Об использовании групповых и индивидуальных технологий в деятельности детских общественных объединений.
материал по краеведению на тему

выступление на видеоконференции "Использование современных технологий в системе работы детского общественного объединения" 21 ноября  2013г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об использовании групповых и индивидуальных технологий в деятельности детских общественных объединений.

Сложность решения задач гражданского воспитания личности в условиях современной России связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идеологических установок. Это обусловлено многими причинами, в том числе инфантилизмом молодежи,  неспособностью многих ее представителей к ответственному участию в социальной жизни, преимущественным влиянием масс-медийных и субкультурных практик, что мешает формированию российской гражданской идентичности детей и юношей как основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. Именно формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности признаны ныне важнейщими задачами молодежной политики.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),
- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности),
- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),
- деятельностный (поведенческий) – реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость.

В нашей школе  «преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы»  и духовно-нравственное развитие школьников осуществляется и через включение учащихся в экскурсионную и краеведческую деятельность.

(Слайд 1)Приоритетными направлениями этой работы в нашей школе стали: историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное  и др.).

  • Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение фольклорное, художественное, литературное и др.).
  • Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьных краеведческого и исторического музеев).
  • Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий).
  • Семейное краеведение.
  • Профориентационное краеведение (призвано способствовать адаптации школьников  к действительности своего края,  профессиональному самоопределению, что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных  сферах повседневной жизни).

«Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Д.С. Лихачев.

(Слайд 2) ПРОБЛЕМА – ИДЕЯ – ЦЕЛЬ. Знания, не подкрепленные практикой, ведут к  душевной глухоте, инфантилизму, игнорированию  традиций и особенностей культуры  своей страны. 

Идея:  организация экскурсионной деятельности, краеведения - средство воспитания учащихся, наблюдения за жизнью и бытом  народов нашей страны, обретения навыков социального взаимодействия, ответственности.

Цель: создание условий для воспитания гражданской идентичности учащихся, их личностного роста и социализации.

Чем располагает школа для достижения этих целей?

1. Богатыми школьными традициями.

2. Сложившимся детским и педагогическим коллективом.

3. Поддержкой родительской общественности.

4.  Наличием органов самоуправления  образовательного учреждения.

5. Развитой материально-технической базой.

6. Наличием межведомственного взаимодействия и многим другим, что обеспечивает ведущее условие воспитания – организацию жизнедеятельности, необходимые условия практического выполнения любого дела — проявлять заботу о ком-то или о чем-то, т.е. милосердие должно быть его основой,  коллективные творческие дела (различные по направлениям и видам забот).

Коллективная творческая деятельность стоит на  «трех китах»: отношения (воспитатели, родители, психологи школы  и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи), организация (самоуправление — коллективная организация жизни) и деятельность (коллективная и творческая — представляет собой общую заботу об окружающей жизни).  (перечислить)

                 В осуществлении этих мероприятий  очень важна  «разведка дел», т.е. предварительная работа коллектива, когда определяются конкретные задачи данного КТД, намечаются исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач; ни одна экскурсия, ни одна поездка не проходит спонтанно, без соответствующей подготовки. Мы предварительно  проводим «нацеливающие» воспитательные занятия с использованием технологии мозгового штурма,  которые готовят ребят к коллективному планированию . Зачем? Для кого? Почему именно это? Что читаем? Куда едем? Или, может быть, это будет виртуальное путешествие? С кем вместе? Как будем потом представлять и использовать результаты?

        У нас прижились так называемые творческие группы -  временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных учеников, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела. Среди  членов группы есть историки, географы, литературоведы, биографы, фотографы и кинооператоры, корреспонденты. Это особенно важно, если предстоящая экскурсия – виртуальная. Члены группы думают, потом сходятся на совет дела (временный орган коллектива, составленный (избранный) из представителей микроколлективов для координации коллективной организаторской деятельности при подготовке и проведении таких коллективных дел).   Моя позиция, позиция педагога- «генератор идей», один из организаторов, личным примером обучающий учащихся навыкам деятельности.         

        Именно так появились литературно-публицистические альманахи,  рождаются Дни Семьи, Матери и Отца, в которых принимают участие ученики, их родители и учителя,  массовые мероприятия для жителей микрорайона (Масленица, 9 мая), так происходило  создание летописи «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», виртуальные экскурсии, путеводители к ним.

 КТД в рамках краеведения – дело  воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое, педагогические задачи которого  – расширение круга заботы на неблизких людей и развитие интереса к самовоспитанию (забота о своем развитии).

Впервые о КТД заговорили в середине прошлого века. Но почему же спустя столько лет эта технология остается востребованной? Потому что она дает уникальную возможность преобразовать знания о мире через эмоциональное положительное переживание, чувство коллективного авторства и личную причастность к общему делу в опыт, ценный для жизни.

В дополнение к технологии  КТД мы рационально используем технологию и методику индивидуального рефлексивного воспитания. Если технология и методика И.П. Иванова помогают готовить человека к социальной жизни, к социальному поведению, то технология индивидуального рефлексивного воспитания рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или его сознательную коррекцию.

В этом нам помогают ситуационные беседы и коллективная рефлексия после КДТ (например, встреча рассвета Победы после окончания в начале мая Вахты Памяти), способствующие формированию у учащихся культуры общения, развитию коммуникативных компетенций. Задавая вопросы, какую задачу ставили, удалось ли ее решить, каким способом, что можно было сделать еще, где можно применить эти результаты еще, что можно и нужно изменить или усовершенствовать,  что же делать дальше, - ребята учатся формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений, управлять самими  собой.

Проведение мозгового штурма, в том числе в сентябре,  перед стартом программы «Дорогою Добра», «круглых столов», диспутов является неотъемлемой частью данной методики, ведь дискуссии по важным и актуальным для учащихся проблемам на собраниях способно изменить поведение и отношение к делу  целой группы детей. Отсутствие наказаний, «чтения нотаций», признание заслуг всех участвовавших  даёт возможность вести захватывающий диалог и служит почвой для более радостных и открытых взаимоотношений между участниками будущих КДТ.

Также в деятельности ДДО мы активно используем и другие инновационные технологии:

  1. Исследовательские проектные технологии (создание циклов виртуальных экскурсий по Москве, Подмосковью, памятным историческим и культурным местам России: «Пушкинский цикл»,  «Москвичи на карте Родины», «Чертаново: вчера, сегодня, завтра»,  «Он сам есть история…» (К 340-летию Петра Первого));
  2.  Социальное проектирование для привлечения детей к решению проблем местного сообщества, включения их в реальную практическую деятельность, к расчету необходимых ресурсов, для формирования и развития навыков командной работы;
  3. информативно-коммуникативные (Система школьных СМИ: газета «Школьные ведомости», сайт школы, в которых широко освещается как экскурсионная и краеведческая деятельность, так и те направления работы, с которыми она тесно связана (н-р, военно-патриотическое или семейное воспитание – публикуются Письма ветеранам, Матери, Отцу, бабушкам и Дедушкам, осуществляется взаимодействие с другими окружными изданиями);
  4. арт-педагогику, т.е. воспитание средствами искусства, вечера туристической, военно-патриотической и туристической  песни, театральные постановки, в которых участвуют ученики школы и учителя, проведение конкурсов  рисунков , н-р, «Линия жизни России», «Моя малая Родина» ;
  5.  КТД.

Кульминацией деятельности является творческий отчет, где используются в тесном единстве все  имеющиеся в нашем распоряжении технологии. Такая интеграция приводит к разнообразию форм представления деятельности (презентация, «Исторический вестник»; заочное путешествие,; статья в школьных СМИ, эссе;    буклет, альбом с иллюстрациями и т.д.; устный журнал  или театрализованное представление, пополнение экспозиции школьных музеев,  т.е. носят метапредметный характер). (Р-з о проекте «Гроза 12-го года» ).

Итоги  работы: придание результатам воспитания социально и личностно значимого характера;  более гибкое и прочное усвоение учащимися социальных  и этических норм, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного воспитания с сохранением единой структуры процесса; существенное повышение мотивации и интереса к усвоению норм; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных действий,  обеспечивающих формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Эксурсионно-краеведческая деятельность

Направления

дела

  • историческое
  •  этнокультурное и социолого-демографическое
  • музейное
  • экскурсионное
  • семейное
  • профориентационное

ПРОБЛЕМА – ИДЕЯ – ЦЕЛЬ (слайд2.)

Знания, не подкрепленные практикой, душевная глухота, инфантилизм, незнание традиций и особенностей культуры  своей страны. 

Идея:  организация экскурсионной деятельности, краеведения как средства воспитания учащихся, наблюдения за жизнью и бытом  народов нашей страны, обретения навыков социального взаимодействия, ответственности.

Цель: создание условий для воспитания гражданской идентичности учащихся, их личностного роста и социализации.

Табличка для слайда 3 «Технологии нашей работы»

Технология

Дела

Исследовательские проектные технологии

Социальное проектирование

 информативно-коммуникативные

арт-педагогику,

КТД.

Создание циклов виртуальных экскурсий по Москве, Подмосковью, памятным историческим и культурным местам России: «Пушкинский цикл»,  «Москвичи на карте Родины», «Чертаново: вчера, сегодня, завтра»,  «Он сам есть история…» (К 340-летию Петра Первого))

Система школьных СМИ: газета «Школьные ведомости», сайт школы, взаимодействие с другими окружными изданиями

вечера туристической, военно-патриотической и туристической  песни, театральные постановки, в которых участвуют ученики школы и учителя, проведение конкурсов  рисунков , н-р, «Линия жизни России», «Моя малая Родина» ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»

Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...

Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»

Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...

Программа деятельности детского общественного объединения "ПОИСК"

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. Я свою программу обращаю на организацию детского общественного объединения.Важно, чтобы сегодняшние дети ...

Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»

Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...

Программа деятельности детского общественного объединения «Планета Безопасного Детства»

“Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь...