Урок по реализации регионального содержания в образовании Интегрированный урок по географии и физике «Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура». 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Заозерская Людмила Валентиновна

Урок  с применением   регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon с региональным компонентом72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по реализации регионального содержания в образовании

Интегрированный урок по географии и физике

«Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура».

7 класс.

Заозерская Людмила Валентиновна – учитель географии

Луцык Надежда Васильевна –  учитель   физики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ясненская средняя общеобразовательная

школа № 7»

Муниципального образования

«Пинежский муниципальный район»

164628 п.Ясный, ул.Мира, д.11,

Пинежского района, Архангельской области

Тел./факс (81856) 27009, E-mail yas-shkola@yandex.ru           ИНН/КПП  2919003844/291901001

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ  6-10 КЛАССОВ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.-2-Е ИЗДАНИЕ.-М.:000 «ТИД «РУССКОЕ СЛОВО-РС»,2010.

УЧЕБНИК «ГЕОГРАФИЯ 6 » Е.М.ДОМОГАЦКИХ Н.И.АЛЕКСЕЕВСКИЙ М, «РУССКОЕ СЛОВО»,2010

«ГЕОГРАФИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 8-9» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.М. БЫЗОВОЙ,Я.К.ПЕРМИНИНОЙ М, «СПОРТ АКАДЕМПРЕСС»,2001

ПРОГРАММА « ФИЗИКА 7-9»  А.В. Перышкин,  Е.М. Гутник   , М., «ДРОФА», 2007

УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7» А.В. Перышкин, М.,  «ДРОФА», 2008.

2012

                               

Путешествие на метеостанцию М-2 « Сура». 7 класс.

Цель:

Применение  знаний полученных в курсе географии и физики  для исследования  атмосферных явлений в ходе заочного путешествия на метеостанцию М-2 « Сура».

Задачи :

Образовательная:

- Продолжить формирование умения применять свои знания по  физике и географии.

Развивающая:

- На основе межпредметных  связей показать синтез знаний географии и физики в      работе метеоролога

Воспитательная:

-Расширить кругозор и   повысить  интерес к   родному  краю в связи со столетием метеорологической службы на Севере.

-Познакомить  с профессией метеоролога .

Форма урока: заочное путешествие.

Оборудование: презентации, раздаточный материал, барометр, термометры для измерения температуры воздуха и почвы, психрометр с таблицей.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительная часть.
  3. Сообщения учащихся.
  4. Физкультминутка.
  5. Практическая часть.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Содержание урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы, цели урока. (презентация №1,  слайд 1)
  2. Вступление.

Учитель географии:

-   В  земной  атмосфере  непрерывно  происходят  разнообразные  физические,  химические,  биологические  и  другие  процессы,  изменяющие  состояние  как нижних,  так  и  более  высоких  её  слоёв.

Наука,  изучающая  атмосферные  процессы,  называется  метеорологией.(записать в тетрадях).) (  слайд 2 ).

Человек  с  незапамятных  времён  проявлял  большой  интерес  к  окружающей  природной  среде.  Первые  записи  о  погодных  явлениях,  дошедшие  до  нас,  были  сделаны  ещё  за  3 тысячелетия  до  нашей  эры.  К  IX в.н.э.  относятся  записи  о  погоде  в  русских  летописях.  Метеорологические  приборы  начали  появляться  в  Западной  Европе  в  конце  XVI в.,  а  регулярные  наблюдения  стали  проводиться  веком  позднее. Как  установлено  по  архивным  документам,  первые  регулярные  наблюдения  за  погодой  в  Москве  были  начаты  ещё  в  1650 г.  19 декабря  1725 г.  Петербургская  академия  наук  приступила  к  регулярным  инструментальным  метеорологическим  измерениям.

