урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея"
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Елена Викторовна Чернякова

урок географии 8 класс (региональный компонент) "Святые источники села Голубея" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка серии уроков по теме

«Святые источники села Голубея»

Автор: Чернякова Елена Викторовна,

учитель географии МБОУ Дубровской №2 СОШ

Дубровка 2015


Тема: СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ СЕЛА ГОЛУБЕЯ

Класс:8

Продолжительность: 3 академических часа

Тип  урока: урок решения проектных задач

Основные виды деятельности: проектная и исследовательская

Форма работы: групповая

Оборудование:  лабораторное оборудование: химические стаканы, пробирки, мерные цилиндры, лакмусовая бумага, солемер, листы белой бумаги, лист с текстом 12 шрифта, фотоаппарат, спутниковая карта села Голубея Дубровского района и его окрестностей

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • сформированность учебно-познавательного интереса к изучению родного края, собственных мировоззренческих позиций, способность к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, понимание и принятие правил работы на занятии;

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • находить достоверные сведения в источниках информации, анализировать и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выполнять учебно-информационные проекты

Регулятивные УУД

  • уметь определять цель в процессе учебной деятельности, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели;

Коммуникативные УУД

  • организовывать работу в группе, излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позиции другого, корректировать свое мнение под действием контраргументов, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

Личностные УУД

  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать и проявлять себя гражданином России, своей малой родины

Предметные:

  • понимать особенности климата внутренних вод Дубровского района; давать характеристику водных объектов; читать спутниковую карту и обозначать на ней географические объекты, оценивать качество воды в источнике; создать информационный проект о Святых источниках села Голубея.

Варианты проведения:

  1. экскурсия с выездом на объект исследования (возможен при наличии транспорта в дополнительное время)
  2. аудиторный урок, предполагает предварительный выезд на источники для взятия проб воды

Проект  уроков

Этап  №1

Подготовительный этап.

Этап планирования.

Начало этапа исследования. Изучение литературных источников

Этап №2

Продолжение исследования.

Составление паспорта родников

Этап №3

Оформление проектной работы.

Изготовление проектного продукта - презентации

Представление проектов.

Рефлексия.


КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности  учащихся

Продукт

(результат)

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I.Организаци-онный момент

Проверяет готовность учащихся

Создает эмоциональный настрой на изучение темы

Русский народ всегда с благоговением относился к воде и видел в ней источник огромной духовной силы. Русский исследователь-этнограф С. В. Максимов в работе «Вода царица» пишет, что «еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали такое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие философские системы древних, которые, при всей их наивности, все-таки успели установить один незыблемый принцип: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может быть жизни».

В нашем Дубровском крае с давних времен сохранилось особое благоговейное отношение к некоторым родникам. Самый известный Святой родник Дубровского района находится в окрестностях села Алешня. В последнее время посещение этого источника входит в маршрут брянских туристических агентств

Эмоционально настраиваются на эффективную работу

Приветствуют  учителя, слушают и воспринимают речь учителя

Готовят  свое рабочее место, проверяют оборудование

II.

Ценностно-мотиваци-онный этап.

- Задает проблемный вопрос: 

таких особо почитаемых источников в Дубровском районе еще два. И расположены они в старинном селе Голубея. Что это за источники, что вы о них знаете?

К сожалению, достоверной информации об источниках Святой Троицы и 12 апостолов нет даже в районной библиотеке. Поэтому я предлагаю вам провести самостоятельные исследования и оформить информационные буклеты о святых источниках села Голубея.

Корректирует  тему и цели урока.

Анализируют,

доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Решают проблемную ситуацию

Строят речевые высказывания

Формулируют тему и цели  урока

Запись  учащимися темы урока в тетради

III Ориентаци-онный этап.

Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, формирует группы, организует планирование.

-Вспомните план описания родника?

- Какие методы надо использовать? - Какие приборы вам понадобятся?

- Какие источники информации будете использовать?

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Исследуют условия учебной задачи

Осуществляют планирование, прогнозирование (предвосхищение результата)

План паспорта источника

(приложение 1)

IV Поисково-деятельност-ный этап.

1. История святых источников

Организует работу в группах с различными источниками информации:

  1. Полозов, В. Возвращаюсь к тебе, Голубея;
  2. Радуге над дубровкой сиять. История. События. Люди родного края.
  3. Стародумова, Е. Страна чудес // Знамя Труда.-2013.-24 авг.- С. 2

Представление итогов работы.

Анализируют, выбирают, структурируют  информацию.

Составляют сообщение

Работают в группах:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Представляют результат работы группы

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Осуществляют самоконтроль деятельности

Краткое описание истории святых источников

(приложение 2)

2. Описание источников на местности или по картам и пробам воды

(урок №2)

Организует работу  в группах по составлению паспортов источников Святой Троицы и 12 апостолов.

Контролирует работу учащихся в группе

Проводят коллективное исследование,  строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы;

приобретают новые знания о природных водах Дубровского района, заполняют паспорт источников

Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Готовят отчет о своем исследовании

Осуществляют самоконтроль деятельности  и результатов в соответствии с целями

Заполненный учащимся паспорт источников

(приложение 3)

3.Стадия осмысления

(урок №3)

Организует объединение результатов работы в группах, разрабатывая собственный информационно-туристический продукт

Осмысливают информацию создают собственную информацию и представляют в соответствии с учебными задачами: формляют  информационный проект

Организуют совместную деятельность,

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Информационно-туристический проект-презентация

(приложение 4)

V.  Представление мини-проектов

Формирует мотивацию к восприятию информации

Представляют  информационный проект;

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Выступают перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении. Воспринимают ответы товарищей

Контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

VI.Итог урока

Саморефлек-сия

Стимулирует учащихся дать анализ и оценку успешности достижения цели, оценку своей работы

Диалоговое общение

(методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось…,  я достиг (не достиг) цели, потому что…)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений.

Рефлексия своих знаний

Самооценка достигнутых целей


Приложение 1

Паспорт родника

  1. Название источника
  2. Населенный пункт
  3. Место нахождения родника.
  4. Элемент рельефа
  5. Характер почв.
  6. Характер вытекания воды (вытекает спокойно, бурлит, бьет струйками, фонтанирует и т. д.)
  7. Участие источника в питании ручья, реки, озера.
  8. Расстояние источника от уреза реки
  9. Растительность вблизи родника
  10. Температура воды.
  11. Дебит источника.
  12. Оценка качества воды источника
  13. Состояние источника
  14. Хозяйственное использование источника


Приложение 2

Источник Святой Троицы

Источник расположен на правом коренном склоне реки Десны в семидесяти метрах к северовостоку от храма Пресвятой Троицы. Как говорят старожилы, начало берет он прямо под церковью, поэтому и почитается как целебный, и название получил по названию храма.

Вода в нем в летнюю жару очень холодная, а зимой кажется почти теплой. В 1960 году местный житель Василий Никитин возил родниковую воду на анализ в Брянск, были получены документы, подтвердившие ее хорошее качество.

По собственному руслу ключевая вода течет в озеро, расположенное выше уровня Десны. Вода в озере никогда не пересыхала, благодаря постоянной ключевой подпитке.

В 2008 году начались работы по очистке и благоустройству озера. Родник тоже облагородили, очистили и сделали к нему удобный подход. У родника построена красивая часовня, обустроена купель. Для приходящих поставили кружку, и каждый может испить целебной «голубеевской» водицы. По желобу кристально чистые струи льются в купель и каждого паломника «окатывают» сверху, а не «обжигают» при погружении, как обычно. Самые закаленные, с Божьей помощью, могут и постоять под ледяными родниковыми струями, что бьют сверху водопадом. Получается целебный душ, из-под которого быстро не уйдешь. Не захочется.

На праздник Богоявления – Крещение Господне – жители Дубровки и соседних районов приезжают на источник набрать воды и окунуться в купели.

Об источнике Святой Троицы есть свои замечательные истории …При ехали мужички из Дубровки колодец рыть, чтобы сень над ним поставить. Рыли, переговаривались и как бы между прочим крепкое словцо подпускали. И ушла вода. «Закрылся» источник, словесной скверны не потерпел. Долго ли коротко ли, но приехал в Голубею мальчик к бабушке на лето. Подошел к отцу Николаю, что в то время служил в храме Пресвятой Троицы: благословите, мол, воду поискать. И нашел! Как это у него получилось, история умалчивает.

