Внеклассная работа по литературному краеведению (А.В. Кольцов)
методическая разработка по краеведению по теме

Бородина Татьяна Федоровна

Внеклассная работа по литературному краеведению помогает приобщать учащихся к культурным традициям народа, способствует формированию чувства патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Ф.Бородина

(СОШ №55 г.Воронежа)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ (А.В.КОЛЬЦОВ)

        На протяжении всей своей педагогической деятельности работаю над проблемой нравственного воспитания. В течение пяти лет на факультативных занятиях «Голоса земли Алексея Кольцова» главной задачей для себя считаю формировать чувство патриотизма у учащихся.

        Неотъемлемой частью литературного образования является внеклассная работа. Использую разные формы, что в свою очередь позволяет учащимся проявить свои потребности, даже дарования, развить чувство прекрасного, эстетический вкус.

        Экскурсия как форма внеклассной работы позволяет не только совершать литературные прогулки по городу, литературным музеям, а также понять, что наш край богат талантливыми земляками.

        Мы побывали в Доме-музее Никитина, у могилы Кольцова и Никитина, возложили цветы

В литературном музее знакомились с экспозициями И.Бунина, А.Платонова, ездили по храмам города Воронежа, в Спасский пещерный храм Свято – Спасской женской обители села Костомарово.

        Запомнилась поездка в Покровский собор: «Жанр жития. Житие Сергея Радонежского. Житие Митрофана Воронежского», экскурсия в музей Д.В.Веневитинова (с.Новоживотинное).

        От любви к малой родине начинается уважение ко всей огромной стране. Помогаю через родное и близкое увидеть свою Родину, научиться её преданно любить, ценить и беречь.

        …В эту весну последние дни учёбы бежали очень быстро. Впереди нас ждало лето и увлекательная экскурсия по Дону. Я на одном из уроков нарисовала для старшеклассников увлекательную картину будущего путешествия. Они с нетерпением ждали конца учебного года.

        Наступил день сбора. Как тщательно ни готовились к нему, но в путь вышли не раньше двенадцати часов дня. Правда, первое нарушение графика мало кого тревожило, все жили одним страстным желанием открытия нового для себя мира.

        Наша экскурсия началась весьма интересно. Остановились недалеко от большого донского села Губарево. Разбили палатки, заготовили сушняку для костра на ночь, а, управившись со всеми делами, отправились в село.

        Впереди виднелись аккуратные мазанки и огромные особняки. Над ними – беспредельная синева неба. Усталый дремлющий воздух еле заметно перебирал блестящую листву тополей, вдали за селом рисовалась прозрачная гладь Дона, дальше луга, луга – целое зелёное душистое море. Сама природа располагала к чему-то душевному, вольному, широкому, звала к песне.

        И мы ее вскоре услышали по нашей просьбе на одной из улиц села Губарево, песню пела в кругу девушек уж немолодая, с сединой в висках женщина. Пела искусно, от всей души: «Обойми, поцелуй, приголубь, приласкай».

        Заинтересовались:

- Откуда у вас такая песня?

- Песня-то народная, мил-человек. А сложил её Кольцов – последовал ответ женщины.

        Ещё долго беседовали с бабулями. Вечером, когда запылал костёр, завели разговор об А.Кольцове, нашем поэте – земляке. Только на рассвете закончили свою повесть о тяжёлой жизни поэта, о его песенном даре.

        Вот так горел в степи костёр, горел ярко, но к рассвету угас. Люди думали, что он потух совсем. Но прошло время, и множество костров, таких же вот, как наш, горели в степи…

        Нет, не забыли люди Кольцова, и поныне поют его песни…

        Для моих учеников эта ночь у степного костра была первым большим открытием Кольцова как замечательного русского поэта. Затем в школе на факультативных занятиях я глубже познакомила ребят с творчеством А.В.Кольцова.

        Уверена, что увлекательная краеведческая работа постепенно расширяет узкий кругозор наших учеников.

Организация занятий по литературному краеведению даёт возможность опираться на два важнейших условия развития личности учащихся – творчество и интерес.

        Занятия творчеством усиливают интерес: информация не поступает к ученику в готовом виде, а добывается им самостоятельно в процессе исследовательской работы.

        Я, обобщая опыт изучения творчества А.В.Кольцова, даю методическую основу вопросов:

- о влиянии Воронежского края на талант поэта;

- об идейном содержании поэзии (поэтики), своеобразии фольклорных начал;

- о природе, крестьянском быте, отображенных в поэзии А.Кольцова;

- об изобразительно – выразительных средствах создания художественных образов;

- об эпистолярном наследии – памятнике словесности (письма А. Кольцова).

        Следует отметить, что внеклассная работа по литературному краеведению помогает приобщать учащихся к культурным традициям народа, способствует формированию чувства патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)

Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

внеклассное мероприятие по литературному краеведению

Данное мероприятие проводилось при изучениии курса "Литератрное краеведение" в 7 классе. Материалы конспекта помогут  педагогам выбрать интересные формы работы с учащимися по данному направлению...

Внеклассное мероприятие по литературному краеведению (встреча с поэтом, композитором Цыреном Шойжонимаевым) ТЕМА: «Певец вечной любви»

Познакомить  с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции –  Ц.Д.Шойжонимаевым; ввести учащихся в мир поэзии, музыки,  достичь глубины ...

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению...