Доклад руководителя этнографического кружка «Комелек»
статья по краеведению на тему

Вникая,  в этнокультурный  компонент исторического образования нам  приходится     с  сожалением  констатировать, что произведения  осетинской поэзии, изобразительного искусства, фольклора и др. этнографического  материала  крайне редко  используются  на  уроках истории, хотя  в  последнее  время  некоторые  учителя  всё  больше  увлекаются местным  материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rukovoditelya_etnograficheskogo_kruzhka.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад руководителя этнографического кружка «Комелек»

на августовском  заседании МО этнографов Правобережного района

6

Учитель истории, ПДО с.Цалык Сабаткоева С.Т.

2012  год

                       

                                                                             Когда  тобою прошлое  забыто,

                                                           И ты не знаешь, где в нём тьма и свет.

                                                      Тебе и настоящее закрыто,

                                                        А в будущее  даже тропки нет              

     Скулков А.

    История - истинный учитель жизни. Она  не только повествует о событиях давно минувших дней, но и воспитывает  нас. Не зная истории  своего  народа, своей  страны, где родился  и  вырос, нельзя стать образованным  человеком. Сквозь времена доходят  до  нас, людей  занимающихся  этнографией,  вещий  голос  ушедших  поколений  в  виде  устного  народного  творчества, искусства и  материальных ценностей.  Это  всё  народная  мудрость. Она  призывает  всех  людей  жить соразмерно  с принципами  общечеловеческой  морали. Затрагивая  самое  сокровенное,  наш  духовный  мир, народная  копилка  побуждает  чувства, учит гуманизму, чести, справедливости, учит  любить  и  ненавидеть, радоваться  и  страдать, отличать истинное  от  мнимого т.е. формировать свой историко культурный уровень. Вникая,  в этнокультурный  компонент исторического образования нам  приходится     с  сожалением  констатировать, что произведения  осетинской поэзии, изобразительного искусства, фольклора и др. этнографического  материала  крайне редко  используются  на  уроках истории, хотя  в  последнее  время  некоторые  учителя  всё  больше  увлекаются местным  материалом. И, отрадно  заметить, что  воспитательное  значение  этнокультурного  компонента  как  средства  формирования личности трудно  переоценить, что  особенно  важно  в  нашей сегодняшней  жизни,  когда  целые  народы переживают период  нравственного и  духовного возрождения. В связи  с  этим, мы  должны быть особенно  внимательны ко  всему  тому, что  определяет  самобытность  каждой  нации, к  развитию национальной культуры, являющейся составной  частью мировой  культуры. Это относится к произведениям  осетинской  культуры, которые  либо отражают прошедшие исторические  события, либо иллюстрируют его. В тысяча  девятьсот сороковом  году  методом  народной стройки  за две  недели в цалыкских степях  был  прорыт канал  протяжённостью  сорок  семь  км,  но воспользоваться плодами своей работы  люди не  успели - началась Великая Отечественная  война. В тысяча  девятьсот сорок  пятом люди   в поисках жилья и работы прибывали  в  село. Одна из  старожилов - Ефросинья  Писковацкая, пешком, вместе с подругой, пришла  с Украины. По дороге они  выполняли  любую  работу, лишь бы  не умереть  с голоду. Постепенно  в  село  приезжали  фронтовики, их тогда  было  тридцать  восемь. Судьба  каждого из  них - биография  нашей  страны. Со  временем  их  осталось только шесть  человек. Я часто приглашаю их на  уроки, проводим внеклассные  мероприятия  с их  участием. И дети  наши знают, что эти  люди  последние  свидетели  той  страшной войны, дорожат  очень  этими встречами. Так, показывая  единичное  в   общем, конкретное  в  абстрактном учитель не  толь ко  характеризует  исторический  процесс, но и влияет на формирование творческой  личности  ребёнка, ибо как сказал мудрец «без человеческих эмоций никогда не бывало и не может быть человеческого искания истины».

   Примеров  выше  сказанному может быть множество. Все мы знаем по древним источникам, что  предки наши – аланы, были людьми высокими, мудрыми, сильными и храбрыми. У них существовали крупные города, развито  было ремесленное дело.

Искусные мастера  изготовляли красивые и нужные вещи, оружейники ковали кинжалы и мечи, делали луки, стрелы, копья, гончары лепили и обжигали, ювелиры создавали из драгоценных  металлов разные  украшения. В каждой  семье женщины умели  валять  войлок, ткать  полотно и шить. Это всё история…

   Но занятия алан нашли отражение в  изобразительном искусстве современных художников Осетии, поэзии, монументальной  пластике,  трудовой  тематике…

   Монументальная  пластика  давала простор для  героизации    прошлого  и  настоящего народа. В монументальной скульптуре реализовывалась и идея дружбы народов. Ярким примером тому являлся монумент Дружбы, посвященный 200-летию присоединения Северной Осетии к России. Двухфигурный конный памятник, созданный художниками Ч. Дзанаговым, С. Санакоевым, М.Царикаевым, воздвигнутый в 1982 г. во Владикавказе, признан  одним из значительных  достижении  осетинской  культуры...

Трудовая  тематика нашла отражение в   жизнелюбивых, оптимистических  картинах Ш. Бедоева  «Первый  урожай», «Сбор  винограда», подчёркнуто  строгих, неброских полотнах  К.Хетагурова «Металлурги  Осетии», ясных, лаконичных композициях М. Джикаева «Строители», в пафосных, мажорных произведениях М. Кабулова « В бригаде» Запоминающимся  событием в отражении культуры  Осетии в изобразительном  искусстве явилась  выставка  «Живописцы Северной Осетии» 1984 г. в залах  Государственного  музея в  Ленинграде. Работы  ведущих  художников  республики Ш. Бедоева, Ю. Дзантиева, М.Кабулова, М. Келехсаева и К.  Хетагурова  вызвали  большой  интерес профессиональных  художников, искусствоведов, рядовых  посетителей  выставки. В том же году в рамках Дней  литературы и искусства в  Москве открылась  другая  выставка, экспонировавшая более  пятисот работ  художников разных поколении  Северной  Осетии. Творчество З. Абоева, М.Царикаева, А.Пономаря, О. Малтызовой получило  признание  в  Индии, Египте, Швеции. Подобные  отношения носят двусторонний  характер. Они делают  культурную жизнь  республики  насыщенной и сохраняют  связь  поколении.

     Рассматривая картины и обсуждая их с учащимися, возникают многие мысли и ценные знания. Ребятам, например, читая стихотворение осетинского поэта Хаджеты «Бои аланского воина с римлянином» хочется многое узнать, они представляют даже Пересвета и Черубея перед Кулиновской битвой.

И они понимают, что  история хранит много  тайн, которые  надо бы разгадать.

    Таким образом, учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников очень важен мотивационный  настрой учащихся, и этнокультурный  компонент является одним  из  главных в  обобщении знаний и опыта  учащихся. Очень часто одним из приёмов в обобщении знании является и незаконченное предложение. Ученик должен письменно или устно докончить мою мысль.

    Например: аланы были хорошими  воинами …. Другой  вариант: ученику предлагается решить  проблемы  аланского царя перед  боем.  Или перед нами - рядовой воин, простой землепашец и т.д.

Возникает  ситуация  конфликта между  познавательным и обобщающим моментом. Но главное при этом – поставить цель и достичь  её  различными трудностями. При этом главным  для меня является то, что знает  ученик и как он может применять эти знания при описании различных  ситуаций. Для того чтобы добиться, каких то результатов, конкретных  знаний учителю  сегодня приходится  сталкиваться  со многими трудностями. При этнографической  ситуации приёмы  обучения можно  разделить на две  группы: в первую  очередь  нужно  создать  такую  ситуацию, при  которой ребёнку  захотелось бы  действовать.

     Во-вторых, если  эффект  достигнут, нужно  ещё и заинтересовать  формами  работы,  т.е. процедурой  исследования. Например: учащиеся  получают  карточки, в  которые они  должны двух-трёх  своих  одноклассников, с которыми  они  хотели бы  работать в  одной  группе и  мотивировать  свой  выбор.

    При  этом  наиболее часто  мы применяем  метод  анкетирования, тематика разнообразная. Он  сравнительно  прост, компактен и даёт много  знаний. Вопросы  выбираем  с группами, затем  намечаем  интервьюера и идем  в  эту  семью. Учащиеся  берут  интервью, обрабатываем  принесенныё  материалы, снова обрабатываем, и так  многократно  повторяем  свои  визиты к нужному  человеку или  семье. Каждый  человек- биография  нашей страны. Наиболее  интересные  сведения  постоянно  применяю  на  уроке, обсуждаем, сравниваем, дополняем  тему. В психолого-педагогических  целях  часто  применяется именно  метод  интервьюирования, в  основе  которого  лежит  личное  общение  школьников и  конкретного  человека. При этом должны  возникнуть  доверительные  отношения, а  эффект получения  знаний  бывает  очень  колоритным.

   При этнокультурном компоненте чаще  всего используется также  метод  беседы, особенно это, получается  во  внеурочное  время.   Широко  используется  метод  наблюдения. Результаты наблюдения сочетаем  с другой информацией, получается  общий рассказ или интересный конкретный  материал.

   Все эти приёмы позволяют учителю  выявить главный мотивационный момент этнокультурного  компонента, который  имеет большое воспитательное значение – изучение истории своего народа, своей семьи. Это с особой силой  проявляется  сегодня, когда у большей  части представителей народов нашей страны наблюдается  стремление вернуться к своим  нравственным истокам, традициям источникам  духовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзывы о деятельности руководителя вокального кружка Асановой З.И.

Отзывы о деятельности руководителя вокального кружка. Асановой З.И...

В помощь руководителю театрального кружка

Методическое пособие в помощь руководителям театрального кружка, педагогам дополнительного образования в котором представлены упражнения, игры, задания по сценической речи и актерскому мастерству...

«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории

Программа кружка «Юный математик» реализовывалась  для «младших» школьников  6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...

тематическое планирование работы этнографического кружка "Исток"

материал содержит  различные темы и направления для изучения казачьего быта, культуры терских казаков...

Использование современных образовательных технологий на занятиях по кружку «Вязание» МБОУ ДО ПК «Орнамент», педагогом дополнительного образования, руководителем кружка Тейнин Л.В.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...

ДОКЛАД РУКОВОДИТЕЛЯ ГМО ПДОД Мирон А.Г.

Внедрение в практику педагога дополнительного образования   инновационных форм работы, таких как: интенсивные школы, социальные тренинги, программ индивидуальной поддержки рекордных професси...

Ссылки на видео танцев на Youtube. Руководитель танц.кружка: Жумашева Айганым Айдабаевна Учитель математики МОУ СОШ п. Мирный Дергачевского р-на Саратовской обл.

В данном документе представлены ссылки на видео танцев, поставленных мной (Жумашева Айганым Айдабаевна – учитель математики и руководитель кружка) и моими учениками на танцевальном кружке в МОУ ...