конспект открытого урока по теме "Загадка русской души в рассказе И.А.Бунина "Птицы небесные""
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Стрелова Ирина Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_literatury.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чулковская ООШ

Конспект открытого урока литературы по рассказу И.А.Бунина «Птицы небесные». 9 класс.

                                Учитель: Стрелова И.В.

Тема: « Загадка русской души в рассказе И.А.Бунина «Птицы небесные»»

        Задача: помочь ученикам понять, в чём загадка души русского человека, какова идея рассказа

Цели:

 1. Побудить учеников вслед за автором осмыслить нравственные ценности жизни.

2. Продолжить работу по развитию критического мышления в работе с текстом.

3. Помочь ученикам понять смысл названия, проследить средства раскрытия характеров, провести сравнительную характеристику главных героев, выявить авторскую   позицию.

УМК: программа под ред. Г.И.Беленького, учебник – практикум и хрестоматия по этой программе М.: Мнемозина,  2011

Оборудование: проектор, экран и ноутбук для показа презентации

Раздаточный материал: памятки для написания синквейна и эссе, заготовки кластера на листах

Тип урока: комбинированный

           Используемые технологии: развитие критического мышления, ИКТ

Приёмы: чтение с пометами инсерта, составление таблицы «З…Х…У…», использование «тонких» вопросов, составление синквейна, завершение готового кластера

Ход урока

 Стадия вызова (слайд 1)

Слово учителя: сегодняшний урок по рассказу Бунина «Птицы небесные» - часть более широкой темы («Загадка русской души в рассказах И.А.Бунина «Косцы», «Сверчок», «Птицы небесные», «Молодость и старость» »). Рассказы «Сверчок» и «Косцы» мы читали в 8 классе. Давайте вспомним, о чём они и что хотел сказать в них автор.

- ответы учеников

Учитель: - итак, тщедушный Сверчок поразил нас огромной внутренней силой, которая шла от любви, долга, привязанности и самоотречения. Косари – радостью труда, гармонией слияния с природой, бескорыстной любовью к Родине. Сейчас мы будем говорить о рассказе «Птицы небесные». Как вы думаете, есть в нём своя загадка?

- ответ учеников

Учитель: - что является целью нашего урока?

- ответ учеников

Учитель: зачитываю слова литературоведа Ю.Мальцева из учебника (стр.286-287) – « непонятное равнодушие к смерти русского человека». Слайд 2. 

Стадия осмысления содержания.

Накануне урока было дано домашнее задание:

- прочитать рассказ с пометами инсерта, обратить внимание на детали, повторяющиеся слова, смыслонесущие фразы;

- заготовить «тонкие» вопросы, начертить в тетрадях таблицу «З…Х…У», заполнив 1 и 2 графы;

- индивидуальные задания: одному ученику  – смысл выражения  «птицы небесные», другому  – значение слова « блаженный».

Учитель:

 прошу зачитать  1 ученицу, что она написала в графу «Знаю», другую – в графу «Хочу узнать», третьей предлагаю  задать четвёртой «тонкие» вопросы по рассказу.

Учитель: давайте попробуем разобраться в поступках героев и обстановке сюжета. Слайд 3

В классе 6 человек,  делю на три группы, даю задания:

1-ая группа – характеристика нищего странника

- внешность

- отношение к деньгам

- отношение к предложению о ночлеге

- отношение к Богу, людям, жизни

- отношение к смерти

2-ая группа – характеристика студента

- внешность

- отношение к деньгам

- отношение к нищему страннику

- отношение к Богу, людям, жизни

3-я группа – что окружает студента и странника

- время года, время суток, погода

- место

- жильё

- близкие

Через 5 минут – опрос

Слайд 4

Здесь предполагаются эвристическая беседа, дискуссия.

Во время  опроса 1группы задаю1-ый вопрос  из учебника: что подчёркивает автор в описании нищего странника, в чём необычность его внешнего вида для студента?

После ответа 1 группы по внешности нищего задаю 2 группе 2-ой вопрос из учебника: почему так поразило студента равнодушие нищего странника к деньгам и предложению о ночлеге?

Даю высказаться остальным группам.

Учитель: мы рассмотрели средства раскрытия образов. Сколько частей можно выделить в рассказе?

- ответы учеников

Учитель: итак, в рассказе есть сопоставление любознательной, отзывчивой молодости и мудрой,  мужественной старости, богатства и бедности. Чтобы понять, в чём смысл такого сопоставления, обратимся к 3, 4 и 5 вопросам учебника.

После ответа на 3 вопрос – слайд 5

Перед ответом на 5 вопрос слушаем небольшое сообщение ученика о смысле библейского выражения «птицы небесные». Слайд 6

- сообщение ученика

Учитель: птицы небесные свободны, терпеливы, блаженны в великой борьбе за жизнь.

- другой ученик комментирует значение слова «блаженный» (в высшей степени счастливый).

Учитель: я зачитаю финал рассказа, подумаем вместе, что он нам открывает.

        Слайды 7-8

Учитель: читаю текст, потом задаю вопрос: какие чувства вы испытывали, когда слушали это?

- Облегчение, восхищение красотой,  хочется воскликнуть: «Чуден мир Божий!»

Учитель: автор вёл нас к трагическому финалу (описание природы предупреждало нас о беде). Как сказано о смерти? (скупо, просто, а предшествующий пейзаж придаёт ей величие). Так в чём же загадка отношения к жизни нищего? В чём  смысл его жизни? Слайд 9

- он терпеливо, легко и спокойно несёт свой крест, долю нищего странника.

Учитель: что поддерживает его?

 - вера, она даёт ему душевное богатство, умение радоваться малому,  внутреннее спокойствие и величие. Слайд 10.

 Учитель: что мы теперь запишем в 3 часть таблицы «Узнал»?

 (См. приложение №1)

- ученики заполняют 3 колонку таблицы

Рефлексия

Учитель: итак, 1909год, «Птицы небесные» - размышление автора о смысле жизни, о загадке души  русского человека, о богатстве и бедности. Какой герой вас более всего поразил?

- Лука

Учитель: составьте в группах синквейн о нём.

- через 3 минуты зачитывают, смотрим синквейн на слайде 11

(См. приложение № 3)

Итоги.

Даю словесную оценку всем  работавшим, собираю тетради с таблицей и синквейнами, прошу в конце страницы нарисовать оценку настроения на уроке в виде смайлика, поставить себе предполагаемую оценку.

Домашнее задание:

 прочитать рассказ «Молодость и старость», написать эссе о смысле этой притчи, закончить кластер, данный учителем (см. приложение № 2).

                                Приложения

Приложение № 1

Таблица « З…Х…У…»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Автора

Почему нищий не гонится за деньгами и не пошёл ночевать в поместье к Вороновым?

Вера делает его богатым, живёт как птицы небесные

Героев

Почему студент плохо спал ночью, 3 раза вставал и выходил в сад?

Необычный странник глубоко поразил его, он переживает за него.

Сюжет

О чём рассказ?

О смысле жизни

Дату написания

Какова идея рассказа?

Вера даёт человеку душевное богатство, радость жизни спокойствие и величие.

Приложение № 2

Кластер

Приложение №3

Синквейн о страннике

Лука

Нищий, терпеливый, спокойный

Бредёт, любуется, верит

Живёт, как птицы небесные

Блаженный странник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...

Конспект открытого урока по дисциплине "Русский язык"

Основная цель урока сформировать знания о фразеологизмах, источниках их происхождения, научиться использовать фразеологические обороты в речи и привить любовь к устному народному творчеству....

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»

Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...