Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "Общая биология" (11 класс)
презентация к уроку (11 класс) на тему
В 2009-2010 учебном году я преподавала общую биологию в 4 группах 11 класса: физико-математической, экономико-математической, экспериментальной физико-математической и лингвистической.
К каждому уроку я разработала презентацию, в которой отражены тема и план урока, его теоретическая часть и задания по ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения).
На всех уроках каждый ученик должен был выполнить задания, в результате чего получал оценку.
Эта публикация представляет собой коллекцию следующих презентаций и заданий:
1. Введение в общую биологию. Химическая организация живых клеток
2. Биополимеры, белки (два уровневых варианта)
3. Строение клетки (два уровневых варианта) + отдельные задания
4. Наследственная информация и ее реализация в клетке + отдельные задания
5. Митоз. Мейоз
6. Задания для итогового годового зачета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._vvedenie_v_obshchuyu_biologiyu._khimicheskaya_organizatsiya_zhivykh_kletok.pptx | 619.03 КБ |
2._biopolimery_belki_variant_1.pptx | 1.01 МБ |
2._biopolimery_belki_variant_2.pptx | 252.14 КБ |
3._zadanie_dlya_samostoyatelnogo_vypolneniya.docx | 15.81 КБ |
3._organoidy_kletki.docx | 20.77 КБ |
3._sravnenie_kletok_bakteriy.docx | 17.12 КБ |
3._stroenie_kletki_variant_2.pptx | 1.68 МБ |
4._zadachi.docx | 11.9 КБ |
4._nasledstvennaya_informatsiya_i_ee_realizatsiya_v_kletke.pptx | 1.11 МБ |
5._mitoz._meyoz.pptx | 335.28 КБ |
6._itogovyy_zachet.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИОСО Индивидуально-ориентированная система обучения «3»- Нормативный уровень «4»- Компетентный уровень «5»- Творческий уровень
ИОСО Нормативный уровень: Обязательное усвоение учебного материала («удовлетворительно») Описание, пересказ, формулировка понятия, работа со справочным материалом, выполнение практических упражнений (Кто? Что? Где? Когда ?)
ИОСО Компетентный уровень: Умение обобщать, распознавать, применять, осуществлять знания: привести пример, составить опорный конспект и т.п. (Почему? Зачем? В чем суть? Как использовать?)
ИОСО Творческий уровень: Демонстрируется самостоятельность, критичность мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению материала (Сравнить, найти ошибку, доказать, обосновать свое мнение, составить тест, написать и защитить реферат)
«Введение в общую биологию. Химическая организация живых клеток» ПЛАН УРОКА I/ Лекция: Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Биологически важные химические элементы Неорганические соединения Биополимеры. Углеводы и липиды II/ Практикум: 6 заданий ИОСО
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО Высокая степень организации: упорядоченное внутреннее строение, содержат множество различных сложных молекул Специализация: любая часть организма / клетки выполняет определенные функции Обмен веществ и энергией : организм умеет извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды Реакция: организм способен реагировать на внешнее раздражение
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО Адаптация: живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания, прекрасно соответствуют своему образу жизни Размножение: существуют механизмы передачи информации о признаках и функциях организмов из поколения в поколение Эволюция : способность к историческому развитию и изменению от простого к сложному
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
2. БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
3. БИОПОЛИМЕРЫ. УГЛЕВОДЫ И ЛИПИДЫ Полимер - многозвеньевая цепь, в которой звеном является какое-либо относительно простое вещество - мономер. Пример: крахмал, гликоген, целлюлоза, белок. Углевод - органическое соединение, состоящее из углерода, водорода и кислорода. Липид - жиры и жироподобные вещества, нерастворимые в воде
Функции углеводов
Функции липидов Структурная Фосфолипиды входят в состав клеточных мембран
Задачи: Нормативный уровень: Задание 1: что такое регулярный полимер? Приведите определение и схему Задание 2: что произойдет с полимером, если в нем переставить мономеры? Задание 3: назовите формулу углевода, приведите не менее 4 примеров углевода Компетентный уровень: Задание 4: Почему живые организмы состоят из тех элементов, которые легко растворимы в воде? Задание 5: ( §1 , с. 7-10) Опишите свойства воды и значение солей Творческий уровень: Задание 6: Опишите вред диеты для организма исходя из знаний о химическом составе клетки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. СОСТАВ БЕЛКОВ Белки́ (полипептиды)- биополимеры, состоящие из аминокислот (а/к), соединенных в цепочку пептидной связью В живых организмах аминокислот-ный состав белков определяется ге-нетическим кодом. При синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных а/к
