Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "Общая биология" (11 класс)
презентация к уроку (11 класс) на тему

Урсуленко Людмила Михайловна

В 2009-2010 учебном году я преподавала общую биологию в 4 группах 11 класса: физико-математической, экономико-математической, экспериментальной физико-математической и лингвистической.

К каждому уроку я разработала презентацию, в которой отражены тема и план урока, его теоретическая часть и задания по ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения).

На всех уроках каждый ученик должен был выполнить задания, в результате чего получал оценку.

Эта публикация представляет собой коллекцию следующих презентаций и заданий:

1. Введение в общую биологию. Химическая организация живых клеток

2. Биополимеры, белки (два уровневых варианта)

3. Строение клетки (два уровневых варианта) + отдельные задания

4. Наследственная информация и ее реализация в клетке + отдельные задания

5. Митоз. Мейоз

6. Задания для итогового годового зачета

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в общую биологию. Химическая организация живых клеток

Слайд 4

ИОСО Индивидуально-ориентированная система обучения «3»- Нормативный уровень «4»- Компетентный уровень «5»- Творческий уровень

Слайд 5

ИОСО Нормативный уровень: Обязательное усвоение учебного материала («удовлетворительно») Описание, пересказ, формулировка понятия, работа со справочным материалом, выполнение практических упражнений (Кто? Что? Где? Когда ?)

Слайд 6

ИОСО Компетентный уровень: Умение обобщать, распознавать, применять, осуществлять знания: привести пример, составить опорный конспект и т.п. (Почему? Зачем? В чем суть? Как использовать?)

Слайд 7

ИОСО Творческий уровень: Демонстрируется самостоятельность, критичность мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению материала (Сравнить, найти ошибку, доказать, обосновать свое мнение, составить тест, написать и защитить реферат)

Слайд 8

«Введение в общую биологию. Химическая организация живых клеток» ПЛАН УРОКА I/ Лекция: Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Биологически важные химические элементы Неорганические соединения Биополимеры. Углеводы и липиды II/ Практикум: 6 заданий ИОСО

Слайд 9

1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО Высокая степень организации: упорядоченное внутреннее строение, содержат множество различных сложных молекул Специализация: любая часть организма / клетки выполняет определенные функции Обмен веществ и энергией : организм умеет извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды Реакция: организм способен реагировать на внешнее раздражение

Слайд 10

1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО Адаптация: живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания, прекрасно соответствуют своему образу жизни Размножение: существуют механизмы передачи информации о признаках и функциях организмов из поколения в поколение Эволюция : способность к историческому развитию и изменению от простого к сложному

Слайд 11

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Слайд 12

2. БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Слайд 13

3. БИОПОЛИМЕРЫ. УГЛЕВОДЫ И ЛИПИДЫ Полимер - многозвеньевая цепь, в которой звеном является какое-либо относительно простое вещество - мономер. Пример: крахмал, гликоген, целлюлоза, белок. Углевод - органическое соединение, состоящее из углерода, водорода и кислорода. Липид - жиры и жироподобные вещества, нерастворимые в воде

Слайд 14

Функции углеводов

Слайд 15

Функции липидов Структурная Фосфолипиды входят в состав клеточных мембран

Слайд 16

Задачи: Нормативный уровень: Задание 1: что такое регулярный полимер? Приведите определение и схему Задание 2: что произойдет с полимером, если в нем переставить мономеры? Задание 3: назовите формулу углевода, приведите не менее 4 примеров углевода Компетентный уровень: Задание 4: Почему живые организмы состоят из тех элементов, которые легко растворимы в воде? Задание 5: ( §1 , с. 7-10) Опишите свойства воды и значение солей Творческий уровень: Задание 6: Опишите вред диеты для организма исходя из знаний о химическом составе клетки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биополимеры. Белки ПЛАН: Состав белков Строение белков Функции белков Нуклеиновые кислоты АТФ и другие органические соединения клетки

Слайд 2

1. СОСТАВ БЕЛКОВ Белки́ (полипептиды)- биополимеры, состоящие из аминокислот (а/к), соединенных в цепочку пептидной связью В живых организмах аминокислот-ный состав белков определяется ге-нетическим кодом. При синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных а/к

Слайд 3

1. СОСТАВ БЕЛКОВ А/к - мономер, содержащий амино-группу ( -N Р 2 ) и кислотную карбо-ксильную группу (- СООН ). R R -группа, радикал отличающий одну а/к от другой Одинаковая часть всех а/к

Слайд 4

+ R 1 R 1 ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИПЕПТИДНОЙ СВЯЗИ

Слайд 5

2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Первичная структура: определяется чередованием а/к в цепи Вторичная структура: представляет собой спираль, в которой между группами N-H и C=O (на соседних витках) возникают водородные связи

Слайд 6

2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Третичная структура: клубок, образованный взаимодействием остатков а/к («+» и «-» -заряженные R -группы) Четвертичная структура: объединение нескольких цепей, различных по первичной структуре ( н-р , гемоглобин) Денатурация - нарушение природной структуры белка

Слайд 8

Строительный материал: обязательный компонент всех клеточных структур. Белок (рыба) - а/к (расщепление в пищеварительном тракте) - белок ( строится в клетке ) 3. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ Ферменты: белок-фермент - биологический катализатор, не расходуется в ходе реакции. У человека ферменты работают лучше при 37 о С Регуляторные белки: белки-гормоны. Инсулин: в печени - активизирует фермент, синтезирующий гликоген из глюкозы; в клетке - захват и расщепление молекул глюкозы Средства защиты: белки-антитела. Источник энергии: молекулы а/к окисляются при недостатке жиров и углеводов

Слайд 9

4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Нуклеиновые кислоты ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота РНК рибонуклеиновая кислота Биополимер, мономером которого является нуклеотид

Слайд 10

фосфат рибоза дезокси-рибоза АДЕНИН ГУАЦИН ЦИТОЗИН УРАЦИЛ ТИМИН ДНК Ф Д Т А Г Ц РНК Ф Р У А Г Ц 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Слайд 11

ДНК Молекула состоит из 2 нитей, которые по всей длине соединены водородными связями (двойная спираль) 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ А (аденин) - Т (тимин) Т (тимин) - А (аденин) Г (гуанин) - Ц (цитозин) Ц (цитозин) - Г (гуанин) компли-ментар-ные основания

Слайд 12

РНК 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ информационная ( иРНК ) рибосомная ( рРНК ) транспортная ( тРНК )

Слайд 13

4. АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ Аденозинтрифосфорная кислота ( АТФ ) - универсальный биологический аккумулятор энергии, запасающий в себе энергию солнца АТФ  АДФ + Ф + Е (540 кДж) Витамины - жизненно важные соединения, не синтезирующиеся в организме животных данного вида, их отсутствие ведет к авитаминозу

Слайд 15

Нормативный уровень Назовите 10 незаменимых а/к. Какие а/к называют незаменимыми? ( §3 ) Всегда ли денатурация необратима? Ответ обоснуйте. ( §3 ) В чем суть иммунитета? ( §4 ) В каком году была создана модель ДНК? Кто ее авторы? ( §5 ) Носителем какой информации является ДНК? ( §5 ) Есть ли у растений гормоны? Для чего? ( §6 ) Опишите роль летучих гормонов насекомых ( §6 ) В чем заключается отличительная особенность витаминов? ( §6 )

Слайд 16

Компетентный уровень Фрагмент одной из цепи ДНК имеет следующий состав: - А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г -. Постройте иРНК . ( §5 ) Опишите схему синтеза белка, указав роль иРНК , тРНК , рРНК . ( §5 ) В молекуле ДНК тиминов насчитывается 20% от общего числа азотистых оснований. Определите количество азотистых оснований аденина , гуанина и цитозина . Опишите биологическое значение вакцинации ( §4 ) В результате химической реакции в организме образовалась 1 молекула АМФ (аденозинмонофосфорная кислота). Сколько кДж энергии выделилось?

Слайд 17

Творческий уровень В чем сходство и различие между белками и нуклеиновыми кислотами? Обобщите понятия: - рибосомы, тРНК , иРНК ; аденин, гуанин, цитозин, урацил ; АТФ , гормоны, витамины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биополимеры. Белки ПЛАН: Состав белков Строение белков Функции белков Нуклеиновые кислоты АТФ и другие органические соединения клетки

Слайд 2

1. СОСТАВ БЕЛКОВ Белки́ (полипептиды)- биополимеры, состоящие из аминокислот (а/к), соединенных в цепочку пептидной связью Состав белков определяется генетическим кодом. При синтезе используется 20 стандартных а/к

Слайд 3

2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Первичная структура: определяется чередованием а/к в цепи Вторичная структура: представляет собой спираль, в которой на соседних витках возникают водородные связи

Слайд 4

2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Третичная структура: клубок, образованный взаимодействием остатков а/к («+» и «-» -заряженные R -группы) Четвертичная структура: объединение нескольких цепей, различных по первичной структуре ( н-р , гемоглобин) Денатурация - нарушение природной структуры белка

Слайд 6

Строительный материал: обязательный компонент всех клеточных структур. Белок (рыба) - а/к (расщепление в пищеварительном тракте) - белок (строится в клетке) 3. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ Ферменты: белок-фермент - биологический катализатор, не расходуется в ходе реакции. У человека ферменты работают лучше при 37 о С Регуляторные белки: белки-гормоны. Инсулин: в печени - активизирует фермент, синтезирующий гликоген из глюкозы; в клетке - захват и расщепление молекул глюкозы Средства защиты: белки-антитела. Источник энергии: молекулы а/к окисляются при недостатке жиров и углеводов

Слайд 7

4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Нуклеиновые кислоты ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота РНК рибонуклеиновая кислота Биополимер, мономером которого является нуклеотид

Слайд 8

ДНК Молекула состоит из 2 нитей, которые по всей длине соединены водородными связями ( двойная спираль) 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ А (аденин) - Т (тимин) Т (тимин) - А (аденин) Г (гуанин) - Ц (цитозин) Ц (цитозин) - Г (гуанин) компли-ментарные основания РНК Виды: информационная ( иРНК ) рибосомная ( рРНК ) транспортная ( тРНК )

Слайд 9

4. АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ Аденозинтрифосфорная кислота ( АТФ ) - универсальный биологический аккумулятор энергии, запасающий в себе энергию солнца АТФ  АДФ + Ф + Е (540 кДж) Витамины - жизненно важные соединения, не синтезирующиеся в организме животных данного вида, их отсутствие ведет к авитаминозу

Слайд 10

Нормативный уровень Назовите 10 незаменимых а/к. Какие а/к называют незаменимыми? ( §3 ) Всегда ли денатурация необратима? Ответ обоснуйте. ( §3 ) В чем суть иммунитета? ( §4 ) В каком году была создана модель ДНК? Кто ее авторы? ( §5 ) Носителем какой информации является ДНК? ( §5 ) Есть ли у растений гормоны? Для чего? ( §6 ) Опишите роль летучих гормонов насекомых ( §6 ) В чем заключается отличительная особенность витаминов? ( §6 )

Слайд 11

Компетентный уровень Фрагмент одной из цепи ДНК имеет следующий состав: - А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г -. Постройте иРНК . ( §5 ) Опишите схему синтеза белка, указав роль иРНК , тРНК , рРНК . ( §5 ) В молекуле ДНК тиминов насчитывается 20% от общего числа азотистых оснований. Определите количество азотистых оснований аденина , гуанина и цитозина . Опишите биологическое значение вакцинации ( §4 ) В результате химической реакции в организме образовалась 1 молекула АМФ (аденозинмонофосфорная кислота). Сколько кДж энергии выделилось?

Слайд 12

Творческий уровень В чем сходство и различие между белками и нуклеиновыми кислотами ? Между ДНК и РНК ? Обобщите понятия: - рибосомы, тРНК , иРНК ; аденин, гуанин, цитозин, урацил ; АТФ , гормоны, витамины; Аргинин, гистидин, фенилаланин ; Цепь, спираль, клубок; Ферменты, гормоны, антитела.



Предварительный просмотр:

Задание для самостоятельного выполнения

I уровень: нормативный

В тетради начертите таблицу «Органоиды клетки».

Наименование

Размер

Строение

Функции

Используя учебник, установите соответствие между информационными блоками в рабочей таблице и внесите правильную информацию в свою тетрадь.

За правильное заполнение строчек «наименование-размер-строение-функции» вы получаете:

1-5 строк - 1 балл

6-8 строк - 2 балла

9-12 строк - 3 балла

II уровень: компетентный

В тетради решите задачи. За каждую правильно решенную задачу вы получаете 1 балл.

  1. Все организмы на Земле имеют клеточное строение. О чем это говорит?
  2. В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?
  3. Почему обмен веществ считают основным признаком жизни?
  4. Почему картофель на свету зеленеет? Почему листья осенью желтеют?

III уровень: творческий

В тетради решите 1 задачу. За каждую правильно решенную задачу вы получаете 2 балла.

А) 1 мм = 103 мкм (микрометр) = 106 нм (нанометр). Расположите в порядке возрастания размеров органоиды клетки (от меньшего к большему, учитывайте максимальный размер органоида).

Б) Известно, что в ситуации голодания клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, но это не приводит к уничтожению клетки. Какие органоиды можно было бы «переварить» лизосомам с наименьшим нарушением  жизнедеятельности клетки?

В) Существует наука - биоинформатика. Как вы думаете, чем занимается биоинформатик?



Предварительный просмотр:

Органоиды клетки

Наименование

Размер

Строение

Функции

Цитоплазма

-

Заключена между плазматической мембраной и ядром. В ней расположены органоиды. Пространство между ними заполнено цитозолем (водный раствор солей) и пронизано цитоскелетом (белковые нити)

Проходят химические и физиологические процессы

Плазматическая мембрана

10 нм

Есть у клеток растений, животных, грибов.

Состоит из белков-ферментов, пронизывающих белков, липидов, углеводов-антен. Имеет натрий-калиевый насос

Защитная (от повреждений), контактная (взаимодействие клеток в тканях и органах), транспорт веществ, выделительная (выведение продуктов обмена веществ), соединительная (полисахариды разных клеток удерживаются вместе), распознавание (белки и углеводы разных мембран разные и  указывают тип клетки), фагоцитоз (захват твердых частиц и впячивание внутрь клетки)

Лизосомы

0,5 мкм

Есть у клеток растений, животных, грибов.

Овальная форма, содержат ферменты, обеспечивающие переваривание органических частиц. Мембрана очень прочная, предотвращает проникновение ферментов в цитоплазму клетки.

Расщепление веществ (пищеварение)

ЭПС (эндоплазматическая сеть)

-

Ажурная конструкция из соединенных полостей, канальцев и трубочек.

Синтез и транспорт органических веществ

Рибосомы

20 нм

Состоит из рРНК и белков, бывают свободными, объединенными в группы и прикрепленными к мембране ЭПС.

Синтез белков

Комплекс (Аппарат) Гольджи

5-10 мкм

3-8 сложенных стопкой, слегка изогнутых, дискообразных полостей. Так называемый «упаковочный центр»

Транспорт продуктов биосинтеза, выделение их из клетки, формирование лизосом.

