподобно? Почему?

Задача №2 «Сезоны и добыча пищи»

- Существуют сезоны, в которые люди приходят к Байкалу, чтобы поохотиться и половить рыбу. То же самое было и в древности. У современных кочевых племен эвенков календарь разбит на сегменты: сезон, когда линяет утка, сезон, когда хариус идет на нерест, когда омуль идет на нерест, и так далее, - рассказывает Николай Савельев, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией археологии, палеоэкологии и эволюции человека при кафедре истории ИГУ.

На Байкале древнему человеку было не прожить. Ловить рыб-эндемиков без сетей на глубинах невозможно. А сорная рыба есть не везде: только на Малом море, в Чивыркуйском заливе, в устье Селенги. На стоянках мы находим кости нерпы. Но охота на нерпу возможна только весной, ни зимой, ни летом нерпу гарпуном или копьем не добудешь!

Как ты думаешь, как древние решали данную проблему (проблема добычи пропитания)?

Задача №3 «Древняя письменность?»

Древняя керамика. Это удивительные, ни с чем не сравнимые сосуды! Каждый керамический горшок - загадка для ученых-археологов! Во-первых, что на них изображено? Мы видим, что по краю каждого горшка идет точечный рисунок. В письменности древних народов точка могла обозначать след или день. Ниже идет ряд волнистых или изломанных геометрических линий, нанесенных стеком или отступной лопаточкой. Волнистая линия - это река. Вот пока и все, что мы знаем. Но на каждом горшке рисунок повторяется. А знаете, на каком расстоянии были сделаны эти горшки? От Читинской области до Красноярского края и Прибайкалья - повсеместно. Единой фабрики, а также транспорта (самолетов и пароходов) не было, чтобы доставить эти горшки к каждому очагу древнего человека.

Так почему же рисунок один и тот же?

Задача №4 «Горшок как паспорт»

По словам иркутских археологов, керамика изготовлялась женскими руками. Более того, узор своего племени в новую семью (женщин брали из другого рода) приносила женщина. И счет рода шел по женской линии, был тогда в Прибайкалье настоящий матриархат. Мать рода можно было вычислить всегда, а вот отца - вряд ли. А по орнаменту на керамике и по украшениям узнавали, из какого рода-племени человек.

Можно ли считать орнамент своеобразным паспортом или удостоверением личности?

Задача №5 «Группы»

На всем протяжении от Урала до Охотского моря в неолите проживало 30-40 тысяч человек. Причем как сейчас живут тунгусы и эвенки по 10-15 человек, так жили и тогда. Почему численность групп была такой?

Задача №6 «Так решили древние»

Известно, что русские появились на озере лишь в 1643 году. Первым пришел сюда отряд казаков во главе с Курбатом Ивановым, построили корабль и путешествовали по озеру... Но они узнали от местных, как оно называется. Ученые говорят, что в седой древности люди, приходя на новое место, вначале давали название озерам, рекам и горам, а уж потом именовали себя самих.

Верно ли это для нашего времени? Почему?

Задача №7 «Тайны Селенги»

Русские первопроходцы отмечали Селенгу на карте в 1640—1641 годах: "Да, в оз. Лама впала река Селенга двунатцатью устьи. А в той реке Селенге, идучи от Ламы в правую сторону, живут мугалы - кочевные люди".

В какое озеро впадала Селенга? Как звучит современное название мугалов?



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Временной период

(название)

название племени /

 (происхождение)

место проживания

образ жизни, занятия /

изобретения

Лингвистические доказательства,

Археологические находки /

памятники

(указать какие, места)

древнекаменный, среднекаменный век -с возникновения человека до IV вв. до н.э.

леса и степи Приангарья, Приленья

охота на мамонта, носорога, северного оленя

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

IV-III вв. до н.э.

новокаменный век (неолит)

растет численность племен

берега Ангары, Лены

___________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

___________________________

___________________________

могильники, наскальные рисунки

VI-X вв. н. э.

курыканы (из древнего тюрского племени), теснимые позже монголами, переселились на Север области и дали начало якутам и эвенкам

________________

________________

________________

_________________

_________________

________________

скотоводство (коневодство), охота / кочевой образ жизни, земледелие, орошение сенокосных угодий

наскальные рисунки: берега Леня, д. Шишкино, гора Манхай на реке Куде, в бухте Итырхей на Байкале, на реке Унге

найденный чугунный сошник, следы пашни

оросительные каналы – бассейн реки Куды в районе сел Ахин, Базой, Харазаргай, Усть-Орда, Капсал

с XI в. н. э.

________________________________ ______________________________

______________________________

Приангарье, Приленье

Бурятский язык имеет множество тюркских слов и географических названий

к приходу

русских

На территории Иркутской области проживали буряты, эвенки и тофалары.

 название племени

родовые и племенные группы

место проживания

образ жизни, занятия /

изобретения

буряты

булагаты

левобережная часть Ангары от Байкала до Балаганска

полукочевой образ жизни, разведение крупного рогатого скота, овец и коз, лошадей, охота на коз, медведей и пушных зверей/ От курыкан переняли высокое мастерство кузнечного дела и систему орошения сенокосных угодий

эхириты

бассейн рек Куды, Верхней Лены

хоринцы

______________________________________________

эвенки

северные районы области и Восточной Сибири

___________________________________________________

____________________________________________________

тофалары

(карагасы)

оленеводство, охота, рыболовство



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(до прихода русских)

Временной период

(название)

название племени /

 (происхождение)

место проживания

образ жизни, занятия /

изобретения

Лингвистические доказательства,

Археологические находки /

памятники

(указать какие, места)

древнекаменный, среднекаменный век -с возникновения человека до IV вв. до н.э.

леса и степи Приангарья, Приленья

охота на мамонта, носорога, северного оленя

Иркутск, Мальта, Буреть, Красный Яр:

 орудия труда, предметы быта, украшений, наличие городищ, наскальных рисунков со сценами охоты

IV-III вв. до н.э.

новокаменный век (неолит)

растет численность племен

берега Ангары, Лены

охота на лосей, медведей, кабанов и рыболовство. Был изобретен лук, наконечники стрел, топор из нефрита. Появляются изделия из меди и бронзы, ножи, рыболовные крючки, иглы, шилья

могильники, наскальные рисунки

VI-X вв. н. э.

курыканы (из древнего тюрского племени), теснимые позже монголами, переселились на Север области и дали начало якутам и эвенкам

берега Байкала, долина Ангары, верховья Лены, Тункинская долины /

скотоводство (коневодство), охота / кочевой образ жизни, земледелие, орошение сенокосных угодий

наскальные рисунки: берега Леня, д. Шишкино, гора Манхай на реке Куде, в бухте Итырхей на Байкале, на реке Унге

найденный чугунный сошник, следы пашни

оросительные каналы – бассейн реки Куды в районе сел Ахин, Базой, Харазаргай, Усть-Орда, Капсал

с XI в. н. э.

буряты (монгольские кочевые племена переселились в Прибайкалье и ассимилировали курыкан)

Приангарье, Приленье

Бурятский язык имеет множество тюркских слов и географических названий

к приходу

русских

На территории Иркутской области проживали буряты, эвенки и тофалары.

 название племени

родовые и племенные группы

место проживания

образ жизни, занятия /

изобретения

буряты

булагаты

левобережная часть Ангары от Байкала до Балаганска

полукочевой образ жизни, разведение крупного рогатого скота, овец и коз, лошадей, охота на коз, медведей и пушных зверей/ От курыкан переняли высокое мастерство кузнечного дела и систему орошения сенокосных угодий

эхириты

бассейн рек Куды, Верхней Лены

хоринцы

Большая и Малая Бугульдейка, остров Ольхон

Забайкалье

эвенки

северные районы области и Восточной Сибири

занимали долины рек, разводили оленей, охотились на крупных зверей и пушных зверьков. Кочевой образ жизни, жили родами.

тофалары

(карагасы)

Восточные Саяны

оленеводство, охота, рыболовство



Предварительный просмотр:

Тест текущей проверки знаний учащихся (самопроверка).

  1. Малая народность Восточной Сибири расселявшаяся на северных склонах Восточных Саян  

  1. Жилище эвенков  

  1. Русские переселенцы называли в 17 —19 веках этот народ

тунгусами. Назовите этот народ  

  1. Религиозные верования бурят до 17 века

  1. Укажите места расселения племён эвенков

  1. Жилище бурят

  1. В названии какого современного города нашей области отразилось произношение русскими народности бурят  

  1. Главные занятия: эвенков

  1. Религиозные верования, распространившиеся у бурят с 17 века  

  1.  Эти племена, расселившиеся в 6 - 13 веках считаются предками современных бурят и якутов  

  1. Русские люди называли эти территории “землёю братов”. О каких землях идёт речь?

  1. Наиболее развитая народность Восточной Сибири к началу 17

века (по уровню общественных отношений)

  1. Священное место на реке Ангаре, название которого связано с религиозными представлениями эвенков

  1. У этого народа русские переняли священное отношение к озеру Байкал



Предварительный просмотр:

Население Иркутской области

Задача 1. Сравни данные естественного движения населения по годам. Отметь знаком «+» естественный прирост и знаком «-» - естественную убыль по каждому году. Отрицательная или положительная динамика наблюдается на территории Иркутской области? – 5 б

Годы

Всего

родившихся

умерших

прирост или убыль?

1990

34413

21659

2000

21554

32191

2001

22549

32687

2002

23618

33831

2003

24317

34219

2004

24453

33026

2005

23026

33698

2006

30489

43699

В Иркутской области наблюдается _____ динамика естественного движения населения

Почему? ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задача 2.  Работа со страницей учебника 118. В таблице 3 «Численность населения административных районов Иркутской области» указана динамика численности населения. Назовите четыре административных района, численность в которых наибольшая. – 10 б

1.______________________________ 2._________________________________

3.______________________________4._________________________________

Как вы думаете, почему именно эти районы лидируют по численности населения?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задача 3. Есть ли в Иркутской области районы, где на 1 км2 приходится 0 человек?

- 5б  

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задача 4. В известной песне поется: «Потому что на десять девчонок по статистике 9 ребят…» Справедливо ли  это для Иркутской области. Почему? – 15 б

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Задача 5. Что загадано в ребусе? – 15 б

D:\Общие документы\1000 Рисунков\СИМВОЛЫ, рисунки\знаки, орнаменты, символы\J0345385.WMFD:\Общие документы\1000 Рисунков\СИМВОЛЫ, рисунки\знаки, орнаменты, символы\J0345385.WMFD:\Общие документы\1000 Рисунков\СИМВОЛЫ, рисунки\знаки, орнаменты, символы\J0345385.WMFD:\Общие документы\1000 Рисунков\СИМВОЛЫ, рисунки\знаки, орнаменты, символы\J0345385.WMF

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задача 6. Укажите причины, привлекавшие посадских людей в Иркутскую губернию

- 10 б.

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задача 7. Во сколько раз выросла численность населения в Иркутской губернии с 1710 по 1858 гг.? – 5 б.

Численность населения в Иркутской губернии увеличилась в ______________ раз

Задача 8. Чем отличается миграция от колонизации? – 15 б.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задача 9. Кто, прежде всего, покидает небольшие поселения? Ответ обоснуйте. – 10 б.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема: «Население Иркутского региона. XVII-XXI века»

1. Основные процессы формирования населения: миграция и колонизация

Колонизация – это __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

виды

Миграция – это ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

виды

Задача №1 «Чем отличается миграция от колонизации?»- 1 балл

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основные этапы освоения региона

Тип колонизации

Причины / привлекательные ресурсы

Категории переселенцев

1 этап

вольнонародная

пушные богатства

______________________________

______________________________

приют, пригодные для земледелия участки

______________________________

______________________________

вербовка воевод

______________________________

______________________________

правительственная

ссылка

______________________________

______________________________

Задача №2 «Динамика населения»- 1 балл

Если известно, что в 1710 г. в Иркутской области проживало 40 тыс. чел., в 1772 – 102000, а в 1858 – 247000, во сколько раз увеличилась численность населения с 1710 по 1858 годы?

Ответ:

Влияние на развитие региона

  1. ___________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________________________

2 этап

вольнонародная

появление московского колесного тракта,

открытие золотых россыпей в Лено-Витимском районе

______________________________

______________________________

______________________________

2 этап

вольнонародная

сооружение Транссибирской магистрали: упростился процесс переселения, появились рабочие места

______________________________

______________________________

______________________________

Влияние на развитие региона

  1. ___________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________

4 этап

вольнонародная

высокие темпы экономического роста,

новостройки

______________________________

______________________________

______________________________

5 этап

вольнонародная

приют

______________________________

______________________________

Задача №3 «Динамика населения»- 1 балл

Если известно, что в 1900 г. в Иркутской области проживало 580 тыс. чел., в 1950 – 1397000, а в 1995 – 2789000, во сколько раз увеличилась численность населения с 1900 по 1995 годы?

Ответ:

3. Размещение населения. Городское и сельское население

Задача №4 «Ребус». Что это значит? Ответ: ______________________________________

D:\Общие документы\1000 Рисунков\ПЛАНЕТА\здания, дома, сооружения\BL00301_.WMF

Городское и сельское населениеD:\Общие документы\1000 Рисунков\ПЛАНЕТА\здания, дома, сооружения\BL00310_.WMF

1913 г. ______%

2002 г. ______%

1913 г. ______%

2002 г. ______%

4. Национальный и половой состав

Русские ________% Буряты _________% Украинцы ________% Белорусы __________%

Эвенки _________ человек, Якуты ____________ человек, Тофалары __________ человек

D:\Общие документы\100000 рисунков\ЛЮДИ и их занятия\семья, влюбленные, родственники\j0178531.jpg

Задача №5 «Девчата». В известной песне поется: «Потому, что

на 10 девчонок по статистике 9 ребят». Верно ли это? Ответ

обоснуйте: __________________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ландшафт Иркутской области

Слайд 2

Ландшафт Тематический глоссарий: ландшафт Первобытное одушевление природы Почвы Флора Фауна

Слайд 3

Ландшафт Географический ландшафт – природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир – находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя единую неразрывную систему Ландшафт отличается от соседних участков характерными индивидуальными чертами

Слайд 4

В наше время на рынке модны две услуги: ландшафтный дизайн – обустройство небольших участков природы таким образом, чтобы они радовали человеческий взгляд, улучшали его духовное состояние ландшафтотерапия - оздоровление человека при помощи воздействия конкретных мест

Слайд 5

Ландшафт

Слайд 6

2. Первобытное одушевление природы Анимизм Фетишизм Шаманизм Тотемиз м

Слайд 7

(от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ. Первобытный человек одушевлял весь окружающий мир Анимизм первобытные люди, примитивные этносы

Слайд 8

Тотемизм (от инд. тотем – «его род») – вера племени в свое родство с растением и животным Поклонение реальному животному или его изображению славяне (язычество), эвенки, индийцы

Слайд 9

Фетишизм индейцы, а также христиане – святые мощи, крест и буддисты - бурханы (от фр. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов, обладающих сверхъестественными свойствами (по мнению верующих)

Слайд 10

Шаманизм вобрал в себя все предыдущие верования - культ природы, ограничивал потребление ресурсов (табу). Каждый элемент природы имел своего хозяина – энжина , оберегающего и заботливого буряты

Слайд 11

Почва биологически активный верхний слой земной поверхности, возник из материнской породы в процессе почвообразования, является источником питательных веществ и воды для растений Средняя величина содержания гумуса по области составляет 5% Почвы области разнообразны из-за неоднородности рельефа и температурного режима

Слайд 12

Почва Особенности: пониженный температурный режим вследствие глубокого сезонного промерзания и медленного оттаивания недостаточное увлажнение из-за небольшого количества осадков и весенних вод, которые скатываются по еще не оттаявшим почвам и грунтам ветровая и водная эрозия понижает плодородие

Слайд 13

почва Задача №3: Какие виды почв наиболее подходят для сельского хозяйства?