1. СОСТАВ БЕЛКОВ А/к - мономер, содержащий амино-группу ( -N Р 2 ) и кислотную карбо-ксильную группу (- СООН ). R R -группа, радикал отличающий одну а/к от другой Одинаковая часть всех а/к
+ R 1 R 1 ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИПЕПТИДНОЙ СВЯЗИ
2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Первичная структура: определяется чередованием а/к в цепи Вторичная структура: представляет собой спираль, в которой между группами N-H и C=O (на соседних витках) возникают водородные связи
2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Третичная структура: клубок, образованный взаимодействием остатков а/к («+» и «-» -заряженные R -группы) Четвертичная структура: объединение нескольких цепей, различных по первичной структуре ( н-р , гемоглобин) Денатурация - нарушение природной структуры белка
Строительный материал: обязательный компонент всех клеточных структур. Белок (рыба) - а/к (расщепление в пищеварительном тракте) - белок ( строится в клетке ) 3. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ Ферменты: белок-фермент - биологический катализатор, не расходуется в ходе реакции. У человека ферменты работают лучше при 37 о С Регуляторные белки: белки-гормоны. Инсулин: в печени - активизирует фермент, синтезирующий гликоген из глюкозы; в клетке - захват и расщепление молекул глюкозы Средства защиты: белки-антитела. Источник энергии: молекулы а/к окисляются при недостатке жиров и углеводов
4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Нуклеиновые кислоты ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота РНК рибонуклеиновая кислота Биополимер, мономером которого является нуклеотид
фосфат рибоза дезокси-рибоза АДЕНИН ГУАЦИН ЦИТОЗИН УРАЦИЛ ТИМИН ДНК Ф Д Т А Г Ц РНК Ф Р У А Г Ц 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
ДНК Молекула состоит из 2 нитей, которые по всей длине соединены водородными связями (двойная спираль) 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ А (аденин) - Т (тимин) Т (тимин) - А (аденин) Г (гуанин) - Ц (цитозин) Ц (цитозин) - Г (гуанин) компли-ментар-ные основания
РНК 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ информационная ( иРНК ) рибосомная ( рРНК ) транспортная ( тРНК )
4. АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ Аденозинтрифосфорная кислота ( АТФ ) - универсальный биологический аккумулятор энергии, запасающий в себе энергию солнца АТФ АДФ + Ф + Е (540 кДж) Витамины - жизненно важные соединения, не синтезирующиеся в организме животных данного вида, их отсутствие ведет к авитаминозу
Нормативный уровень Назовите 10 незаменимых а/к. Какие а/к называют незаменимыми? ( §3 ) Всегда ли денатурация необратима? Ответ обоснуйте. ( §3 ) В чем суть иммунитета? ( §4 ) В каком году была создана модель ДНК? Кто ее авторы? ( §5 ) Носителем какой информации является ДНК? ( §5 ) Есть ли у растений гормоны? Для чего? ( §6 ) Опишите роль летучих гормонов насекомых ( §6 ) В чем заключается отличительная особенность витаминов? ( §6 )
Компетентный уровень Фрагмент одной из цепи ДНК имеет следующий состав: - А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г -. Постройте иРНК . ( §5 ) Опишите схему синтеза белка, указав роль иРНК , тРНК , рРНК . ( §5 ) В молекуле ДНК тиминов насчитывается 20% от общего числа азотистых оснований. Определите количество азотистых оснований аденина , гуанина и цитозина . Опишите биологическое значение вакцинации ( §4 ) В результате химической реакции в организме образовалась 1 молекула АМФ (аденозинмонофосфорная кислота). Сколько кДж энергии выделилось?
Творческий уровень В чем сходство и различие между белками и нуклеиновыми кислотами? Обобщите понятия: - рибосомы, тРНК , иРНК ; аденин, гуанин, цитозин, урацил ; АТФ , гормоны, витамины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. СОСТАВ БЕЛКОВ Белки́ (полипептиды)- биополимеры, состоящие из аминокислот (а/к), соединенных в цепочку пептидной связью Состав белков определяется генетическим кодом. При синтезе используется 20 стандартных а/к
2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Первичная структура: определяется чередованием а/к в цепи Вторичная структура: представляет собой спираль, в которой на соседних витках возникают водородные связи
2. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ Третичная структура: клубок, образованный взаимодействием остатков а/к («+» и «-» -заряженные R -группы) Четвертичная структура: объединение нескольких цепей, различных по первичной структуре ( н-р , гемоглобин) Денатурация - нарушение природной структуры белка
Строительный материал: обязательный компонент всех клеточных структур. Белок (рыба) - а/к (расщепление в пищеварительном тракте) - белок (строится в клетке) 3. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ Ферменты: белок-фермент - биологический катализатор, не расходуется в ходе реакции. У человека ферменты работают лучше при 37 о С Регуляторные белки: белки-гормоны. Инсулин: в печени - активизирует фермент, синтезирующий гликоген из глюкозы; в клетке - захват и расщепление молекул глюкозы Средства защиты: белки-антитела. Источник энергии: молекулы а/к окисляются при недостатке жиров и углеводов
4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ Нуклеиновые кислоты ДНК дезоксирибонуклеиновая кислота РНК рибонуклеиновая кислота Биополимер, мономером которого является нуклеотид
ДНК Молекула состоит из 2 нитей, которые по всей длине соединены водородными связями ( двойная спираль) 4. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ А (аденин) - Т (тимин) Т (тимин) - А (аденин) Г (гуанин) - Ц (цитозин) Ц (цитозин) - Г (гуанин) компли-ментарные основания РНК Виды: информационная ( иРНК ) рибосомная ( рРНК ) транспортная ( тРНК )
4. АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ Аденозинтрифосфорная кислота ( АТФ ) - универсальный биологический аккумулятор энергии, запасающий в себе энергию солнца АТФ АДФ + Ф + Е (540 кДж) Витамины - жизненно важные соединения, не синтезирующиеся в организме животных данного вида, их отсутствие ведет к авитаминозу
Нормативный уровень Назовите 10 незаменимых а/к. Какие а/к называют незаменимыми? ( §3 ) Всегда ли денатурация необратима? Ответ обоснуйте. ( §3 ) В чем суть иммунитета? ( §4 ) В каком году была создана модель ДНК? Кто ее авторы? ( §5 ) Носителем какой информации является ДНК? ( §5 ) Есть ли у растений гормоны? Для чего? ( §6 ) Опишите роль летучих гормонов насекомых ( §6 ) В чем заключается отличительная особенность витаминов? ( §6 )
Компетентный уровень Фрагмент одной из цепи ДНК имеет следующий состав: - А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г -. Постройте иРНК . ( §5 ) Опишите схему синтеза белка, указав роль иРНК , тРНК , рРНК . ( §5 ) В молекуле ДНК тиминов насчитывается 20% от общего числа азотистых оснований. Определите количество азотистых оснований аденина , гуанина и цитозина . Опишите биологическое значение вакцинации ( §4 ) В результате химической реакции в организме образовалась 1 молекула АМФ (аденозинмонофосфорная кислота). Сколько кДж энергии выделилось?
Творческий уровень В чем сходство и различие между белками и нуклеиновыми кислотами ? Между ДНК и РНК ? Обобщите понятия: - рибосомы, тРНК , иРНК ; аденин, гуанин, цитозин, урацил ; АТФ , гормоны, витамины; Аргинин, гистидин, фенилаланин ; Цепь, спираль, клубок; Ферменты, гормоны, антитела.
Предварительный просмотр:
Задание для самостоятельного выполнения
I уровень: нормативный
В тетради начертите таблицу «Органоиды клетки».
Наименование | Размер | Строение | Функции |
Используя учебник, установите соответствие между информационными блоками в рабочей таблице и внесите правильную информацию в свою тетрадь.
За правильное заполнение строчек «наименование-размер-строение-функции» вы получаете:
1-5 строк - 1 балл
6-8 строк - 2 балла
9-12 строк - 3 балла
II уровень: компетентный
В тетради решите задачи. За каждую правильно решенную задачу вы получаете 1 балл.
- Все организмы на Земле имеют клеточное строение. О чем это говорит?
- В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?
- Почему обмен веществ считают основным признаком жизни?
- Почему картофель на свету зеленеет? Почему листья осенью желтеют?
III уровень: творческий
В тетради решите 1 задачу. За каждую правильно решенную задачу вы получаете 2 балла.
А) 1 мм = 103 мкм (микрометр) = 106 нм (нанометр). Расположите в порядке возрастания размеров органоиды клетки (от меньшего к большему, учитывайте максимальный размер органоида).
Б) Известно, что в ситуации голодания клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, но это не приводит к уничтожению клетки. Какие органоиды можно было бы «переварить» лизосомам с наименьшим нарушением жизнедеятельности клетки?
В) Существует наука - биоинформатика. Как вы думаете, чем занимается биоинформатик?
