Открытое занятие: "Посиделки в русской избе. Балалайка"
план-конспект

Якуба Анна Георгиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_balalayka.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

                             Открытое занятие:

 «Посиделки в русской избе. Балалайка»

Под руководством воспитателя:   Якуба А.Г.

2023г.

_______       Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Мы рады вас видеть! Милости просим в нашу избу. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по старинному посиделками называется.

_____  А знаете ли вы, что пора посиделок приходится на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается весной.

_______    В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками, прибаутками и занимались рукоделием: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

_____ Знает каждый с малых лет, старорусский инструмент,

Три струны и пальцы рук извлекают чудный звук,

Как начнет играть, тотчас хочется пуститься в пляс.

Так, попробуй  отгадай-ка, что же это?  БАЛАЛАЙКА

______Правильно ребята,  это русская  балалайка.  Милости просим на наши посиделки, посвященные  русской балалайке!

______Людям от балалайки радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка – это русский народный  инструмент.

Звенит ее голос по белу свету и Россию славит.

______Поиграй-ка, пострадай-ка,

               Символ русской старины,

               Балалайка, балалайка –

               А всего то три струны!

______ Широка она, понятна,

               Словно русская душа.

               С балалаечкой приятно

               Радоваться, грусть круша.

_____ В озорные три струны

              все в России влюблены.

____ Давным-давно жили крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям.

_____Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали.

_____В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).

_____Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

_____Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она: гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.(показ картинки «балалайки части»)

_______В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например, в Шотландии муз. Символ - волынка, в Украине - бандура.

________В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.

________Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.

Выступление…..

__________Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - шестиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.

Выступление…

__________По чертежам Андреева изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.

__________Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать.

__________Так балалайка приобрела всемирную известность.

Выступление…

__________Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке.

_________ А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.

.

__________За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь одевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.

____________Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"

Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....

Учебный проект "Русская изба".

Данный проект охватывает тему  «Древние корни народного искусства» из курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по ИЗО....

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Открытие уголка народной культуры «Русская изба»

Внеклассное мероприятие по открытию уголка народной культуры ""Русская изба"...

Русский быт. Русская изба.

Данная презентация "Русский быт. Русская изба" может быть использована для проведения уроков литературы в 5-8 классах при изучении произведений писателей 19 века....

Конспект открытого урока в 5 класса "Внутренний мир русской избы"

Что такое открытый урок? Свмо слово "открытый" подразумевает, что присутствие на нём должно быть доступно для всех окружающих....

Открытое занятие "Посиделки девицы-умелицы"

Конспект открытого занятия "Девицы-умелицы"...