Исследовательсая работа "Дети войны"
методическая разработка по краеведению (6, 7, 8, 9 класс) на тему
В исследовательской работе описано детство житлей с.Грибовка Архаринского района Смирновой М.О. и Пигаревой М.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_rabota_pro_detey_voyny.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №172»
«Основная общеобразовательная школа с.Грибовка»
Секция: «Дети на войне»
Исследовательско-краеведческая работа
«Горькое детство детей войны»
Выполнил: Смолякова Екатерина, ученица 9 класса
Консультант: Пигарева Елена Владиславна,
учитель истории и обществознания
с.Грибовка 2015
Оглавление
I.Введение………………………………………………………………….стр.3
II.Основная часть:
- Смирнова Мария Остаповна…………………………………….стр.4-5
- Пигарева Мария Игнатьевна……………………………………стр.5-7
III.Заключение…………………………………………………………….стр.8
IV.Список источников и литературы………………………………….стр.9
- Введение
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.
Цель данной работы – изучить на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить воспоминания детства М.О.Смирновой, М.И.Пигаревой.
2. Проанализировать воспоминания о детстве.
3. Понять, что пришлось пережить детям войны.
Методы исследования:
- частично-поисковый,
- сравнительно-аналитический,
- исследовательский.
Источниками исследования стали воспоминания Смирновой Марии Остаповны, Пигаревой мари Игнатьевны
- Основная часть
Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны. Жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Хорошо, если была хоть какая-то. У половины этих детей война отняла родителей, бабушек и дедушек, братиков и сестричек. Такое горе не сравнить ни с чем, ни с каким другими лишениями. Что отсутствие каких-то вещей, если потеряны родные люди! Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить. Часто в 12-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.
1.Смирнова Мария Остаповна
В нашем селе живет Мария Остаповна Смирнова, в годы войны она была ребёнком, но, как и многие внесла свой посильный вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Родилась она 11 февраля 1929 года в с.Грибовка, где всю жизнь и прожила.
«В моей семье было восемь человек: я, мать, отец, три брата и две сестры. Старший брат Яков - погиб в годы Отечественной войны. Брат Степан воевал в 1945 году с японцами. Отец Остап во время войны возил обозы. О войне мы узнали от человека, который к нам приехал из райцентра…
В 1941-ом году мне было 12 лет, с этого времени началась моя трудовая деятельность. Весной начинали работать на полях. Всё лето работали на прицепах. Зимой заготавливали дрова, нас увозили работать на станцию под г. Хабаровск. Трудились много и днём, и ночью. Кушать было нечего, одеть нечего…Холодно, голодно… Но трудиться было надо всем и много, нужна была помощь фронту и мы её оказывали, мы мальчишки и девчонки 12-15 лет… Уставали конечно очень…до слёз уставали…Ждали одного – мира» - вспоминает Мария Остаповна.
«Об окончании войны узнали от человека с района, приехал и сообщил нам радостную новость! Победа! Наша Победа!» - со слезами на глазах рассказывает Мария Остаповна.
Трудились много и после Победы… Трудилась я всю жизнь.
В 1951 году по переселению в село Грибовка приехал Смирнов Иван Иванович – будущий муж Марии Остаповны. В этом же году сыграли они свадьбу. Трудились добросовестно и честно до пенсии. Воспитали четвертных детей: Альбину, Антонину, Олега и Надежду.
За труд в тылу во время войны Мария Остаповна была награждена Орденом Трудовой Славы III степени, медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями.
2. Пигарева Мария Игнатьевна
В 2014 году ушла из жизни Пигарева Мария Игнатьева, она свои годы детства провела в оккупации.
Родилась Мария Игнатьева в 1928 году на далекой Брянщине в деревне Свинцы, Жирятинского района. Семья была большой пять сестёр: Нелли, Лена, Соня, Таня и два брата Григорий и Пётр. Братья воевали на фронте и оба сложили головы на фронте.
Два года во время войны Мария Игнатьевна провела в оккупации. Тринадцатилетней девочкой, вместе с деревенскими жителями, а это дети, женщины, старики, приходилось выполнять приказы фашистов: мести дороги, расчищать территорию. Те, кто медленно работал, немцы били плёткой. Мальчишек в деревне не было, они все шли в лес к партизанам, где оказывали им посильную помощь.
Запомнились Марии Игнатьевне эти годы сильным голодом. Основной пищей была натёртая картошка со свеклой, которую их мама улаживала на капустные лист и выпекала в русской печке. Когда Мария Игнатьева рассказывает об этом блюде, видно как до сих пор, она помнит вкус этих лепёшек. Пока была корова, сильного голода не было - пили молоко, макали свекольные лепёшки в молоко и казалось, что ничего вкуснее просто нет. Позже в дом пришли два немца, и погнали корову. Как рассказывала Мария Игнатьевна: «Мама упала на колени и стала умолять, чтобы не забирали корову, но немец крикнул, показал на плётку и погнал корову. Мы с соседскими детьми бежали за ними в след и просили, чтобы корову не забирали. Немец изредка оглядывался, и что-то сердито кричал на нас. Правда, никого из нас плёткой не ударил. А спустя некоторое время один из немцев вернулся и дал маме деньги – 35 марок. Деньги эти нам были не к чему, и мама выкинула их в печь. Так остались мы без своей кормилицы, но тогда не могли мы и предположить, что только теперь начнётся настоящий голод…
К тому времени фашисты уже у всех отобрали скот, птицу, забирали и запасы овощей, многие жители прятали овощи, зарывали в землю, чтобы остались хоть какие-то овощи. Мария Игнатьевна вместе со своей сестрой ходили побираться, кто-то давал лепёшку, кто-то – картофелину. Если удавалось раздобыть одну или две картофелины, то вечером был настоящий ужин. Её мама, что-то добавляла в картошку (что-то вроде опилок) и все ели».
Война закончилась… и в 1948 году по переселению она попала в Архаринский район в с.Ядрино, где работала санитаркой при фельдшерско-акушерском пункте, позже переехала в с.Грибовка, много лет работала дояркой, затем птичницей. Воспитывала детей Валентину, Владислава и Николая.
В 1975 году награждена медалью «Победитель соцсоревнования», «Ветеран труда», «За успехи в народном хозяйстве»
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми, многие уже ушли из жизни. Война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.
Дети - символ счастья и жизни. Но война переписывает все роли. И они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны. Они жили мечтой о счастливой жизни! А главное о мире! Наша задача приложить все усилия, чтобы сохранить мир, сделать так, чтобы у детей было настоящее детство.
Из уст вырываются строки мольбы:
Храните мир повсюду, люди!
Храните вы покой Земли родной!
Пусть вечно мир на всей планете будет!
IV.Список используемой литературы:
Краеведческий материал, собранный учащимися школы
Воспоминания:
Смирнова Мария Остаповна
Пигарева Мария Игнатьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Исследовательсий проект"Оценка качества овощей по содержанию нитратов, выращенных на приусадебных участках п. Горноправдинск"
Научно-исследовательская работа...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Учебно-исследовательсий проект на тему: Вхождение англоязычных слов в современный русский язык
Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время. Именно в это время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами. Это происходит по причин...