Статья на тему:"Особенности уроков истории и культуры Санкт-Петрбурга по ФГОС"
статья по краеведению на тему

Учитель истории Солошенко Ольга Викторовна

Учитель должен учесть все особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС.

Учебный предмет «краеведение» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде,соотнесения себя как личность с социальным опытом человечества.

ФГОС по истории и культуре Санкт-Петербурга направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_urokov_istorii_i_kultury_sankt.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности уроков истории и культуры Санкт-Петербурга по ФГОС

Учебный предмет «краеведение» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде,соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Главная цель изучения истории города в современной школе-образование,развитие и воспитание личности школьника,способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего города,страны и человечества в целом.Учитель должен учесть все особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС.Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

Личностные:

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • Понимание культурного многообразия мира,уважение к культуре своего и других народов

Метапредметные:

  • Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Предметные:

  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города и страны

ФГОС по истории и культуре Санкт-Петербурга направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Национальный воспитательный идеал:

Высоконравственный,творческий,компетентный гражданин России,принимающий судьбу Отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа.

Цель духовно-нравственного воспитания петербуржца:

  • принятие личностью базовых национальных ценностей,национальных  и  духовных традиций;
  • беспечение социальной преемственности поколений;

стать частью культуры своего народа,компонентом которой является система ценностей Концептуальная основа ФГОС по краеведению-системно-деятельностный подход:формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию,проектирование и конструирование социальной среды,активная учебно-познавательная деятельность,построение образовательного  процесса с учетом индивидуальных,возрастных,психологических и физиологических особенностей.

Особенностью урока в рамках деятельностного подхода становится:самостоятельное формулирование темы урока,целей и задач,определяя границы знания и незнания,планирование учащимися способов достижения намеченных целей.Учащиеся применяют формы самоконтроля,взаимоконтроля,самостоятельной коррекции,рефлексии-это главные отличия урока в режиме деятельностного подхода от традиционного .

Основные применяемые технологии:

  • информационные и коммуникативные,
  • технология,основанная на создании учебной ситуации,
  • технология проектного обучения,
  • технология,основанная на уровневой дифференциации обучения,
  • кейс-технологии                                                                 

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования (Стандарты второго поколения, Москва, Просвещение, 2010). Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новое. Основные задачи образования сегодня, – не просто вооружить выпускника набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности учителя на применение передовых образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов. При этом наиболее актуальным, стратегическим вектором в повышении качества образования является формирование ключевых компетенций и надпредметных способностей, позволяющих выпускнику «самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение всей дальнейшей жизни» (А.Фурсенко). Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей. Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

 Данный подход возможно осуществить при использовании  кейс- технологии, которая позволяет урок объяснения нового материала превратить в урок открытия новых знаний.

               Вокруг понятия образовательной технологии во всем мире ведутся серьезные дискуссии, не позволяющие дать ему однозначное, всеми принимаемое определение. В качестве основных характеристик педагогической технологии образования исследователи называют ее системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность, возможность тиражирования и переноса в новые условия.

Стало реальным осуществление на практике принципа индивидуализации обучения  с помощью  кейс-технологий. 

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников:

  • практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

  Применение  кейс - технологии   развивает следующие навыки

1. Аналитические     навыки

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3.Творческие        навыки.
     Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4.Коммуникативные навыки

        Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.
       В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6.Самоанализ

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Применяя кейс - технологию как  интерактивный метод  обучения,  я наблюдаю,  позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.  Не менее важно и то, что анализ ситуаций, применяемый мною на уроках,  способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

          Кейс  – единый информационный комплекс. «Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу».

В зависимости от специфических целей обучения   кейсы могут быть очень разными по содержанию и организации представленного в них материала: кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.  

Особенности разбора кейса: выявление ключевой проблемы, отбор необходимой информации  общее правило работы с "кейсами" – запрет на использование информации, которая находится "за рамками".

           С этой целью я предлагаю учащимся  выявить  в первую очередь ключевые проблемы "кейса" и понять, какая именно информация из представленной важна для их решения. Иногда   намеренно даю избыточную информацию, которую  нужно выявить и отсечь.  Предлагаю ребятам  войти в ситуационный контекст "кейса", определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, требуемые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.

   Рекомендую учащимся, приступая к анализу "кейса", обращать внимание не только на сам текст, но и на его приложения, которые могут включать в себя    заявления, справки, диаграммы, статьи, выдержки из документов   и др.   

            Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и  ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

           Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав  ученика. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напоминает кипящую плазму.

В современной России историческое краеведческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического,политического и культурного развития общества и его граждан.Стандарты ФГОС,новые технологии-основа будущего образования в Российской Федерации.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."

Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...

СТАТЬЯ "Особенности урока истории по ФГОС"

Статья "Особенности урока истории по ФГОС"...

Статья: “Насущная просветительская нужда” – уроки истории и культуры Санкт-Петербурга.

Школьник ощущает нехватку знаний не столько о том, как жили россияне до 1917 года, а в первую очередь, о том, как они понимали и воспринимали мир вокруг себя.В Санк-Петербурге мало семей, способных на...

Статья по теме «Особенности обновленных ФГОС по математике в 5-6 классах»

Статьяпо теме «Особенности обновленных ФГОС по математике в 5-6 классах»...

Научная статья на тему "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий» (из опыта работы)"

Тема: "Особенности организации и проведения начального этапа учебного занятия по ФГОС ООО и ФГОС СПО с использованием и применением игровых образовательных технологий (из опыта работы)"...