Открытое занятие "Посиделки девицы-умелицы"
классный час (6 класс)

Хорева Надежда

Конспект открытого занятия "Девицы-умелицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskie_posidelki.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснобаковский детский дом

Открытое занятие

                    Посиделки

          « Девицы – умелицы»  

                                                          Подготовила и провела:

                                                          Инструктор по труду    Хорева Н.И.

Р.п. Красные Баки

                                                    П Л А Н

1. Беседа.

2. Сказка об умелых ручках.

3. Занятие по душе: рассказы детей об инструментах.

4. Техника безопасности.

5. Пословицы и поговорки о труде.

6. Загадки: что находится в избе.

7. Узнай литературного героя.

8. Чаепитие.

    Тема: Посиделки «Девицы – умелицы»

   Цель: Закрепить  у детей знания, умения и навыки, приобретенные на

                  занятиях.

    Программные задачи:

1.Развитие у детей творческих способностей, аккуратности, усидчивости, культуры поведения, моторики рук.

2.Развивать желание трудиться, умение работать со спицами, иглами, крючком.

3.Воспитывать у детей навыки самостоятельной и совместной работы, ответственность за результаты труда.

Россия, Россия, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

    Много у русского народа чудесных, напевных песен, старинных обрядов, традиций.  А в каком народе живешь – таких обычаев и держишься.

    Один из самых красивых и интересных – это «деревенские посиделки». В старые добрые времена собирались вместе красны девицы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет. А затем отложат на время свои дела и начинают шутки да прибаутки рассказывать.

    Хотели бы вы на таких посиделках побывать? Тогда закройте глаза и представьте, что мы с вами находимся в русской деревенской избе на таких посиделках, а вы будете «Девицами – умелицами». А чтобы лучше представить себя в том далеком прошлом, давайте повяжем на голову платки. Вот какие замечательные «Девицы – умелицы». Какие у вас добрые глаза и милые улыбки. (Звучит песня «Пряха».) На посиделках всему найдется место: и забаве, и делу. И сейчас каждый из вас выберет занятие по душе. Вспомним технику безопасности. А в это время я вам расскажу сказку про «Умелые ручки».

     «Умелые ручки». В некотором царстве, некотором государстве жила была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на голове – ушко, сзади – длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу  колоться.  Вместе с Иголочкой во дворце жили ее родственники: королева Спица с сестрой, король Крючок, граф Ножницы и графини Катушки – веселые подружки. Дворец был великолепен, светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески, все это сияло и блестело, делая придворную жизнь по – настоящему праздничной и беспечной. Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а ее преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от ее колючего нрава.

   Однажды дверь во дворце распахнулась, и в тронный зал вошли гости – маленькие Ручки. «Как так без доклада, без приглашения?» - вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку – игольницу. Ножницам, Спицам, Крючку и даже подружкам Катушкам, тоже нашлись почетные места. «Довольно капризничать и бездельничать, ведь все вы много знаете и умеете, - сказали Умелые Ручки,- пусть каждый из вас поведает нам свою историю и продемонстрирует мастерство».    Девочки, а кто из вас знает интересные истории об инструментах, которыми вы работаете.

   «История об иголке».

 (Загадка) «Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу».  

Давным-давно первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. А когда в них высверлили ушки, получились  иглы. Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом - железные. На Руси случалось, ковали и серебряные иглы. Игла-это настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах и песнях, не забывают в пословицах и поговорках.

   «История о спицах и крючке». Спицы и крючок – самые главные в стране Вязания, но до сегодняшнего дня они так и не решили, кто из них важнее. Примиряют их спор наши добрые знакомые Умелые Ручки и клубок ниток. Клубок – круглый, добродушный толстячок, мягкий и пушистый – радовал всех. Доброта его не имела границ : он с готовностью отдавал себя до конца любой работе . Его любили и крючок, и обе неразлучные спицы , они просто не могли без него обойтись . Сами подумайте , что можно связать без ниток .  

           Стих о крючке. «Веселый помощник»

У Аленки есть крючок –

Весельчак – весельчачок:

Сам разутый, голый,

Но всегда веселый,

Потому что всех подряд

Одевает …. Вот и рад

   Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Раньше вязание было исключительно мужским ремеслом, а выглядел как ровная палочка . А женщины стали заниматься крючком , когда собирались на посиделки . Пройдя через века , вязание  дошло до наших дней и вошло в ряд  любимых занятий рукодельниц . Множество красивых вещей можно изготовить умея вязать .

   «О клубке, спицах и крючке .»

   Посмотрите, посмотрите –

Вяжет бабушка мне свитер.

А у бабушкиных ног

Как живой лежит клубок.

Серый, круглые бока

У пушистого клубка.

И бежит он к двери прытко,

Словно в сказке колобок.

Убежал бы, только нитка

Не пускает за порог.

Но нам на наших посиделках не обойтись без ножниц. Кто расскажет о ножницах?

   «Ножницы».

Я ими платьице крою,

Узоры вырезаю.

Сама и штопаю и шью,

Иль маме помогаю.

Для дочек, бабушек и мам

Хорошие помощницы,

Наверное, знакомы всем.

Это чудо … Ножницы!

(Загадка) «Два конца, два кольца, посередине гвоздик.» Это ножницы. Сейчас эту загадку каждый ребенок знает. А ведь было время , когда даже взрослые не то , что загадки  - самих ножниц не знали . Потому что их еще не изобрели . Когда требовалось что-нибудь разрезать , брали нож . Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком . Получились первые ножницы-для стрижки овец . И до сих пор их называют «овечьи» . А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент , про который сложена загадка .

   В настоящее время  существует большое разнообразие ножниц : овечьи , бытовые , садовые , портновские , маникюрные , медицинские .

   Правда, интересные истории ! Девочки , мы с вами договорились , что находимся в русской деревенской избе . Я вам сейчас загадаю загадки  , а вы подумаете и ответите . И по этим отгадкам мы узнаем , что обязательно есть в русской деревенской избе .

В лесу родился, в лесу вырос,

В дом пришел, всех вокруг себя собрал.

(стол)

И языка нет, а правду скажет.

(зеркало)

Маленький шарик все обшарит

Обежит теремок – и опять в уголок.

(веник)

Есть спина, а не лежит

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит.

(стул)

Два брата всегда видятся,

А вместе не сойдутся.

(пол и потолок)

Много соседей рядом живут,

а никогда не видятся.

(окна)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу.

Когда спать, тогда вставать.

(часы)

Умницы! Все загадки отгадали. Вы согласны, ведь все эти предметы были в русской избе.

Физкультминутка.

Ах, какое платье у Алёны

Да, с такой каемкою зеленой.

Ну – ка, ну – ка покружись.

Свое платье покажи!

На каких посиделках нельзя обойтись без темы о труде. Ведь все вы любите трудиться это видно по вашим изделиям. И народы всего мира считают труд - главным делом своей жизни.

Пословицы.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда – не вынешь рыбку из пруда.

Век живи – век учись.

Готовь сани зимой - а телегу зимой.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Закончил дело - гуляй смело.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Что написано пером – не вырубишь и топором.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Красна птица пением, а человек умением.

Терпение и труд – все перетрут.

Делу время – потехе час.

Где терпение – там и умение.

Молодцы! Много пословиц знаете.

Девочки, вы заметили - время пролетело незаметно.

И прежде, чем мы расстанемся, мне хочется прочитать вам стихотворение, а вы послушайте внимательно и скажите о каком литературном герое здесь говорится. То есть вам  надо назвать сказку и ее автора.

“ Она мела и двор, и дом,

в квакше месила тесто,

а за обеденным столом

ей не хватило места.

Дружила девушка с метлой,

С котлом и сковородкой,

Кастрюли чистила золой

И терла жесткой щеткой.”

Правильно “Золушка”, и написал ее Шарль Перро.

Мы помним, что она не боялась никакой работы, у нее было много друзей, ей все старались помочь и она встретила принца и стала принцессой.

ВЫВОД:

Сегодня на нашем занятии мы вспомнили пословицы о труде, узнали интересную историю про “Умелые ручки”,  узнали много интересного о таких знакомых инструментах: иголке, крючке, ножницах, узнали “Золушку” из сказки, которая стала принцессой. А как вы думаете, почему она стала принцессой?

Правильно! Потому что она была трудолюбивая и не боялась никаких трудностей  и была очень добрая.

Так и вам я желаю быть трудолюбивыми, добрыми и удача всегда будет с вами.

Сколько полезного и интересного мы узнали на наших посиделках. А кто был здесь, да нас слушал – молодец. А сейчас нас ждет чаепитие из самовара с баранками. Какие же посиделки без самовара!

Мы сегодня вышивали

Наши пальчики устали

Наши пальчики встряхнем

Вновь сожмем и разожмем-

Вышивать опять начнем.

ПРЯХА

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чем мечтаешь,

Девица – краса?

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Сценарий "Девицы-умелицы"

Представлен сценарий развлекательной программы к 8 Марта "Девицы-умелицы" с разными конкурсами....

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...