Слайд 14

ФЛОРА И ФАУНА * Флора (в ботанике , лат. flora ) — исторически сложившаяся совокупность видов растений , распространённых на определённой территории в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи . Комнатные растения, растения в оранжереях и т. п. не входят в состав флоры. *Фауна — исторически сложившаяся совокупность видов животных , обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы . Домашние животные, животные в зоопарках и т. п. не входят в состав фауны.

Слайд 15

Растительный мир Задача №4 Растительность является лицом 1?. Флора области состоит из 2? видов высших сосудистых растений, в их составе 3? видов лекарственных. Территория области относится к подобласти 4? лесов, в которой выделяются 5?,6? и 7? подзоны . По лесистости область занимает одно из 8? мест в России. На каждого жителя области приходится по 9?га леса. Наибольшие запасы 10? и 11?. Запасы древесины составляют 12? % запасов России. Наиболее залесенной территорией области является 13? часть области.

Слайд 16

Растительный мир Ландшафтов 1733 605 светлохвойных северотаежная среднетаежная южнотаежная первых 20,6 Сосны Лиственницы 12 Северная

Слайд 17

Растительный мир

Слайд 18

Задача №5 значение растительности

Слайд 19

Ответ: значение растительности

Слайд 20

задача №6 1. Сосновые, 2. Лиственичные , 3. Еловые, 4. Кедровые, 5. Растительность степей и лесостепей , 6. Культурные 1 2 3 4 5 6 Серые лесные Дерново-карбонатные + Черноземные Подзолистые + Лугово-черноземные Аллювиально-луговые Болотные

Слайд 21

Задача №7 Найдите описание своего представителя фауны Разбейтесь на группы: хищники, парнокопытные, пернатые, грызуны, водные, рыбы 3. Составьте кроссворд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-измерительный материал по географии для 6-7 классов

В этом разделе представленны проверочные и контрольные работы по географии для 6-7 классов, а также по предмету география ХКК по хабаровскому краю, составленные мною....

Контрольно - измерительный материал по теме :Площадь. Геометрия 8 класс.

Контрольно- измерительный материал по геометрии для учащихся 8 класса.Зачетная работа  представлена в виде теоретической  и практической частей  по теме: " Площадь"...

контрольно - измерительный материал по физике для 7-11 классов.

Тематические контрольные работы по физике для  7,8,9,10 и 11 классов....

Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "Общая биология" (11 класс)

В 2009-2010 учебном году я преподавала общую биологию в 4 группах 11 класса: физико-математической, экономико-математической, экспериментальной физико-математической и лингвистической.К каждому уроку ...

Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "География Иркутской области" (9 класс)

Данный комплекс стал результатом обобщения практики преподавания предмета "География Иркутской области" в течение 2 лет - 2008, 2009 годов.В 2010 году был сформирован данный комплекс, в который включе...

Методическая презентация "Требования к контрольно-измерительным материалам согласно требованиям ФГОС и в свете Федерального компонента".

Презентация объясняет, какие требования предъявляет ФГОС при составлении учителем контрольных материалов в своей работе, для проверки знаний и умений на уроках географии.  Сравнивает их...

Повторительно-обобщающий урок и контрольно-измерительные материалы по родному русскому языку для 7 класса

Повторительно-обобщающий урок родного языка и контрольно-измерительные материалы по родному русскому языку для 7 класса включают задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с развёрн...