Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) на тему

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ходе реализации проекта    «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoryanskoe_vospitanie_v_xix_veke.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казенное оздоровительное образовательное 
учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,  «Санаторная школа-интернат», г.Шуя, Ивановской области

Номинация:

Научно-исследовательская работа

«Дворянское воспитание в XIX веке»

(по материалам архива помещиков  Ковровского уезда
Владимирской губернии Чихачевых)

Работа выполнена в рамках изучения учебного предмета

 «Краеведение. Литература»

Выполнила:

 учащаяся 8 класса

Абдюшева Яна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

 Кокарева Светлана Юрьевна

2012-13 уч.год

Содержание:

  1. Введение
  2. Дворянское воспитание в России в XIX веке
  3. Жизненный путь А.И.Чихачева
  4. А.И.Чихачев о воспитании детей в дворянской семье
  5. Заключение

Воспитание - это обычаи, нравы, нравственное поведение.Дворянское воспитание - это образ жизни, усваиваемый путем привычки и подражания, это традиции.  Изучение этой проблемы важно, актуально в современных условиях упадка нравственности.

Забота о воспитании, комфорте ребенка во все времена  являлась показателем развития общества, его высокого сознания и дворянской культуры, определявшей духовное развитие России. В XIX веке начали «ценить ребенка, ценить детство». Ранний возраст постепенно стали рассматривать как важный период жизни человека с особой психологией, мировоззрением, чувствами.  «Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный человек - отмечал Ю. М. Лотман. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть - это хорошо. Не только ребенка, но и взрослого надо учить, играя. Учение с помощью розги противоречит природе».

В XIX веке правила светского этикета стали нормой поведения в дворянском обществе. Дворянским детям стремились дать не только образование, но и хорошее воспитание, сделать из них «благовоспитанных» людей. Поэтому правила светского этикета прививали с детства. Эти правила распространялись на все стороны жизни: на семейные отношения, на поведение в обществе, умение вести себя прилично в разных ситуациях, даже  на умение вести переписку

Хорошее воспитание дети, прежде всего, получали в семье. Семья играла большую роль в жизни детей, в их процветании, она являлась центром дворянского воспитания. Домашнее воспитание  согласовывалось с представлениями родителей о подобающем их детям образовании, а эти представления  определялись, чаще всего,  обычаями, существовавшими в среде российских дворян.

Рождение и воспитание детей составляло главный видимый смысл повседневной жизни провинциальных дворян-супругов и являлось важной нравственной ценностью внутри самой дворянской семьи. Родители считали своим долгом их «воспитывать и приготавливать» к жизни. Подтверждением этого было постоянное бытовое общение с детьми, будь то в повседневном принятии пищи, когда они сидели за одним столом, или семейные вечера в гостиной, когда в полной мере проявлялось скромное обаяние провинциальной жизни. Именно в эти моменты общесемейного единения юные дворяне и дворянки учились от родителей не только правилам поведения и первым знаниям об окружающем мире, но и самому главному - любить свое Отечество и служить ему, чтить свою «малую родину», ценить свою семью, родных и близких людей, эмоциональную атмосферу домашнего тепла «родового гнезда», а позднее воссоздавать ее  для собственных детей с тем, чтобы единая нить культурной традиции не могла быть прервана.

Конечно, дворянские семьи были разными, но во всем многообразии дворянского семейного быта просматривались некоторые общие черты: «впитывание окружающей атмосферы», «перенятие» молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы влияний, приобщение к дворянским ценностям.
В хороших дворянских семьях задолго до появления ребенка начиналась подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже забота о его будущей карьере.

В дворянских семьях большое внимание обращали на речь детей, она показывала умственное развитие его. Язык окружающих оказывал большое влияние на ребенка, и составлял его первоначальное образование.

В небогатых дворянских семьях ребенок с первых лет говорил на родном языке, это было важно, т.к. человек в будущем мог мыслить глазами русского. Прогрессивные дворяне понимали, «что мы никогда не образуем истинных русских, если будем оставлять детей наших расти между английскими или французскими няньками, гувернантками и воспитателями».
Дворянские дети рано приобщались к мировой литературе, рано начинали читать, для этого были все условия. В усадьбах существовали прекрасные библиотеки. Было принято читать родителям с детьми вместе «вслух».
В усадьбах собирались коллекции ценнейших произведений искусства, составляющих сокровищницу русской культуры, фамильные портретные галереи. Не только в богатых домах, но ив усадьбах средней руки берегли реликвии, рассказывающие о заслугах какого-то представителя семьи, способствовали сохранению родовой памяти. Это способствовало эстетическому развитию и патриотическому воспитанию молодых дворян.  Дворяне получали и религиозное воспитание. Родители были первыми наставниками своих детей в вопросе вероучения.

Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его святой обязанностью: представитель господствующего сословия должен быть примером окружающим.

 Рассмотрим, как идеи дворянского воспитания отразились в документах из архива А.И.Чихачева, представителя дворянства  XIX века Владимирской губернии.

Начало жизненного пути Андрея Ивановича Чихачёва было типично для человека того времени и его круга. Он учился в Москве, в частном пансионе и гимназии при Московском университете, затем продолжил образование в Петербурге, в военно-учебном заведении для подготовки офицеров. В 1816 г. поступил на службу в артиллерийскую роту, но, будучи человеком по характеру невоенным, через два года ушёл в отставку в чине подпоручика. В последствии он жил в своем имении Дорожаево  Ковровского уезда Владимирской губернии (сейчас с.Дорожаево Шуйского района, Ивановской области), занимаясь хозяйством и воспитанием детей. В разные периоды жизни Андрей Иванович по-разному представлял себе, каким должен быть след, который он оставит на земле. Вначале его раздумья соединялись с честолюбивыми помыслами о карьере писателя или учёного. В середине XIX века он опубликовал в газетах около 100 статей об управлении имением, о местных достопримечательностях, о воспитании детей. Публикации о взаимоотношениях помещиков и крестьян вызвали отклики А.С.Хомякова, Н.Г.Чернышевского, Н.П.Огарёва. В Дорожаево приходило много писем с вопросами и отзывами. Они сохранились в областном архиве. Андрей Иванович гордился тем, что его дети унаследуют небольшое, но благоустроенное имение. Земное счастье оказалось непрочным. Начались семейные беды: умерла дочь, заболели жена и невестка, семья сына распалась, один внук умер, а другой, упав с лошади, стал калекой, хозяйство пришло в упадок.

Такие утраты заставили А.И.Чихачёва обратиться к Богу. Последние восемнадцать лет жизни он посвятил благотворительности. В 1852 г, помещик А.И.Чихачёв начал реконструкцию Ильинского храма в Зимёнках. В этот период пристроили колокольню и 22 октября 1853 г. храм освятили. В 1854 г. он создал при церкви общественную бесплатную библиотеку для сельских жителей. Это было уникальное книгохранилище такого рода. Её основу составила личная библиотека Чихачёва. В газетах Москвы, Владимира и Санкт-Петербурга он поместил статьи с просьбами содействовать пополнению библиотеки. На просьбы откликнулись редакторы 22-х периодических изданий, которые стали бесплатно поступать в Зимёнки. Библиотека формировалась книгами, пожертвованными членами императорской семьи, литераторами, учёными, издателями. Всего здесь насчитывалось более 2000 томов. Заведовал библиотекой местный священник.

В Государственном архиве Ивановской области хранятся письма и дневники Андрея Ивановича Чихачева (1798–1868), его жены Наталии Ивановны (урожденной Чернавиной) (1799–1866) и их сына Алексея (1826–1874). Эти документы, а также статьи Чихачева, опубликованные в 1840–1850-е гг. в «Земледельческой газете» и «Владимирских губернских ведомостях», дают хорошее представление о том, как жили помещики средней руки и, в частности, о том, как воспитывали русского дворянина.

  «Воспитание почитаю самым важным делом в быту нашем <…>» – утверждал Чихачев в одной из статей. Причем особую роль он отводил семье: «Просвещение имеет свое начало не в Университетах, Лицеях, Гимназиях, оно зарождается под кровом родительским <…>».

  Сам Андрей Иванович рано лишился родителей: матери – в полгода, отца – в одиннадцать лет. В восьмилетнем возрасте он был отправлен из Дорожаева в Москву и помещен на три года в пансион, который содержал эконом Московского университета Илья Яковлевич Грешищев, а учиться ходил в Академическую гимназию при Московском университете. Затем (в 1813 – 1815 гг.) продолжил образование в Дворянском полку – учебном заведении для подготовки армейских офицеров. Отслужив три года, в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика и поселился в Дорожаеве.

  И сразу же ощутил изъяны в своем образовании: «Я и брат учились для вступления в службу, а о том, что кроме службы Царю, Отечеству, есть еще служение семейственное, по сиротству нашему и в помине не было». Пришлось пережить много «ошибок, неудач, убытков, обманов».

  «Звание помещика есть та же служба», – утверждал Пушкин в «Романе в письмах». Именно так понимал свой долг современник Пушкина Чихачев. В статье «Патриотическое сочувствие к училищу сельского хозяйства для потомственных дворян» он писал, что для дворянина существуют три поприща – «военное, гражданское и не менее важное, многотрудное и священное – земледельческое». «Ничего величественнее не нахожу, как правильное, стройное, религиозное управление вотчиною», – заявлял он в другой статье.

  Своих детей – сына Алешу и дочь Сашу (1829–1850) – Чихачев начал готовить к этому с самого раннего возраста. «Младенчество – период, более важный, нежели многим кажется. <…> Раннее внушение обязанностей спасительно», – полагал он. Ибо, как сказано в статье «Управление семьей», «в самом раннем детстве <…> восприимчивая натура легко усваивает себе всякое впечатление».

  В дневнике Чихачева 1831 г. (Алеше в это время было пять лет, Саше – два года) определены цели воспитания: «Молю Бога, да дарует мне Великую Свою Милость на таком основании воспитывать своих детей: твердыми в религии, преданными Царю, любящими Отечество и с пользою и честно ему во всю жизнь свою служащими, добродетельными и чувствительными и сострадательными к ближнему».

  Воспитание в семье дорожаевских помещиков зиждилось на православной вере: «Есть одно непреложное, твердое и самое верное основание <…> твердый щит и всему в жизни опора – это святая вера, повелевающая нам любить ближнего». Чихачев был уверен, что «с религиозно направленным воспитанием молодой человек может делать ошибки <…> но он никогда не совратится». Дети посещали храм, учили молитвы. «Отче наш» и «Очи всех на Господа уповают» Алеша знал в пять лет. В десять лет он выучил «Катехизис», о чем имеется запись в его дневнике: «Папенька и маменька меня похвалили за то, что я старательно учу «Катехизис», и что я, просыпаясь по утрам, прежде всего повторяю «Катехизис»».

 Андрей Иванович считал, что не следует оберегать детей от зрелища человеческих страданий. В статье «Управление семьей» он предлагал читателям задуматься: «Часто ли мы видим детей <…> у одра больного, или умершего <…>?». А в дневниках Алеши немало записей, подобных следующей: «Папенька брал меня с собою в Шую проведать больного дяденьку Николая Ивановича Замыцкого, и он мне пожаловал черносливу и три апельсина».

Другой краеугольный камень воспитания – патриотизм и преданность Государю. В письмах, дневниках и статьях Чихачева пафос верноподданнических настроений сочетается с некоей домашностью интонаций. В глазах ковровского помещика император был не только вершащим судьбы государства самодержцем, но и главой единой семьи соотечественников, заботящемся о каждом ее члене.

  Сознание и своей принадлежности к этой семье обязывало дворянина «не для родного себя или семейства своего жить, трудиться, быть полезным». Чихачев внушал сыну, что его долг верой и правдой служить Царю и Отечеству. В Алешином дневнике 1835 – 1837 гг. отец записал несколько пословиц, и среди них такие: «Кто сам к себе строг, того хранят и Царь и Бог»; «За Богом молитва, а за Царем служба не пропадают». В «Дневных записках» одиннадцатилетнего Алексея имеется такая запись: «25 июня, суббота. Сегодня день рождения Государя Императора. Папенька мне говорит, что я некогда должен буду быть на Царской службе, которую исправлять должно со всею ревностию».

  От исполнения долга дворянин не освобождался и после выхода в отставку с военной или гражданской службы – он нес ответственность за свое имение. В статье «Несколько слов сельского жителя» Чихачев убеждал читателей: «Отслужа термин Царю и Отечеству, вотчинник не должен задумываться в избрании себе рода жизни и <…> обязан продолжать дело <…> своего родителя».

  Своим детям Чихачев старался привить любовь к крестьянам и уважение  к крестьянскому труду. Главная цель помещика, по его убеждению, не «большой доход», а «благоденствие подвластных». С ранних лет детей приучали вникать во все дела по имению. Из дневника Чихачева 1831 г. узнаем, что пятилетнему Алеше и трехлетней Саше были подарены серая и гнедая кобылки и все их будущие жеребята. Алеша вместе с отцом наблюдал за полевыми работами: за посевом овса, за копкой картофеля; осматривал ригу, конюшню и скотный двор; следил за тем, как работали печники и штукатуры.

  У поместных дворян и крестьян («семейно-связуемых классов», по выражению Чихачева) общими были не только труды, но и увеселения: катание на лошадях в Рождество, угощение блинами на Масленицу, весной и летом «хороводы с песельниками и музыкантами».

  Чихачев хотел видеть сына и дочь экономными и рачительными хозяевами, которые обязаны «соображать свои предприятия со средствами <…> умерять свои расходы по приходу, наблюдать благоразумную бережливость». У маленького Алеши имелась собственная «казна», которую он хранил и преумножал: в 1835 г. в ней было «119 копеек», а через два года – уже 29 рублей 74 копейки.

  Особого внимания заслуживают замечания Чихачева о женском воспитании. К примеру, такая дневниковая запись: «Надлежит внушить девушке, какою она должна быть всегда, то есть и в одиночестве и в замужестве: кротость, смирение, доброта, справедливость, чувствительность и сострадание к подвластным и ко всем – вот достоинства ее. А пронырство, хитрость, желание быть над мужем властелином, притворство и тому подобное составляют как собственно ее, так и всего семейства несчастие». Или такое рассуждение в статье «Важность хозяйки в доме»: «Рисование, музыка, литература, ловкость – это украшения, а стены здания – знание о домоводстве, сопутствуемое повсюду христианскою любовью к ближнему <…> Мы все делаем, чтобы нравились они женихам, и очень, очень мало или даже почти ничего к тому, чтобы нравиться мужьям».

  Обучению детей Чихачевы придавали такое же большое значение, как и воспитанию. Чихачев мечтал о научной карьере для своего единственного сына: «Ученость, авторство для меня имеют преимущество перед всякими другими обязанностями в жизни человека. <…> В 25 лет военный человек, хоть был бы полковник, но с ограниченными сведениями, выйдет в отставку и будет ничего. Ученый, автор везде, всегда один и тот же: занимательный, богатый, счастливый. Желаю (если Богу угодно), чтобы сын мой был ученый».

  Обучением детей сначала занимались сами родители и дядя Яков Иванович Чернавин – капитан-лейтенант в отставке. Затем наняли учителя Никанора Петровича Казанского. День ученика строился так: «Утром занимался Грамматикой и писал, после обеда занимался Чистописанием, Грамматикой и Арифметикой».

  В пять лет дети уже умели и любили читать. Иначе и быть не могло в семье, где царил настоящий культ книги. Книги были желанным подарком на день рождения и именины. Дядя подарил семилетней Саше басни Хемницера, а восьмилетнему Алеше – какую-то книгу, которую мальчик, по слова отца, «целовал, рассматривая». Алеша благодарил Якова Ивановича за подарок: «Препокорно вас милой Дядяша благодарю за падарок. Я намерен читать его всякий вечер. Осьмилетний Чихачев».

  Общение с книгой должно было вызвать у ребенка ощущение праздника и надолго ему запомниться. В первый раз Алеша посетил библиотеку в губернском городе Владимире в день своего рождения 4 сентября 1835 г., когда ему исполнилось 9 лет. Запись об этом он оставил на первой странице первого в своей жизни дневника.

  Книги, по мысли Чихачева, не только приносят детям радость, но и пробуждают в них сильные и возвышенные эмоции. Первое воспоминание Андрея Ивановича о своем детстве было связано именно с книгой:  «Припоминаю раннюю чувствительность свою. Едва умел читать, меня уж прослезила в «Золотом зеркале» картинка умирающей матери, подле которой на коленях стояла почтительная дочь».

  Алеша и Саша читали не только детские книги, но и философский роман Ф. Фенелона «Приключения Телемака», «Наказ Екатерины Второй», авантюрный роман Э. Сю «Парижские тайны» и др. Кроме того, дети присутствовали при чтении вслух комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», исторических романов В. Скотта и др. Обычай читать вслух в кругу родных глава семьи считал очень полезным. Об этом говорится в его статье «О ежедневном вслух чтении»: «Польза его всякому очевидна: ступенька к аккуратности, навык к дельному изложению мыслей, сближение душ и сердец, поучительность. Все это краеугольные камни нашего счастья».

  Родители заботились не только о развитии ума и сердца ребенка, но и о том, чтобы он рос физически сильным, выносливым и ловким. В своих дневниках Алеша писал о продолжительных пеших прогулках, верховой езде, гимнастических упражнениях.

  Каковы же были, говоря современным языком, методы воспитания?

  Главный – постоянное общение с детьми. В 1850 г. Чихачев делился воспоминаниями с астраханским помещиком Копытовским: «Вот какая у меня была постоянная манера с моими детьми с минуты, когда стали на ноги, и до отъезда сына в полк, а дочери в дом к мужу. Сколько бы раз в день  ни пришли они ко мне в кабинет (4, 5, 6 раз) и как бы я занят ни был, бросаю занятия, сажаю к себе на колени и сообразно возрасту и понятию 3, 4, 5 минут ласкаю, забавляю, тормошу, объясняю, толкую, предостерегаю и всегда об истинном благородстве, честности, возвышенности чувств и проч. и проч. И никогда ни который из них не утаил от меня ни одной мысли. Повиновение же безусловное и по первому сигналу».

  Важным средством самопознания и самосовершенствования было ведение дневника. Первый дневник Алеша начал вести в 1835 г., в день, когда ему исполнилось девять лет. В этом дневнике есть записи, сделанные рукой отца и рукой учителя – похвалы и строгие выговоры. «1835 года декабря 11-го числа в середу я тобой, Алеша, весьма был огорчен, что ты с Никанором Петровичем Казанским говорил очень грубо. Сохрани Бог, если это признак злого твоего нрава, а не единой детскости». Иногда Алеша возражал на замечания учителя: «Мне, Алеше, сдается, что учитель наш <…> на меня нападает, не дозволяет мне много резвиться, шалить и дурачиться».

  Когда Алеша был помладше, за провинности на него надевали островерхий колпак. «Алеша в шапочке за гримасы, противу меня деланные»; «На Алешу шапочку надел, что сестре не давал ватрушечки».В своих статьях Чихачев предупреждал о вреде «излишней материнской нежности», о беспрекословном послушании родителям.

Строгость к детям была согрета любовью к ним. «С ними только родителям и весело. А шалости, и резвости их, и игрушки – все мило смотреть на них. А без детей тоска и скука».

Идеи  воспитания, высказанные А.И.Чихачевым актуальны и в настоящее время. Одной из основ дворянского мировоззрение было то, что человек должен исполнять особую миссию, данную свыше. Поэтому детям внушалось, что они должны быть образцом высоких нравственных и духовных качеств. “Кому много дано, с того много и спросится”. Это осознание прививалось в сочетании с чувством ответственности. Чувство ответственности перед семьей, народом, родиной и Богом формировало совесть и чувство долга.

Литература

  1. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994
  2.  Ярославский   педагогический    вестник – 2012 – No4 – ТомI (Гуманитарные науки) Д. Н. Полуярова. Конституирование культурного пространства русской провинциальной усадьбы  Начала  XIX в. Дорожаево
  3.  http://естьвремя.рф/v12-Dorojaevo
  4. http://www.infoshuya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=95
  5. http://schujarkolob.iv-edu.ru/istor/barsk_usad.htm
  6. http://www.nlobooks.ru/sites/default/files/old/nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1142/1175/index.html
  7. http://cok.opredelim.com/docs/2300/index-426971.html
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/fototchet.html
  9. Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в XVШ-XIX вв. С. С. Царикаева. Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра отечественной истории и методики преподавания истории
  10. http://rectisid.ucoz.ru/news/vospitanie_dvorjan_v_19_veke_rozhdenie_dvorjanskoj_blagovospitannosti_i_domashnee_vospitanie_russkogo_dvorjanina_v/2014-05-27-14
  11. http://museum-tarhany.livejournal.com/6697.html Ксенофонтова Ирина Ивановна, младший научный сотрудник  отдела экскурсионной и массовой просветительской работы Государственного Лермонтовского музея-заповедника « Тарханы». "Тарханский вестник" №17, л. 151-177
  12. http://mamin-journal.ru/vospitanie-detej-vzglyad-skvoz-dva-stoletiya



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС "Проектирование виртуальных экскурсий"

Рабочая программа курса « Проектирование виртуальных экскурсий » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"

Материал  «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»  представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...

Научно-исследовательская работа "Быт сельской школы середины прошлого века"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 9 класса.Цель:  описать школьный быт 60-х – начала 70-х годов прошлого  века.Задачи:- познакомиться с краткой историей Крайчиковской ...

Особенности изучения литературного краеведения в старших классах

Выступление на районном МО учителей русского языка и литературы...

«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу как инновационная форма обучения и воспитания»

       Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллю...

«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу как инновационная форма обучения и воспитания»

       Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллю...

«Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу как инновационная форма обучения и воспитания. Выборгский район в годы блокады Ленинграда»

познакомить воспитанников с событиями Великой Отечественной Войны – Выборгским районом во время блокады Ленинграда;   рассказать о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли...