Разработка литературно-экскурсионных маршрутов как один из методов мотивации к чтению
статья по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Воскобоева Елена Владимировна

Как повысить уровень интереса учащегося к чтению и книге в целом? Заинтриговать, увлечь, заинтересовать - одним словом, погрузить в мир автора и его героев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка литературно-экскурсионных маршрутов

как один из методов мотивации к чтению

Воскобоева Елена Владимировна,

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №508 с углубленным изучением предметов

образовательных областей «Искусство» и «Технология»,

педагог дополнительного образования

Чтение художественной литературы воспринимается преимущественно в двух аспектах: как источник информации и как источник удовольствия.

Как ни парадоксально, наиболее сложной является работа по привлечению детей к чтению как к источнику удовольствия: важно научить ребенка именно творческому чтению, чтобы он включал фантазию, чтобы он видел перед собой образы героев произведений, сопереживал им, радовался вместе с ними или негодовал по поводу их поступков. Лишь в этом случае возможно воспитание талантливого читателя, который будет искать ответы на вопросы классиков и современников.

Одним из способов мотивации школьников к чтению мы называем метод разработки комплексных литературно-экскурсионных маршрутов.

Два года назад мы работали с классом, который был демотивирован на чтение программной художественной литературы. Учебный процесс был очень сложным, пока не пришла мысль создать экскурсионный маршрут по топонимам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В начале работы было необходимо выписать топонимы из текста, в соответствии с чем задача прочтения романа была практически решена. Далее из этих названий нужно было создать маршрут: первоначально по каждой из частей романа, затем, соединив 4 маршрута, - единый. В маршрут также были добавлены некоторые петербургские адреса Ф. Достоевского. Финальным этапом было прохождение маршрута, то есть экскурсия. Самым примечательным явилось то, что большинство учащихся захотело роман перечитать, чтобы точнее понять, где именно Раскольников спрятал украденные у старухи-процентщицы вещи.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» может быть прочитан также как детективный роман, в основу которого положена идея убийства и последующего раскаяния убийцы. Идея детектива была абсолютно воплощена в экскурсионном маршруте «Петербург Достоевского. Маршруты Родиона Раскольникова».

Конечно, программой нашего образовательного учреждения предусмотрены учебные экскурсии, но в большинстве своем они классифицируются как обзорные (многотемные), тематические (однотемные) либо как учебные (т.е. ориентированные на различные группы экскурсантов по форме учебной работы). Мы же объединили эти подходы в один: узкую дисциплинарную ориентированность экскурсии (на тему исключительно одной дисциплины) расширили, тематически и методически разнообразили содержание экскурсии.

Разработка экскурсионных проектов включала в себя методические подходы и технологии дисциплин гуманитарного цикла (история, история и культура Санкт-Петербурга, история искусств и т.д.). Таким образом, были учтены межпредметные связи, определяющиеся как ключевые при составлении подобных комплексных экскурсий.

Существенным отличием от традиционных экскурсий является также создание экскурсионного проекта совместно с учащимися.

Предмет «Литература» приоритетен и централен, поскольку художественный текст при подобном подходе читается и воспринимается в контексте истории и культуры Петербурга в частности и российского государства в целом.

Комплексные экскурсии по литературе генерируются в первую очередь на прочтении текста и глубоком его понимании. Произведения петербургских авторов или тексты, действия которых происходят в Петербурге, наиболее показательны в этом отношении.

Знаний фактов истории города и особенностей его культурного облика в определенной степени было достаточно для экскурсовода, которым выступил учитель-предметник, но требовался более тщательный и комплексный подход в процессе подготовки и проведения экскурсии. И помощниками педагога выступили учащиеся, готовившие карточки при подготовке к экскурсии.

Итогом такой тщательной подготовки стала следующая экскурсия «По следам Серебряного века». Маршрут также был составлен совместно с учащимися. План разработки экскурсии был аналогичен предыдущему: ученики включали в маршрут как адреса, где жили, встречались, работали и творили деятели культуры и искусства Серебряного века, так и топонимы, которые упоминались в текстах ключевых авторов эпоха начала XX века. По результатам экскурсии была написана творческая работа в жанре путевых заметок «В чужих словах скрывается пространство…» (по следам Серебряного века), которая была представлена на конкурсе творческих работ «В чужих словах скрывается пространство…», посвященном столетию со дня рождения Л.Н. Гумилева, отмечена жюри как лучшая. Учащаяся стала победителем районного и призером городского этапов конкурса, заняв 3-е место.

Такая экскурсия была проведена уже дважды, с двумя поколениями одиннадцатиклассников. И ни одна из них не была похожа на другую: учащиеся подбирали разные адреса, варьировали их последовательность, в связи с чем было разработано несколько вариантов одного и того же маршрута. Это, в первую очередь, учило детей ориентироваться в городе, в котором они живут и учатся и который практически не знают. Относительная территориальная удаленность Московского района от Центрального сказалась на культурном развитии школьников.

В нашем случае осуществляется дифференцированный подход: маршрут экскурсии составляется и прописывается самими участниками этой экскурсии как на уроках при обсуждении текста и подготовленных материалов, так и дома при выполнении домашнего задания.

Подобные экскурсии были интересны и ученикам, которые сами составляли маршрут и впоследствии по нему же курсировали, и педагогу, который реализовывал свой творческий потенциал.

Несомненно, разработка литературно-экскурсионных маршрутов должна стать неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса не только внутри конкретной школы Санкт-Петербурга.

В итоге, метод разработки литературно-экскурсионных маршрутов и создание экскурсионных проектов становится одним из основных методов мотивации к чтению того или иного текста. Напрашивается вопрос: что делать с текстами, действие которых происходит не в Петербурге? В качестве варианта можно предложить создание виртуальных экскурсий как индивидуально, так и в составе группы.

В любом случае этот метод будет продуктивным, поскольку он дополнен важным компонентом воспитания и обучения: процесс взаимодействия педагога с учащимися. Подобная взаимообразная и диалоговая ситуация участников учебного процесса будет способствовать, во-первых, формированию основных компетенций учащихся и, во-вторых, возможности общения, ведения диалога с собой, друг с другом, с городом. И ученик будет петербургским учеником, который знает, любит и умеет рассказать о своем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные маршруты, как один из эффективных методов в обучении учащихся вечерних школ.

Статья посвящена особенностям составления и применения индивидуальных образовательных маршрутов в вечерних школах....

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Методическая разработка «Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»

В данной методической раработке представлен один из способов диагностики тестов и опросников обучающихся на основе методики Рене Жиля. Такой метод анализа позволяет пеагогу лучше узнать способности об...

концертно-конкурсная деятельность как один из методов мотивации в развитии, обучении и воспитании учащихся ДШИ

практические советы педагога для мотивации учащихся в выступлениях на концертах....