Турнир как форма организации краеведческого образования школьников
статья по краеведению на тему

Пыстина Наталья Юрьевна

В методической статье дано поэтапное описание организации и проведения краеведческого турнира "Кузбасс - мой край родной", отражены формы проведения, варианты конкурсов и заданий.  Представленный опыт работы будет интересен учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям и другим специалистам, организующим краеведческую работу с детьми.

                                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТУРНИР КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО      ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пыстина Наталья Юрьевна,

методист

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской центр детского (юношеского)

технического творчества г. Юрги», г. Юрга

Действующий сегодня ФГОС основного общего образования ориентирован в частности на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), как: «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции». Россия – наша большая, общая и единственная Отчизна, и у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он родился – малая родина. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы. Из чувства привязанности к своей семье, тем местам, где человек родился и вырос; уважительного отношения к землякам вырастает любовь к Отчизне. Мы считаем, а практика работы подтверждает, что одним из основных методических принципов воспитания достойных граждан нашей страны должно стать познание своей малой родины. С.О. Шмидт  утверждал: «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие».

Краеведческая работа в УДО предусматривает разнообразие форм и методов организации деятельности – это экскурсии, экспедиции, конкурсы и краеведческие игры, конференции, уроки мужества.  Одной из наиболее интересных форм организации краеведческой деятельности школьников Юрги стала командная интеллектуальная игра – турнир «Кузбасс – мой край родной». Впервые турнир состоялся в 2003 году и с тех пор стал ежегодным.  Сформировалась традиция проводить турнир в январе, посвящая его образованию Кемеровской области и присвоению Юрге статуса города. Растет число участников турнира, если в 2003 году их было 40 человек, то в 2014 – более 140! На наш взгляд, секрет популярности турнира – в разнообразии используемых видов конкурсных заданий – традиционных и инновационных; изучении местного материала, элементе соревновательности. Опыт его организации и проведения будет интересен педагогам дополнительного образования, учителям школ, воспитателям, другим специалистам, работающим с детьми. Процесс организации турнира можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяются цели, задачи мероприятия и тематика конкурсных заданий. Основная цель турнира заключается в привлечении школьников к комплексному изучению и сохранению исторического, природного и культурного    наследия своей  малой   родины. В ходе подготовки и проведения решается ряд задач, среди которых:

  • развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка уважения к малой родине, к судьбам и достижениям земляков, к старшему поколению; содействие формированию духовной привязанности к Родине;
  • популяризация краеведческих знаний через знакомство с литературой и всевозможными источниками, экскурсионную деятельность;
  • выявление    и    поддержка    инициативы   учащихся и педагогов, заинтересованных  в  изучении  краеведения.

Междисциплинарный характер краеведения дает возможность включать в турнир темы из самых разных областей науки и практики, например такие как: Государственная символика Кемеровской области, животный и растительный мир, география и геология, погода и климат  Кемеровской области, военная история Кузбасса; промышленность и сельское хозяйство Кемеровской области, музеи и памятники, этнография Кузнецкой земли, литературное краеведение, и это далеко не полный перечень. В результате составляется положение о проведении турнира.

На втором этапе организатор турнира готовит методические и информационные материалы в помощь педагогам и учащимся. Не секрет, что наши учителя несут колоссальную учебную нагрузку и не всегда имеют возможность изучать краеведческую литературу, по крупицам собирать сведения из разнообразных и источников, поэтому мы, как организаторы стараемся оказывать информационную поддержку участникам, помочь им в подготовке. На этом этапе формируются:

  • список необходимой литературы и источников для педагогов и учащихся;
  • примерный перечень вопросов и содержание конкурсных заданий;
  • информационные материалы (учебные фото-, видео- и аудиоматериалы). В учреждении накоплен богатый краеведческий материал по темам: «Страницы военной истории»,  «Земляки – Герои Советского Союза», «История развития детско-юношеского туризма», «Почетные граждане города Юрги»,  «Быт и культура старожилов нашего края»,  «Писаницы на Томи»,  «Животный и растительный мир Кемеровской области»  и это далеко не полный перечень. При необходимости, педагоги и учащиеся всегда могут получить консультацию организаторов, другую необходимую методическую помощь.

Следующий, третий, этап подготовки к турниру – это работа с учащимися. На данном этапе проводятся занятия по краеведению, индивидуальные и групповые консультации, изучается литература. Хочется отметить, что значительный объем работы ребята ведут самостоятельно – штудируют литературу, ведут поиск в сетевых ресурсах, изучают городские объекты, работают с географической картой Кемеровской области. Важнейшим элементом подготовки к турниру становятся экскурсии. Для юных краеведов гостеприимно открывают двери Краеведческий музей г. Юрги, школьные музеи, библиотеки; экскурсии по городским улицам позволяют более эффективно усваивать знания по истории и современности родного города.

И наконец, завершающий этап – проведение турнира. Подчеркнем, что городской краеведческий турнир «Кузбасс – мой край родной» проводится только после основательной и глубокой подготовки, это своеобразный итог изучения краеведческого материала. Остановимся и рассмотрим  подробнее варианты конкурсных заданий, предлагаемых для интеллектуального состязания юных краеведов. Количество и объем задания определяют организаторы.

Конкурс  «Вопросы по разделам». Представители команд по очереди выбирают шарик с номером раздела. Затем команды одновременно получают карточки с вопросами по разделам, на которые они должны ответить. По истечении контрольного времени команды сдают карточки с ответами жюри. Оценивается количество правильных ответов. В конкурс можно включить Разделы: география, погода и климат, история Кемеровской области.

Конкурс  «Выбираю – отвечаю». Представители команд проходят к столику  жюри и выбирают по одному вопросу из четырех разделов по истории Кемеровской области (по одному вопросу на каждого члена команды). Они занимают места за столиками своих команд и дают письменные ответы на вопросы, занося их в специально приготовленную карточку в течение контрольного времени. Оценивается количество правильных ответов.

Конкурс «Фотопортрет  города». Командам предлагаются фотографии с видами города под номерами. Задача команд: узнать улицу или объект, запечатленный на фотографиях и записать их название на бланке ответов. Задание можно усложнить, предложив фотографии прошлых лет.

Конкурс  «Помним наших Героев». Командам необходимо узнать земляков – Героев Советского Союза по фотографии, назвать фамилию, имя, отчество и описать их подвиг. Оценивается правильность ответов.

Конкурс  «Описание исторически ценного предмета». На столике каждой команды находится старинный предмет быта, одежды. Участники описывают предмет по определенному плану в течение контрольного времени. Жюри оценивает правильность и полноту ответа.

Конкурс «Экспресс-опрос». Каждой команде по очереди ведущий задает 5 вопросов, на которые игрокам необходимо ответить в течение 30 секунд. Жюри фиксирует количество правильных ответов, данных командами в указанный срок. За каждый правильный ответ  команда получает баллы.

Конкурс «Путешествие по карте». По одному представителю от команды подходят к столу для выбора варианта задания по карте. Первый достаёт шарик с номером задания, сообщает номер жюри, и получает карточку с заданием. Затем участник показывает на карте географические объекты, указанные в задании – город, реку или озеро, горную систему, вершину, месторождение полезных ископаемых. Оценивается количество правильно указанных объектов и время выполнения задания.

Конкурс «Геология. Определение образцов». По одному представителю от команд приглашаются за стол, на котором разложены образцы горных пород и минералов. Все пронумерованы. В течение 5-7 минут участники записывают в таблицу названия образцов и область применения полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Оценивается правильность определения и полнота описания образца.

Конкурс «Кроссворд». Командам предлагается решить кроссворд (тематика определяется организаторами) за контрольное время. Учащимся начальной школы можно предложить решение ребусов. Оценивается количество правильно отгаданных слов.

Конкурс «Определение животных». Командам предлагается описание животного, которое нужно определить. Количество правильно угаданных зверей и будет оценкой данного конкурса.  Электронные презентации и современное мультимедийное оборудование создают массу возможностей для данного конкурса. Задания могут включать не только словесное описание, но и фотографии, звуковое сопровождение (определение животного по голосу). По тому же принципу строится конкурс «Растительный мир».  Команды по фотографиям или по образцам (веточки, семена) определяют название растения, описывают способы  использования человеком.

Надеемся, нам удалось показать основные методы и приемы организации и проведения краеведческого турнира. Многолетний опыт работы приводит нас к выводу, что изучение своего края актуально не только с педагогической точки зрения, но интересно молодому поколению. На это указывает растущее количество участников турнира, качество подготовки и высокий уровень краеведческий знаний, демонстрируемый участниками.

Турнир является действенным средством распространения краеведческих знаний. В ходе подготовки к турниру у педагогов расширяются возможности вовлечения школьников в познавательную и учебно-исследовательскую деятельность на региональном материале. В настоящее время опыт проведения краеведческих мероприятий активно перенимают школы города, а методические и информационные материалы используются учителями на уроках и во внеурочной деятельности.

В ходе подготовки к турниру учащиеся получают не только знания, но отрабатываю необходимейшие навыки: учатся искать и извлекать информацию из текстов, ориентироваться в системе знаний: находить ответы на вопросы, используя разнообразные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, на занятиях или на экскурсиях.

Получение и закрепление знаний по истории и географии родного края, об исторических событиях и людях, внесших вклад в историю Кузбасса и города Юрги, способствует патриотическому воспитанию школьников, бережному отношению к природному и культурному наследию родного края и города.  И в заключение, хочется привести слова Д.С. Лихачева, которые отражают настроение и атмосферу краеведческого турнира, он писал: «…Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Так, узнавая свой край, ребята проникаются подлинным уважением к нему, гордостью за свою малую родину – Кузбасс, которые является частью великой страны – России.

Литература

  1. Багаутдинова, Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе [Текст] / Ф.Г. Багаутдинова; изд. третье. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 160 с.
  2. Константинов, Ю.С., Куликов, В.М. Педагогика школьного туризма [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 208 с.
  3. Лихачев, Д.С. Письма о добром [Текст]/ предисл. C. М. Миронова. – СПб.: Logos, 2006. – 256 с. 
  4. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса [Текст]/ Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. – 54 с.
  5. Самарина, И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся [Текст]: Учебно-методич. пособие/ И.А. Самарина. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 276 с.
  6. Соловьев Л. И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области [Текст]/ Л.И. Соловьев. –  Кемерово, 2003. – 240 с.
  7. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры [Текст]:  Учебное пособие / Л.И.Соловьев. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2004 – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

Формы организации внеучебной деятельности школьников.

Данная работа четко показывает различные формы работ с учащимися при реализации проблемно- ценностного общения как важной внеучебной деятельности школьников....

Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

Различные формы организации внеурочной деятельности школьников

Различные формы организации внеурочной деятельности школьников...

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии.

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.Их выбор обусловлен спецификой содержания учебного материала, его объе...

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Эссе на тему "Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии"...