Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Савельева Татьяна Ивановна

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Савельева Т.И.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№52» г.Ульяновска.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Класс: 5 Г

Предмет: Русский язык.

Учебник: «Русский язык 5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012.

Название раздела: Морфология.

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Тип урока: урок применения предметных умений.  

Результативность урока: самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности отдельными учениками и коллективом класса.

Методы и приёмы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Вид урока: урок   смешанного типа.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Краткое описание: Конспект урока новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС.

 Цели урока:

 Обучающая: продолжить знакомство с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться, научиться задавать вопросы к глаголам, закрепить и углубить знания по теме «Правописание –тся и –ться в глаголах», формировать умение писать и произносить глаголы с –тся и –ться, закрепить знание соответствующего правила и владение способом действия при выборе соответствующей орфограммы.

Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначить ее графически, объяснять правописание,

- развивать навыки работы в парах, в группах, а также навыки самостоятельной работы;

- формировать навык совместной проектной деятельности;

- развивать умение осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитывающая: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, путем вовлечения каждого в активную деятельность.

 - воспитывать бережное отношение к родному языку, культуру речи, внимание к слову;

 - помочь осознать ценность совместной работы;

 -воспитывать потребность к объективному анализу своей деятельности и работы товарищей.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

 Планируемые результаты:

 Личностные: формировать интерес к учению.

 - развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

 Метапредметные: воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, интерес к родной школе, к родной стране.

 Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

  Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам, научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

   Оборудование: презентация.

                                           Ход урока.

1. Этап мотивации.

Цели этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация её достижения.

Создание проблемной ситуации!!!

- Почему вопрос вместо темы?

- Внимание! Проблема! - в чем разница написания слов?

          Спица-спится

          Переносица-переносится (на доске)

          Водица-водиться

 сделаем транскрипцию слов: спица-спится

[с п* и ц а   -   с п* и ц а]

- Что мы увидели?

- Как произносятся эти слова? (одинаково)

- Как пишутся? (по-разному)

- Как называются эти слова? (омофоны)

- Приведите примеры омофонов. (луг-лук, спеши-спиши, пруд-прут, сидеть-седеть, плод-плот).

- А  зачем нам надо различать эти слова? (они пишутся по-разному).

- Что мы должны знать, чтобы определить их написание? (часть речи)

- Какую орфограмму изучаем сегодня? (-тся и – ться в глаголах)

- Что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место)

- Определите тему урока. (Правописание –тся и –ться в глаголах)

 (Слайд №1Правописание –тся и –ться в глаголах.)

(запись в тетрадях).

- Эта тема новая для изучения? (нет)

- Далее, что мы определяем? (Цели урока). (Познакомиться:

      Научиться:) (продолжить знакомство с -тся   и –ться, вспомнить правило, научиться правильно писать глаголы с этой орфограммой, находить слова на эту орфограмму в тексте, пополнить свой словарный запас…)

- Внимание на экран! (Слайд №2)

- Когда мы занимаемся активным туризмом, то развиваемся не только физически, но и совершенствуем своё духовное здоровье: замечаем удивительную красоту природы. Об этой красоте написала стихотворение поэтесса Наталья Шемятникова.

И сиреневый запах струится,

В темноте нежно грозди белеют,

Летней ночи спешат поклониться

Вековые усталые ели.

Новый день наступает на радость

Всем, кто жизнь собирает по каплям,

Кто умеет ценить даже малость -

Все рассветы хранит, все закаты.

                                  Н.Шемятникова.

- Определите грамматические основы. (запах струится и ели спешат поклониться).

- Сформулируем правило по данной теме.

- Составим алгоритм правописания -тся и –ться. Глаголы в какой форме стоят: струится и поклониться? (форма 3 лица, ед. ч и н. ф.)

(Слайд №3 Алгоритм правописания –тся и ться)

   Неопределённая форма глагола.     Форма 3-го лица. Ед. числа.

            (Что сделать?)                                  (Что делает?)

             Поклониться.                                    Струится.  

- Правильно ли мы сформулировали, сверим своё открытие с учебником. (Кто быстрее найдет страницу - прочитаем правило). стр.106, §110, орфограмма № 23.)

- Молодцы!

- Следующий наш шаг? Что мы делаем? (Закрепляем.)

- Знаем правило, вспомним цели (что делаем?) (Применяем правило на практике).

2. Актуализация новых знаний.

Цели этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа; развивать орфографическую зоркость, проверить усвоение теоретического материала.

 (Слайд №4 – 7 тренеры. Сначала портреты, затем информация о них.)

- Кто эти люди?

- Кем являются?

- Что объединяет этих людей? (Знаменитые тренеры).

- Какое словарное слово будет на уроке? (Тренер)

- Дежурные по словарю (Словарь Ожегова, иностранных слов, словообразовательный).

- Дайте определение этому слову (пока дежурные по словарю ищут его значение)

- Как вы думаете: слово исконно русское? (на доске).

- Запишем определение сжато.

- Зачитаем.

Тренер-(англ.) -специалист по тренировке спортсменов. (Ожегов.)

- Подбираем однокоренные слова.

- Тренер

Тренирова ть ся

Тренировочн ый

Тренерск ий

- Обратим внимание на орфограмму-И-(тренИроваться)

- А какие слова вы вспомните с суффиксом –ер-? (ДирижЁР, стажЁР).

- Составим и запишем предложение с этим словом.

- Зачитаем.

- Ребята, а наша школа какая? (спортивная)

 - А знаете ли вы тренеров (выпускников) нашей школы?

 - Вот сейчас мы и познакомимся.

(Слайд №8. Тренеры школы №52)

1.Седышев С.В.- заслуженный главный тренер по футболу Ульяновской «Волги».

2. Морозов В.В.- тренер по плаванию, бассейн «Спартак».

3. Меншутин В.А.- тренер по гимнастике. «Торпедо».

4. Мельникова М.А.- тренер по плаванию. «Торпедо».

5. Прохоров С.В.- тренер по плаванию.

6. Долгов Э. А- председатель Областной Федерации по гимнастике.

7. Лаврушина С. А.- тренер по гимнастике, директор ДСШ№6.

8. Полян А. Д.- тренер по гимнастике.

9. Воронцов А.А.- тренер по хоккею с шайбой, директор спорткомплекса «Лидер».

10. Афанасьев В. А.- тренер по футболу, «Авангард».

11. Буланов С. С.- судья международной категории по баскетболу.

12. Рожков С.Н.- тренер по хоккею с мячом. «УЗТС». «Волга».

- Конечно, это ещё не все тренеры….

3.  Первичное закрепление.

 Цели этапа: самостоятельное выполнение учащимися задания, организовать самопроверку.            

 - Динамическая пауза.

Потянуться, отдохнуть.

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться.

И опять начать трудиться.

- Кто был внимательный!

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили?      

- Запишите. Можно посовещаться в парах - помоги товарищу!

(Слайд №9. Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться?)

 - Самопроверка.

4. Применение новых знаний.

Цели этапа: Организовать работу в парах, коррекционную работу со взаимопроверкой.

(Слайд №10: Готовиться, заботиться, беспокоиться, упражняться, тренироваться, прыгать, плавать, соревноваться, состязаться, закаляться, стараться.)

- Сформулируйте задание к этому упражнению.

(Слайд №11: Составить предложения или связный текст, используя данные глаголы, на тему «Если хочешь стать футболистом, теннисистом…) (3-4 предложения).

- Ваши предложения по форме работы? (в группах).

- Сколько времени нам потребуется на эту работу? (5 минут) (следит за работой хранитель времени.)

Слайд №12 Критерии отметки.

- «5» -0 ошибок.

- «4» -1-2 ошибки.

- «3» -3-4 ошибки.

- «2» -5 ошибок и более.

- Поменяемся тетрадями и проверим друг у друга.

- Если допущена ошибка, объясни товарищу.

- Вам понятна теперь ваша ошибка?

- У кого были допущены ошибки, кто может объяснить?

- Кто может поделиться своим текстом? (Зачитываем).

- У кого, на ваш взгляд, текст получился интересным?

  6. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.

- Кто помнит цели урока? (Обобщение материала с помощью вопроса.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?

- Что было интересным на уроке?

- Трудным?

- Что мы должны делать   постоянно, ежедневно, чтобы стать успешными людьми? Назовите глаголы, соответствующие теме урока. (Заниматься, тренироваться, учиться, трудится, увлекаться, не лениться…)

Слайд №13. Самооценка.

«5» - Я все понял (а) и могу объяснить другому.

«4» - Я понял(а), но не могу объяснить другому.

«3» - Я не понял(а) ничего…

7. Домашнее задание.  (Слайд №14). (Записано на листочках у каждого ученика) (разноуровневое).

 1. §110 упр.637.

 2. §110 Составить памятку на тему «Утренняя зарядка», используя глаголы, соответствующие теме урока.

 3*. Исследовательская работа (на неделю). Собрать информацию и записать о тренере нашей школы (на выбор).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"

Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Юный рекламист". Презентация.

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Юный рекламист» Цели урока:Познакомить учащихся с особенностями языка рекламы.Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; продолжать фор...