Проект "Социализация подростка в условиях этнообразовательной среды",
проект по краеведению на тему

Проект "Краеведение-как средство формирования патриотического самосознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать»

Д.С. Лихачёв

        Актуальность проекта.  Мы живём в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, период резкого отрицания права личности на поиск истины. Сегодня налицо снижение нравственной культуры общества, изменение ценностных ориентиров подрастающего поколения, нарушение межнациональных и межконфессиональных отношений, принятие от взрослых асоциальных форм поведения.

        Сложившаяся тенденция привела к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий.

        Поэтому приоритетом современной школы является воспитание высоконравственного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

        Федеральный государственный образовательный стандарт образования направлен, в первую очередь, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но на практике видно, что уровень патриотического воспитания низкий. Проведенное среди детей и родителей нашей школы  анкетирование показывает:

- у 40 % школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию  края;

- у 30 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края;

- 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за отсутствия их в районе;  высокой занятости, низкого уровня доходов, низкого культурного и образовательного уровня;

- 60 % родителей затрудняются в знании истории родного края;

- 40 % родителей не знают и не хотят знать историю нашего края.

Проводя анкеты – опросники среди учеников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность», и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.

 Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился». А значит, каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа только потому, что это его Родина, его культура, его народ!

        Краеведческая работа в учебно-воспитательном процессе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями  о родном крае, источником воспитания любви к нему и формирования гражданского самосознания. Она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом стать достойным наследником лучших традиций родного края.

        Использовать краеведческий материал можно на любых уроках, во внеклассной работе, внеурочной деятельности. При этом можно  использовать самые различные методы и формы организации работы, в зависимости от содержания обучения, цели, этапа мероприятия.

        Цель проекта - создание  эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами исследовательской деятельности на основе краеведческого материала.

Объект исследования - патриотическое воспитание школьников.

Предмет исследования - условия, формы и методы патриотического воспитания учащихся школы в процессе приобщения к краеведению.

Гипотеза проекта — патриотическое воспитание школьников в процессе изучения краеведения, станет более эффективным, если:

  • развить в процессе учебно-творческой работы интерес учащихся к усвоению нравственных понятий путем анализа культурного наследия народного промысла, отражающих общественно-политическую, социальную, патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство;
  • использовать в учебном процессе наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, создать необходимые условия, способствующие воспитанию социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств школьников; использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта в патриотическом воспитании школьников.

Задачи проекта:

  • Создание  школьного  историко - краеведческий музея  на основе  активизации работы  учащихся по изучению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
  • создать условия для реализации собственной гражданской позиции ученика
  • формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

        Решение этих задач  лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:

  • работать с проблемами;
  • анализировать данные, ситуацию;
  • самоопределяться, осуществлять выбор;
  • формулировать замысел своего действия;
  • фантазировать, мечтать;
  • планировать работу;
  • работать в группе;
  • оценивать свою работу.

Этапы реализации проекта:

1. этап  подготовительный

На этом же этапе произошло набор учащихся в команду,  распределение ролей в группе, выбор индивидуальных тем исследования учащихся.  Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности. Выбрана форма и способы презентации результатов деятельности.

2.  Этап сбора информации.

На этом этапе роль учителя – это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Учитель контролировал, как идет ход деятельности, по необходимости вносил корректировки.

3.  Этап создания продукта

На этом этапе учащиеся готовили презентацию результатов деятельности (сценарии мероприятия, презентации). На этом этапе необходима помощь и учителя и родителей, этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик- учитель – родитель, зависит результат деятельности.

4.  Заключительный этап. Презентация.

Это один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания школьников. Исследовательская работа по изучению истории родного края  через исторические события, связанные с историей страны , а потом  подготовка и проведение мероприятия  в классах, а значит, осознание своей социальной значимости останется в душе ребенка на долгие годы.

5. Этап рефлексия.

Этап самоанализа и самооценки проделанной работы. Этот этап можно проводить сразу после проведения мероприятия, или на общешкольной конференции в конце учебного года.

6. Результативность.

Показателем эффективности патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности учащихся.

7.Практический выход проекта:

1. Реализация подпроекта «Все началось со школьного звонка…» (Приложение 1)

  • собранный материал  по истории школы представлен на конференциях разного уровня (2013-2014 уч.год)   (Приложение 2);
  • найдены и восстановлены биографии учителей, принимавших участие в Великой Отечественной войне;
  • найдены имена и собран материал о выпускниках – участниках Вов;

2.  Реализация подпроекта «Социализация подростков  в условиях этнокультурной образовательной среды»(Приложение 3) идет по двум направлениям краеведение и  прикладное краеведение.

  • Собран материал по темам используя музейный материал района и материалы респондентов:
  • Поморский дом;
  • поморское воспитание;
  • мужчина в поморской семье;
  • ремесла поморов;
  • пословицы, игры, сказки поморов;
  • секреты поморской кухни;
  • праздники поморов.
  • Написан сценарий мероприятия « Добро пожаловать в Поморье!» (Приложение 4)
  • Материалы работ представлены на конференциях (Приложение 5)

3.   Мы живем в стране, являющейся первопроходцем во многих областях науки и техники, одна из которых – освоение космоса.

  • Исследовательский проект «Наш Юрий Гагарин», который выполняли шестиклассники, воплотился в мероприятии для младших школьников  (Приложение 6);
  • исследовательская работа  девятиклассников по теме « Судьба засекреченного  ученого.( С. Королев)» представлена на открытом  мероприятии для одноклассников

4.   Работа  девятиклассников в проекте  на протяжении трех лет показала, как выросла за эти годы потребность ребят проявлять себя, сформировалось умение трудиться для достижения результата, сознание ответственности за порученное дело, чувство коллективизма. А как раскрылись таланты!

  • 1 место в муниципальной патриотической  игре « Моя весна – моя Победа!» на протяжении  3 лет;
  • 1 место в краеведческой игре «Открой для себя Беломорск» на протяжении 3 лет;
  • 1 место в муниципальном конкурсе мультимедийных продуктов  «Беломорск в годы Вов»
  • написан сценарий  и представлена литературно -музыкальная композиция  «Дети войны»
  • собран материал и готовится к презентации брошюра – воспоминания о ВОв записанные учащимися школы со слов своих родственников «Во внуках продолжилась жизнь…» (Приложение 7) . Составление книги памяти очень  заинтересовало ребят, потому, что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Многие родственники погибли, некоторые пропали без вести, поэтому каждому было, что узнать у родителей и рассказать это в классе. Составление книги памяти очень большая и кропотливая работа, требующая не только внимательности, но и умения сопоставлять и общаться с людьми.

Выводы

Реализуемый проект дает положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся способствует повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся:

- обучающиеся освоили определенный объем знаний исторического прошлого родного края, его культурного наследия, познакомились с деятельностью знаменитых земляков;

- формируются положительные качества личности: патриотизм, активная гражданская позиция, ответственность.

В совокупности обретение этих знаний, умений, качеств способствует  формированию патриотической компетентности обучающихся.

           Таким образом, патриотическое и гражданское воспитание эффективно осуществляется в реализации краеведческого проекта, направленного на исследование истории родного города, в работе школьников в государственных архивах, что способствует формированию гражданской позиции, расширению параметров личности старшеклассников, на деле постигающих такие понятия, как «патриотизм», «малая Родина», «связь поколений».


Приложение

Название проекта, учащийся

Возраст

Уровень представления

Результативность

Забытые страницы  школьной истории

Щепетов Максим

16 лет

Региональный этап Всероссийского Конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся "ОТЕЧЕСТВО"

(декабрь 2013г)

Грамота «За выразительную подачу материала и ответственное отношение  к работе»

«Навеки наш друг, дорогой комсомол, нам есть, у кого поучиться!»

Лаврикова Анастасия, Чижова Анастасия

16 лет

Муниципальная краеведческая конференция «Моё Отечество - 2014»

Призер

  Школа вчера и сегодня Барабанщикова Яна

10 лет

Школьная конференция

Номинация

 « Самая трудоемкая работа»

 История школьной столовой Головин Сергей

10 лет

Школьная конференция

Номинация «Самый эмоциональный доклад»

  Школьная форма – плюсы и минусы ее введения

Колосенок Софья

10 лет

Школьная конференция

Лауреат 3 степени

Муниципальная конференция «Я – исследователь»

Лауреат 2 степени

  Первые школьные книги для чтения моей семьи

Раткун Ксения

10 лет

Школьная конференция

Лауреат 2 степени

Муниципальная конференция «Я – исследователь»

Призер

История родной школы глазами моей семьи

Куряткова Виктория

9 лет

Школьная конференция

Лауреат 2 степени

Муниципальная конференция «Я – исследователь»

Призер

 Октябрята: безвозвратно ушедшее прошлое или возможное будущее?

Доронин Илья

9 лет

Школьная конференция

Диплом 1 степени

Муниципальная конференция «Я – исследователь»

Призер

 Наши родители, выпускники школы, в которой теперь учусь я Петрович Карина

9 лет

Школьная конференция

Номинация

 « Самая трудоемкая работа»

 Учителя, работающие в моем классе

Бауман Амина

13 лет

Школьная конференция

 Участник

Муниципальная краеведческая конференция «Моё Отечество - 2014»

участник

 Учителя –ветераны педагогического труда школы № 82/3

Кузнецова Дарья

13 лет

Школьная конференция

Муниципальная краеведческая конференция «Моё Отечество - 2014»

 Участник

участник


Подпроект 2   «Социализация учащихся в условиях этнокультурной образовательной среды»

Цель проекта:

Организация значимой проектной деятельности на основе формирования навыков творческой инициативы, ответственного поведения, положительных ценностных ориентаций.

Задачи проекта:

  1. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала.
  2.  Обучать приемам подготовки мероприятий, и ведению   исследовательских  работ.
  3. Продолжить работу по формированию   коммуникативных навыков
  4. Укрепить у учащихся чувство гордости за свою малую Родину,  за поморов

Основные этапы проекта, механизм реализации:

  1. Организация поисково-исследовательской работы по следующим направлениям:
  • Поморская земля - беломорье;
  • Поморские народные промыслы;
  • Малая Родина в годы войны;
  • Знаменитые люди нашего района;

После проведения поисковой работы вся информация анализируется, систематизируется, и оформляются информационные стенды, отвечающие тематике исследовательских работ. Используя собранный материал составляются сценарии мероприятий, классных часов и представляется широкого кругу слушателей (родителей, учеников, учителей ).

Все проводимые мероприятия, главным образом, должны воспитывать у учащихся чувство сопричастности с судьбой малой Родины, чувство гордости за ее успехи и достижения.

Методы исследований:

 - Историко-хронологический. Работа с архивными фондами (изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных).

 - Информационные технологии. Поиск информации в сети Интернет. Оформление материалов в компьютерные презентации.

 - Установление связи с земляками, достигшими значительных жизненных успехов и прославившими свой родной край.

 - Использование материалов поисковой работы в деятельности школьного музея.

 - Анкетирование родителей обучающихся.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать детям, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные исследовательские материалы, все проведенные мероприятия  помогают учащимся познакомиться с историей своей Родины, позволяют стать патриотами своей страны. Ведь патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными участниками данного проекта. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

  1. Посещены занятия в Беломорском районном краеведческом музее по  темам:

«Мой город (прошлое и настоящее Беломорска)»  

« Обычаи, традиции и занятия поморов»

« Поморские праздники и обряды».

  1. Побывали в старинных поморских селах Шуерецк, Нюхча, Сумпосад, где посетили музеи.
  2. Приняли участие в районной научно-практической конференции «Мое Отечество. Получили опыт участия в республиканской конференции «Будущее Карелии».
  3. Изучали технологию изготовления и создавали макеты поморских предметов бытовой утвари, домов, поморских костюмов
  4. Написали, используя интернет- источники и наработанный материал, сценарий  праздника «Поморские посиделки» для учащихся начальной школы и проводили   мероприятие для   3-6 классов.

+


Результативность работы

  1.  Достижения детских  исследовательских проектов  на республиканском и муниципальном уровне

Название проекта, учащийся

Возраст

Уровень представления

Результативность

Забытые страницы

 школьной истории

Щепетов Максим

16 лет

Региональный этап Всероссийского Конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся "ОТЕЧЕСТВО"

(декабрь 2013г)

Грамота «За выразительную подачу материала и ответственное отношение  к работе»

Моя родословная

Кошкин Евгений

13 лет

Региональный этап Всероссийского Конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся "ОТЕЧЕСТВО"

(декабрь 2013г)

Приз зрительских симпатий

«Поморские праздники»

Стафеева Ангелина

«Воспитание в поморской семье» Котова Оля

13 лет

Республиканская  конференция «Будущее Карелии»

(март 2012 год)

Рекомендации к печати

«Навеки наш друг, дорогой комсомол, нам есть, у кого поучиться!»

Лаврикова Анастасия, Чижова Анастасия

16 лет

Муниципальная краеведческая конференция «Моё Отечество - 2014»

Призер

«Зима!...

Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь …»

Зайцев Денис

14 лет

Муниципальная краеведческая конференция «Моё Отечество - 2014»

Призер

Забытые страницы

 школьной истории.

Щепетов Максим

15 лет

Муниципальная конференция «Мое Отечество»     (январь 2013 год)

Призер

Поморские праздники

Стафеева Ангелина

13 лет

Муниципальная конференция «Мое Отечество»   ( январь 2012 г)

Победитель

Моя родословная

Кошкин Евгений

12 лет

Муниципальная конференция «Шаг в будущее»   (ноябрь 2012 год)

Победитель

  1. Достижения детских  исследовательских проектов  на школьном уровне 2013 г

Фамилия участника

Возраст

Тема

Результат

  Барабанщикова Яна

10 лет

Школа вчера и сегодня

Номинация

 « Самая трудоемкая работа»

 Головин Сергей

10 лет

История школьной столовой

Номинация «Самый эмоциональный доклад»

  Колосенок Софья

10 лет

Школьная форма – плюсы и минусы ее введения

Лауреат 3 степени

  Раткун Ксения

10 лет

Первые школьные книги для чтения моей семьи

Лауреат 2 степени

Куряткова Виктория

9 лет

История родной школы глазами моей семьи

Лауреат 2 степени

 Доронин Илья

9 лет

Октябрята: безвозвратно ушедшее прошлое или возможное будущее?

Диплом 1 степени

 Петрович Карина

9 лет

Наши родители, выпускники школы, в которой теперь учусь я

Номинация

 « Самая трудоемкая работа»

Шавырина Александра

9 лет

Новая жизнь досюльской вышивки

Диплом 1 степени

 Бауман Амина

13 лет

Учителя, работающие в моем классе

 Участник

 Кузнецова Дарья

13 лет

Учителя –ветераны педагогического труда школы № 82/3

 Участник

 Бебенина – Винник Ангелина

13 лет

Виремские диалекты

 участник

  1. Достижения детских  исследовательских проектов  на школьном уровне 2012 г

Фамилия участника

Возраст

Тема

Результат

Зайцев Денис

13 лет

Деревенька моя (туристический маршрут по поморской деревне Лапино)

  участник

Кашиева Кристина и Вессуль Анастасия

13 лет

Тайны куполов на берегу реки Выг

   участник

Кольмук Карина

13 лет

История Поморского хора

      участник

 

  1.  Восстановлена история создания и развития школы;
  2. найдены и восстановлены биографии учителей, принимавших участие в Великой Отечественной войне;
  3. найдены имена и собран материал о выпускниках – участниках Вов;
  4. выявлены тенденции развития образования в поморском селе Сорока в первые десятилетия XX в.;
  5. написан сценарий историко – краеведческой композиции « Добро пожаловать в Поморье» и проведен ряд классных часов для  учащихся 2- 6 классов.
  6. собран материал и готовится к выпуску альманах «Во внуках продолжилась жизнь…» воспоминания участников ВОв записанные учениками школы.

Заключение.

Эффективность исследовательской, краеведческой работы очевидна, так как она предоставляет возможность детям, подрастающим юношам и девушкам ощутить сопричастность к далеким, порой потерянным в лабиринте истории событиям и судьбам людей, помогает молодому поколению понять, что оно способно решить судьбу города и продолжить его историю.

Таким образом, патриотическое и гражданское воспитание эффективно осуществляется в реализации краеведческого проекта, направленного на исследование истории родного города, в работе школьников в государственных архивах, что способствует формированию гражданской позиции, расширению параметров личности старшеклассников, на деле постигающих такие понятия, как «патриотизм», «малая Родина», «связь поколений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.

Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал  американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее...

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Учебно-методический комплекс урока «Приспособления живых организмов к среде обитания» включает  в себя электронное приложение, методическую разработку урока, макет рабочей тетради. Урок проблемны...

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей...

Создание условий для совершенствования познавательного потенциала подростков в условиях внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в школе основывается на следующих принципах:. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;- ориентир на ценности воспитательной системы школы;-...

Статья по теме «Профилактика аддиктивных форм поведения у подростков в условиях образовательной среды». Из опыта работы.

Статья будет полезна педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Из опыта работы....

Лекторий для подростков по теме: "Алкоголь среди подростков"

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подрост...