Метеорологические  станции  на  Севере  появились  ещё  в  начале  XIX века,  но  лишь  летом  1912 года  после  создания  в  г.Санкт-Петербурге  при  Отделе  торговых  портов  Министерства  торговли  и  промышленности  гидрометеорологической  службы  была  организована  Гидрометслужба  Северного  Ледовитого  океана  и  Белого  моря  в  г.Архангельске  с  Центральной  станцией  во  главе.  С  этого  момента  и  ведётся  отсчёт  Гидрометеорологической  службы  Севера.  Целью  создания  службы  было  ежедневное  оповещение  торговых  портов  и  пунктов  о  состоянии  погоды  и  моря,  о  предстоящих  штормах,  движении  льдов  и  др. (  слайд 3 )

Первым  начальником  службы  был  А.И.Бориславский,  штабс-капитан  запаса  инженерных  войск,  выпускник  Санкт-Петербургского  университета.

В  процессе  многочисленных  реорганизаций  и  преобразований  с  1 января  1956 года  управление,  учитывая  его  межрегиональное  значение,  стало  называться  Северным  и  сохраняет  это  название  до  настоящего  времени.  Развитие  Северного  УГМС  происходило  вместе  с  развитием  Гидрометслужбы  страны.  Расширялось  обслуживание  различных  отраслей  народного  хозяйства  Севера,  внедрялась  новая  техника,  методы  наблюдений  и  обработки,  новейшие  методики  прогнозов  погоды.  Сегодня  Северное  территориальное  управление  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды – это  специализированное  многофункциональное  учреждение  Федеральной  службы  России  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды,  осуществляющее  свою  деятельность  на  территории  8 субъектов  РФ  в  4 федеральных  округах.

-  Как вы считаете, ребята, для чего нужны наблюдения за погодой ?

-ответы детей; обобщение на слайде 4.

  • непосредственного  обеспечения  организаций  сведениями  о  метеорологических  условиях  в  пункте  наблюдения;
  • оповещения  населения  и  организаций  о  неблагоприятных  и  опасных  атмосферных  явлениях;
  • обеспечения  прогностических  служб  необходимыми  данными  для  составления  прогнозов;
  • накопления  и  обобщения  данных  о  климате.

 

Учитель физики:

- Наблюдения  за  погодой  осуществляются  на  специально  оборудованных  метеорологических  станциях.  Все  станции  в  мире  производят  наблюдения  одновременно  в  единые  синоптические  сроки  (8 раз  в  сутки  через  3 часа)

по  Всемирному  скоординированному  времени,  которое  соответствует  времени  на  нулевом  меридиане  (время  по  Гринвичу). (  слайд 5 )

Наблюдения  за  атмосферными  явлениями  и  состоянием  погоды  ведутся  на  станциях  непрерывно  в  течение  суток.

В  обязательную  программу  наблюдений  входит:  измерение  8 раз  в  сутки  температуры  и  влажности  воздуха,  направления  и  скорости  ветра,  атмосферного  давления,  температуры  почвы,  видимости,  высоты  нижней  границы  облачности,  а  также  определение  количества  и  вида  облаков;  2  раза  в  сутки  измеряют  количество  выпавших  осадков;  1 раз  в  сутки  измеряют  высоту  снежного  покрова.

Кроме  обязательных  наблюдений  для  каждой  конкретной  станции  Гидрометцентром  могут  быть  установлены  дополнительные  наблюдения.  К  ним  относятся:  наблюдения  за  продолжительностью  солнечного  сияния,  солнечной  радиацией,  полярными  сияниями,  гололёдно-изморозевыми  отложениями,  испарением,  глубиной  промерзания  почвы,  наблюдения  за  ростом  и  развитием  растений  и  др.

Метеостанции  располагают в   местах,  где  изменения  окружающей  среды,  вызванные  деятельностью  человека,  минимальны  и  предназначают  для  установления  вековых  тенденций  изменения  климата  на  данной территории. В  нашей  стране  таких  станций  около  400.

В  Пинежском  районе  наблюдения  за  погодой  осуществляют  3  метеостанции,  которые  находятся  в  с. Карпогоры, п. Пинега  и  с.Сура.(запись в тетрадях).

Мы приглашаем вас на  заочную экскурсию  на метеостанцию М-2 «Сура». (  слайд 6,7 )

Метеорологическая  станция М-2 «Сура»  была  организована  в  1913 году  по  программе  III разряда  Главной  физической  обсерваторией.  Наблюдения  проводились  нерегулярно.  Первым  наблюдателем  был  священник  местной  церкви  Ручьёв  Александр  Григорьевич. (  слайд 8 )

В 1956 году метеостанция принимала участие в Выставке Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) и получила медаль. (  слайд 9 )

Кроме  метеорологических  наблюдений  метеостанция  М-2 «Сура»  осуществляет  контроль  загрязнения  окружающей  среды.  Он  заключается  в  ежедневном  измерении  мощности  экспозиционной  дозы  гамма-излучения  (уровень  радиации),

а  также  производится  сбор  атмосферных  осадков  и  отправка  их  в  химическую  лабораторию  г.Архангельск  для  анализа  содержания  в  них  различных  веществ. (  слайд 10 )

В  настоящее  время  в  штате  станции  состоит  5 человек,  имеющих  специальное  образование.

Данные  метеорологических  наблюдений  за  каждый  синоптический  срок  в  закодированном  виде  передаются  в  Гидрометцентр  г.Архангельск  с  помощью  SMS-сообщений.  Кроме  этого  производится  обработка  данных  наблюдений  с  помощью  специальных  компьютерных  программ,  в  результате  чего  получают  различные  таблицы,  графики,  диаграммы,  характеризующие  климат. (  слайд 11 )

Большинство  метеорологических  наблюдений  производится  на    метеорологической  площадке,  на  которой  устанавливаются  приборы. (  слайд 12 )

3) Сообщения учащихся:

1)Измерение температуры воздуха и почвы. . (  слайд 12 )

Измерение температуры входит в обязательную программу наблюдений.

Температуру воздуха измеряют термометром ,который находится в тени  на высоте 2 м., чтобы излучение Солнца не влияло на показания.

Измерения производят с интервалом в 3 часа,8 раз в сутки.

Также измеряют температуру почвы (  слайд 13 ). Используют 3 термометра:

1 – показывает температуру почвы в момент наблюдения;

2 – максимальную температуру между наблюдениями;

3 – минимальную температуру.

С мая по октябрь 4 термометра специальной конструкции измеряют  температуру почвы на глубине 5,10,15.20 см.

Измерение атмосферного давления. . (  слайд 14 )

Измерение атмосферного давления производят с помощью ртутного барометра. Это      самый точный барометр ,т.к. пружины анероидов со временем теряют упругость, и показания становятся неточными.

На метеостанциях есть также барограф. (  слайд 15 ) Четыре металлических коробочки, из которых выкачан воздух  , соединены пружиной со стрелкой. Под  давлением атмосферы стрелка не просто движется , но и оставляет след на миллиметровой бумаге. Бумагу надевают на специальный цилиндр , который вращается с помощью часового  механизма. Каждый понедельник оператор снимает миллиметровую бумагу , на которой видно , как менялось атмосферное давление в течение недели.

3)Измерение влажности воздуха. (  слайд 16)

Окружающий нас воздух всегда содержит в себе водяные пары.

Влажность воздуха зависит от времени года. Зимой воздух очень сухой, осенью и весной  –влажный.

Влажность зависит также от температуры. При одном и том же содержании водяного пара теплый воздух будет сухим ,а холодный- влажным.

Относительная влажность воздуха показывает, как близок или далек водяной пар в воздухе от состояния насыщения. Для определения влажности воздуха используют психрометры и гидрометры.

Психрометр состоит из 2-х термометров. Один из них показывает температуру воздуха. Шарик второго обмотан влажной тканью (батистом) и показывает более низкую температуру.

Если воздух сухой, то влага с ткани испаряется, и разность показаний термометров будут больше. Если влажность высокая ,то испарение затруднено, и разность показаний термометров невелика. По разности показаний с помощью таблиц определяют влажность воздуха.

Действие волосного гидрометра(  слайд 17 ) основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности воздуха. Для этой цели используют длинный волос натуральной блондинки.

Стрелка по шкале указывает влажность воздуха.

Учитель географии: облака, их виды, образование облаков. (  слайд 18,19,20)

  1. Физкультминутка .(слайд 21)
  1. Исходное  положение - руки на поясе. Работаем стрелкой барометра. Давление упало наклон влево, прямо давление  нормальное. Наклон вправо - давление выше нормы. Повторяем!
  2. Облака в атмосфере располагаются по ярусам. Исходное положение руки  вниз, пальчики  указывают на слоистые облака, Руки вперед  на уровне плеч, пальчиками указываем – кучевые облака, руки вверх указываем на перисто-слоистые облака. Встали на носочки, потянулись к самым высоким –перистым облакам.
  3. На метеостанциях есть прибор для измерения направления и скорости  ветра- анемометр. Поработаем анемометрами. Исходное  положение руки согнуты в локтях кисти прижата к плечам. Делам повороты туловища вправо, влево, постепенно увеличивая скорость (от штиля до штормового предупреждения и обратно до штиля).
  4. Сообщения учащихся:

Измерение высоты облаков.

Высоту облаков измеряют с помощью радиолокации.

В ящике находится радиолокатор ,который испускает электромагнитную волну ,и принимает её после отражения от облака. (  слайд 22 )

Высоту облака можно рассчитать по формуле ,

где  v – скорость радиоволны ,она равна скорости света, 300 000 км/с. (  слайд 23 )

Оператор на станции считывает данные по шкале, проградуированной в метрах.                   ( слайд 24 )

Учитель физики:В  июне  2011 года  на  метеостанции  М-2 «Сура»  установлен  автоматический  метеорологический  комплекс  (АМК),  который  ежеминутно  измеряет  температуру  и  влажность  воздуха,  температуру  почвы,  атмосферное  давление,  направление  и  скорость  ветра.  Все  измеренные  величины  отображаются  на  экране  монитора.  В  синоптические  сроки  АМК  в  автоматическом  режиме  создаёт  телеграмму  и  отправляет  её  в  Гидрометцентр. (  слайд 25 )

Специальность  метеоролог  можно  получить  в  следующих  учебных  заведениях:

    ( презентация №2 )


  1. Практическая часть

Учащиеся делятся на группы по 2 человека, каждая группа получает задание. После  выполнения заданий каждая группа отчитывается у доски. Задания высвечиваются на слайдах  для общего обозрения  (презентация № 3)

  1. Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.

В заключение урока составляется «радиограмма» включающая температуру воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, направление ветра, облачность (от 0 до 10) (записывается на доске, в тетрадях).

  1. Домашнее задание: мини-сочинение: «У природы нет плохой погоды ».

                               Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по реализации регионального компонента по предмету английский язык.

Урок  в 6 классе по теме "Одежда ", "Донской казачий костюм"....

Реализация регионального содержания образования на уроках географии

Презентация к выступлению на районной конференции Реализация регионального  содержания образования"...

Конспект урока по географии на тему "Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика". 10 класс

Разработка урока для 10 класса по теме  «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика »....

Учебное пособие. Метод проектов в реализации регионального содержания в обучении географии.

Учебное пособие предполагает использование краеведческого материала в обучении географии, реализуя метод проекта. Региональное содержание включено во все курсы физической и экономической географии....

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

ПРОГРАММА реализации регионального содержания по русскому языку и литературе «АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены основные задачи, среди которых достаточно значимыми являются следующие: - обеспечение исторической преемст...