Предварительный просмотр:
Органоиды клетки
Наименование | Размер | Строение | Функции |
Цитоплазма | - | Заключена между плазматической мембраной и ядром. В ней расположены органоиды. Пространство между ними заполнено цитозолем (водный раствор солей) и пронизано цитоскелетом (белковые нити) | Проходят химические и физиологические процессы |
Плазматическая мембрана | 10 нм | Есть у клеток растений, животных, грибов. Состоит из белков-ферментов, пронизывающих белков, липидов, углеводов-антен. Имеет натрий-калиевый насос | Защитная (от повреждений), контактная (взаимодействие клеток в тканях и органах), транспорт веществ, выделительная (выведение продуктов обмена веществ), соединительная (полисахариды разных клеток удерживаются вместе), распознавание (белки и углеводы разных мембран разные и указывают тип клетки), фагоцитоз (захват твердых частиц и впячивание внутрь клетки) |
Лизосомы | 0,5 мкм | Есть у клеток растений, животных, грибов. Овальная форма, содержат ферменты, обеспечивающие переваривание органических частиц. Мембрана очень прочная, предотвращает проникновение ферментов в цитоплазму клетки. | Расщепление веществ (пищеварение) |
ЭПС (эндоплазматическая сеть) | - | Ажурная конструкция из соединенных полостей, канальцев и трубочек. | Синтез и транспорт органических веществ |
Рибосомы | 20 нм | Состоит из рРНК и белков, бывают свободными, объединенными в группы и прикрепленными к мембране ЭПС. | Синтез белков |
Комплекс (Аппарат) Гольджи | 5-10 мкм | 3-8 сложенных стопкой, слегка изогнутых, дискообразных полостей. Так называемый «упаковочный центр» | Транспорт продуктов биосинтеза, выделение их из клетки, формирование лизосом. |
Единая мембранная система | - | ЭПС, плазматическая мембрана, ядерная оболочка, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли | Защитная, транспортная, расщепление веществ |
Митохондрии | d1х7 мкм | Энергетические станции клетки. Бывают овальными, палочковидными, нитевидными. Внутренняя мембрана образует многочисленные складки – кристы – где происходит преобразование энергии питательных веществ в энергию АТФ. Содержит ДНК, РНК и рибосомы. | Энергетическая |
Пластиды | 4-6 мкм (хл/п) | Есть только у растений. Виды: зеленые хлоропласты, цветные хромопласты и бесцветные лейкопласты. Хлоропласт содержит особые мембранные структуры для улавливания света, пигмент хлорофилл (зеленый), благодаря которому происходит превращение энергии света в АТФ, которая используется для синтеза углеводов. Осенью превращаются в хромопласты. Хромопласт содержит пигмент красного и желтого цвета, что придает растениям окраску. Лейкопласт – место накопления крахмала. На свету могут превращаться в хлоропласты. | Энергетическая, окрас, запас веществ |
Органоиды движения | до 100 мкм | Жгутики и реснички, выросты. Клеточное движение обеспечивается цитоскелетом, состоящим из микротрубочек, микронитей и клеточного центра (включает центриоль). | Сокращение клеток в мышцах (цитоскелет), движение, участие в делении клетки. |
Клеточные включения | - | Непостоянные структуры цитоплазмы: плотные образования виде гранул и вакуоль (у растений – мембранный мешок с водным раствором соли) | Запас питательных веществ |
Ядро | 3-10 мкм | Есть у клеток растений, животных, грибов. Оболочка из двух мембран с ядерными порами. Содержит ДНК – составные части хромосом. Есть ядрышко (1 и более) | Обмен веществ через ядерные поры. Образование рибосом (ядрышко). Хранение наследственной информации. |
Органоиды клетки (рабочая таблица)
Наименование | Размер | Строение | Функции |
Цитоплазма | - | Есть у клеток растений, животных, грибов. Оболочка из двух мембран с ядерными порами. Содержит ДНК – составные части хромосом. Есть ядрышко (1 и более) | Энергетическая, окрас, запас веществ |
Плазматическая мембрана | 3-10 мкм | Ажурная конструкция из соединенных полостей, канальцев и трубочек. | Сокращение клеток в мышцах (цитоскелет), движение, участие в делении клетки. |
Лизосомы | - | Непостоянные структуры цитоплазмы: плотные образования виде гранул и вакуоль (у растений – мембранный мешок с водным раствором соли) | Обмен веществ через ядерные поры. Образование рибосом (ядрышко). Хранение наследственной информации. |
ЭПС (эндоплазматическая сеть) | 0,5 мкм | Жгутики и реснички, выросты. Клеточное движение обеспечивается цитоскелетом, состоящим из микротрубочек, микронитей и клеточного центра (включает центриоль). | Проходят химические и физиологические процессы |
Рибосомы | до 100 мкм | Есть у клеток растений, животных, грибов. Состоит из белков-ферментов, пронизывающих белков, липидов, углеводов-антен. Имеет натрий-калиевый насос | Запас питательных веществ |
Комплекс (Аппарат) Гольджи | 4-6 мкм (хл/п) | 3-8 сложенных стопкой, слегка изогнутых, дискообразных полостей. Так называемый «упаковочный центр» | Защитная, транспортная, расщепление веществ |
Единая мембранная система | - | Есть у клеток растений, животных, грибов. Овальная форма, содержат ферменты, обеспечивающие переваривание органических частиц. Мембрана очень прочная, предотвращает проникновение ферментов в цитоплазму клетки. | Синтез белков |
Митохондрии | 10 нм | Есть только у растений. Виды: зеленые хлоропласты, цветные хромопласты и бесцветные лейкопласты. Хлоропласт содержит особые мембранные структуры для улавливания света, пигмент хлорофилл (зеленый), благодаря которому происходит превращение энергии света в АТФ, которая используется для синтеза углеводов. Осенью превращаются в хромопласты. Хромопласт содержит пигмент красного и желтого цвета, что придает растениям окраску. Лейкопласт – место накопления крахмала. На свету могут превращаться в хлоропласты. | Защитная (от повреждений), контактная (взаимодействие клеток в тканях и органах), транспорт веществ, выделительная (выведение продуктов обмена веществ), соединительная (полисахариды разных клеток удерживаются вместе), распознавание (белки и углеводы разных мембран разные и указывают тип клетки), фагоцитоз (захват твердых частиц и впячивание внутрь клетки) |
Пластиды | 20 нм | ЭПС, плазматическая мембрана, ядерная оболочка, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли | Транспорт продуктов биосинтеза, выделение их из клетки, формирование лизосом. |
Органоиды движения | - | Заключена между плазматической мембраной и ядром. В ней расположены органоиды. Пространство между ними заполнено цитозолем (водный раствор солей) и пронизано цитоскелетом (белковые нити) | Расщепление веществ (пищеварение) |
Клеточные включения | 5-10 мкм | Энергетические станции клетки. Бывают овальными, палочковидными, нитевидными. Внутренняя мембрана образует многочисленные складки – кристы – где происходит преобразование энергии питательных веществ в энергию АТФ. Содержит ДНК, РНК и рибосомы. | Энергетическая |
Ядро | d1х7 мкм | Состоит из рРНК и белков, бывают свободными, объединенными в группы и прикрепленными к мембране ЭПС. | Синтез и транспорт органических веществ |
Установите соответствие между органоидом, его размером, строением и функциями!!!
Предварительный просмотр:
Сравнение клеток бактерий, растений и животных: отметьте наличие плюсом
Функция | ||||
Хранение наследственной информации, синтез РНК | - | + | + | |
Наследственный материал, состоящий из линейной ДНК | - | + | + | |
Органеллы, состоящие из двух частей, производят синтез белка | + | + | + | |
Органеллы, покрытые двойной мембраной, синтезируют АТФ | - | + | + | |
Производит синтез сложных белков, полисахаридов, их накопление и секрецию | - | + | + | |
- | + | + | ||
Во время деления клетки образует веретено деления | - | - | + | |
Производят синтез органических веществ из воды и углекислого газа с выделением кислорода | - | + | - | |
Производят накопление крахмала | - | + | - | |
Придают окраску плодам и цветкам растения, т.к. содержат ксантофилл | - | + | - | |
Производят расщепление различных органических веществ | - | - | + | |
Производят синтез и транспорт белков и липидов | - | + | + | |
Полисахаридная оболочка над клеточной мембраной, защищающая клетку | + | + | - | |
Накапливают клеточный сок | - | + | - | |
Придаёт форму клетке | - | + | + | |
Органеллы для перемещения | Служат для перемещения в пространстве (реснички и др.) | + | - | - |
Осуществляют дыхание и синтез органических веществ | + | - | - |
Тест
1. Чем окружена снаружи любая клетка? ______________________________________________________
2. Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки, основу которого составляет _____________
3. Цитоплазма содержит клеточные структуры, которые называются…_____________________________
4. Назовите важнейший и самый крупный органоид клетки? _____________________________________
5. Ядро имеют клетки всех организмов? _______________________________________________________
6. Каким термином называют организмы, клетки которых ядер не содержат? _______________________
7. Назовите организмы, относящиеся к прокариотам? ___________________________________________
8. Как называются организмы, клетки которых содержат ядро? ___________________________________
9. Что еще общего, кроме ядра, имеют в своем строении клетки эукариот? _________________________
10. Клетки царства грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать? __________________________________________________
11. Чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных? ________________________
12. Что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной клеток? ___________________
13. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов? ____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Состав клетки. Сравнительная характеристика органоидов В таблице даны описания структуры и функций органоидов клетки. Но ячейки таблицы перепутаны. На основе данной таблицы составьте в тетради новую с правильно расположенными данными, где будут следующие столбики: Наиме-нование Раз-мер Строение Функции Цитоплазма
Задание компетентного уровня «Клетка в образах»
1 ЯДРО Если объединить несколько клеток вместе - с общей цитоплазмой и мембраной, получится многоядерная клетка, в которой все ядра соберутся в центре. Пример таких клеток - гигантские клетки инородных тел. Они образуются под кожей в месте нахождения инородного тела, например пули для ее поглощения. при пересадке ядер старой клетки в юную и наоборот, возраст полученных клеток совпадает с возрастом пересаженного ядра
2 цитоплазма Если отрезать от клетки под микроскопом микроножом небольшой кусочек цитоплазмы, составляющий лишь 3–5% клеточной массы, через короткое время этот фрагмент самоорганизуется: будет похож строением на цитоплазму основной клетки
3 мембрана
4 митохондрии В процессе синтеза АТФ , происходящего в митохондриях, вырабатываются свободные радикалы кислорода. Они повреждают практически все системы, с которыми вступают в контакт. Защитить клетки от повреждающего действия активных форм кислорода могут антиоксиданты.
5 Комплекс Гольджи
6 Эндоплазматическая сеть Бывает гранулярной и шероховатой
7 лизосомы
8 рибосомы
9 Органы движения
! Ответ не верный!
