Открытие уголка народной культуры «Русская изба»
методическая разработка по краеведению на тему

Бондаренко Ирина Николаевна

Внеклассное мероприятие по открытию уголка народной культуры ""Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izba_dokument_microsoft_office_word.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная  школа – интернат»

Тема: «Открытие уголка народной культуры «Русская изба»

Выполнили: Бондаренко И.Н.

                        Кравченко Н.И.

                         Кузнецова Н.А.

                                     Апрель 2015

Цель: познакомить присутствующих с созданным в школе уголком народной культуры «Русская изба». Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, кругозор. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

     

                  ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Пока зал наполняется зрителями, звучит заставка – мелодия в исполнении русских народных инструментов.
  2. Выходят ученики 9 классов в русских народных костюмах и исполняют песню «Русская изба»  - муз. Е.  Пляцковского, слова Матусовского.
  3. Ведущий: Ребята, эта песня прозвучала неслучайно. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем открытию уголка народной культуры «Русская изба». Многие из вас уже заходили туда, некоторые помогали в оформлении. А теперь, давайте все посмотрим, что у нас получилось. (Показ слайдов «Русской избы» с комментариями учащихся)

1 – й ученик: Мы  с вами оказались в русской избе. Встречаем вас хлебом и солью. Хлеб лежит на вышитом полотенце. Это – рушник. «Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас»

    Горница у меня небольшая, да красивая какая!

2 – й ученик: Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, а мучке – жучка?»

   Её отгадка: «Стоит изба, в избе -  печка, в печке – зола, а в золе – жар» Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. Она занимает почти пол -  избы. Без печи хата – не  хата. Печка – деревенская кормилица. Весь день печёт и варит для всей семьи. Печь избу согревает и освещает.

1 – й ученик: Были в избе горшки, чугунки, ухваты, чашки, миски, плошки, ложки деревянные. Всё это хранилось в уголке возле печки, который назывался «Бабий кут». Здесь командовала хозяйка.

2 – й ученик: Обязательно в каждой избе была прялка. Хозяйка пряла пряжу, чтобы связать носки, варежки и другие вещи.

IV В исполнении детского русского ансамбля звучит русская народная песня «Ой, ниточка, тоненькая»

V.

1 – й ученик: У хороших хозяев всё сияло чистотой. На стенах – расшитые белые полотенца.  Стол,  сундук, скамьи – вычищены.  На кроватях кружевные оборки – подзоры, вышитые наволочки, коврики. Иконы начислены до блеска. Пол устлан домоткаными половиками.

2 – й ученик: Убранство избы не отличалось разнообразием, но всё сделано тщательно, с любовью.

   К потолку, возле кровати, подвешивалась люлька. В ней спал ребёнок.  К люльке привязывали верёвку с петлёй, чтобы хозяйка смогла качать её, не отрываясь от дела.

1 – й ученик: Русские женщины умели и любили наряжаться. Сорочки, сарафаны, юбки вышивали и расшивали лентами, пуговицами, бусинами.

В простых холщёвых одеждах женщины выглядели красавицами.

2 – й ученик: Любой праздничный день начинался с торжественной службы в церкви,  а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармошек, свирелей водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

VI. В исполнении младшей группы детского ансамбля звучит русская народная песня «Пошла млада за водой».

VII.

Ведущий: На праздниках не только пели и плясали, но ещё любили рассказывать небылицы. Послушайте сценку «Егор и Никодим»

Егор: Здорово, Никодим!

Никодим: Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?

Егор: А как у вас, Никодим, поживают?

Никодим: На босу ногу топор надевают! Сапогом траву косят! В решете воду носят! Наши сани едут сами, а лошади наши с усами, бегают в подполье за мышами!

Егор: Да это же – кошки!

Никодим: Комара тебе в лукошки! Наши кошки живут в гнезде, летают везде: прилетели во двор, завели разговор: «Кар – р, кар – р!»

Егор: Да ведь это же вороны!

Никодим: Мухомор тебе варёный! Наша-  то ворона ушаста, в огороды шастает часто. Скок да скок через мосток, белым пятнышком хвосток.

 Егор: Да ведь это же зайчишка!

Никодим: В нос тебе еловая шишка! Нашего зайца все звери пугаются. Прошлой зимою в лютый мороз, серый зайчище барана унёс.

Егор: Да ведь это же волк!

Никодим: По лбу тебе щёлк! Неужели не слыхал никогда ты, что волки у нас рогаты? Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!

Егор: Да ведь это же козлище!

Никодим: Щелчков тебе тыща! Наш козёл под корягу ушёл, хвостом шевелит, ставит сети не велит!

Егор: Да ведь это же налим!

Никодим: Нет, не налим! Мы про налима так говорим: «Налим Никодим гордится собою, налим Никодим носит шубу соболью! Ни перед кем её не ломает и шуток не понимает! (Кланяются)

VIII.

Ведущий: О русском народе, его традициях, жизненном укладе можно говорить бесконечно. Ребята, приходите вместе с воспитателями в нашу избу – музей и узнавайте о прошлом нашего народа. Без прошлого  - нет настоящего. Без настоящего не может быть будущего. Каждый экспонат в нашей «избе» может стать отдельной темой для занятия.

IX

Ведущий: Сейчас всех желающих приглашаем в  наш музей на экскурсию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.

Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....

Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда".Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»

В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...