Единая мембранная система

-

ЭПС, плазматическая мембрана, ядерная оболочка, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли

Защитная, транспортная, расщепление веществ

Митохондрии

d1х7 мкм

Энергетические станции клетки. Бывают овальными, палочковидными, нитевидными. Внутренняя мембрана образует многочисленные складки – кристы – где происходит преобразование энергии питательных веществ в энергию АТФ. Содержит ДНК, РНК и рибосомы.

Энергетическая

Пластиды

4-6 мкм (хл/п)

Есть только у растений.

Виды: зеленые хлоропласты, цветные хромопласты и бесцветные лейкопласты.

Хлоропласт содержит особые мембранные структуры для улавливания света, пигмент хлорофилл (зеленый), благодаря которому происходит превращение энергии света в АТФ, которая используется для синтеза углеводов. Осенью превращаются в хромопласты.

Хромопласт содержит пигмент красного и желтого цвета, что придает растениям окраску.

Лейкопласт – место накопления крахмала. На свету могут превращаться в хлоропласты.

Энергетическая, окрас, запас веществ

Органоиды

движения

до 100 мкм

Жгутики и реснички, выросты.

Клеточное движение обеспечивается цитоскелетом, состоящим из микротрубочек, микронитей и клеточного центра (включает центриоль).

Сокращение клеток в мышцах (цитоскелет), движение, участие в делении клетки.

Клеточные

включения

-

Непостоянные структуры цитоплазмы: плотные образования виде гранул и вакуоль (у растений – мембранный мешок с водным раствором соли)

Запас питательных веществ

Ядро

3-10 мкм

Есть у клеток растений, животных, грибов.

Оболочка из двух мембран с ядерными порами. Содержит ДНК – составные части хромосом. Есть ядрышко (1 и более)

Обмен веществ через ядерные поры. Образование рибосом (ядрышко). Хранение наследственной информации.

Органоиды клетки (рабочая таблица)

Наименование

Размер

Строение

Функции

Цитоплазма

-

Есть у клеток растений, животных, грибов.

Оболочка из двух мембран с ядерными порами. Содержит ДНК – составные части хромосом. Есть ядрышко (1 и более)

Энергетическая, окрас, запас веществ

Плазматическая мембрана

3-10 мкм

Ажурная конструкция из соединенных полостей, канальцев и трубочек.

Сокращение клеток в мышцах (цитоскелет), движение, участие в делении клетки.

Лизосомы

-

Непостоянные структуры цитоплазмы: плотные образования виде гранул и вакуоль (у растений – мембранный мешок с водным раствором соли)

Обмен веществ через ядерные поры. Образование рибосом (ядрышко). Хранение наследственной информации.

ЭПС (эндоплазматическая сеть)

0,5 мкм

Жгутики и реснички, выросты.

Клеточное движение обеспечивается цитоскелетом, состоящим из микротрубочек, микронитей и клеточного центра (включает центриоль).

Проходят химические и физиологические процессы

Рибосомы

до 100 мкм

Есть у клеток растений, животных, грибов.

Состоит из белков-ферментов, пронизывающих белков, липидов, углеводов-антен. Имеет натрий-калиевый насос

Запас питательных веществ

Комплекс (Аппарат) Гольджи

4-6 мкм (хл/п)

3-8 сложенных стопкой, слегка изогнутых, дискообразных полостей. Так называемый «упаковочный центр»

Защитная, транспортная, расщепление веществ

Единая мембранная система

-

Есть у клеток растений, животных, грибов.

Овальная форма, содержат ферменты, обеспечивающие переваривание органических частиц. Мембрана очень прочная, предотвращает проникновение ферментов в цитоплазму клетки.

Синтез белков

Митохондрии

10 нм

Есть только у растений.

Виды: зеленые хлоропласты, цветные хромопласты и бесцветные лейкопласты.

Хлоропласт содержит особые мембранные структуры для улавливания света, пигмент хлорофилл (зеленый), благодаря которому происходит превращение энергии света в АТФ, которая используется для синтеза углеводов. Осенью превращаются в хромопласты.

Хромопласт содержит пигмент красного и желтого цвета, что придает растениям окраску.

Лейкопласт – место накопления крахмала. На свету могут превращаться в хлоропласты.

Защитная (от повреждений), контактная (взаимодействие клеток в тканях и органах), транспорт веществ, выделительная (выведение продуктов обмена веществ), соединительная (полисахариды разных клеток удерживаются вместе), распознавание (белки и углеводы разных мембран разные и  указывают тип клетки), фагоцитоз (захват твердых частиц и впячивание внутрь клетки)

Пластиды

20 нм

ЭПС, плазматическая мембрана, ядерная оболочка, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли

Транспорт продуктов биосинтеза, выделение их из клетки, формирование лизосом.

Органоиды

движения

-

Заключена между плазматической мембраной и ядром. В ней расположены органоиды. Пространство между ними заполнено цитозолем (водный раствор солей) и пронизано цитоскелетом (белковые нити)

Расщепление веществ (пищеварение)

Клеточные

включения

5-10 мкм

Энергетические станции клетки. Бывают овальными, палочковидными, нитевидными. Внутренняя мембрана образует многочисленные складки – кристы – где происходит преобразование энергии питательных веществ в энергию АТФ. Содержит ДНК, РНК и рибосомы.

Энергетическая

Ядро

d1х7 мкм

Состоит из рРНК и белков, бывают свободными, объединенными в группы и прикрепленными к мембране ЭПС.

Синтез и транспорт органических веществ

Установите соответствие между органоидом, его размером, строением и функциями!!!



Предварительный просмотр:

Сравнение клеток бактерий, растений и животных: отметьте наличие плюсом

Органоид

Функция

Бактерии

Растения

Животные

Ядро

Хранение наследственной информации, синтез РНК

-

+

+

Хромосома

Наследственный материал, состоящий из линейной ДНК

-

+

+

Рибосомы

Органеллы, состоящие из двух частей, производят синтез белка

+

+

+

Митохондрии

Органеллы, покрытые двойной мембраной, синтезируют АТФ

-

+

+

Комплекс Гольджи

Производит синтез сложных белков, полисахаридов, их накопление и секрецию

-

+

+

Эндоплазматическая сеть

Производит синтез и транспорт белков и липидов

-

+

+

Центриоль

Во время деления клетки образует веретено деления

-

-

+

Хлоропласты

Производят синтез органических веществ из воды и углекислого газа с выделением кислорода

-

+

-

Лейкопласты

Производят накопление крахмала

-

+

-

Хромопласты

Придают окраску плодам и цветкам растения, т.к. содержат ксантофилл

-

+

-

Лизосомы

Производят расщепление различных органических веществ

-

-

+

Пероксисомы

Производят синтез и транспорт белков и липидов

-

+

+

Клеточная оболочка

Полисахаридная оболочка над клеточной мембраной, защищающая клетку

+

+

-

Вакуоли

Накапливают клеточный сок

-

+

-

Цитоскелет

Придаёт форму клетке

-

+

+

Органеллы для перемещения

Служат для перемещения в пространстве (реснички и др.)

+

-

-

Мезосомы

Осуществляют дыхание и синтез органических веществ

+

-

-

Тест

1. Чем окружена снаружи любая клетка? ______________________________________________________

2. Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки, основу которого составляет _____________

3. Цитоплазма содержит клеточные структуры, которые называются…_____________________________

4. Назовите важнейший и самый крупный органоид клетки? _____________________________________

5. Ядро имеют клетки всех организмов? _______________________________________________________

6. Каким термином называют организмы, клетки которых ядер не содержат? _______________________

7. Назовите организмы, относящиеся к прокариотам? ___________________________________________

8. Как называются организмы, клетки которых содержат ядро? ___________________________________

9. Что еще общего, кроме ядра,  имеют в своем строении клетки эукариот? _________________________

10. Клетки  царства  грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать? __________________________________________________

11. Чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных? ________________________

12. Что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной клеток? ___________________

13. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов? ____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ПЛАН: 1. Состав клетки. Сравнительная характеристика органоидов . 2. Строение клетки эукариот и прокариот

Слайд 2

1. Состав клетки. Сравнительная характеристика органоидов В таблице даны описания структуры и функций органоидов клетки. Но ячейки таблицы перепутаны. На основе данной таблицы составьте в тетради новую с правильно расположенными данными, где будут следующие столбики: Наиме-нование Раз-мер Строение Функции Цитоплазма

Слайд 3

Задание компетентного уровня «Клетка в образах»

Слайд 4

1 ЯДРО Если объединить несколько клеток вместе - с общей цитоплазмой и мембраной, получится многоядерная клетка, в которой все ядра соберутся в центре. Пример таких клеток - гигантские клетки инородных тел. Они образуются под кожей в месте нахождения инородного тела, например пули для ее поглощения. при пересадке ядер старой клетки в юную и наоборот, возраст полученных клеток совпадает с возрастом пересаженного ядра

Слайд 5

2 цитоплазма Если отрезать от клетки под микроскопом микроножом небольшой кусочек цитоплазмы, составляющий лишь 3–5% клеточной массы, через короткое время этот фрагмент самоорганизуется: будет похож строением на цитоплазму основной клетки

Слайд 6

3 мембрана

Слайд 7

4 митохондрии В процессе синтеза АТФ , происходящего в митохондриях, вырабатываются свободные радикалы кислорода. Они повреждают практически все системы, с которыми вступают в контакт. Защитить клетки от повреждающего действия активных форм кислорода могут антиоксиданты.

Слайд 8

5 Комплекс Гольджи

Слайд 9

6 Эндоплазматическая сеть Бывает гранулярной и шероховатой

Слайд 10

7 лизосомы

Слайд 11

8 рибосомы

Слайд 12

9 Органы движения

Слайд 13

! Ответ не верный!

Слайд 14

В) Дополнительный вопрос - компетентный уровень - 1 балл Все организмы на Земле имеют клеточное строение. О чем это говорит? В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий? Почему обмен веществ считают основным признаком жизни? Почему помидор красный, а петрушка зеленая ? Почему картофель на свету зеленеет ? Почему листья осенью желтеют ?

Слайд 15

Оцените свою работу: А) Заполнение таблицы - нормативный уровень: 1-5 строк - 1 балл 6-8 строк - 2 балла 9-12 строк - 3 балла Б) «Клетка в образах» - компетентный уровень - 1 балл В) Дополнительный вопрос - компетентный уровень - 1 балл или

Слайд 16

2. Строение клетки эукариот и прокариот Признаки Прокариоты Эукариоты 1. Ядерная оболочка - + 2. Плазматическая мембрана + + 3. Митохондрии - + 5. Рибосомы + + 8. Клеточная стенка + - 9. Капсула + + 10. Вакуоли - + 11. Пластиды - + 12. Хромосома + + 13. Ядро - + 14. Органоиды движения + +

Слайд 17

2. Задание творческого уровня - 1 балл А) 1 мм = 10 3 мкм (микрометр) = 10 6 нм (нанометр). Расположите в порядке возрастания размеров органоиды клетки (от меньшего к большему). Б) Известно, что в ситуации голодания клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, но это не приводит к уничтожению клетки. Какие органоиды можно было бы «переварить» лизосомам с наименьшим нарушением жизнедеятельности клетки? В) Существует наука - биоинформатика . Как вы думаете, чем занимается биоинформатик ?

Слайд 18

Биоинформатик Задача биоинформатики заключается в том, чтобы найти ранее неизвестные гены и описать их предположительную функцию. Биоинформатика играет существенную роль в поиске новых лекарственных препаратов и мишеней для них, а также в отбраковке неперспективных лекарств. Пример: Анализ генетических данных людей здоровых и с каким-либо заболеванием, например ишемической болезнью сердца. Нет одного гена, ответственного за эту болезнь. Однако сопоставление данных по большому количеству больных позволило найти так называемые ассоциации — набор генов предрасположенности к указанной болезни , и тем самым дает возможность определить генетическую группу риска . Любая крупная или средняя фармацевтическая или биотехнологическая компания имеет отдел биоинформатики . Сейчас многие университеты готовят специалистов в этой области



Предварительный просмотр:

Тема 4. «Наследственная информация и ее реализация в клетке»

Задачи 

НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Задача 1 - 2 балла

Зарисовать схему удвоения ДНК

Задача 2 - 1 балла

Зачем нужно удвоение ДНК?

Задача 3 - 1 балла

Зная, что потомки получили некачественный ген, можно ли говорить о качестве генетической информации

Задача 4 - 1 балла

Зачем нужны 64 кодона?

Задача 5 - 2 балл

Назовите генетические знаки препинания. Перечислите свойства генетического кода.

Задание выполнять по  § 1 

Задача 1,2 - ДНК - матрица для синтеза белков

Задача 3 - Удвоение ДНК

Задание выполнять по  § 2 

Задачи 4,5 - Генетический код и его свойства

КОМПЕТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ

Задача 6 - 2 балл

Если изменить начало считывания кода - переставить промотор - что изменится в белке?

Задание выполнять по  § 2 

Задача 6 - Генетический код и его свойства

ТВОРЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ

Задача 7 - 2 балл

Как  увеличить производство белков?

Что такое полисома?

Задание выполнять по  § 3 

Если вы решаете все задачи, в журнал выставляются оценки - 5/5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Наследственная информация и ее реализация в клетке подтема 1: Генетическая информация подтема 2: Генная и клеточная инженерия. Вирусы ПЛАН: Матричный принцип Считывание генетической информации Свойства генетического кода Биосинтез белков

Слайд 2

1. Матричный принцип Все живые существа Общее: Строение клеток и протекающих в них процессов Различие : Морфология Физиология Биохимия Набор белков Определяет различия и сходство Чем ближе организмы в системном положении, тем более сходны их белки

Слайд 3

1. Матричный принцип  В составе гемоглобина все а/к в норме В составе гемоглобина из 574 а/к заменены 2 а/к  Серповидноклеточная анемия

Слайд 4

1. Матричный принцип Почему в эритроцитах больных серповидноклеточной анемией все молекулы гемоглобина имеют одну и ту же ошибку в одном и том же месте?

Слайд 5

1. Матричный принцип

Слайд 6

1. Матричный принцип а) Ген - участок ДНК, служащий матрицей для синтеза 1 белка - единица наследственной информации

Слайд 8

2. Считывание генетической информации б) Транскрипция - процесс образования иРНК в) Промотор - специфическая последовательность нуклеотидов ДНК, «запускающая» действие полимеразы г) Полимераза - фермент, который подбирает нуклеотиды к цепочке ДНК по принципу комплементарности д ) Кодон - триплет нуклеотидов, кодирующий а/к

Слайд 10

3. Свойства генетического кода 4 3 нуклеотидов 64 кодона кодируют а/к ДНК - полимер  Полимер состоит из мономеров  Мономер ДНК - нуклеотид  Виды нуклеотидов: Аденин (А), Тимин (Т) или Урацил (У в РНК ), Гуанин (Г), Цитозин ( Ц )  Три любых нуклеотида - кодон Пример: АУУ

Слайд 11

е) Антикодон - три нуклеотида тРНК , комплиментарные нуклеотидам кодона иРНК ж) «Лист клевера» - структура тРНК , в которую свернуты 70-90 нуклеотидов 4 . Синтез белка

Слайд 12

Этапы синтеза белка К черенку тРНК (листка клевера) присоединяется а/к тРНК соединяется с иРНК по схеме: кодон-антикодон. А/к отрывается от черенка А/к присоединяется к полипептидной цепи белка 4 . Синтез белка

Слайд 13

4 . Синтез белка

Слайд 14

1. Матричный принцип Задание выполнять по § 1 Задача 1,2 - ДНК - матрица для синтеза белков Задача 3 - Удвоение ДНК Задача 1 - 2 балла Зарисовать схему удвоения ДНК Задача 2 - 1 балла Зачем нужно удвоение ДНК? Задача 3 - 1 балла Зная, что потомки получили некачественный ген, можно ли говорить о качестве генетической информации Задачи (нормативный уровень)

Слайд 15

Задание выполнять по § 2 Задачи 4,5 - Генетический код и его свойства Задача 4 - 1 балла Зачем нужны 64 кодона? Задача 5 - 2 балл Назовите генетические знаки препинания. Перечислите свойства генетического кода. Задачи (нормативный) 3. Свойства генетического кода

Слайд 16

Задание выполнять по § 2 Задача 6 - Генетический код и его свойства Задача 6 - 2 балл Если изменить начало считывания кода - переставить промотор - что изменится в белке? Задачи (компетентный) 3. Свойства генетического кода

Слайд 17

Задание выполнять по § 3 Задача 7 - 2 балл Как увеличить производство белков? Что такое полисома ? Задачи (творческий) 4. Синтез белка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Митоз. Мейоз» 1. Ключевые открытия 2. Закономерности передачи генетического материала от родителей к детям а) Хроматида б) Хромосома

Слайд 3

в) Кариотип г) 23-я пара хромосом д ) Схема мейоза е) Схема митоза

Слайд 4

Кроссинговер

Слайд 5

Название фазы Рисунок Суть процесса Интерфаза - Профаза Метафаза Анафаза Телофаза

Слайд 7

Задание №2 Определите стадию для каждого рисунка.

Слайд 8

Задание №2 Определите стадию для каждого рисунка.

Слайд 9

Задача №3 У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у кроликов: а) в одной яйцеклетке; б) в одной сперматозоиде; в) в одной зиготе (оплодотворённой яйцеклетке); г) в одной соматической клетке детей (один крольчонок развивается из одной зиготы); д ) в одной соматической клетке внуков?



Предварительный просмотр:

Итоговый зачет по всему курсу биологии

Фамилия Имя ________________________________________________ Группа: ФМ-3

Раздел 1. «Базовые понятия»

Задание: расшифруйте представленные символы

а/к

АА

ДНК

аа

РНК

2n

АТФ

23n

тРНК

А

иРНК

У

рРНК

Г

XY

Ц

ХХ

Т

Аа

n

За каждые 4 правильных ответа – 1 балл. 0-8 – не зачет, 9-12 – «3 балла», 13-16 – «4 балла», 17-20 – «5 баллов»

Раздел 2. «Неорганические вещества. Углеводы. Липиды»

Какие химические элементы преобладают в составе человеческого тела? (3 ответа)

водород

азот

кислород

сера

углерод

Самое распространенное органическое вещество на Земле?

нефть

вода

биогумус

кислота

Как называется свойство воды, которое заключается в способности поглощать теплоту при минимальном изменении собственной температуры

растворимость

теплопроводность

теплоемкость

Наличие какого химического элемента отличает органические вещества от неорганических?

водород

азот

кислород

сера

углерод

Соотнеси понятия и обозначения

полимер

I

А

мономер

II

ААААААААА

Ответ: а-___, b-_____.

Выбери регулярный полимер

АААБААБАББА

ААББААББААА

ААБААСААББС

ААБББААБББАА

Cn(H2O)m – общая формула какого органического соединения?

нуклеиновая кислота

белок

углевод

жир

Приведи пример углевода: ____________________________________________________________

Самая главная функция липидов:

строительная

энергетическая

защитная

пищеварительная

Растворим ли липид в воде?

да

практически нет

только в горячей

только в холодной

Раздел 3. «Белки и нуклеиновые кислоты»

Что является мономером белка?

липид

нуклеотид

аминокислота

С, Н, О

Сколько всего мономеров белка существует?

300-500

3-8

20

1500

Как называется аминокислота, которая не синтезируется в организме особи данного вида?

заменимая

незаменимая

синтетическая

несинтетическая

При какой температуре лучше всего работают ферменты человека?

36,6

35

37

38

Соотнеси уровень и форму структуры белка:

первичный

I

несколько клубков

вторичный

II

цепь, линия

третичный

III

спираль

четвертичный

IV

клубок

Ответ: а- _______, b-________, с- ________, d-________

Сколько существует типов нуклеиновых кислот?

1

2

3

4

РНК соответствует схема строения:

рибоза-АГЦУ-Ф

дезоксирибоза-АГЦУ-Ф

рибоза-АГЦТ-Ф

дезоксирибоза-АГЦТ-Ф

Подбери пару (ДНК)

А

I

Т

Г

II

Ц

Ц

III

А

У

IV

Г

Ответ: а- _______, b-________, с- ________, d-________

Носителем какой информации является ДНК?