В) Дополнительный вопрос - компетентный уровень - 1 балл Все организмы на Земле имеют клеточное строение. О чем это говорит? В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий? Почему обмен веществ считают основным признаком жизни? Почему помидор красный, а петрушка зеленая ? Почему картофель на свету зеленеет ? Почему листья осенью желтеют ?
Оцените свою работу: А) Заполнение таблицы - нормативный уровень: 1-5 строк - 1 балл 6-8 строк - 2 балла 9-12 строк - 3 балла Б) «Клетка в образах» - компетентный уровень - 1 балл В) Дополнительный вопрос - компетентный уровень - 1 балл или
2. Строение клетки эукариот и прокариот Признаки Прокариоты Эукариоты 1. Ядерная оболочка - + 2. Плазматическая мембрана + + 3. Митохондрии - + 5. Рибосомы + + 8. Клеточная стенка + - 9. Капсула + + 10. Вакуоли - + 11. Пластиды - + 12. Хромосома + + 13. Ядро - + 14. Органоиды движения + +
2. Задание творческого уровня - 1 балл А) 1 мм = 10 3 мкм (микрометр) = 10 6 нм (нанометр). Расположите в порядке возрастания размеров органоиды клетки (от меньшего к большему). Б) Известно, что в ситуации голодания клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, но это не приводит к уничтожению клетки. Какие органоиды можно было бы «переварить» лизосомам с наименьшим нарушением жизнедеятельности клетки? В) Существует наука - биоинформатика . Как вы думаете, чем занимается биоинформатик ?
Биоинформатик Задача биоинформатики заключается в том, чтобы найти ранее неизвестные гены и описать их предположительную функцию. Биоинформатика играет существенную роль в поиске новых лекарственных препаратов и мишеней для них, а также в отбраковке неперспективных лекарств. Пример: Анализ генетических данных людей здоровых и с каким-либо заболеванием, например ишемической болезнью сердца. Нет одного гена, ответственного за эту болезнь. Однако сопоставление данных по большому количеству больных позволило найти так называемые ассоциации — набор генов предрасположенности к указанной болезни , и тем самым дает возможность определить генетическую группу риска . Любая крупная или средняя фармацевтическая или биотехнологическая компания имеет отдел биоинформатики . Сейчас многие университеты готовят специалистов в этой области
Предварительный просмотр:
Тема 4. «Наследственная информация и ее реализация в клетке»
Задачи
НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
Задача 1 - 2 балла
Зарисовать схему удвоения ДНК
Задача 2 - 1 балла
Зачем нужно удвоение ДНК?
Задача 3 - 1 балла
Зная, что потомки получили некачественный ген, можно ли говорить о качестве генетической информации
Задача 4 - 1 балла
Зачем нужны 64 кодона?
Задача 5 - 2 балл
Назовите генетические знаки препинания. Перечислите свойства генетического кода.
Задание выполнять по § 1
Задача 1,2 - ДНК - матрица для синтеза белков
Задача 3 - Удвоение ДНК
Задание выполнять по § 2
Задачи 4,5 - Генетический код и его свойства
КОМПЕТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ
Задача 6 - 2 балл
Если изменить начало считывания кода - переставить промотор - что изменится в белке?
Задание выполнять по § 2
Задача 6 - Генетический код и его свойства
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Задача 7 - 2 балл
Как увеличить производство белков?
Что такое полисома?
Задание выполнять по § 3
Если вы решаете все задачи, в журнал выставляются оценки - 5/5.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Матричный принцип Все живые существа Общее: Строение клеток и протекающих в них процессов Различие : Морфология Физиология Биохимия Набор белков Определяет различия и сходство Чем ближе организмы в системном положении, тем более сходны их белки
1. Матричный принцип В составе гемоглобина все а/к в норме В составе гемоглобина из 574 а/к заменены 2 а/к Серповидноклеточная анемия
1. Матричный принцип Почему в эритроцитах больных серповидноклеточной анемией все молекулы гемоглобина имеют одну и ту же ошибку в одном и том же месте?
1. Матричный принцип
1. Матричный принцип а) Ген - участок ДНК, служащий матрицей для синтеза 1 белка - единица наследственной информации
2. Считывание генетической информации б) Транскрипция - процесс образования иРНК в) Промотор - специфическая последовательность нуклеотидов ДНК, «запускающая» действие полимеразы г) Полимераза - фермент, который подбирает нуклеотиды к цепочке ДНК по принципу комплементарности д ) Кодон - триплет нуклеотидов, кодирующий а/к
3. Свойства генетического кода 4 3 нуклеотидов 64 кодона кодируют а/к ДНК - полимер Полимер состоит из мономеров Мономер ДНК - нуклеотид Виды нуклеотидов: Аденин (А), Тимин (Т) или Урацил (У в РНК ), Гуанин (Г), Цитозин ( Ц ) Три любых нуклеотида - кодон Пример: АУУ
е) Антикодон - три нуклеотида тРНК , комплиментарные нуклеотидам кодона иРНК ж) «Лист клевера» - структура тРНК , в которую свернуты 70-90 нуклеотидов 4 . Синтез белка
Этапы синтеза белка К черенку тРНК (листка клевера) присоединяется а/к тРНК соединяется с иРНК по схеме: кодон-антикодон. А/к отрывается от черенка А/к присоединяется к полипептидной цепи белка 4 . Синтез белка
4 . Синтез белка
1. Матричный принцип Задание выполнять по § 1 Задача 1,2 - ДНК - матрица для синтеза белков Задача 3 - Удвоение ДНК Задача 1 - 2 балла Зарисовать схему удвоения ДНК Задача 2 - 1 балла Зачем нужно удвоение ДНК? Задача 3 - 1 балла Зная, что потомки получили некачественный ген, можно ли говорить о качестве генетической информации Задачи (нормативный уровень)
Задание выполнять по § 2 Задачи 4,5 - Генетический код и его свойства Задача 4 - 1 балла Зачем нужны 64 кодона? Задача 5 - 2 балл Назовите генетические знаки препинания. Перечислите свойства генетического кода. Задачи (нормативный) 3. Свойства генетического кода
Задание выполнять по § 2 Задача 6 - Генетический код и его свойства Задача 6 - 2 балл Если изменить начало считывания кода - переставить промотор - что изменится в белке? Задачи (компетентный) 3. Свойства генетического кода
Задание выполнять по § 3 Задача 7 - 2 балл Как увеличить производство белков? Что такое полисома ? Задачи (творческий) 4. Синтез белка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в) Кариотип г) 23-я пара хромосом д ) Схема мейоза е) Схема митоза
Кроссинговер
Название фазы Рисунок Суть процесса Интерфаза - Профаза Метафаза Анафаза Телофаза
Задание №2 Определите стадию для каждого рисунка.
Задание №2 Определите стадию для каждого рисунка.
Задача №3 У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у кроликов: а) в одной яйцеклетке; б) в одной сперматозоиде; в) в одной зиготе (оплодотворённой яйцеклетке); г) в одной соматической клетке детей (один крольчонок развивается из одной зиготы); д ) в одной соматической клетке внуков?
Предварительный просмотр:
Итоговый зачет по всему курсу биологии
Фамилия Имя ________________________________________________ Группа: ФМ-3
Раздел 1. «Базовые понятия»
Задание: расшифруйте представленные символы
а/к | АА | ||||
ДНК | аа | ||||
РНК | 2n | ||||
АТФ | 23n | ||||
тРНК | А | ||||
иРНК | У | ||||
рРНК | Г | ||||
XY | Ц | ||||
ХХ | Т | ||||
Аа | n |
За каждые 4 правильных ответа – 1 балл. 0-8 – не зачет, 9-12 – «3 балла», 13-16 – «4 балла», 17-20 – «5 баллов»
Раздел 2. «Неорганические вещества. Углеводы. Липиды»
Какие химические элементы преобладают в составе человеческого тела? (3 ответа) | |||
водород | |||
азот | |||
кислород | |||
сера | |||
углерод | |||
Самое распространенное органическое вещество на Земле? | |||
нефть | |||
вода | |||
биогумус | |||
кислота | |||
Как называется свойство воды, которое заключается в способности поглощать теплоту при минимальном изменении собственной температуры | |||
растворимость | |||
теплопроводность | |||
теплоемкость | |||
Наличие какого химического элемента отличает органические вещества от неорганических? | |||
водород | |||
азот | |||
кислород | |||
сера | |||
углерод | |||
Соотнеси понятия и обозначения | |||
полимер | I | А | |
мономер | II | ААААААААА | |
Ответ: а-___, b-_____. | |||
Выбери регулярный полимер | |||
АААБААБАББА | |||
ААББААББААА | |||
ААБААСААББС | |||
ААБББААБББАА | |||
Cn(H2O)m – общая формула какого органического соединения? | |||
нуклеиновая кислота | |||
белок | |||
углевод | |||
жир | |||
Приведи пример углевода: ____________________________________________________________ | |||
Самая главная функция липидов: | |||
строительная | |||
энергетическая | |||
защитная | |||
пищеварительная | |||
Растворим ли липид в воде? | |||
да | |||
практически нет | |||
только в горячей | |||
только в холодной |
Раздел 3. «Белки и нуклеиновые кислоты»
Что является мономером белка? | |||
липид | |||
нуклеотид | |||
аминокислота | |||
С, Н, О | |||
Сколько всего мономеров белка существует? | |||
300-500 | |||
3-8 | |||
20 | |||
1500 | |||
Как называется аминокислота, которая не синтезируется в организме особи данного вида? | |||
заменимая | |||
незаменимая | |||
синтетическая | |||
несинтетическая | |||
При какой температуре лучше всего работают ферменты человека? | |||
36,6 | |||
35 | |||
37 | |||
38 | |||
Соотнеси уровень и форму структуры белка: | |||
первичный | I | несколько клубков | |
вторичный | II | цепь, линия | |
третичный | III | спираль | |
четвертичный | IV | клубок | |
Ответ: а- _______, b-________, с- ________, d-________ | |||
Сколько существует типов нуклеиновых кислот? | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
РНК соответствует схема строения: | |||
рибоза-АГЦУ-Ф | |||
дезоксирибоза-АГЦУ-Ф | |||
рибоза-АГЦТ-Ф | |||
дезоксирибоза-АГЦТ-Ф | |||
Подбери пару (ДНК) | |||
А | I | Т | |
Г | II | Ц | |
Ц | III | А | |
У | IV | Г | |
Ответ: а- _______, b-________, с- ________, d-________ | |||
Носителем какой информации является ДНК? | |||
генетическая | |||
физиологическая | |||
биохимическая | |||
психогенетическая | |||
Виды РНК (3 ответа) | |||
информационная | |||
рибонуклеиновая | |||
транспортная | |||
рибосомная |
Раздел 4. «Строение клетки»
Задание: соотнесите название органоида и его функцию
Наименование | Функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
0-3 – не зачет, 4-6 – «2 балла», 7-8 – «3 балла», 9-10 – «4 балла», 11-12– «5 баллов»
Раздел 5. «Митоз. Мейоз. Моногибридное скрещивание. Генетика интеллекта»
Сколько пар хромосом содержит геном человека? | |||
46 | |||
45 | |||
23 | |||
24 | |||
Какие виды хромосом есть у человека? (2 ответа) | |||
соматические | |||
рибосомные | |||
половые | |||
экстравертные | |||
Какая пара половых хромосом соответствует мужскому организму (норма)? | |||
XXY | |||
XY | |||
XX | |||
0Y | |||
Основные виды интеллекта (2 ответа) | |||
вербальный | |||
эмоциональный | |||
невербальный | |||
социальный | |||
Как называется общественная организация, объединившая самых умных людей планеты? | |||
Гринпис | |||
Общество Гиннеса | |||
Общество Нобеля | |||
Менса | |||
Если отец кареглазый (гомозигота), мать голубоглазая, какой цвет глаз будет у сына? | |||
карий | |||
голубой | |||
зеленый | |||
серый | |||
С каким растением экспериментировал Г. Мендель для определения законов наследственности? | |||
бобы | |||
фасоль | |||
горох | |||
кукуруза | |||
При делении соматической клетки каждая дочерняя клетка получает набор хромосом | |||
одинарный | |||
двойной | |||
тройной | |||
половинный | |||
Бетаталосемия – заболевание жителей какого острова? | |||
Сардиния | |||
Сахалин | |||
Манхеттен | |||
Кипр | |||
По какому типу наследуется леворукость? | |||
по доминантному типу | |||
по рецессивному типу | |||
по мужской линии | |||
по женской линии |
Раздел 6. «Селекция. Экология»
- Сколько центров происхождения культурных растений выделяют ученые? ________________
- Каков среднегодовой % гибели лесов? ________________________________________________
- Что такое тритикале? ______________________________________________________________
- Как зовут основоположника учения о биосфере? _______________________________________
- Сколько процентов энергии переходит с одного уровня пирамиды на другой? ____________%
- Как называется высокая жизнестойкость? _____________________________________________
- Сколько % суши освоено человеком под сельское хозяйство? ____________________________
- Что такое биологический оптимум? __________________________________________________
- Назовите пример хищничества между растениями и животными__________________________
- Существует ли выращенный человеческий клон? ______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительный материал по технологии в 7 классе
Тесты по технологии по темам "Материаловедение" и "Машиноведение" в 7 классе составлены с помощью программы по созданию тесстов "My Test X". Автор программы Башлаков Александр Сергеевич. "My Test X" -...
Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "География Иркутской области" (8 класс)
Данный комплекс стал результатом обобщения практики преподавания предмета "География Иркутской области" в течение 2 лет - 2008, 2009 годов.В 2010 году был сформирован данный комплекс, в который включе...
Презентации уроков и контрольно-измерительные материалы к предмету "География Иркутской области" (9 класс)
Данный комплекс стал результатом обобщения практики преподавания предмета "География Иркутской области" в течение 2 лет - 2008, 2009 годов.В 2010 году был сформирован данный комплекс, в который включе...
контрольно - измерительный материал по истории для 5 класса
Обобщающий тест по истории Древнего мира по теме: « Древний Восток»...
Методическая презентация "Требования к контрольно-измерительным материалам согласно требованиям ФГОС и в свете Федерального компонента".
Презентация объясняет, какие требования предъявляет ФГОС при составлении учителем контрольных материалов в своей работе, для проверки знаний и умений на уроках географии. Сравнивает их...
Контрольно - измерительный материал по химии 8 -9 классы
Контрольные работы по химии в 8 -9 классах по учебнику О.С.Габриеляна...
Повторительно-обобщающий урок и контрольно-измерительные материалы по родному русскому языку для 7 класса
Повторительно-обобщающий урок родного языка и контрольно-измерительные материалы по родному русскому языку для 7 класса включают задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с развёрн...