Методический уголок
рабочая программа по краеведению по теме

Программа этнографического кружка "Комелёк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsalykskaya_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx482.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цалыкская средняя общеобразовательная школа

_______________________________________________________________________

Правобережный район Республика Северная Осетия-Алания

                         

Ř굆。

                   

                Руководитель кружка Сабаткоева С.Т.

2012-20016 г.

Пояснительная записка

     У каждого дерева есть свой комель, или уменьшительное – комелёк. С него оно начинает расти. И у каждого из нас есть свой «комелек» - это семья, дом, родная школа, родное село, Отчизна.

И чем он крепче, тем увереннее и безопаснее чувствует себя человек.

      Сквозь времена доходит до людей, занимающихся этнографией, вещий голос ушедших поколений в виде произведений народного  творчества и искусства. Она призывает все народы жить соразмерно с принципами общечеловеческой морали. Затрагивая самое сокровенное, наш духовный мир, народная копилка побуждает чувства, учит гуманизму, чести, справедливости, учит радоваться и страдать, отличать истинное от мнимого.

     Вникая в этнокультурный компонент исторического образования, нам приходиться с сожалением констатировать, что произведения осетинской поэзии, изобразительного искусства, фольклора и другого этнографического материала крайне редко используются и изучаются на уроках истории, хотя в последнее время очень много внимания этнографии и краеведению уделяется в кружках и секциях дополнительного образования. Воспитательное значение этнокультурного компонента как средства формирования личности трудно переоценить, что особенно важно в наши дни, когда народы страны переживают период нравственного и духовного возрождения

   В период социальных преобразований в современном обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

     Нельзя познать чужую культуру, если отказаться от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, предается забвению глубинная историческая память народа.

     Возрождение и развитие национальной школы, воспитание детей опирается на национальные традиции, необходимые для сохранения и развития национальной культуры, языка, для самосохранения.

     Республика Северная Осетия-Алания – многонациональный регион, который вполне может служить примером мирного сосуществования и развития разных народов, взаимосвязи взаимообогащения разных вероисповеданий, веротерпимости и национального согласия.

Идея толерантности, терпимости к религиозному, национальному своеобразию характера мышления и образа действий людей – одна из определяющих в национальной системе воспитания.

   В связи с этим мы должны быть особенно внимательны ко всему, что определяет самобытность каждой нации, к развитию национальной культуры, являющейся составной частью мировой культуры.

  Данная программа нацелена на совершенствование воспитательной работы и развитие этнокультурного компонента в Цалыкской средней общеобразовательной школе на период с 2005 года по 2010 год.

Программа построена на историко-литературной основе. В подборе материала для изучения учитывался интерес учащихся своего края, устному народному творчеству, обрядам, различным видам народного мастерства .

      В программе тесно переплетаются мысли о духовном и физическом совершенстве человека, о прошлом, настоящем, будущем Отечества. Программа нацелена изучить Осетию и сделать это можно только вместе – взрослым и детям, чувствуя плечо, и руку друг друга. Каждое поколение вносит свой вклад в историю, и  кружковцам тоже предстоит вписать свои страницы в биографию человечества. Настанет время, и ребята из рук старших примут эстафету, возьмут на себя заботу о своей маленькой Осетии, о мире.

     Основным содержанием программы «Комелёк» является изучение истории, экономики, природы и культуры родного края по направлениям.

  1. Приобщение учащихся к изучению и сохранению исторических ценностей, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений истории и отражения в ней явлений жизни.
  2. Сбор и изучение наиболее интересного материала по краеведению.
  3. Формирование у школьников и знаний, обеспечивающих освоение исторических ценностей.
  4. Дальнейшая активизация  работы по комплексному изучению родного края.
  5. Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
  6. Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры.
  7. Улучшение деятельности школьного музея «Истоки»
  8. Помочь кружковцам освоить культурные духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.

  • Встречи со старыми жителями.
  • Сбор материала и его обработка.
  • Выступления на конференциях, проведение вечеров.
  • Оформление альбомов, стендов.
  • Косметический ремонт школьного музея «Истоки»
  • Проведение выставок и экскурсий.

 

В основе программы лежат три принципа:

  • Целесообразность;
  • Естественность интересов детей;
  • Привлекаемость дел;

 

  1. История культуры родного края. Возрождение культуры.

  • Изучить местные традиции, праздники, обряды.
  • Знакомиться с людьми, прославившими нашу землю. Оформить материал в фотоальбом.
  • Рассказать об интересных людях в местной печати и по радио.
  • Создать семейные летописи.
  • Восстановить свои родословные, возродить семейные предания.

