Изучение казачьего фольклора на материале духовного и культурного наследия терских казаков
учебно-методический материал по краеведению на тему

 Бутенко -Глаголева Галина Николаевна

Материал содержит  тематическое планирование по изучению казачьего фольклора,  методы и приёмы работы с фольклорными жанрами, а также анализ поэтики свадебной казачьей песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_kazachego_folklora.doc.rar14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение   казачьего  фольклора

на материале духовного  и культурного наследия

  терских казаков

Теория и практика

( методические рекомендации)

 Основные цели:

  1. Прививать учащимся культуру межнационального общения.
  2. Способствовать социально-культурной адаптации детей в условиях многонационального края.

Специальные цели:

  1. Сформировать чёткое представление о специфике устной культуры казаков.
  2. Углубить знания о фольклоре и его основных жанрах; сформировать понятие на основе современных научных критериев.
  3. Выработать умение определить жанры фольклора и отдельные тексты по их функциональной направленности и словесному оформлению.
  4. Дать представление о традиционной поэтике фольклора.
  5. Выработать первичный навык анализа отдельных видов фольклорных текстов.
  6. Расширить понятийно-терминологический и лексический запас.

Общепредметные задачи:

  1. Углубление знаний о народной духовной культуре  казачества в её прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта.
  2. Усвоение нравственно-поведенческих  культурных норм и ценностей, закреплённых в традиционной культуре.
  3. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе изучения традиционно-поэтических произведений и реализации собственных исполнительских навыков.
  4. Развитие коммуникативной компетенции в единстве вербальных и невербальных форм.

Тематическое  планирование

Казачий фольклор

Введение: Казачий фольклор как явление русской национальной культуры.

  1. Казачьи народные сказки.

     Окружающий мир в народных казачьих сказках. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев казаков, их сходство и различие с русскими народными сказками.

     «Казак и лиса», «Глупец и жеребец». Образ жизни казаков, их отношение к природе. Конь в жизни казака, поэтизация коня, придание ему человеческих черт, характер казака, его жизненные принципы.

     «Казак и судьбина», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Нравственно-этические ценности. Национальный характер казачества. Язык героев. Общность с русскими сказками. Сопоставление и анализ сказок.

  1.  Народные сказки  терских казаков.

     История терских казаков. Общий тип терских сказок – тип русской сказки. Основные виды сказок: детские, волшебные, страшные, смешные.

    «Курочка ряба», «Козенька – матенька». Основные герои сказок – дед, баба, казаки,  дети, животные. Мужество, бесстрашие, честность, правдивость, любовь к свободе.

   

  1. Казачьи  народные песни.

     Определение категории жанра. Возникновение песенного жанра.

     Жанровое своеобразие терских казачьих песен: исторические, военно-бытовые, походные песни, песни арестантские, об атаманах.; обрядовые, лирические и величальные песни; шуточные, плясовые песни.

    Жанровая поэтика песен (лирическая, историческая).

      Изображение в исторических казачьих песнях народной жизни, выражение свободолюбивых  устремлений, настроений протеста, прославление мужества и воинского долга.

«На заре то было, братцы, на зорюшке» - песня о С. Разине, «Дело было под Полтавой» - о Петре Великом, «Оставляем мы станицы» и др.

 Главный герой песни – конкретное историческое лицо, наделённое лучшими чертами характера, неистребимость народной памяти о нём. Горестная судьба героев.

   

       Обрядовые и лирические песни.

      Отражение нравственных устоев в обычаях и обрядах в жизни казака. Высокая правдивость и поэтичность раскрытия существенных сторон домашней жизни казаков в прошлом. Глубина и сила истинных человеческих чувств в столкновении с жестокими обстоятельствами действительности – внутренняя тема песен. Образы, символы, типичные картины песен.

    Принципы создания народных песен.

  1. Казачий юмор.

    Сказки-анекдоты. Забавные истории из казачьего быта  -  источник прозвищ жителей станицы. Их сходство и различие с русскими народными сказками-анекдотами. Своеобразие юмора и языка забавных историй.

  1. Казачьи игры, развлечения, забавы.

              Детские игры и забавы. Игры с игрушками. Игры в мяч. Игры с шарами. Игры без игрушек. Особые домашние игры. Забавы.

  1. Пословицы и поговорки казаков.

Толкование значения пословиц и поговорок. Переносный смысл пословиц.

  1. Заключительное занятие.

 

Методы и приёмы работы по изучению  казачьего фольклора

  • Собирание материалов. Фольклорная экспедиция.

  • Систематизация и анализ изучаемого материала.

  • Рассказывание сказок, пересказ, инсценирование сказок, пантомимический показ  сказок, угадывание их.

  • Работа в группах, индивидуальная работа, работа по карточкам.

  • Вопросы и задания творческого характера (викторины, кроссворды)

  • Сообщения.

  • Прослушивание  аудиозаписей с  песнями  и сказками.

  • Вопросники, анкеты.

  • Интегрированные занятия. Час любимой казачьей песни. Посиделки. Сочинение «Моя любимая казачья песня (игра, сказка)»

Анализ поэтики свадебной казачьей песни

(занятие)

  1. Сообщение учителя или ученика о казачьей свадьбе.

       /П.С.Федосов. Казачий мир. Казачьи традиции, обряды и календарные праздники. // Ставрополь 2005. С.84-95./

  1. Просмотр свадебного обряда (в видеозаписи), сопровождаемого песнями.
  2. Анализ поэтики свадебной песни «Как во поле травка стелется»:

             Как во поле травка стелется,

            Голубой цветок лелеется.

