Разработка урока "Общая характеристика Воронежской области" 6 класс
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Федоркова Cветлана Владимировна

Знакомство с географическим положением Воронежской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_obshchaya_harakteristika_voronezhskoy_oblasti.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Урок 2

Тема урока: Общая характеристика Воронежской области

Цели: познакомиться с географическим положением Воронежской области; с граничащими областями (областями-соседями).

Оборудование: карта и трафарет  Воронежской области, презентация, видеофильм о Воронежской области атласы, тетради.

Ход урока:

I   Оргмомент

II   Проверка изученного материала

  • Что мы будем изучать на уроках экокраеведения?
  • Требования подготовки к уроку?

III   Изучение нового материала

Задание: рассмотрите политико-административную и физическую  карту Воронежской области.

  • Какие области граничат с Воронежской? (запись в тетрадь)
  • Найдите на карте самую большую реку области.
  • Какие цвета преобладают на  физической карте области?

 

Задание: найти самый короткий путь проезда через нашу область, перечислить населенные пункты, которые можно встретить на пути.

Задание: Найдите на карте те районы, о которых говорится в тексте пособия

Почти в самом центре Русской равнины расположена Воронежская область – маленькая часть большой России. Если раскрасить территорию области на карте, то можно было бы выделить два цвета – желтый оттенок придают степи на юге, а на севере – изумрудный – леса в степи.  С севера на юг область пересекает величавый Дон, который делит область на западную возвышенную и восточную – низменную.По каким признакам можно определить левый берег от правого?

  • Какие типичные признаки характерны для правобережья?
  • Как определяют у реки какой берег левый, а какой - правый?

Территория области всего 52,4 тыс га. Но эта площадь значительно больше той, что Швейцария или Дания, Бельгия или Нидерланды.

  • Можно ли встретить горы в Воронежской области?
  • Посмотрите на карту и найдите населенные пункты, в названии которых упоминаются горы. Знаете ли вы, где можно встретить горы на территории нашей области?

 Горы на территории нашей области не редкость. Посмотрите на карту, и увидите названия мест, связанные с горами: Белогорье, Подгорное, Дивногорье. Отвесные берега, поднимающиеся на высоту более ста метров, издревле называли горами.  Крутой осыпающийся обрыв правого берега реки Воронеж представляет собой гору высотой около 50 м. Лысая гора не единственная в Воронежской области.  Ниже по реке Воронеж мы можем встретить Баркову и Сыпучую гору.

  • Бывают ли землетрясения у нас в области?
  • Найдите районы области, где часто отмечаются небольшие землетрясения. Попытайтесь найти объяснить причины появления этого природного явления в указанных районах.

Движения земной коры происходят и в настоящее время. Отдельные районы Среднерусской возвышенности могут подниматься на высоту до 4 мм в год. Окско-донская низменность медленно погружается (до 1 мм в год). Разнонаправленные движения земной коры вызывают нарушение внутренней структуры горных пород, возникают разломы земной коры. Это сопровождается небольшими землетрясениями, которые незаметны для человека, но фиксируются сейсмическими приборами. Ученые подсчитали, что в южных районах (Верхнемамонский, Богучарский район) в течение суток может регистрироваться до 10 землетрясений.

IV   Закрепление

  1. Найдите на карте самые крайние точки: северную и южную, восточную и западную. На территории каких районов они находятся?
  2. Как изменяется окраска территории области на физической карте? Что это может означать?
  3. В коробке много цветных карандашей. Они разного цвета. С каким цветом вы можете связать элементы природы края. Например, черный – чернозем.
  4. Какие геологические процессы свидетельствуют о развитии рельефа в настоящее время? Приведите примеры. Что можно предпринять для сокращения таких процессов, как размывание?
  5. Какие вы можете привести доказательства, что на территории Воронежской области было море?

V   Итог урока

VI   Домашнее задание.

 Напишите мини-сочинение на тему:   1. Краски моего края.

                                                2. Тайны моей малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Природа Воронежской области. Уроки истории." 6 класс

Познакомить учащихся с геологической историей нашего региона, с геологическими памятниками....

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)

В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Разработка урока географии в 7 классе "Общая характеристика России"

Урок географии в 7 классе разработан по УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Цель:  Изучить основные черты географического положения, природу  России и выявить их в...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"...

Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...