2.Летопись родных мест.

  • Создать летопись школы, села.
  • Подготовить краеведческий материал (путеводители, карты).
  • Изучить старые и народные названия населенных пунктов, лесов, полей, рек, гор и т.д.

3.Народные ремесла Осетии.

  • Народный костюм.

-Разыскать старых мастериц, записать их рассказы, воспоминания, объяснение узоров и сочетание цветов.

- Создать кружок народной вышивки. Изучить, какие изделия изготавливают современные мастерица.

  • Резьба по дереву.

-Провести поиск образцов декоративного убранства домов по месту жительства.

-Разыскать и сфотографировать дома со старинной и современной резьбой.

  • Гончарство.

-Выяснить, какие изделия создают мастера-гончары;

-Как производится обжиг изделий.

-Где мастера берут глину.

4.Книга памяти.

 Продолжить создание Книги Памяти, которая включает в себя имена всех погибших в Великую Отечественную войну воинов, партизан, подпольщиков, бойцов истребительных отрядов, народных ополченцев, павших в годы войны с 1945 по 1945 года. В Книгу Памяти занести и людей, которые числятся пропавшими без вести на основании данных архивов, Советов ветеранов частей соединений, поисковых групп.

5.Осетинское зарубежье.

Дети, считающие себя осетинами, но никогда не бывавшие на Родине, с большим интересом относятся к своим сверстникам в Осетии…

     Цель – перебросить мост, по которому дети смогут общаться со своими сверстниками-осетинами зарубежья.

6.Защитить природу – сохранить жизнь.

  • Развить чувство доброты и милосердие через общение с природой.
  • Обогащать знания о природе своего края.

7.Древо жизни.

  • Научить кружковцев узнавать себя через родословную.
  • Изучать родословную семьи, семейные традиции.
  • Провести конкурс  «Фамильных гербов».
  • «Родословная» - откуда мои родители, история фамилии. Кто мои прабабушка и прадедушка.

 

Проводимые мероприятия

Время проведения.

Ответ

ственный

1.

Организационное заседание членов этнографического кружка и руководителя-учителя истории Салбиевой Светланы Таймуразовны.

Ежегодно

Сабаткоева С.Т.

2.

Утверждение плана работы этнографического кружка.

Ежегодно

Сабаткоева С.Т.

3.

Сформировать две новые группы взамен ушедших выпускников: младшую – 5-7класс; старшую - 9-11 класс. Ознакомить их с работой кружка «Комелёк», с анкетными данными исследуемого материала и поисковой работой.

2012

Сабаткоева С.Т.

4

Работа над подпрограммой  «Память».

* Трагедия Беслана. Поездка в школу №1. «Венок памяти» - ежегодное посещение кладбища – решение кружковцев.

2012

Сабаткоева С.Т.

5.

Работа по направлению «Мои земляки».

  • Они были родом из Цалыка:

-Светлана Кантемирова

-Диана Баскаева

-Лора Каркусашвили

-Азамат Хуцистов

-Хазби Дзгоев

2012

Сабаткоева С.Т.

6.

Работа по направлению  «Дорогие мои старики».

-Рассказы о старожилах села: А.Кониева, М.Хадикова, В.Гугкаева и др.

2012

Сабаткоева С.Т.

7.

Работа по направлению «Ветеран».

- Фронтовые дороги и послевоенная жизнь ветеранов ВОВ из нашего села:  Габоев Казгери, Волков Георгий, Тменов Тимофей, Хабаев Инарбек, Калоев Казбек, Карсанов Соламан.

2012

Сабаткоева С.Т.

8.

Работа по направлению «Поиск»

-о пленных венграх и румынах, работавших после ВОВ в Цалыкских степях.

- А.З.Готтинг – кто он и как попал в Цалык – исследовательская работа.

-поисково-исследовательская работа о людях, живших в селе Цалык: Х.А.Хатагов, М.В.Сокаев, Ю.П.Калмыкова и др.

-Поиск герое-земляков, участников «Триумфального шествия», Парада Победы, учвстников Сталинградской, Курской битв, битвы под Москвой.

Весь период

Сабаткоева С.Т.

9.

Работа по направлению «Древо жизни».

- отчеты о работе по составлению родословных семей  Босиковых , Гатаговых, Санакоевых, Хумаровых,  и др.

- «История моей семьи» , «Моя родословная».

Весь период

Актив

10.

Работ по направлению «Истоки»

-изучение традиций и обычаев осетинского народа.

-праздники осетинского народа.

-народные игры осетин.

-быт осетин.

-мировые религии в Осетии. Язычество и осетины.

Весь период

Актив

11.

Оформление фотоальбомов, деловых папок, стендов и т.д.

Весь период

Актив

12.

 Участие в районных, республиканских, региональных, Всесоюзных конференциях, встречах, праздниках.

ежегодно

Актив.

 Список  учащихся МКОУ СОШ с. Цалык этнографический кружок « Комелёк»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Фамилия, имя

Дата рождения

Класс

Место проживания

1

Арчегов Владик

30.09.97

11

с. Цалык, ул. Гагарина

2

Алборов Георгий

4.07.97

11

с. Цалык, ул. Комсомольская 6

3

Борукаева Фатима

28.10.98

11

с. Цалык, ул.Ленина 9

4

Дзгоев Урузмаг

27.09.97

11

с. Цалык, ул. Аликова 11

5

 Мисиков Заур

8.12.98

11

с.Зильги , ул.Степная 8

6

Норояни Роксана

14.11.97

11

с. Цалык, ул. Хетагурова 5,4

7

Сартоева Стелла

25.05.97

11

с. Цалык, ул. Аликова 28

8

Хетагурова Фатима

29.05.99

11

с. Цалык, ул. Комсомольская 2

9

Бирагова Стелла

11.05.98

10

с. Цалык, ул. Аликова

10

Босикова Бэла

6.07.99

10

с. Цалык, ул. Чекаева 1,4

11

Дзгоев Батраз

21.09.99

10

с. Цалык, ул. Аликова 11

12

Дзгоева Сабина

24.11.98

10

с. Цалык, ул. Ленина 15

13

Кузанова Оксана

3.09.98

10

с. Цалык, ул. Хетагурова 4,7

14

Цховребов Станислав

9.09.99

10

с. Цалык, ул. Ленина 21

15

Догузова Света

29.11.99

10

с. Цалык, ул. Хетагурова 9,7

16

Чекаева Зарина

20.02.99

10

с. Цалык, ул. Хетагурова 1

17

Багаева Сюзанна

1.03.99

10

с. Цалык, ул. Мира 37

18

Хугашвили Тамуна

8.12.99

9

с. Цалык, ул. Хетагурова 8,5

19

Хубиев Заур

2.04.99

9

с. Цалык, ул. Хетагурова 13

20

Сикоев Виталик

22.03.99

9

с. Цалык, ул. Цекоева 1

21

Цховребова Арина

4.10.2000

7

с. Цалык, ул. Ленина 21

22

Фриева Агунда

22.01 2001

7

с. Цалык, ул. Ленина 27

23

Хасиева Натия

22.10.2001

7

с. Цалык, ул. Хетагурова 7,2

24

Карсанов Таймураз

21.11.2001

6

с. Цалык, ул. Цекоева 11

25

Маргиев Алан

24.04.2001

6

с. Цалык, ул. Строителей 66

26

Шеварданидзе Аслан

26.12.2001

6

с. Цалык, ул. Строителей 27

27

Дзгоева Ася

24.10.2001

5

с. Цалык, ул. Гагарина 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благословенный уголок... (Личность и творчество И.А. Гончарова)

Урок-знакомство - одна из увлекательных форм вступительных уроков по творчеству того или иного писателя. Данная презентация расширит кругозор учащихся, познакомит с личностью писателя в увлекательной...

классный уголок, информационный уголок в спальни

Материалы в помощь к оформлению......

учебно-методическая разработка урока "Заповедный уголок Башкортостана"

данная разработка предназначена для изучения регионального компонента, т.е. по географии Башкортостана. Содержит в себе все этапы урока, включены учебно-методический материал, статистические данные, п...

Методический материал "Уголок призывника"

Материал содержит информацию о сроках призыва, обязанностях по воинскому учёту, отсрочках, освобождениях от призыва....

Методический уголок.Нобелевский класс. Тема:«Система методов обучения истории в начальной школе во внеурочное время"

В Средней школе селения Цалык уже несколько лет функционирует Нобелевский класс для начальной школы , он подготавливает   к переходу в среднее звено наиболее одарённых детей и потом они успешно з...

Методическая разработка к мастер-классу "Отрядный уголок".

Методическая разработка предназначена для всех педагогов, когда-либо работающих с детьми в летних оздоровительных лагерях. В ней собраны советы и рекомендации по созданию и оформлению отрядного уголка...

Методическая разработка урока «Уголок культуры. Музей Мадам Тюссо» 10класс

Целевое назначение – применение предметных знаний, умений, навыков для решения учебных задач повышенной сложности – написания короткой статьи о достопримечательности в твоей стране....