Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"
учебно-методический материал по краеведению (5, 6 класс) на тему

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного мероприятия

духовно-нравственной направленности

«Дивный Храм, открытый всем сердцам» игра-викторина для учащихся 4-6 классов

                                                                                                  Автор  Лёшина Татьяна Васильевна

                                                                                         Педагог дополнительного образования   ГБОУ СОШ № 427

г. Кронштадт

2013 г.

Аннотация:

Давно признано, что уникальным педагогическим средством является игра, которая носит обучающий и развивающий характер. Внеклассная деятельность с включением интеллектуальных игр способствуют творческому развитию детей,  и воспитанию их духовно-нравственных качеств. Для развития познавательного интереса необходимо создавать духовную атмосферу, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем любовь к  своему краю, его истории, обычаям. Это способствует интеллектуальному и нравственному развитию.  Изучая историю родного города, мы познаем много нового и удивительного и в то же время творим историю сами.

Цель:  Способствовать формированию  интереса к истории родного города, его культуре, показать духовные и нравственные ценности, заложенные в памятнике архитектуры 20 века - Морском соборе, связывающем прошлое, настоящее и будущее.

Задачи:

  • расширить кругозор  школьников по изучению родного города;
  • воспитывать уважение к истории и историческим памятникам;
  • поддерживать интерес к Морскому собору как храму-памятнику - символу гордости всех российских моряков;
  • активизировать творческую деятельность школьников;
  • способствовать формированию культуры человеческих отношений.

Методы:

  • наглядный;
  • практический;
  • частично-поисковый.

Оборудование:
-
 уменьшенная карта г. Кронштадта;
- конверты с заданием (пазлами - фото Морского собора);

- мультимедийная установка с экраном;

- презентация игры-викторины. 

2

   Викторина состоит из 3 основных этапов   

 I этап: Подготовительный

  • обзорные экскурсии и посещение Морского собора;
  • посещение Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского;
  • выставка школьных работ (рисунки, поделки, сочинения);
  • оформление тематической выставки в библиотеке;
  • выступление учеников с индивидуальными сообщениями;
  • проведение заочной викторины " Морской собор" (Приложение № 1)

 II этап: Основной

        Описание игры-викторины: 

  • участвуют 2 команды (по 6-8 человек, команды размещаются за отдельными столами), ведущий,  жюри, зрители;
  • ведущий называет тему: игра-викторина посвящена юбилею Морского собора.          За основу взяты правила игры "Своя игра":  на игровом поле представлены 5 тем, в каждой по 4 вопроса, каждый вопрос оценивается баллами (от 5 до 10) в зависимости от сложности его содержания. Ведущий зачитывает выбранный вопрос (задание). Команда, посовещавшись, даёт устный ответ. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов;
  • возраст участников: 10-14 лет;
  • победители награждаются;
  • игра - викторины может быть проведена как внутри класса, так и между разными классами на заключительном уроке в конце учебного года или организована как внеклассное мероприятие.

       Ход игры-викторины (Звучит музыка, на табло экрана размещено задание)

  • команды выбирают капитана и название своей команды.
  • ведущий объявляет тему;
  • участникам объясняются правила игры;
  • первый ход (выбор темы и вопроса) у команды выигравшей разминку.
  • разминка: на столах, перед каждой командой, лежат конверты с  пазлами (фото собора 25*45 см.), необходимо быстро собрать пазлы фото и отметить на карте города место нахождения Морского собора. Команда, выполнившая разминку быстрее, выбирает тему

и  вопрос. Если обе команды справились с заданием одновременно, то задаётся дополнительный вопрос капитанам.

3

  • ведущий зачитывает тему и выбранный вопрос. Команды обдумывают задание,

            выполняет его за обозначенное время (2 минуты) и дают устный ответ;

  • следующий ход за командой давшей правильный ответ;
  • в роли зрителей могут быть одноклассники, не вошедшие в команду. Если команды не отвечают на вопрос, то зритель может ответить устно, баллы могут учитываться как индивидуально, так и добавляться командам (своему классу);
  • жюри оценивает работу команд и  фиксирует их ответы (Приложение № 2);
  • критерии оценивания: победит команда набравшая большее количество баллов.

Ведущий: (Слайд № 2) читает стихотворение  Капитона Конюшева  «Воскресенский собор»

    «В который раз гляжу я на собор

Не  в силах скрыть восторг и умиленье.

Подобье кружева – цветной узор

Заворожил искусным исполненьем…

     Весь храм как белокаменное диво!

Высокий, виден он издалека.

Чешуйкою сверкает каждый лемех

На этих главах – богатырских шлемах,

Где тихо отдыхают облака» 

        Наш родной город Кронштадт –  красив и знаменит на весь мир своими архитектурными шедеврами. В нём много исторических и архитектурных памятников, но сегодня мы поговорим об истории создания, красоте и величии архитектурного памятника и великой Святыне не только нашего города, но и России –   Морском соборе Святого Николая Чудотворца. В этом году он празднует свой 100-летний юбилей. В прежние времена на всякое начинание спрашивалось небесное благословление. В 1902 году на месте будущего Собора протоиереем Иоанном Сергиевым был отслужен молебен на начало работ по расчистке территории и подготовке фундаментов, а 8 мая 1903 года на Якорной площади состоялась торжественная закладка кирпичных стен будущего Морского собора.

(Слайд № 3)

 Внимание, вопрос: почему Морской собор мы по праву можем называть храмом-памятником? (смотрим слайд № 3)

Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь - сохранившийся предмет культуры прошлого. Что значит помнить?

Памятовать – помнить, не забывать.  (Возможны следующие ответы учащихся)

4

  • Гордость нашего города;
  • Одна из ярчайших его достопримечательностей, достойных восхищения;
  • Наша память, соединяющая нас невидимой нитью с нашими предками.

Ведущий: Вы верно подметили, мы гордимся нашим городом и его историческим прошлым. И сегодняшняя игра-викторина поможет нам приоткрыть завесу истории.

       Демонстрация презентации игры-викторины, слайд с темами и вопросами. 

Выбор тем и вопросов может меняться в зависимости от подготовленности команд.

 (Слайд № 4)

  Выбор темы и вопроса

История: даты и события

5

10

15

20

География

5

10

15

20

Святые имена в истории Кронштадта

5

10

15

20

Архитектура собора

5

10

15

20

Морская романтика

5

10

15

20

(Слайд № 5)

Тема 1: История: даты и события

Вопрос на 5 баллов:  Назовите архитектора Морского собора и дату его строительства?

(Слайд № 6)

Ответ: Архитектор Морского собора Василий Антонович Косяков (1862-1921).

Морской собор строился 10 лет, с 1903 по 1913 гг., началом строительства считается 8 мая 1903, а окончание 21 июня 1913.

(Слайд № 7)

Тема 1: История: даты и события

Вопрос на 10 баллов: В 1898 году местом для сооружения Морского собора была выбрана Якорная площадь, а что находилось на ней раньше?

(Слайд № 8)

Ответ: Раньше Якорная площадь была занята складом громадных якорей от прежних военных судов, и предназначалась для проведения парадов войск.

5

(Слайд № 9)

Тема 1: История: даты и события

Вопрос на 15 баллов: В честь какого события в 1903 году был заложен Морской собор ?

(Слайд № 10)

Ответ: Морской собор был заложен в честь 200-летия Российского флота и в память русских моряков, погибших во всех войнах и сражениях с 1686 по 1910 годы. 

(Слайд № 11)

Тема 1: История: даты и события

Вопрос на 20 баллов: На какие средства строился Морской Собор?

(Слайд № 12)

Ответ: На строительство Собора Морское ведомство выделило  2/3 денег от общей его стоимости, были пожертвования высочайших особ и частных лиц, а также отчисления 1/4 от жалования офицеров и моряков Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

 (Слайд № 13)

Тема 2: География

Вопрос на 5 баллов:  Морской собор является высотной доминантой города Кронштадта и находится на площади. Что это за площадь, и  где она находится?

(Слайд № 14)

Ответ:  Морской собор является самым высоким сооружением города Кронштадта и находится на Якорной площади. А сама площадь находится в центре города.

(Слайд № 15)

Тема 2: География

Вопрос на 10 баллов: Морской собор построен по образу  и подобию собора Святой Софии, а где находился этот собор?

(Слайд № 16)

Ответ: Собор Святой Софии находился в Константинополе, теперь это город Стамбул в Турции, сейчас там мечеть.

(Слайд № 17)

Тема 2: География

Вопрос на 15 баллов:  При изготовлении мебели, дверей и окон собора чаще всего использовали два вида деревьев. Какие породы деревьев были использованы?

(Слайд № 18)

Ответ: При изготовлении мебели и дверей собора использовали - дуб, а для окон - сосну.

6

(Слайд № 19)

Тема 2: География

Вопрос на 20 баллов:  Для изготовления и украшения иконостаса, кафедры для проповедника, главного престола использовали натуральный белый и цветной мрамор. Откуда доставлялся разноцветный мрамор? 

(Слайд № 20)

Ответ: Натуральный белый и цветной мрамор  доставлялся с каменоломен Урала. Из мелкого, разноцветного мрамора была набрана «мозаика» для пола Морского собора.

(Слайд № 21)

Тема 3: Святые имена в истории Кронштадта

Вопрос на 5 баллов: Собор называют Морским собором во имя святителя Николая Чудотворца или Никольским Морским, почему выбрано имя этого святого?    

(Слайд № 22)

Ответ: Кронштадт всегда был морской гордостью  Российского флота. Морской собор это храм-памятник морякам, погибшим в море в военное и мирное время, а Святой Николай Угодник  издревле является покровителем и заступником всех моряков и тех странников - путешественников, кто в пути и разъездах.

(Слайд № 23)

Тема 3: Святые имена в истории Кронштадта

Вопрос на 10 баллов:  Этот человек особо почитаем в Кронштадте, он первым внёс свою лепту на сооружение будущего Храма - 700 рублей, благодаря его стараниям и молитвам стали поступать пожертвования из разных уголков России. Назовите имя этого святого человека.

(Слайд № 24)

Ответ: Святой  праведный  Иван Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Его знают во всех уголках нашей страны и за рубежом, но  особо почитаем этот святой в нашем городе. Рядом с его квартирой - музеем, в сквере, в 2009 г. был открыт памятник, скульптор Андрей Соколов.

(Слайд № 25)

Тема 3: Святые имена в истории Кронштадта

Вопрос на 15 баллов: Внутренние, нижние части стен собора были украшены панелями с памятными досками - 130 чёрного мрамора с именами погибших моряков, и 20 - белого мрамора. Чьи имена были выбиты на досках из белого мрамора?

7

(Слайд № 26)

Ответ: На 20 памятных досках из белого мрамора  были выбиты имена погибших священнослужителей, служивших на военных кораблях.

(Слайд № 27)

Тема 3: Святые имена в истории Кронштадта

Вопрос на 20 баллов: 20.11.2010 в Кронштадт вернулась великая святыня русского Военно-морского флота - носовой флаг (стяг-гюйс) с легендарного крейсера «Варяг».  Чем знаменит этот крейсер?

(Слайд № 28)

Ответ: В историю русско - японской войны (1904- 1905) навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.  Сейчас эта реликвия принадлежит Южной Кореи.

(Слайд № 29)

Тема 4: Архитектура собора

Вопрос на 5 баллов:  Что украшает соборную колокольню? 

(Слайд № 30)

Ответ: Соборную колокольню украшает православный крест, восстановлен в 2002 году.

(Слайд № 31)

Тема 4: Архитектура собора

Вопрос на 10 баллов:  Как называется верхняя часть собора, её форма напоминает шлем русского богатыря?

(Слайд № 32)

Ответ: Главная часть Морского собора перекрывает большой купол. Купол - выпуклая крыша в виде полушария.

(Слайд № 33)

Тема 4: Архитектура собора

Вопрос на 15 баллов:  Совсем скоро на звоннице Морского собора зазвучат колокола. А как называется праздничный колокольный звон?

(Слайд № 34)

Ответ: Праздничный колокольный звон называется благовест, он своим звоном разносит благую (светлую, добрую) весть всем людям.

8

(Слайд № 35)

Тема 4: Архитектура собора

Вопрос на 20 баллов:  Морской собор является православным храмом, его может посетить человек любой веры. В храме есть особое место - алтарь, а в чём его особенность, предназначение?

(Слайд № 36)

Ответ: Алтарь – стол («престол») для совершения таинства молитвы, т.е. возвышенное, центральное место храма, где священник молится во время службы в храме.

(Слайд № 37)

Тема 5: Морская романтика

Вопрос на 5 баллов: Колокол на звоннице храма или собора часто называют благовестом, а как раньше называли колокол на судне?

(Слайд № 38)

Ответ: Колокол на судне называют морской рындой.

(Слайд № 39)

Тема 5: Морская романтика

Вопрос на 10 баллов: Архитектор Морского собора Василий Косяков украсил купол храма морскими символами, какими? (Смотри на фото - слайд № 39)

(Слайд № 40)

Ответ: На  ленте украшающей купол собора представлены: морской якорь, вёсла, спасательный круг, трос.

(Слайд № 41)

Тема 5: Морская романтика

Вопрос на 15 баллов: Какие украшения (убранства) собора говорят о том, что это морской храм-памятник ?

(Слайд № 42)

Ответ: О том, что это морской храм - памятник  говорят многие детали:

     -    на куполе собора - лента из морских якорей,

     -    мозаичный пол раскрашен под морское дно,

  • внутри купола – изображение звездного  неба,
  • мозаики с кораблями, цепями и якорями, а также изображение судов, морских звезд, водорослей, крабов, рыб.

9

(Слайд № 43)

Тема 5: Морская романтика

Вопрос на 20 баллов: При составления проекта будущего собора архитектору В. Косякову были поставлены условия: «…высота купола и колокольни его должны быть такова, чтобы они могли служить приметными точками с …  и, чтобы крест морского храма был первым предметом, бросающимся в глаза ...». Какие слова пропущены?  

(Слайд № 44)

Ответ: «…высота купола и колокольни его должны быть такова, чтобы они могли служить приметными точками с моря,  и чтобы крест морского храма был первым предметом, бросающимся в глаза мореплавателю ...».

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина, все вопросы заданы и на них получены ответы, а результаты сейчас подведёт наше жюри. Впереди нас ждут новые встречи, и главная из них - открытие после реставрации храма-памятника Морского собора.

III этап: Заключительный

(Слайд № 44)

1. Подведение итогов игры-викторины

2. Награждение команд

3. Награждение участников-победителей заочной викторины "Морской собор".

Список используемой литературы:

1.Владимирский А. Святыни Кронштадта // Кронштадтский вестник.-2004.- № 20

   (18мая 2004).- С.10-11.

2.Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. - СПб.: «Паритет»,2004.-384с.

3.Крестьянинов В.Я. Кронштадт.- СПб.:Издательство «Остров»,2003.-160 с.

4.Крестьянинов В.Я. Кронштадт: Крепость. Город. Порт.- СПб.: Остров,2002.-160 с.

5.Кронштадт. Война. Блокада: Книга-альбом /Авт.-сост. А.И. Еськов.- СПб.:

    фонд «300 лет Кронштадту», фирма «Голанд»,2005.-168 с.

6.Левшин Р.А. Морской город - морскому Святому. Морской собор в Кронштадте.

   -СПб.: «Алаборг», Издательская служба Тихвинского Богородичного Успенского

    монастыря,2008.- 60 с.

7.Митюрин Д. «Для прославления флота...» // Россия.-2009.- № 1.- С.22-25.

8.Николаева Т.И. Морской собор Святителя Николая Чудотворца: сб.: 300 лет Кронштадту.

    - СПб,2004.-20 с.

10


                     Словарик

Честь -  этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Памятник

 – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь;

- сохранившийся предмет культуры прошлого.

Памятовать – помнить, не забывать.

Собор, храм, церковь – это место, где земной человек незримо соединяется с Богом.

Святой - личность, особенно чтимая в различных религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между Богом и людьми.

Почитание - чувство глубокого почтения, уважения к кому-либо, чему-либо.

Икона ("образ", "изображение") - это образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву.

Молитва - осмысленный, откровенный разговор с Богом.

Витраж - застекленная поверхность окон или дверей.

Мозаика - картина из кусочков камня и стекла.

Фрески - картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

Картина - произведение живописи в красках.

Купол - выпуклая крыша в виде полушария

Звонница - сооружение с проемами для церковных колоколов, колокольня.

Колонны – столбы, служащие опорой в здании.

Барабаны – цилиндрическая часть здания, поддерживающая купол.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Викторина

"Морской собор"

        Составитель Лёшина Татьяна  Васильевна

                  завбиблиотекой ГБОУ СОШ №427

г.Кронштадт

2013 г.


  1. Викторина посвящена
  2. 100-летию Морского собора

         Стоит собор - великоросс

         Он ясен, крепок, как мороз.

         Горят на солнце купола,

         Искрится снега мишура.

         Далёких предков вечный зов,

         Приносит радость и любовь,

         Душе даёт воскреснуть вновь.

1. Кто архитектор Морского собора?

2. Задача архитектора – построить удобно, просто, а задача зодчего?

3. Сколько лет строился Морской собор?

4. Собор называют Морским собором Святителя Николая Чудотворца, почему выбрано имя этого святого?

5. Морской собор является высотной доминантой г. Кронштадта и находится на площади... Что за площадь, где она находится?  

6. В 1898 году местом для сооружения собора была выбрана главная площадь, а что находилось на ней раньше?

7. В честь какого события в 1903 году был заложен Морской собор?

 

8. Морской собор построен по образу собора Святой Софии, а где находился этот собор?

9.В каком стиле построен Морской собор?

10. На какие средства строился Собор?

11. При изготовлении мебели, дверей и оконных блоков собора использовали два вида деревьев. Какие породы деревьев были использованы?

12. Для изготовления и украшения иконостаса, главного престола использовали натуральный белый и цветной мрамор. Откуда доставлялся этот  мрамор?

13.  Какие украшения собора говорят о том, что это храм для моряков?

14. Что украшает соборную колокольню?

15.  Колокол на звоннице храма или собора часто называют благовестом, а как называют колокол на судне?    

16. Морской собор виден издалека, а что служит ориентиром для моряков?

17. В интерьере нижние части стен были украшены панелями с памятными досками - 130 чёрного мрамора с именами погибших моряков, и 20 - белого мрамора. Чьи имена были выбиты на досках из белого мрамора?

18. Назовите имя человека, который словом и делом помогал строительству собора?

19. В здании собора работал музей, о чём рассказывали его экспонаты?

20. Во время Великой Отечественной войны купол собора был покрыт серой краской, а зачем это было сделано?

 

21. В 1941-1945 гг. Морской собор тоже воевал с фашистами, чем же он помог военному Кронштадту?

22. 20.11.2010 в Кронштадт вернулась великая святыня русского Военно-морского флота с легендарного крейсера. О каком событии рассказывает эта святыня?

23. Составь как можно больше новых слов из названия  - Морской собор.


                                                                                                                                 Приложение № 2

Для жюри

Лист регистрации ответов команд игры-викторины

"Дивный храм, открытый всем сердцам"

                                                   "       "_________________2013 г.

Темы игры-викторины

"Дивный храм, открытый всем сердцам"

Команда ______________

Школа________________

Класс__________________

Команда ______________

Школа________________

Класс__________________

Вопросы (баллы)

Вопросы (баллы)

5

10

15

20

5

10

15

20

История: даты и события

География

Святые имена в истории Кронштадта

Архитектура собора

Морская романтика

Итого: (количество баллов набранных командой)

 Члены жюри:_____________________________

                         ______________________________

                         ______________________________


                                                                                                                                                                                                                          Приложение № 3

Для жюри

Темы игры-викторины

Выбран-ный вопрос

вопрос

ответ

История: даты и события

5 баллов

Назовите архитектора Морского собора и дату его строительства?

Архитектор Морского собора Василий Антонович Косяков (1862-1921). Морской собор строился 10 лет, с 1903 по 1913 гг., началом строительства считается 8 мая 1903, а окончание 21 июня 1913.

История: даты и события

10 баллов

В 1898 году местом для сооружения Морского собора была выбрана Якорная площадь, а что находилось на ней раньше?

Раньше Якорная площадь была занята складом громадных якорей от прежних военных судов, и предназначалась для проведения парадов войск.

История: даты и события

15 баллов

В честь какого события в 1903 году был заложен Морской собор ?

Морской собор был заложен в честь 200-летия Российского флота и в память русских моряков, погибших во всех войнах и сражениях с 1686 по 1910 годы. 

История: даты и события

20 баллов

На какие средства строился Морской Собор?

 На строительство Собора Морское ведомство выделило  2/3 денег от общей его стоимости, были пожертвования высочайших особ и частных лиц, а также отчисления 1/4 от жалования офицеров и моряков Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

География

5 баллов

 Морской собор является высотной доминантой города Кронштадта и находится на площади. Что это за площадь, и  где она находится?

Морской собор является самым высоким сооружением города Кронштадта и находится на Якорной площади. А сама площадь находится в центре города.

География

10 баллов

 Морской собор построен по образу  и подобию собора Святой Софии, а где находился этот собор?

Собор Святой Софии находился в Константинополе, теперь это город Стамбул в Турции, сейчас там мечеть.

География

15 баллов

 При изготовлении мебели, дверей и окон собора чаще всего использовали два вида деревьев. Какие породы деревьев были использованы?

При изготовлении мебели и дверей собора использовали - дуб, а для окон - сосну.

География

20 баллов

Для изготовления и украшения иконостаса, кафедры для проповедника, главного престола использовали натуральный белый и цветной мрамор. Откуда доставлялся разноцветный мрамор? 

 Натуральный белый и цветной мрамор  доставлялся с каменоломен Урала. Из мелкого, разноцветного мрамора была набрана «мозаика» для пола Морского собора.

Святые имена в истории Кронштадта

5 баллов

Собор называют Морским собором во имя святителя Николая Чудотворца или Никольским Морским, почему выбрано имя этого святого ?    

Кронштадт всегда был морской гордостью  Российского флота. Морской собор это храм-памятник морякам, погибшим в море в военное и мирное время, а Святой Николай Угодник  издревле является покровителем и заступником всех моряков и тех странников - путешественников, кто в пути и разъездах.

Святые имена в истории Кронштадта

10 баллов

 Этот человек особо почитаем в Кронштадте, он первым внёс свою лепту на сооружение будущего Храма - 700 рублей, благодаря его стараниям и молитвам стали поступать пожертвования из разных уголков России. Назовите имя этого святого человека.

 Святой  праведный  Иван Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Его знают во всех уголках нашей страны и зарубежом, но  особо почитаем этот святой в нашем городе. Рядом с его квартирой - музеем, в сквере, в 2009 г. был открыт памятник, скульптор Андрей Соколов.

Святые имена в истории Кронштадта

15 баллов

Внутренние, нижние части стен собора были украшены панелями с памятными досками - 130 чёрного мрамора с именами погибших моряков, и 20 - белого мрамора. Чьи имена были выбиты на досках из белого мрамора?

На 20 памятных досках из белого мрамора  были выбиты имена погибших священнослужителей служивших на военных кораблях.

Святые имена в истории Кронштадта

20 баллов

20.11.2010 в Кронштадт вернулась великая святыня русского Военно-морского флота - носовой флаг (стяг-гюйс) с легендарного крейсера «Варяг».  Чем знаменит этот крейсер?

 В историю русско - японской войны (1904- 1905) навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.  Сейчас эта реликвия принадлежит Южной Кореи.

Архитектура

собора

5 баллов

Что украшает соборную колокольню? 

Соборную колокольню украшает православный крест, восстановлен в 2002 г.

Архитектура собора

10 баллов

 Как называется верхняя часть собора, её форма напоминает шлем русского богатыря?

Главная часть Морского собора перекрывает большой купол. Купол - выпуклая крыша в виде полушария.

Архитектура собора

15 баллов

 Совсем скоро на звоннице Морского собора зазвучат колокола. А как называется праздничный колокольный звон?

 Праздничный колокольный звон называется благовест, он своим звоном разносит благую (светлую, добрую) весть всем людям.

Архитектура собора

20 баллов

 Морской собор является православным храмом, его может посетить человек любой веры. В храме есть особое место - алтарь, а в чём его особенность, предназначение?

Алтарь – стол («престол») для совершения таинства молитвы, т.е. возвышенное, центральное место храма, где священник молится во время службы в храме.

Морская романтика

5 баллов:

 Колокол на звоннице храма или собора часто называют благовестом, а как раньше называли колокол на судне ?

 Колокол на судне называют морской рындой.

Морская романтика

10 баллов

 Архитектор Морского собора Василий Косяков украсил купол храма морскими символами, какими? (См. - слайд № 39)

 На  ленте украшающей купол собора представлены: морской якорь, вёсла, спасательный круг, трос.

Морская романтика

15 баллов

Какие украшения (убранства) собора говорят о том, что это морской храм-памятник ?

О том, что это морской храм - памятник  говорят многие детали:  на куполе собора - лента из морских якорей; мозаичный пол раскрашен под морское дно;  внутри купола–изображение звездного  неба;  мозаики с кораблями, цепями и якорями, а также изображение судов, морских звезд, водорослей, крабов, рыб.

Морская романтика

20 баллов

При составления проекта будущего собора архитектору В. Косякову были поставлены условия: «…высота купола и колокольни его должны быть такова, чтобы они могли служить приметными точками с …  и, чтобы крест морского храма был первым предметом, бросающимся в глаза ...». Какие слова пропущены?  

 «…высота купола и колокольни его должны быть такова, чтобы они могли служить приметными точками с моря,  и чтобы крест морского храма был первым предметом, бросающимся в глаза мореплавателю ...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

Методическая разработка урока немецкого языка. «ПОЕЗДКА ВСЕМ КЛАССОМ ПО ГЕРМАНИИ». ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

Thema:    Klassenfahrt   durch  Deutschland. Цели   урока:1.   Проверить  и  закрепить  знания...

Методическая разработка для проведения Всероссийского открытого урока чтения в 6 классе

Данная разработка поможет учителю организовать изучение романа В.Крапивина "Журавленок и молнии", исследовать в произведении образ учителя....

Методическая разработка итогового урока "История открытия и освоения Земли"

Итоговая работа по географии по теме «История открытия и освоения Земли» в  5 класс. Цель работы: закрепить и обобщить знания учащихся по изученному материалу, выявить уровень овладения...

Методическая разработка педагога организатора. "Зажги огонь в сердце Лидера"

Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедш...

Методическая разработка занятия-экскурсии "Храмы, построенные в честь князя Владимира"

Данная методическая разработка знакомит детей с иситорией России. Обогащает словарь, воспитывает нравственные качества....

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной гостиной "Горящее сердце поэта" к 85-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Этот материал может быть полезен учителям литературы, библиотекарям и педагогам дополнительного образования. В сценарии использованы воспоминания современником о Высоцком, цитируются стихи и звучат пе...