В октябре 1941 года источник помог продержаться до подхода подкрепления солдатам 279 дивизии  50-й армии, которые окопались за церковью в Голубе, сдерживая натиск врага.

Источник Двенадцати Апостолов

Источник Двенадцати Апостолов расположен в километре к юго-западу от храма села Голубея, на дне балки.

В этом удивительном месте 12 родников, пробившихся по кустистым оврагам, перед впадением в Десну сливаются в один полноводный ручей.

С чем же идут сюда люди? Что целебного, как утверждают знатоки, в водах обыкновенного, казалось бы, ключа? И откуда название – Двенадцати  Апостолов? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к Библии.

Было у Иисуса Христа 12 верных апостолов, которые в последствии, исполнившись благодати Божьей после земной смерти своего учителя, проповедовали его учение во всех землях, стали основателями Церквей земных. Не все пришли к Иисусу одновременно. Первыми пошли за Ним Симеон, впоследствии названный Петром и брат его Андрей, покровитель Руси, прозванный Первозванным. Позднее к ним присоединились Фома и Матфей, Иаков Заведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Иаков Алфеев и Фаддей, Симон Канонит и …Иуда Искариот. Последний, как известно, предал своего учителя и, раскаявшись, повесился. А апостолом стал Павел, бывший гонитель, а потом  истовый проповедник веры Христовой.

Наши предки, конечно же, хорошо знали Святое Писание, и поэтому иногда события библейские увязывали с чисто земными, придавая им религиозный смысл. Так в окрестностях села Голубея, несколько ручейков из родников, пробившихся по кустистым оврагам, сливаясь, образовали ручейки, которые вырывались на просторы и образовали большой ручей. И, может быть, так и остались бы они безымянными, если бы не число их, которых оказалось ровно 12. Кому первому пришла в голову мысль назвать эти источники в честь 12 Апостолов, история не сохранила. Но десятки, а может быть, сотни лет приходят прихожане и паломники к месту слияния двух последних ручейков набрать кристально чистой воды, считающееся целебной, окропить себя благодатной влагой, отдохнуть в тени и прохладе.

Жители села всегда заботились о своих святынях. Василий Григорьевич Зернин взял шефство над источником. Летом косил траву, зимой снег убирал, расчищая к нему дорогу. А потом вместе со священником Свято-Троицкого храма отцом Николаем (ныне, к сожалению, покойным) решили обустроить благословенное место. С материалом помогли спонсоры – уроженцы Голубеи Сергей Большунов и Николай Прохоренко.

В 2006-м над источником установили беседки и деревянный крест, повесили вышитое полотенце, в топких местах навели мостики, оборудовали купель согласно христианским канонам. 13 июля, в день Собора Двенадцати Апостолов, совершили Божественную литургию в храме и крестный ход к месту слияния источников.

С тех пор церковная служба в этот день проходит здесь ежегодно. Приезжает очень много народу из Дубровского. Жуковского районов, Брянска, Рославльского района Смоленщины. В 2007 году это место посетил тогдашний епископ Брянский и Севский Феофилакт.


Приложение 3

Оценка качества воды в источниках

В соответствии с Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.1.4.550-96 «Питьевая вода» под определением питьевая вода высокого качества понимается:

- питьевая вода с отвечающая органолептическими показателями — прозрачная, без запаха и с приятным вкусом;

- питьевая вода с рН = 7—7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л;

- питьевая вода, в которой общее количество растворенных минералов не более 1 г/л;

- питьевая вода, в которой опасные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли их ПДК, или абсолютно отсутствуют

- питьевая вода, в которой абсолютно нет болезнетворных бактерий и вирусов.

Определение прозрачности воды.

Для оценки прозрачности используйте следующие характеристики:

  • Прозрачная вода;
  • Слабо «опалесцирующая» вода (от слова «опал» - молочно-белый минерал с радужным оттенком, здесь имеется в виду именно этот отлив);
  • Слабо мутная;
  • Мутная;
  • Очень мутная.

Определение цвета воды

Налейте около 100 мл испытуемой воды в колбу белого стекла и определите окраску воды, просматривая ее на белом фоне. Мутную воду перед рассмотрением цвета следует отфильтровать. Вода может быть бурой, светло-коричневой, желтой, светло-желтой, зеленоватой, бесцветной.

Определение характера и интенсивности запаха.

Характер и интенсивность запаха воды определяют следующими испытаниями:

а) ощущение воспринимаемого запаха только что набранной воды при температуре окружающей среды (землистый, хлорный, бензиновый и т. д.);

б) определение запаха при нагревании до 20оС (воду нагревают в круглодонной колбе на спиртовой или газовой горелке). Для этого отбирается 100 мл воды в колбу, которую закрывают пробкой. После нагревания содержимое колбы перемешивают вращательными движениями, частично открывая пробку и определяют интенсивность запаха исходя из таблиц.

                                                                                        Таблица 1.

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, глинистый

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

                                                                                        Таблица 2.

Шкала интенсивности запаха

Балл

Показатель

0

Нет запаха

1

Очень слабый (обычно не замечается)

2

Слабый (обнаруживается потребителем, если на него обратить внимание последнего)

3

Заметный (легко замечаемый)

4

Отчетливый (обращающий на себя внимание)

5

Очень сильный (делает воду непригодной для питья)

В питьевой воде при температуре 20о С допустимо наличие запаха не более 2 баллов.

Определение вкуса питьевой воды.

Вкус определяют при температуре 20о С. Воду набирают в рот маленькими порциями, не проглатывают. Сила вкуса и привкуса выражается в баллах:

0 баллов – отсутствие привкуса;

1 балл – очень слабый;

2 балла – слабый;

3 балла – заметный;

4 балла – отчетливый;

5 баллов – очень сильный.

Вкус различают соленый, горький, кислый, сладкий; привкус: щелочной, железистый, хлорный, вяжущий и пр. Сила привкуса при температуре 20о С недолжна превышать 2 балла.

Определение показателя рН.

Вода остается пригодной для питья, если рН соответствует 6,5 – 7,5.

рН можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги, которая изменяет окраску в зависимости от рН раствора.

Дополнительные исследования:

  1. Есть ли осадок после суточного отстаивания воды в трехлитровой банке? Какой осадок: хлопьевидный слизистый, хлопьевидный желтовато-коричневый, плотный белый, плотный бурый, сероватый, песок, глина, растительные остатки?
  2. Образуется ли накипь или рыхлый осадок после кипячения воды? Каков цвет накипи?

Наличие осадка может говорить о попадании загрязненных вод. Наличие накипи свидетельствует о повышенной жесткости воды (повышенном содержании солей кальция и магния). Бурый или желтый цвет накипи - об увеличении количества растворенного железа и его окислов.

  1. Измерение общего солесодержания в воде с помощью EC/TDS Гидротестера COM-80.

Результаты исследования приведены в таблице.

Параметры

Вода источника Двенадцати Апостолов

Вода источника Святой Троицы

Водопроводная вода

Прозрачность

Прозрачная

Прозрачная

Прозрачная

Цвет

Бесцветная

Бесцветная

Бесцветная

Запах

0 баллов

0 баллов

0 баллов

Вкус

1 балл

землистый

0 баллов

2 балла

железистый

рН

7,0

6,5

6,5

Общее солесодержание

257 мг/л

319 мг/л

199 мг/л

Наличие осадка после суточного отстаивания

отсутствует

отсутствует

отсутствует

Смывание мыла

быстро

быстро

быстро

Наличие и цвет накипи

Мало, белого цвета

Мало, белого цвета

Много, бурого цвета

Вывод: вода из источников соответствует (СанПиН) 2.1.4.550-96 «Питьевая вода» по органолептическим показателям, рН и общему солесодержанию.

По сравнению с водопроводной водой имеет больше растворенных минеральных солей и меньше растворенного железа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

Урок по географии 6 класс "Вулканы, гейзеры, горячие источники"

Урок географии в 6 классе "Вулканы,гейзеры, горячие источники"....

Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....

Урок мастер-класс по географии «Современные рельефообразующие процессы Белгородской области на примере рельефа ПТК села Палатово"

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Педагогическая технология обучения: приёмы технологии интерактивного обучения в проектной ...

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

К вопросу о первом упоминании в источниках села Углянец.

Краткая статья об истории появления села Углянец....