           Эвайле, войлюле, люле, люле,

          Голубой цветок лелеется.

                                      Голубой цветок лелеется,

                                     Молодой Сережа женится.

                                     Эвайле, войлюле, люле, люле,

                                    Молодой Сережа женится.

Молодой Сережа женится,

Молодую себе Леночку берёт

Эвайле, войлюле, люле, люле,

Молодую себе Леночку берёт.

                                Молодую себе Леночку берёт.

                               Молодую, всё хорошенькую

                               Эвайле, войлюле, люле, люле,

                               Молодую, всё хорошенькую.

Молодую, всё хорошенькую,

Белолицу, чернобровенькую.

Эвайле, войлюле, люле, люле,

Белолицу, чернобровенькую.

                              Набелилась, нарумянилася,

                             Чтоб Серёженьке понравилася

                             Эвайле, войлюле, люле, люле,

                                  Чтоб Серёженьке понравилася.

   У Серёжи така думочка была,

  Чтобы Лена его жёнушкой была,

  Эвайле, войлюле, люле, люле,

  Чтобы Лена его жёнушкой была,

                                 Чтобы Лена его жёнушкой была,

                                 За собою весь порядочек вела,

                                 Эвайле, войлюле, люле, люле,

                                За собою весь порядочек вела,

Вопросы для анализа:

  1. На какие две части можно условно разделить данный текст?

             (История голубого цветка, история Сережи, его намерения)

     2.  Какая часть важнее с позиции содержания? О чём она рассказывает?

   (Эта песня свадебная, в которой величают почему – то жениха,  сравнивая его с цветком).

  1. Для чего нужна первая часть? Вносит ли она дополнительный элемент в содержание? Как она перекликается со второй частью?

(Это поэтический зачин, где на уровне символов объясняется основной сюжет)

  1. Найдите в песне символические пары.
  2. Почему в казачьей песне особое место отводится жениху, а не невесте?

4.   Рассказ об обычаях и традициях патриархального уклада семейной жизни казаков.

5.  Образный  параллелизм (психологизм) песни «Птичка – невеличка».

         Образный параллелизм предполагает сопоставление или противопоставление чувств, переживаний, состояний героя с образами из мира природы:

                    Ой, птичка-невнличка,

                    Да й по полю летае.

                    По полю ой да летае.

                                               Да й по полю летае,

                                              Да й травку разгортае

                                             Травку ж ра…ой  разгортае.

                   Ой, травку разгортае,

                   Да й сокола шукае,

                  Да й сокола шукае,

                                           Ой, сокол-соколочек,

                                           Да миленький дружочек,

                                          Миленький ой, да , дружочек.

                 Да миленький дружочек

                Да взлетел на дубочек,

               Взлетел ой, да  на дубочек.

                                         Ой, взлетел да на дубочек,

                                        Ой, да заиграл во рожочек,

                                       Заиграл  у  ой, у рожочек.

  1. Изучение поэтики песни «Калина – малина».

Калина-малина в саду расцвела.

Не в ту пору маменька меня родила.

         Обращусь младёшенька я кукушечкой,  

          Полечу я к маменьке во зелёный сад.

          Полечу я к маменьке во зелёный сад.

          Сяду я во садике – буду куковать.

                     Своим кукованием сад я засушу,

                     Горькими слезами терем затоплю.

          А калина- малина рано расцвела,

Не в ту пору маменька меня родила.

                                     Задание:  

  • Определите композиционную форму песни.

                     (Монолог)

  • Кто её лирический герой?

                               ( Девушка)

  • На какие смысловые части делится песня? Найдите строчки, служащие границами между ними.
  • Определите, какие поэтические приёмы используются в песне для отражения тоски и страданий лирического героя.

    Символика счастья – зелёный сад, т. е. родительский дом. Употребление олицетворения  «обращусь кукушечкой», гиперболы  «горькими слезами терем затоплю», метафоры  «горькими слезами», эпитетов  «калина – малина»,  «я младёшенька».

6.  Самостоятельная работа. Проанализировать свадебную песню.

             ( Тексты отпечатаны на бумаге)

7.   Анализ песен. Выводы.

           

Домашнее задание: подготовить исполнение любой лирической песни, используя различные источники; подобрать тексты лирических песен для анализа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анализ художественного текста на школьном уроке: Теория и практика. Сборник научно-методических трудов. – Ставрополь, 1995.

  1. Культура и обычаи народов Ставропольского края. – Ставрополь, 1994.

  1. Литературное краеведение в школе. // Методические указания для студентов – филологов. – Ставрополь, 1978.

  1. Преподавание фольклора. Полный курс. /Методическое пособие. – Санкт – Петербург: «Паритет», 2001.

  1. Фольклор родного края на уроках и во внеклассной работе //Литература в школе №5, 2000.

  1. П.С.Федосов. Казачий мир. Казачьи традиции, обряды и календарные праздники. – Ставрополь, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия: Промыслы и ремесла Терских казаков

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Промыслы и ремесла Терских казаков....

Презентация по теме "Традиции семейного воспитания у Терских казаков: история и современность"

Презентация по теме "Традиции семейного воспитания  у Терских казаков: история и современность". Может быть использована на внеклассных мероприятиях, на факультативных  занятиях, в крае...

Реферат к презентации по теме "Традиции семейного воспитания у Терских казаков: история и современность"

В реферате подробно рассмотрено традиционное воспитание, присущее терскому казачеству. Отмечены наиболее значимые и важные семейные традиции, основные аспекты трудового воспитания, отмечены гендерные ...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

статья "ИЗУЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение...

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием на тему: Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения...