Особенности изучения литературного краеведения в старших классах
учебно-методический материал по краеведению (9, 10, 11 класс)

Жур Валентина Викторовна

Выступление на районном МО учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_mo.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд- Тема работы: «Особенности изучения литературного краеведения                                  

в старших классах»        

  «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»
                                                                                                  Д.С. Лихачев.

2 слайд -

    Краеведение обозначает: знание о своей ближней родине - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, быт, взгляды, верования, традиции местного населения.

 3 слайд- Концепция литературного краеведения:

  • изучение краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности.

Цель краеведческого образования:

  • способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

 Задачи литературного краеведения:

  • воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
  • развивать культуру чтения школьников;
  • развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
  • способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать речевую культуру школьников;
  • учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
  • формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание.

4 слайд- Направления работы с учениками:

  • Учебное (уроки, факультативные занятия)

– включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе;

– различные виды анализа текстов на уроках русского языка, подбор текстов местных авторов для проведения диктантов;

  • Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) – исследовательская работа (подготовка учащихся к конференциям, конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и районных).

Приемы включения краеведческого материала в урок:

  1. Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.
  2. Краеведческая конкретизация.
  3. Краеведческое дополнение основных вопросов.
  4. Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

5 слайд- Уровни    краеведческой   работы

  • Получение учащимися «готовых» знаний о крае (на основе  продуктивного метода)
  • Это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся   (на основе репродуктивного метода).
  • Изучение школьниками  литературного наследия родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес (на основе проектного и проблемного обучения).

Технологии:

  • I уровень

  • Получение учащимися «готовых» знаний основано на технологиях развивающего обучения: «Деловая игра», «Ролевая и сюжетная игра» (5 – 6 классы).

     II уровень

  • Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной деятельности, основано на технологии «Развитие критического мышления».
  • III уровень

  • Углубленный исследовательский поиск (когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых-исследователей») основан на технологии «Проблемное обучение».

6.Слайд

Принципы краеведения:

  • Концентризм  - изучение учащимися родного края по концентрам:  1. Родной дом. Моя родословная. 2. Микрорайон, город, село: прошлое, настоящее и будущее. 3. Школа, ее история, традиции. 4. История района, ее духовные ценности, литература. 5. История, язык и литература области.
  • Изучение различных сторон общественной жизни края. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной жизни людей.
  • Сочетание литературного краеведения с другими областями краеведения: историческим, географическим, этнографическим и др.
  • Направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности юных на основе приобщения их к духовным, общечеловеческим национальным ценностям, идеалам, традициям.
  • Приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных  источников по литературе и истории края, творческий подход к организации познавательной деятельности учащихся.
  • Постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности, родственников учащихся.

7 слайд- Особенности преподавания литературы 20 века в старших классах.

 

1.Систематизация представлений

учащихся об историческом

развитии литературы.

2.Охват большого временного

отрезка: от рубежа 19-20

веков до наших дней.

8 Слайд-

Краеведческий аспект на уроках литературы в старших классах.

Задачи:

  1. введение краеведческого материала в содержание программы по литературе;
  2. применение инновационных методов и приемов на уроках литературы.

Введение краеведения в содержание учебного материала.

Чтобы применять краеведческий материал, необходимо:

  1. изучить библиографию;
  2. выделить направления использования краеведения на уроках.(Я выделяю следующие направления)
  • устное народное творчество родного края(пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, народные песни, обряды);

произведения об истории родного края;

картины родной природы, люди Воронежской области в книгах писателей-земляков;

произведения воронежских писателей о формировании характера ребенка;

мир русской классики (писатели, посетившие наш край);

литературные страницы Воронежа и Острогожска.

     3.адаптировать содержательную часть краеведческого материала к программе по литературе;

4.        определить его место в календарно – тематическом планировании;

5.        сформулировать цели и задачи вводимого материала.

9 слайд –Из опыта работы(фото, картинки)

10 слайд- Влияние краеведческого материала на развитие и обучение    школьников

Надо ли этим заниматься? Надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

С этими вопросами я обратилась к учащимся старшеклассникам МКОУ Петропавловская СОШ.

Вот какие ответы я получила:

1

Это интересно

90%

2

Это важно знать, чтобы знать историю предков

77%

3

Всегда интересно, откуда ты родом

100%

4

Уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена

83%

5

История края помогает почувствовать себя частицей Родины

84%

6

Зная героическую историю, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым

86%

7

Не зная родного края, нельзя ощущать себя образованным человеком

73%

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • способствует  повышению качества образования.

 

         

                 Диаграмма1                                Диаграмма 2

«Качество знаний на стандартном уроке»          «Качество знаний на  уроке с использованием                  

                                                                                    краеведческого материала»            

                           11 Слайд-

                                                     

 Выводы.

“Мира не узнаешь, не зная края своего”.

Использование в педагогической практике краеведения и элементов новых технологий позволило:

  • заинтересовать школьников своим предметом;
  • увеличить количество учащихся, принимающих участие в различных конкурсах, фестивалях, предметных неделях;
  • сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений:
  • беречь памятники истории и культуры;
  • быть толерантными.

12 Слайд -СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Литературное краеведение. 6 класс. А.Крюков. "Оренбургский меновой двор"

Урок литературного краеведения в 6 классе. Тема "А.П.Крюков. "Оренбургский меновой двор". Очерк об Оренбурге как торговом центре....

Литературное краеведение. 6 класс. Архитектура Оренбуржья.

Литературное краеведение. 6 класс. Архитектура Оренбуржья....

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"

Материал  «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»  представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...