Социальный проект «Мой дом – родной город Дзержинск».
проект по краеведению (11 класс) на тему

тематическое направление проекта - гражданские инициативы - популяризация ценностей российского общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt.doc530 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Г. Дзержинска  нижегородской области

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 «Мой дом – родной город Дзержинск»

                                                                               

                                                                               

                                                                                       

 

Дзержинск, 2013

Актуальность

Обучающиеся 9-11 классов школы выдвинули и детально проанализировали ряд проблем, значимых для их образовательного учреждения и микрорайона. Тематическое направление проекта – гражданские инициативы (популяризация ценностей Российского общества: семья, толерантность, права и свободы человека и гражданина, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность).

В перечне основных, особо значимых проблем рассматриваются:

  1. Отсутствие детской площадки около школы (6 человек из 30 – 20%).
  2. Проблема незнания истории и культуры родного города (13 человек – 44%).
  3. Недостаточное количество экспонатов в школьном музее боевой славы (8 человек – 27 %).
  4. Отсутствие лавочек  на пришкольной территории(1 человек – 3%).
  5. Недостаточная освещённость дороги возле школы (2 человека – 6 %).

Таким образом, большинство ребят (13 человек из 30) отдали свои голоса за проблему незнания истории и культуры родного города.

   

  Чтобы убедиться в остроте и актуальности выбранной проблемы, был проведён опрос среди обучающихся 5-9 классов Образовательной организации. Анкета содержала вопросы, касающиеся понятия патриотизма, знания истории, культуры, современного состояния города Дзержинска, знания о людях, которые внесли особый вклад в развитие города.

Результаты опроса обучающихся 5-9 классов

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

     95% опрошенных считают себя патриотами.

  1. Какие вы знаете символы России?

     87% - назвали все символы России.

  1. В каком году был основан город Дзержинск?

     63% респондентов знают в каком году основан город.

  1. Что изображено на гербе города?

78% опрошенных правильно ответили на вопрос.

  1. Есть ли у Дзержинска свой гимн?

2% - знает, что у нашего города есть свой гимн.

  1. Каких знаменитых дзержинцев вы знаете?

68% респондентов смогли назвать минимум одного знаменитого человека нашего города.

В результате проведённого опроса был сделан вывод: обучающиеся школы считают себя патриотами, но не понимают значение данного понятия. Это проявляется в первую очередь в том, что они плохо знают историю своей малой родины, не интересуются культурой и жизнью своего города.

Данный материал помог выдвинуть цель проекта: активизация интереса обучающихся  к знаниям  об истории и культурном наследии города Дзержинска - своей малой родины.

 Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. создать условия для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  2. повысить активность участия обучающихся школы в мероприятиях гражданско-патриотической направленности;
  3. изучить законодательную базу и государственное устройство Российской Федерации;
  4.  углубить и систематизировать знания учеников о культурных традициях родного края;
  5. повысить интерес к истории и культуре малой родины в молодежной среде;
  6. развить творческий потенциал, художественные способности, эстетический вкус у обучающихся.

Сбор и анализ информации

        На этом этапе учащиеся   разделились на 4 группы. Им предстояло собрать и проанализировать объёмную информацию по проблеме проекта.

Группа юристов изучила  законодательные акты - нормативно-правовую базу по проблеме гражданских инициатив (популяризация ценностей российского общества: семья, толерантность, права и свободы человека и гражданина, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность).

В нормативно-правовую базу входят:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

  • Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

       Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.

       Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах.

  • Федеральный закон

от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России.

  • Федеральный закон

от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

  • Распоряжение Правительства РФ 

от 21.09.2009 N 1349-р <О концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы">

      Создание в Российской Федерации единого информационного пространства, в первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.

  • Распоряжение Правительства РФ

от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

 Третья задача - гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

  • Распоряжение Правительства РФ

от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) <О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации>

 Основными видами работ в рамках данного проекта являются:

 популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы

  • Распоряжение Правительства РФ

 от 05.09.2005 N 1355-р <Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)">

Непоследовательность реализации политики государства в области русского языка как мирового языка снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.

  • Постановление Правительства РФ

от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" 

  • Постановление Городской Думы г. Дзержинска

от 21.11.2002 N 361 "О ходе выполнения Программы по воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовке молодежи к защите Отечества"

С целью дальнейшего развития системы гражданско-патриотического воспитания молодежи, формирования гражданских качеств подрастающего поколения, а также учитывая положительные результаты и социальную значимость реализации Программы, городская Дума постановляет:

 1. Продлить действие Комплексной городской программы по воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовке молодежи к защите Отечества на 2003 год, утвердив прилагаемый перечень основных мероприятий по реализации Программы.

 2. Администрации города при формировании бюджета города на 2003 год предусмотреть финансирование основных мероприятий Программы, указанной в п. 1 настоящего постановления, в размере 166200 рублей.

 3. Администрации города совместно с комитетом городской Думы по делам молодежи, образованию, науке, культуре и спорту в срок до 01.01.2003 создать рабочую группу для разработки нового проекта Программы по воспитанию гражданственности и патриотизма, подготовки молодежи к защите Отечества на 2004 - 2007 гг.

 4. Постановление вступает в силу с момента его подписания.

 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет городской Думы по делам молодежи, образованию, науке, культуре и спорту.

  • Постановление Администрации г. Дзержинска

от 18.02.2011 № 359  "Об утверждении Плана мероприятий по патриотическому воспитанию жителей города Дзержинска на 2011 год"

  • Постановление Администрации г. Дзержинска

от 14.02.2011 № 279 о долгосрочной муниципальной целевой программы "Патриотическое воспитание жителей города Дзержинска» на 2011 - 2013 годы

● Постановление Правительства Российской Федерации

от  5 октября 2010 года № 795 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы» (с изменениями на 6 октября 2011 года)

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

     Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

     повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

     совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

     формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

     внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

     повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

     развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

2.1. Основными целями образовательного процесса в школе являются:

- реализация федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся на основе основных и дополнительных образовательных программ;

- формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование здорового образа жизни.

2.2. Образовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья, духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Изучив нормативно-правовую базу, юристы пришли к выводу: в нашей стране органы власти разных уровней озадачены проблемой патриотического воспитания, разработана система нормативно-правовых актов, но  не всегда эти законодательные акты исполняются на местах.

 Группа социологов, созданная из обучающихся, проводивших общественный опрос по проблеме гражданских инициатив (популяризация ценностей российского общества: семья, толерантность, права и свободы человека и гражданина, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) выполнили задачи:

- разработали систему вопросов к анкете, направленной на выявление уровня сформированности патриотических качеств у учащихся 5-9 классов;

- провели анкетирование;

После проведённого анкетирования группа социологов пришла к выводу, что необходимо утвердить в сознании и чувствах школьников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России в целом и своей малой родины в частности.

  Большую работу проделала группа аналитиков. Они изучили материалы из СМИ за последние годы. Среди которых:

  1. Быков А.К., Мусс Г.Н. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. – 2011.- № 4.- С. 13-18.
  2. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников.-2010.-№ 4.- С. 3-7.
  3. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников.-2010.-1.С.10-20.
  4. Узбекова С.С. Школьный музей в системе патриотического воспитания // Воспитание школьников.-2011.-№ 1.-С. 44-48.
  5. Рождественская Н. Ты – юность наша вечная… // Дзержинская панорама.-2010.- № 38.- С. 6.
  6. Сорокина Т. Приобщим молодёжь к истории // Дзержинские ведомости.- 2010.-№ 1.-С.4.
  7. Сафронова Е.М., Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков // Воспитание школьников.-2011.-№ 3.-С.30-34.
  8. Кохтяева А. Как воспитать патриота.-Дзержинец.-2008.-№ 23.-С. 5.
  9. Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников // Воспитание школьников.-2011.-№8.-С.3-10.
  10. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.3-9.-(Актуальные проблемы образования).
  11. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников.-2011.-№1.-С.44-48.
  12. Черникова Т.В. Неюбилейные размышления о воспитании патриотизма // Народное образование.-2011.-№ 6.-С.19-27.-(Школа и воспитание).

На основе данных источников информации аналитики пришли к выводу, что на сегодняшний день остро стоит проблема воспитания интереса, любви уважения школьников к историческому и культурному наследию своего города.

 Группа Экспертов выполнили следующие задачи:

  1. провели «круглый стол» с учениками 8-9 классов о существовании проблемы воспитания уважения и любви к своей малой родине;
  2. провели беседу с классными руководителями школы по данной проблеме и о причинах её существования;
  3. получили консультацию  у социального педагога.

В ходе проделанной работы эксперты пришли к следующим выводам:

- сегодня наблюдается падение уровня воспитанности патриотических качеств у школьников. В частности, учащиеся плохо знают историю своей страны и малой родины, не знают писателей и поэтов г. Дзержинска, культуру своего города;

- причинами того во многом являются немотивированность к изучению истории родного города, тяга молодёжи к прагматическим ценностям и «поп-культуре», нарастание противоречий, распространение равнодушия, эгоизма, цинизма.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- создание условий для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

- знания  законодательной базы и государственного устройства Российской Федерации;

- заинтересованность обучающихся школы к познанию  истории и культуры малой родины в молодежной среде;

- раскрытый творческий потенциал, художественные способности, эстетический вкус у обучающихся.

Программа действий, которую предлагает команда

  1. Отобрать литературный материал для внеклассных мероприятий.
  2. Адаптировать отобранный материал для контингента школьников.
  3. Апробировать отобранный теоретический материал на практике в системе воспитательной работы.
  4. Проанализировать результат работы команд-участников проектной группы  и определить перспективы её развития.

Смета затрат на проведение проекта

Наименование

Цена (руб.)

Количество

Источник

1

Компьютер

1

Имеется в наличии

2

Мультимедиа-проектор

1

Имеется в наличии

3

Стенды

120

4

МБОУ СОШ №4

4

Оформление

500

МБОУ СОШ №4

5

Печать фотографий

150

10

МБОУ СОШ №4

6

Благодарственные письма гостям

500

50

МБОУ СОШ №4

7

Цветы  

3000

30

МБОУ СОШ №4

Всего

4270

План мероприятий

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Литературно-музыкальная композиция «Отечества ратные страницы»

Сентябрь

Актив школы

2

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Сентябрь, ноябрь, январь, май

Учителя физической культуры

3

Экскурсия в школьный Музей боевой славы

Сентябрь

Актив школы

4

Викторина «Путешествие по Дзержинску»

Октябрь

Актив школы

5

Классный час «Символика города Дзержинска»

Октябрь

Классные руководители

6

Просмотр документальных фильмов

Постоянно

Классные руководители

7

Конкурс творческих работ «Быт и обряды Дзержинска»

ноябрь

Учитель изобразительного искусства

8

Знакомство с выставкой литературы в школьной библиотеке «Люби и знай свой край»

Ноябрь

Учителя русского языка и литературы

9

Экскурсия в краеведческий музей города Дзержинска

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

10

Концерт, посвящённый Дню России

Декабрь

Заместитель директора по ВР

11

Акция «Символика России»

Декабрь

Актив школы

12

Брейн-ринг «Я знаю свой город»

Январь

Актив школы

13

Литературно-музыкальная композиция ко Дню защитников Отечества «Ты же выжил, солдат!»

Февраль

Заместитель директора по ВР

14

Приглашение участников войны на праздничный концерт ко Дню 8 марта

Февраль

Актив школы

15

Фотовыставка «Война и моя семья»

Март

Актив школы

16

Встреча с Дзержинскими писателями и поэтами

Март

Заместитель директора по ВР

17

Экскурсия в Дзержинский драматический театр с последующим просмотром спектакля

Март

Заместитель директора по ВР

18

Конкурс рисунков «Что такое Родина?»

Апрель

Актив школы

19

Конкурс военной песни «Прикоснись к подвигу сердцем»

Апрель

Заместитель директора по ВР

20

Театрализованный конкурс «Литературные произведения о войне»

Апрель

Учителя русского языка и литературы

21

Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»

Май

Учителя русского языка и литературы

22

Встреча с ветеранами и тружениками тыла

Май

Актив школы

23

Литературно-музыкальная композиция «Победный май»

Май

Заместитель директора по ВР

24

Концерт ко Дню города

Май

Актив школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Саратов - мой родной город"

Краткое содержание проекта      Тема проекта "Саратов - мой город" очень актуальна на сегодняшний день.  Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет буд...

Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.

Социальный проект как форма социализации обучающихся...

Презентация Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.

Актуальность проекта обусловлена большим интересом того, что мы пьем, так как состояние организма человека зависит от протекающих процессов, в которых важнейшую роль играет вода.Инновационный потенциа...

Социальный проект "Волшебный свет театров города Краснодара"

Мною был разработан проект «Волшебный свет театров города Краснодара» для работников и учащихся школы, который призван  приобщить учащихся, педагогов и ветеранов педагогического труда  к теа...

Проект " Буклет о родном городе".

Внеурочная деятельность по предмету. Работа в школьном многопрофильном  лагере " Лингвист"...

Телекоммуникационный проект «По улицам родного города»

Два года (2008-2009 гг.) мы реализовывали телекоммуникационный проект "По улицам родного города" на Омском образовательном портале по адресу: http://www.omsk.edu.ru/ Проект посвящен г. Омску...

Проект: «Экскурсия по родному городу»

Проект "Экскурсия по родному городу"...