Исследовательсая работа "Дети войны"
методическая разработка по краеведению (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

В исследовательской работе описано детство житлей с.Грибовка Архаринского района Смирновой М.О. и Пигаревой М.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskaya_rabota_pro_detey_voyny.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №172»

«Основная общеобразовательная школа с.Грибовка»

Секция: «Дети на войне»

Исследовательско-краеведческая  работа

«Горькое детство детей войны»

Выполнил: Смолякова Екатерина, ученица  9 класса

 Консультант: Пигарева Елена Владиславна,

учитель истории и обществознания

с.Грибовка 2015

Оглавление

I.Введение………………………………………………………………….стр.3

II.Основная часть:

  1. Смирнова Мария Остаповна…………………………………….стр.4-5
  2. Пигарева Мария Игнатьевна……………………………………стр.5-7

III.Заключение…………………………………………………………….стр.8

IV.Список источников и литературы………………………………….стр.9

  1. Введение

      Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого,  что было и до нашего рождения. О жизни этого поколения мы - ученики   почти ничего не  знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

Цель данной работы – изучить  на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить воспоминания детства М.О.Смирновой, М.И.Пигаревой.

2. Проанализировать воспоминания о детстве.

3. Понять, что пришлось пережить детям войны.

Методы исследования:

  • частично-поисковый,
  • сравнительно-аналитический,
  • исследовательский.

Источниками исследования стали воспоминания Смирновой Марии Остаповны, Пигаревой мари Игнатьевны

  1. Основная часть   

              Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны. Жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Хорошо, если была хоть какая-то. У половины этих детей война отняла родителей, бабушек и дедушек, братиков и сестричек. Такое горе не сравнить ни с чем, ни с каким другими лишениями. Что отсутствие каких-то вещей, если потеряны родные люди! Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить. Часто в 12-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

1.Смирнова Мария Остаповна

       В нашем селе  живет Мария Остаповна Смирнова, в годы войны она была ребёнком, но, как и многие внесла свой посильный вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Родилась она 11 февраля 1929 года в с.Грибовка, где всю жизнь и прожила.

 «В моей семье было восемь человек: я, мать, отец, три брата и две сестры. Старший брат Яков  - погиб в годы Отечественной войны. Брат Степан воевал в 1945 году с японцами. Отец Остап  во время войны  возил обозы. О войне  мы  узнали от человека, который к нам приехал из райцентра…

В 1941-ом году мне было 12 лет, с этого времени началась моя трудовая деятельность. Весной начинали работать на полях. Всё лето работали  на прицепах. Зимой  заготавливали дрова, нас увозили  работать на станцию под г. Хабаровск. Трудились много и  днём,  и ночью. Кушать  было нечего, одеть нечего…Холодно, голодно… Но трудиться было надо всем и много, нужна была помощь фронту и мы её оказывали, мы мальчишки и девчонки 12-15 лет… Уставали конечно очень…до слёз уставали…Ждали одного – мира» - вспоминает Мария Остаповна.

       «Об окончании войны  узнали от человека с района, приехал и сообщил нам радостную новость! Победа! Наша Победа!» - со слезами на глазах рассказывает Мария Остаповна.

     Трудились много и после Победы… Трудилась я всю жизнь.

   В 1951 году по переселению в село Грибовка приехал Смирнов Иван Иванович – будущий муж Марии Остаповны. В этом же году  сыграли они свадьбу. Трудились добросовестно и честно до пенсии. Воспитали  четвертных  детей: Альбину, Антонину, Олега и Надежду.  

       За труд в тылу во время войны Мария Остаповна  была награждена Орденом Трудовой Славы III степени, медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями.

2. Пигарева Мария Игнатьевна

В 2014 году ушла из жизни Пигарева Мария Игнатьева, она свои годы детства провела в оккупации.

Родилась Мария Игнатьева в 1928 году на далекой Брянщине  в  деревне Свинцы, Жирятинского района. Семья была  большой пять сестёр: Нелли,   Лена,  Соня,  Таня и два брата Григорий и Пётр. Братья воевали на фронте и оба сложили головы на фронте.

Два года во время войны Мария Игнатьевна провела в оккупации. Тринадцатилетней девочкой,  вместе с деревенскими жителями,  а это дети, женщины, старики, приходилось выполнять приказы фашистов: мести дороги,  расчищать  территорию. Те,  кто медленно работал, немцы били плёткой. Мальчишек в деревне не было, они все шли в лес к партизанам, где оказывали им посильную помощь.

Запомнились Марии Игнатьевне эти годы сильным голодом. Основной пищей была натёртая картошка со свеклой, которую их мама улаживала на капустные лист и выпекала  в русской печке. Когда Мария Игнатьева рассказывает об этом блюде, видно как до сих пор, она помнит  вкус этих лепёшек. Пока была корова, сильного голода не было - пили молоко, макали свекольные лепёшки в молоко и казалось, что  ничего вкуснее  просто нет. Позже в дом пришли два немца, и погнали корову. Как рассказывала Мария Игнатьевна: «Мама упала на колени и стала умолять,  чтобы не забирали корову, но немец крикнул, показал на плётку и погнал корову. Мы с соседскими детьми  бежали за ними в след и просили, чтобы корову не забирали. Немец изредка оглядывался, и что-то сердито кричал на нас. Правда,  никого  из нас плёткой не ударил. А спустя некоторое время  один из немцев вернулся и дал маме деньги – 35 марок. Деньги эти нам были не к чему, и мама выкинула их  в печь. Так остались мы   без своей кормилицы,  но тогда не могли мы и предположить, что  только теперь начнётся настоящий голод…

К тому времени фашисты  уже у всех отобрали скот, птицу, забирали и запасы овощей, многие жители прятали овощи, зарывали в землю, чтобы  остались хоть какие-то овощи. Мария Игнатьевна вместе со своей сестрой  ходили побираться, кто-то давал лепёшку, кто-то – картофелину. Если удавалось  раздобыть одну или две картофелины, то  вечером был настоящий ужин.  Её мама, что-то добавляла в картошку (что-то вроде опилок) и все ели».

Война закончилась… и в 1948 году по переселению она попала в Архаринский район в с.Ядрино, где работала санитаркой при фельдшерско-акушерском пункте, позже переехала в с.Грибовка, много лет работала дояркой, затем птичницей. Воспитывала детей Валентину, Владислава и Николая.

В 1975 году награждена медалью «Победитель соцсоревнования», «Ветеран труда», «За успехи в народном хозяйстве»

III.Заключение

Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми, многие уже ушли из жизни. Война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

Дети - символ счастья и жизни. Но война переписывает все роли. И они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны. Они жили мечтой о счастливой жизни! А главное о мире! Наша задача приложить все усилия, чтобы сохранить мир, сделать так, чтобы у детей было настоящее детство.

Из уст вырываются строки мольбы:

Храните мир повсюду, люди!

Храните вы покой Земли родной!

      Пусть вечно мир на всей планете будет!

   


                                     
                    IV.Список используемой литературы:

Краеведческий материал, собранный учащимися школы

Воспоминания:

Смирнова Мария Остаповна

Пигарева Мария Игнатьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Учебно-исследовательсий проект на тему: Вхождение англоязычных слов в современный русский язык

Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время. Именно в это время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами. Это происходит по причин...