генетическая

физиологическая

биохимическая

психогенетическая

Виды РНК (3 ответа)

информационная

рибонуклеиновая

транспортная

рибосомная

Раздел 4. «Строение клетки»

Задание: соотнесите название органоида и его функцию

Наименование

Функции

  1. Цитоплазма
  1. Энергетическая, окрас, запас веществ
  1. Плазматическая мембрана
  1. Сокращение клеток в мышцах (цитоскелет), движение, участие в делении клетки.
  1. Лизосомы
  1. Обмен веществ через ядерные поры. Образование рибосом (ядрышко). Хранение наследственной информации.
  1. ЭПС (эндоплазматическая сеть)
  1. Проходят химические и физиологические процессы
  1. Рибосомы
  1. Запас питательных веществ
  1. Комплекс (Аппарат) Гольджи
  1. Защитная, транспортная, расщепление веществ
  1. Единая мембранная система
  1. Синтез белков
  1. Митохондрии
  1. Защитная (от повреждений), контактная (взаимодействие клеток в тканях и органах), транспорт веществ, выделительная (выведение продуктов обмена веществ), соединительная (полисахариды разных клеток удерживаются вместе), распознавание (белки и углеводы разных мембран разные и  указывают тип клетки), фагоцитоз (захват твердых частиц и впячивание внутрь клетки)
  1. Пластиды
  1. Транспорт продуктов биосинтеза, выделение их из клетки, формирование лизосом.
  1. Органоиды движения
  1. Расщепление веществ (пищеварение)
  1. Клеточные включения
  1. Энергетическая
  1. Ядро
  1. Синтез и транспорт органических веществ

Ответ:

0-3 – не зачет, 4-6 – «2 балла», 7-8 – «3 балла», 9-10 – «4 балла», 11-12– «5 баллов»

Раздел 5. «Митоз. Мейоз. Моногибридное скрещивание. Генетика интеллекта»

Сколько пар хромосом содержит геном человека?

46

45

23

24

Какие виды хромосом есть у человека? (2 ответа)

соматические

рибосомные

половые

экстравертные

Какая пара половых хромосом соответствует мужскому организму (норма)?

XXY

XY

XX

0Y

Основные виды интеллекта (2 ответа)

вербальный

эмоциональный

невербальный

социальный

Как называется общественная организация, объединившая самых умных людей планеты?

Гринпис

Общество Гиннеса

Общество Нобеля

Менса

Если отец кареглазый (гомозигота), мать голубоглазая, какой цвет глаз будет у сына?

карий

голубой

зеленый

серый

С каким растением экспериментировал Г. Мендель для определения законов наследственности?

бобы

фасоль

горох

кукуруза

При делении соматической клетки каждая дочерняя клетка получает набор хромосом

одинарный

двойной

тройной

половинный

Бетаталосемия – заболевание жителей какого острова?

Сардиния

Сахалин

Манхеттен

Кипр

По какому типу наследуется леворукость?

по доминантному типу

по рецессивному типу

по мужской линии

по женской линии

Раздел 6. «Селекция. Экология»

  1. Сколько центров происхождения культурных растений выделяют ученые? ________________
  2. Каков среднегодовой % гибели лесов? ________________________________________________
  3. Что такое тритикале? ______________________________________________________________
  4. Как зовут основоположника учения о биосфере? _______________________________________
  5. Сколько процентов энергии переходит с одного уровня пирамиды на другой? ____________%
  6. Как называется высокая жизнестойкость? _____________________________________________
  7. Сколько % суши освоено человеком под сельское хозяйство? ____________________________
  8. Что такое биологический оптимум? __________________________________________________
  9. Назовите пример хищничества между растениями и животными__________________________
  10. Существует ли выращенный человеческий клон? ______________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительный материал по технологии в 7 классе

Тесты по технологии по темам "Материаловедение" и "Машиноведение" в 7 классе составлены с помощью программы по созданию тесстов "My Test X". Автор программы Башлаков Александр Сергеевич. "My Test X" -...

Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "География Иркутской области" (8 класс)

Данный комплекс стал результатом обобщения практики преподавания предмета "География Иркутской области" в течение 2 лет - 2008, 2009 годов.В 2010 году был сформирован данный комплекс, в который включе...

Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "География Иркутской области" (9 класс)

Данный комплекс стал результатом обобщения практики преподавания предмета "География Иркутской области" в течение 2 лет - 2008, 2009 годов.В 2010 году был сформирован данный комплекс, в который включе...

контрольно - измерительный материал по истории для 5 класса

Обобщающий  тест  по истории Древнего мира по теме: « Древний Восток»...

Методическая презентация "Требования к контрольно-измерительным материалам согласно требованиям ФГОС и в свете Федерального компонента".

Презентация объясняет, какие требования предъявляет ФГОС при составлении учителем контрольных материалов в своей работе, для проверки знаний и умений на уроках географии.  Сравнивает их...

Контрольно - измерительный материал по химии 8 -9 классы

Контрольные работы по химии в 8 -9 классах по учебнику О.С.Габриеляна...

Повторительно-обобщающий урок и контрольно-измерительные материалы по родному русскому языку для 7 класса

Повторительно-обобщающий урок родного языка и контрольно-измерительные материалы по родному русскому языку для 7 класса включают задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с развёрн...