История села Дмитриев Усад
статья по краеведению на тему

Петяйкина Нина Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_sela.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

История села Дмитриев Усад

   Дмитриев Усад – древнейшее поселение Атюрьевского района. Оно, как и Атюрьево, основано более пятисот лет назад. По преданию, Дмитрий был братом старейшины Атюрьева Атеря. Там, где сейчас располагается животноводческий комплекс, в старину была мордовская деревня, рядом могильник. Около деревни Зимовки есть земельные угодья, которые и сейчас называются «Мордовские поля». Дмитриевоусадские луга, называемые «Пяшекелу», указывают, что это топоним мокшанского происхождения (в окружении лип и берёз). Сохранились и письменные источники, которые подтверждают, что первыми поселенцами в этом районе была мордва. Упоминается деревня Намбрюкужа Дмитриевоусадского присуда, где в 1668 году помещик из Кадома Стрежнев «словил насильством на дороге мордвина Петая Тремасова и держал взаперти три месяца».

    В 1676 году русские крестьяне Дмитриева Усада Семен Аксенов и Иван Носов жаловались великому князю Петру Алексеевичу на мордвина Ермолая Атманова «с товарищи»: «В прошлом году пор нашему сыску, указом вашего отца блаженной памяти царя Алексея Михайловича, отказали им мордве от Митриевского оброчного поля и жить в нашем селе вопче не велели. А их земельный жребий отдать нам, сиротам твоим, русским крестьянам». Вероятно, эта просьба была удовлетворена, и совместное проживание мордвы с русскими закончилось триста с лишним лет назад.

    Вполне вероятна и версия, что современное название село получило по имени русского крестьянина Дмитрия, бежавшего сюда от крепостника из центральных уездов Московского государства. Пользуясь миролюбием аборигенов и обширными участками «порожнего дикого поля», он построился рядом с мордовской деревней Намбрюкужей. Его заимка-усад и дала начало новому русскому поселению. Таких примеров немало отмечено и в источниках. В 1672 году нижегородскому боярину Григорию Струскову удалось найти своего беглого холопа Якова Афанасьева с сельце Дубровка Темниковского уезда. В 1761 году Переяславль-Залесским монастырем в деревнях современной Мордовии разыскано 109 беглых крестьян, живших здесь давно и обзаведшихся семьями. Следует сказать, что русские цари на массовое бегство крепостных от своих хозяев смотрели вполне терпимо: укреплялись южные и восточные рубежи Московского государства. Все поселения, возникшие на «диком поле», так или иначе, попадали в полную зависимость и владение царя – самого крупного и богатого помещика в государстве. Все подати и налоги с крестьян таких поселений шли в казну царского двора. К таким селам относился и Дмитриев Усад. Крестьяне таких поселений жили не легче, чем в тех селах, где хозяйничали помещики. Так, в 1830 году подати с душевого надела собирались по восьми рублей, что приравнивалось к 45 пудам ржи. В семье Лысова Василия Григорьевича было пятнадцать человек едоков, а землю давали на одну душу – три десятины (надел выделялся только на мужской пол). О диких нравах крепостничества, о вопиющем бесправии народ говорит тот факт, что до середины девятнадцатого века одна десятина земли стоила 50 рублей, а взрослый здоровый человек – 20-30 рублей. При сборе налогов царил грубый произвол и обман темных неграмотных крестьян. В назначенный день выбранный кулаками староста с большой связкой бирок обходил деревню. За ним шел волостной писарь или его помощник. Дойдя до очередного плательщика, разыскивали соответствующую бирку, разбирали знаки на ней: прямой надрез – уплачен один рубль, кривая полоса с угла на угол – пятьдесят копеек, точка в правом верхнем углу – 25 копеек. Такие «иероглифы» были на руку власть имущим.

    Крестьяне Дмитриева Усада принимали активное участие в пугачевских отрядах, руководимых Петром Евстафьевым и Савелием Мартыновым. В ведомостях, указывающих: «сколько раз и куда заходили разбойные партии государственных злодеев», против Дмитриева Усада стоит цифра 2. Сохранились протоколы допросов дмитриевоусадцев Константина Алексеева и Антона Трофимова, которые «помошествовали разбойникам ловить и сыскивать помещиков, громить и разорять имения господ». По преданию, во время прохождения трехтысячного отряда Савелия Мартынова из Краснослободска на Виндрей в августе 1774 года пугачевцы сделали большой привал у дмитриевоусадской церкви. Этот памятник старины сохранился до настоящего времени. Ему более двухсот лет.

    Своеобразную топографическую карту представляют старые названия улиц: Перекатовка, Плетни, Лизуновка, Болото, Полыновка, Шишовка, Щетиновка. Дмитриев Усад начал заселяться с востока на запад по косогору. Раньше речка Шуструй по селу не проходила, а была рядом на южной стороне. Улицы Полыновка, Перекатовка, Болото и Плетни – сравнительно молодые. Они возникли, на памяти старожилов, от 70 до 130 лет назад. Местность была низменная и сырая, но постепенно обживалась людьми.

    Название Плетни улица получила по зарослям ивы-бредины, из которой первые поселенцы огораживали огороды высокими заборами.

    Там, где сейчас располагается улица Полыновка, были луга. На Спасов день сюда, как на выставку, приводили лошадей. По народному ритуалу, коней окропляли полыновыми вениками, устраивались скачки на первенство села.

    Особенно сырая низина была на месте улицы Болото – кругом вода. Но по мере добывания торфа и жизнедеятельности человека площадь постепенно просыхала и заселялась.

