Конспект открытого урока в 5 класса "Внутренний мир русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) на тему

Татьяна Юрьевна Мандрыгина

Что такое открытый урок? Свмо слово "открытый" подразумевает, что присутствие на нём должно быть доступно для всех окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по ИЗО в 5 классе.

Тема: «Внутренний мир русской избы»

 

Учитель первой категории

МБОУ СОШ № 1 г. Краснодара

Мандрыгина Т.Ю.

Цель:

познакомить учащихся с понятиями интерьер, его особенностями                                  в крестьянском жилище; сформировать понятие духовное и материальное.

Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Предметная цель: 

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метопредметная цель:

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения                            к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Регулятивные: 

-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия                               в соответствии с поставленной задачей,

-находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

-уметь организовать место занятий.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся. 

Коммуникативные: 

проявлять активность для решения познавательных задач уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность                         и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.

Музыкальный ряд: народные песни.

Видео ряд: презентация

Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение нового материала;
  3. Практическая работа;
  4. Выставка работ;
  5. Закрепление новых знаний
  6. Подведение итогов. Презентация

Ход урока:

  1. - Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.
  2. (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

-С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

(Размышления учащихся)

-На самом деле эти три буквы очень символичны:

Д – похоже на строение, сооружение;

О – практически у всех народов, является символом оберега;

М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

(демонстрация второго слайда)

-В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь (верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.

Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир)- тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь - Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын - кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

- Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

(размышления учащихся)

- Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

- Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

- Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

- Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

(демонстрация 3 слайда)

- Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

Но по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

И. Денисов.

(Чья половина у печи?)

- Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

hello_html_3a88ea33.png

Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. Люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.hello_html_3e77cb16.png

(демонстрация 4 слайда)

-Словно птицы зазвенели-

Сколько света и тепла…

Бабка радугу постелит

От порога до стола.

Все сомнения отбросте:

Хоть избушка на земле,

Но идут по небу гости

Прямо к солнцу на столе.

Каждый ноги вытирает

И проходит не дыша

Там, где радуга играет,

Словно бабкина душа.

-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,

идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины

в традиционных культурах.

(демонстрация 5 слайда)

-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

(размышления учеников)

-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

(демонстрация 6 слайда)

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

  1. –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

С чего начнём?

(размышления учащихся)

Выбор композиционного решения.

Детальная прорисовка предметов.

Подмалёвок.

Передача в цвете деталей.

-Требования к самостоятельной работе учащихся:

Эстетичность работы.

Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

Законченность композиции в цвете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Выставка работ (самооценивание).

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

Д/З - Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по ИЗО в 6 классе.

Тема: «Изображение предметного мира - натюрморт»

 

Учитель первой категории

МБОУ СОШ № 1 г. Краснодара

Мандрыгина Т.Ю.

Цель: 

познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения; учить составлять натюрморты.

Оборудование: 

репродукции картин, рисунки – примеры композиционного расположения предметов

в натюрморте, рисунки натюрмортов, карточки с изображением предметов.

Задачи урока:

Обучающая усвоить понятие натюрморт, познакомить с большим миром натюрморта, привитие интереса к предмету, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты. Учить изображать различные предметы, ознакомить с работами художников в этой области.

Развивающая - развивать приемы работы красками; развивать воображение, эстетический вкус  и графические навыки, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию; развивать индивидуальные творческие способности.     Развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства. Расширять кругозор учащихся, активизировать наблюдательность детей.

Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность; воспитывать чувство коллективизма при работе в парах.  

                                                Ход урока

I. Организационный  момент.

1. Приветствие.

2. Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

                                 Не можешь – узнай,

                                 Не знаешь – узнай,

                                 Не бойся тропы отвесной,

                                 Пробуй, ищи, свершай, достигай,

                                 Чтоб жизнь твоя стала песней.

                                                                   Л. Татьяничева

II. Повторение изученного.

- Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (рисунок, композиция, колорит).

- Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, эскиз, этюд).

- Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе).

- Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство).

- Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения).

- Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).

III. Сообщение темы урока.  

- Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, снедь. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.

- К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт).

- Попробуйте дать название каждой картине.

- Послушайте стихотворение – загадку.

              Если видишь на картине

              Чашку кофе на столе,

              Или морс в большом графине,

              Или розу в хрустале,

              Или бронзовую вазу,

              Или грушу, или торт,

              Или все предметы сразу

              Знай, что это …(натюрморт).

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.

IV. Изучение нового материала.

  1. Из истории натюрморта.

«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.

        Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас Хеда «Ветчина и серебряная посуда», «Завтрак с ветчиной»).

        Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.

        В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы Грабаря и Коровина. Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др.

        Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы». Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.

- А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых).

2. Последовательность и правила работы над натюрмортом.

- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.

        В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. (схемы натюрморта, но не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схемам)

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи…

2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

V. Актуализация знаний.

- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.

VI. Практическая работа.

Составить натюрморт (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина…

VII. Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

 - Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет                                     с изображением натюрмортов.

 

Рисунки для составления натюрморта



Предварительный просмотр:

Открытый урок по ИЗО в 6 классе.

«Сатирические образы человека»

Учитель первой категории

МБОУ СОШ № 1 г. Краснодара

Мандрыгина Т.Ю.

Цель:

 дать представление о приёмах художественного преувеличения                                     и разновидностях карикатуры. Научить создавать карикатурные образы.

Задачи:

Образовательные: формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и  умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета;

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие познавательных потребностей, интересов                            и склонностей;  развивитие пространственных представлений,

совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

Тип урока – комбинированный.

Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда;                                                            П. Корин «Портрет Кукрыниксов»,

Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов;                 К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Литературный ряд: Н. Заболоцкий «Портрет»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова.

Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка».

Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

УМК под редакцией Б.М. Неменского

                       Ход урока

  1. Этап организации урока

Создание доброжелательной обстановки. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Этап сообщение темы и целей урока

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

Тема урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся только выяснить, о каком именно изображении идёт речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

  1. Этап повторения изученного материала

Звучит отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет». Подумайте, что, прежде всего, старается передать художник в портрете?

Любите живопись, поэты

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

1. Каким может быть портрет по композиции?

2. Перечислите виды портрета.

3. Дайте характеристику этим видам.

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

IV. Этап изучение нового материала

1 слайд. Из истории сатирического жанра. Карикатура.

«Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.

- Что такое карикатура?

2 слайд. Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.

Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура.

Наибольший подъём и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъёма – Великой французской революции 1789 г. и революции 1848 г.

Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

3 слайд. «Законодательное чрево».

Что видим? Почему художник так изобразил людей?

4 слайд. «Адвокаты».

В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.

5 слайд. Кукрыниксы.

Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.

6 слайд. «Трюк с бомбой».

7 слайд. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).

Другая форма сатирического жанра – шарж.

Что такое шарж?

8 слайд. Шарж

9 слайд. Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.

10 слайд. Фото и шарж на Мейерхольда

Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.

11 слайд. А. Жеребко, шарж на А. Розенбаума.

Выполняя творческую работу, вы можете выбрать одно из направлений, например: дружеский шарж на товарища.

12 слайд. К. Шредер. Карикатурный шарж.

13 слайд. Детская работа «Одноклассник». Дружеский шарж.

Шарж на литературного героя:

14 слайд. О. Домье «Дон Кихот». Шарж на артиста

15 – 17 слайды. К. Куксо, шаржи на Э. Рязанова, В. Ливанова, М. Боярского.

V. Этап закрепления материала

  1. Что общего между карикатурой и шаржем?
  2. Какова цель карикатуры?
  3. Чем отличается шарж от карикатуры?

VI. Этап художественно-творческой деятельности учащихся

Задание: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста.

18 – 20 слайды. А. Жеребко, шаржи на Джима Керри, Вуди Голдберг.

Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие:

Переосмысливая заново

Картины Элика Рязанова,

Скажу: талант его растёт,

Как и живот. Им нет предела,

Но вырывается вперёд

Его талантливое тело.

В. Гафт

В шарже легче показать характерные особенности модели, чем в портрете (работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением).

VII. Этап анализа работ, подведения итогов и оценивания детских работ

- Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.

 -О каких его видах мы говорили?

- Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества.

На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное.

VIII. Рефлексия. На столе стоит копилка-шарж. После окончания урока учащиеся должны бросить монетку в копилку в том случае, если им понравился урок, всё удалось в практическом задании. Те учащиеся, которые считают, что по окончании урока у них остались какие-то пробелы , оставляют монетку на столе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"

 Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

Конспект открытого урока для 5 класса "Русские сезоны в Париже".

Разработка урока музыки по теме "Русские сезоны в Париже" для 5 класса....