"Этнокультурный компонент воспитательной системы школы"
статья по краеведению на тему

Статья о формировании этнокультурной компетентности учащихся, о методике проведения традиционных народных праздников в школе, о межпредметных связях, формировании детско-взрослого сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnyy_komponent_statya_sayt_proshkolu.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурный компонент воспитательной системы школы

Мехова Татьяна Анатольевна, зам. директора по УВР и ОЭР

ГБОУ СОШ №232 Адмиралтейского района

        Основные принципы воспитательной системы нашей школы. В школе действует программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Преодолеем границы вместе», которая является составной частью программы развития нашего ОУ. При составлении программы действий мы опирались на мировой, российский и городской позитивный опыт в этом направлении. Программа согласуется с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 годов «Петербургская Школа 2020», проектом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. В 2013 году наша программа и стала победителем в конкурсе Правительства СПб, Комитета по образованию и Санкт-Петербургского Епархиального управления РПЦ «За нравственный подвиг учителя».

Сегодня духовно-нравственное воспитание не может быть словесным, а может быть реализовано только в особых формах совместной деятельности взрослых и детей, в атмосфере СО-ТРУДНИЧЕСТВА в поисках истины, делах МИЛОСЕРДИЯ, создании условий для равноправного творческого взаимодействия детей с сохранным здоровьем и детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации своих дарований в совместных трудах и праздниках.

Таким образом, заявленная нами программа и результат ее реализации соответствуют требованиям и вызовам времени, особому состоянию современного молодого человека (когда требуется развить не только логический, но и эмоциональный интеллект), основана на возрастно-сообразных технологиях воспитания благочестия.

 Этнокультурный компонент в нашей школе выступает условием организации духовно-нравственного воспитания учащихся.

Этнокультурная среда. У нас есть сокровище, имя которому – родная культура. Сокровище необъятное, и совершенно необходимо его о-своить и при-своить. Создавая воспитательную систему школы, мы осмысляли ее как у-клад. Это гибкая культурологическая модель образования и воспитания наших детей, направленная на самоидентификацию, формирование исторического и культурного сознания подростка. Среда, окружение, пространство народного праздника и смыслов, которые он несет, является дидактикой для воспитания субъектной позиции современного школьника.

        Во все времена человека воспитывали прежде всего традиционная культура, религия, семья и профессиональный педагог (школа). Это была естественная онто-педагогика или педагогика целостного, а не частичного бытия, которая позволяла ребенку опираться на богатейший и совершенно конкретный тысячелетний опыт своего народа.

        С течением времени в отечественной культуре выработались такие способы передачи духовной и культурной традиции (нравственных идеалов, норм поведения, духовных приоритетов), которые наиболее адекватны детскому восприятию. Они соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и образуют своего рода систему. Однако мы считаем, что копирование, механическое воспроизведение старых форм не может сделать процесс воспитания плодотворным. В живом педагогическом поиске рождаются новые подходы, современные технологии и методики.

        Культура праздника. Праздник может быть структурообразующим элементом. Такой подход дает возможность разработать систему подготовки к празднику, создать разновозрастные команды для работы над проектами, создать условия для совместного творчества детей с сохранным здоровьем и детей с ОВЗ. Тогда фольклорный материал будет не «нафталином из бабушкиного сундука», а новой технологией, способной дать универсальный язык общения РАЗНЫХ детей, сделать их РАВНЫМИ, дать возможность роста и развития.

Круг символ бесконечности, полноты, постоянства и совершенства. Годовой календарный круг – это исторически сложившаяся, выверенная веками циклическая система жизнедеятельности русского православного народа, в основе которой ритмы и смыслы природно-материальной и духовной жизни. В традиции нашей школы праздновать Покров, Святки, Масленицу с опорой на этнокультурный компонент.

        Когда-то круг играл огромную, если не решающую роль в воспитании и образовании русских людей, делал жизнь понятной, организованной, радостной, давал осмысление земных действий. Годовой круг задавал ритмы, которыми жила вся держава.

Методика и технологии.

Инновационные технологии.  Разработана образовательная программа «Подари свет», кружок по изготовлению тактильной книги. Общее название 4 книг «Солнцеворот». Ребята ведут проект от самого зарождения идеи до воплощения в книге (сейчас идет работа над третьей книжкой). На основании своих знаний о народных традициях вместе с художницей придумывают, как донести смысл праздника до слабовидящих детей, какими сделать страницы, записывают песни для сопровождения, сказку, создают новые страницы книги, встречаются со слабовидящими детьми, творят вместе. Первые 2 книги переданы в дар Городской библиотеке для слепых.

Данная программа решает нравственные и психологические проблемы, возникающие в жизни ребёнка в процессе его общения со сверстниками, в том числе, с детьми с ОВЗ, учит действовать самостоятельно в ситуации неопределённости при решении актуальных для ребёнка проблем.

Эта программа помогает воспитать в учащихся гражданственность, почитание и уважение к народным традициям. Программа поддерживает современную тенденцию увлечения фольклором среди молодежи.

Проектная деятельность. Разработаны и действуют на постоянной основе ряд проектов, связанных с этнокультурными событиями города и международного сообщества. Представим некоторые принципы:

Традиции. Рождество Христово и святки мы празднуем сразу после зимних каникул уже 20 лет. Ребята, погруженные в фольклорную среду, в состоянии не только представить песни и хороводы, но и обучить интересующихся взрослых и детей (как это произошло в поселке Извара в 2012 году на волонтерской практике).

Систематически проводятся мастер-классы по изготовлению к святкам для всей школы традиционных северных пряников «архангельских козуль» по рецептам, вывезенным участниками фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского университета в 90-е годы XXв. из экспедиций. «Мы вспоминаем, как пахнет Рождество», - говорят выпускники нашей школы, которые приходят на праздник в гости.

Здоровьесберегающие технологии. Народное пение основано на правильном диафрагмальном дыхании; ритмы слогопроизнесения, движения подобны ритмам золотого сечения; этнокультурные игры помогают развитию эмоционального интеллекта; знакомство с традицией способствует формированию исторического самосознания, самоидентификации.

Создание детско-взрослого сообщества на основе диалоговой культуры. На Покров Пресвятой Богородицы и Масленицу ребята из старших классов готовят и проводят игру по станциям для младших, делятся опытом, знаниями, организаторскими находками, как бы «передают традицию».

Сетевое взаимодействие. Международное сотрудничество. Развитие в новых проектах. В 2010г в сотрудничестве со студией «Чайка-стайка» был создан наш первый мультфильм, посвященный Рождеству Христову. В 2011 проходил международный проект «Мифы народов мира глазами детей», который завершился 2 сериями мультфильма по мотивам сербского эпоса: «Девушка с Косова поля» и «Битва на Косовом поле». Совместно с ГМИР разработана долгосрочная программа творческой реабилитации и социальной адаптации слабовидящих и незрячих детей «Светлый мир». В этом году действует творческий проект «Зримая песня», который продолжает сотрудничество школы № 232 со школой-интернатом № 2 для глухих.

Таким образом, для создания безбарьерной социальной среды общеобразовательной школы и реализации стратегии инклюзивного образования этнокультурный компонент может быть способом организации совместного пространства творческого взаимодействия взрослых, детей с ОВЗ и с сохранным здоровьем и родителей.

Литература:

  1. Крячко А.А. Введение в традицию: Программа студийных занятий с детьми. – М.: Планета 2000, 2004
  2. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие /Е.И.Якубовская, Н.В.Еремина… - СПб.: СПбАППО, 2008
  3. Инклюзивное образование в России. – М. 2011. / http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Самоуправление- важнейший компонент воспитательной системы школы

система школьного самоуправления на примере Средней общеобразовательной кадетской школы №4 г.Нефтеюганска...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...