    Когда построили первые дома, их во время половодья заливало водой. Пришлось перекатывать избы на более возвышенное место.

    Есть в Дмитриев Усаде улица Ковалевка. На ней впервые поселился Юганов Семен Васильевич, по прозвищу Коваль. Вероятно, его предки были кузнецами, ковали лошадей.

    Если судить по остаткам дубков и кустарника, то лет двести назад село стояло в окружении леса. Сейчас только в стороне Вярвеля осталась небольшая роща.

    До Октябрьской революции Дмитриев Усад относился к Малышевской волости Спасского уезда Тамбовской губернии. А маленькая деревенька Нагорная Шишовка, которая позднее вошла в черту села и стала одной из крайних улиц Дмитриева Усада, числилась за Хилковской волостью Краснослободского уезда Пензенской губернии. Первым поселенцем этой улицы был Антон Тимачков. Все жители этого поселка были Тимачковыми, за исключением одного двора – Алешечкиных. Но, как сейчас выяснено, и они в старину писались Тимачковыми. Их фамилия была заменена случайно.

    Дмитриевоусадцы исстари занимались огородничеством. Выращивали в основном морковь, лук и чеснок. В хороший урожайный год один середняцкий двор собирал до двадцати возов (600 – 700 пудов) моркови, репы, лука, огурцов, свеклы и капусты. Излишки овощей вывозили на базары и в соседние села. Морковь и репу обменивали «баш на баш» - меру моркови на меру ржи. Лук и чеснок ценились дороже.

    Одной из долговременных «традиций», которую в старину поддерживали кулаки и духовенство, были ожесточенные кулачные бои, проходившие на религиозный праздник Николу. Село делилось на две части по отношению к церкви: западную и восточную. Драку начинали подростки 12 – 15 лет, затем подключались юноши. Бои длились несколько дней и принимали для жизни опасный характер. Под конец в побоище вступали пожилые мужчины и крепкие бородатые старики. Бывали случаи – сын шел на отца, брат на брата. Такие столкновения нередко заканчивались телесными повреждениями и тяжелыми травмами: переломами рук и ног, ключиц и ребер, а иногда и жертвами. В 1916 году был убит молодой семейный мужчина Горелов Андрей Васильевич. Кулаки и священники из кулачных боев извлекали определенную выгоду. Эти драки сеяли вражду среди населения, разобщали единство и дружбу односельчан, что соответствовало интересам богачей: «Разделяй и властвуй». Последний значительный бой в Дмитриев Усаде отмечен в 1942 году.

    В Дмитриев Усаде хорошо помнят специального уполномоченного райкома партии и РИКа по ликвидации неграмотности Енакая Романа Александровича, старшего брата директора Стрельниковской средней школы, заслуженного учителя школы МАССР Енакая Кирилла Александровича. Вместе с комсомольцами Иваном Тюриным, Николаем Миняевым, Петром Тараевым, коллективом учителей и другими активистами ему удалось организовать дружный отряд пропагандистов новой жизни. Учили неграмотных, выступали с лекциями, ставили спектакли, боролись с пережитками прошлого.

    Большим авторитетом у односельчан пользовались Павел Моисеевич Миньков – председатель колхоза, талантливый руководитель, человек щедрой души, и его жена Мария Ивановна, скромная трудолюбивая женщина, она постоянно была там, где всего нужнее: На севе, заготовке кормов, на току, копке картофеля, на ферме. Павел Моисеевич упоминается в материалах военных лет по истории Мордовской АССР. Колхоз «Ударник» в декабре 1941 года внес в фонд обороны Родины десять тысяч литров молока и десять овец. Кузнец этого колхоза Е.И.Романов сдал облигаций на шесть тысяч рублей, а председатель колхоза П.М.Миньков – десять тысяч рублей. Во время его руководства, колхоз был всегда в числе первых хозяйств района. Дмитриевоусадцы старшего поколения помнят бурные события периода организации первого колхоза «Красный огородник», в который первыми вступили М.Н.Артюков, И.И.Гришков, В.И.Денисов, М.М.Ларин, Г.И.Миняев, Ф.И.Стенюгин, В.А.Шулаев, П.И.Куличков.

    Дмитриев Усад издавна славился лудильщиками, жестянщиками, печниками, столярами, кузнецами и другими мастерами. Один из таких умельцев Никулочкин Иван Петрович задолго до Великой Отечественной войны сконструировал примитивный, но очень нужный станок для нарезки болтов, гаек, шплинтов, сверления отверстий и других операций холодной обработки металла. Он во многом облегчил труд кузнецов в ремонте плугов, борон, сеялок, молотилок, веялок.

    В Дмитриев Усаде живут и работают передовики сельскохозяйственного производства, слава о которых вышла за пределы района.  Один из них Алексей Егорович Янин – знатный хлебороб республики. В соревнованиях на лучшего пахаря в 1967 году он стал чемпионом Мордовии, потом занял первое место в зональных соревнованиях Волго-Вятского региона и третье место среди молодых трактористов на всесоюзном первенстве 1968 года. А.Е.Янин был делегатом шестнадцатого съезда ВЛКСМ, награжден орденом «Знак Почета» и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

Н.В.Петяйкина, учитель истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района

Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"

Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...

История села - история страны

 Данный проект разработан с целью исследования и возникновения  моей малой Родины, привлечения учащихся к изучению истории родного края. Актуальность темы очевидна. У каждого человека...