Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
статья (география) по теме

Канзена Елена Альбертовна

Выступление на районном методическом семинаре учителей географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования

В условиях динамически развивающегося мира географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

          Но в последнее время при изучении географии в школе можно наблюдать возникшее противоречие: с одной стороны – географические знания становятся  повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от  выбора места проживания (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара), профессиональной деятельности (востребованности профессии в секторе экономики, ее материальная оценка), выборы  руководителей страны (электоральная география), а с другой стороны место географии в учебном плане, в рейтинговой шкале значимости предметов стало второстепенным. С одной стороны произошло сокращение часов на изучение предмета, с другой  наблюдается перенасыщенность информацией (часто не имеющей практического значения).

        В такой ситуации большое значение имеет практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования. Содержание регионального компонента географического образования имеет большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения. В качестве приоритетной ценности выступает  «малая    родина» как ценность. Под «малой  родиной» мы понимаем ценность, отражающую географические, культурно-исторические, экономические, национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность субъекта. Система базовых краеведческих знаний представлена обычно в пределах географии своей местности (города, района, области).

Осуществление регионального компонента происходит не только при изучении ГИО, но и через распределение краеведческого материала с 6-по 9 класс и даже в 10-11 классах, его локализация в почти всех темах учебных курсов на разных этапах обучения с последующим обобщением. Возможность «привязать» изучаемую информацию к явлениям, событиям, статистическим данным своего района, области позволяет актуализировать знания школьников, совершает   умение работать со средствами массовой информации, как с важными источниками информации. Таким образом,  решаются задачи:

  • изучение географических, экономических, экологических, социально-культурных, исторических и национальных особенностей региона;
  • интеллектуальное и эмоциональное познание природы, населения, экономики, культуры, экологии территории;
  • формирование умений и навыков работать с разными источниками географической информации: картами, статистическими данными, текстом, наглядными пособиями, интернет-ресурсами;
  • нравственное воспитание через формирование чувства любви к своей «малой родине», причастности к ее прошлому, настоящему, ответственности за ее судьбу.

        Эти задачи  решаются при реализации регионального компонента, учитываются возрастные особенностей учеников и тематики изучаемого материала. Возможность применить полученные знания, чтобы объяснить особенности природы, населения и его хозяйственной деятельности на местном материале, формирует познавательный интерес к предмету географии.

Еще больший развивающий эффект обучения дает исследовательская работа с использованием краеведческого материала. При подготовке работ к НПК реализуются все указанные выше задачи.  Собранный материал используется в дальнейшем на уроках. Большой воспитательный эффект имеют и другие внеурочные формы работы, в том числе мероприятия в рамках акции «Дни Иркутской области».

        Спецификой географии как учебного предмета является деятельностная составляющая (т.н. операционная часть знаний).  Это означает, что содержание современного урока географии подразумевает его практическую направленность. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа может быть обучающей или просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программах.

Таким образом, практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория. Это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни.

         В зависимости от цели практической работы учитель  работает как с целым классом, так и индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний.  Итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне  сформированности умений и навыков. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимыми умениями. Главной проблемой для учителя стало не выявление этих затруднений, а недостаток учебного времени на их преодоление. Опыт проведения практических работ по географии показывает, что больше половины обучающихся знают  как выполнить данный вид работ: с легкостью обозначают на контурной карте географические объекты и определяют по карте их географическое положение. Меньше - как читать топографические карты. Составлять характеристику по комплексным  картам атласа, и почти не умеют читать и тем более чертить  профили рельефа (Задание части «С» ЕГЭ). Объясняется это сокращением времени на изучение данной темы в начальном курсе географии, при этом не учитываются возрастные особенности учеников: в 6-м классе данная тема является очень сложной для понимания. Составители программы рекомендуют учителю прохождение данной темы во время экскурсий, что в реальности  является невыполнимым условием. Другим сложным заданием для обучающихся является определение типов климата по разным данным, а также умение характеризовать природные комплексы материков с выявлением взаимосвязей между компонентами ПК.

Обладая знаниями выполнения определенного вида работы, школьники заинтересованы в их выполнении. Обучающимся больше всего нравится обозначать на контурной карте различные объекты (87%). Также высок процент у практической работы по определению географических координат (56), описание ПК по картам (53%), составление топографического плана (49%), определение типа климата по диаграммам – 23%, остальные виды практических работ вызывают меньший интерес (от 45 до 20%).

        Практические работы по определению географических координат, обозначению на карте различных объектов были усвоены учащимися достаточно хорошо, но определение расстояний между точками, азимута вызывало больше затруднений (до 35% не усваивали тему). Такой же результат и при выполнении сравнительной характеристики каких-либо объектов. Максимальные трудности учащиеся испытывают при выполнении тех работ, которые  требуют самостоятельного анализа статистических данных и прогнозирования.

учащихся по многим видам практических работ. Главными причинами возникающих  затруднений  с точки зрения учителей является:

-недостаточное количество времени отводимого на изучение географии при сохранении большого объема фактического материала;

-чтение топографических карт и профиля происходит лишь на начальной ступени обучения географии, этой теме отводится слишком мало времени.  Заканчивая школу ученики не могут помнить эту тему.

- городским детям трудно самостоятельно проводить наблюдения за речной долиной (оврагом), делать описание ПК на местности из-за ярко выраженного антропогенного ландшафта.

       Следует учесть эти причины, потому что,  согласно концепции ФГОС урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы.

       Таким образом, качество географического образования сегодня определяется многообразием и характером практических видов деятельности, в которых усвоенные знания и умения могут функционировать. Поэтому роль и место практических работ в обучении географии, безусловно, возрастает, что подтверждается явной необходимостью тех или иных умений в жизни человека.

 Практическая направленность предмета – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и  в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни:

-умение ориентироваться на местности;

-использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

-применять географические знания для поиска, интерпритация,  демонстрация  различных географических данных, адаптации к условиям проживания на определенной территории.

      Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление ученика уже в школьные годы должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания.

 Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирований умений:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
  • приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов, районы специализации, центры производства различной продукции, основные коммуникации, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов, стран мира);
  • составлять географическую характеристику территорий;
  • определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

       Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общенаучных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в разных формах.

         Система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно-географический;    новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование,            геоинформационные).

       Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:

  • определение поясного времени;
  • определение своего местоположения на местности и способности к ориентированию;
  • проведение наблюдения за объектами и явлениями, оценивания последствий изменений;
  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы своей местности.
  • определение  экономической выгоды размещения предприятия сферы услуг;
  • оценка экологического состояния территории.

             Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоаспектовая методическая категория.  Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии, широкое их использование повышает значимости регионального компонента, т.к способствуют конкретизации географических знаний, их применения на практике. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.

          Все выше сказанное имеет прямое отношение к одному из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне в классах социально-экономического профиля. Специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главными факторами, учитывающимися при построении концепции курса.

      Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплекс «География» (профильный уровень) под редакцией В.Н Холиной для 10-11 классов – победитель конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования».

       В данном курсе география выходит за рамки чисто хозяйственной сферы в более глобальную – экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснение вопроса  «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствует формированию целостной картины мира, становлению творческой инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.

         Главной целью обучения в рамках предлагаемого курса является формирование у обучающихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещении хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании. одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыков и умений самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.

        Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, праву, информатике, культурологи.

Названия параграфов даны в вопросной, часто проблемной и дискуссионной форме, что делает учебник дружественным по отношению к ученику и учителю. Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальной траектории обучения.

Особое внимание авторы уделили практической значимости излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия – риелтор, реклама, маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное – объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности (на слайде)

        В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей и производств, размещения городов, жилых кварталов), ранее практически не изучавшихся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне.  При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике.

         В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.

Большинство заданий нацелены на использование теории в практике реальной жизни. Например: «Функциональные зоны своего города», задания по анализу изменения системы расселения нашей страны за последние 100 лет при помощи кривой Ципфа; задания на поиск оптимального места жительства для вашей семьи, переехавшей в другой город (с учетом ограниченной суммы денег, анализа экологических карт, транспортной доступности места работы родителей, учебы детей), поиск оптимального размещения пиццерии в вашем населенном пункте и т.д.

       Часть заданий носит традиционный характер – обучающий. Их выполнение предлагает «добывание» новых закономерностей из имеющихся фактов, работу с картами атласа, упорядочение знаний по фактическому размещению объектов. Даже вопросы носят не контролирующий характер , а обучающий, например: следует выбрать три страны с максимальной долей городского населения среди перечисленных. на самом деле не предполагается, что ученик выучил этот показатель для 257 стран и территорий мира, учащийся должен логически домыслить, в странах какого социально-экономического типа высока доля городского населения, и из списка выбрать только три экономически высокоразвитые страны. Многие боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира дается понятие «трущобная урбанизация», но в другой главе, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города опять встречается  это понятие в новом контексте. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще более углубляющие знания.

      Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имея определенные знания по физической и экономической географии имеют возможность открыть для себя теорию и практику геополитики, географию выборов, модели размещения хозяйства, понятие о территориальной справедливости, география городов и экономическое районирование.

Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: страны и территории», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых поддерживается комплексом практикумов, тестов разного характера.

      Второй год работы в профильных классах выявил свои положительные и отрицательные стороны.

(+ ) 1. Большой объем новой информации, необходимый ученику, и полезный учителю для использования в общеобразовательных классах (Политическая карта, урбанизация, модели размещения)

  2. Возможность учащимся самостоятельно искать материал, анализировать его , использовать при решении поставленных проблем

  3. Расширение кругозора.

(- )1. Отсутствие полностью сформированного УМК

  2. Несовпадение предлагаемого материала с вопросами ЕГЭ.

  3. Явный «крен» в сторону экономики в ущерб общегеографическим знаниям социально-экономической географии.

 4. Низкая мотивация к изучаемому предмету: при поступлении на экономические специальности данный предмет не учитывается. Востребованность в специфических знаниях данного курса для будущих студентов незначительная.

  5. Для преподавателей данного курса необходимо прохождение специализированных, углубленных по этому направлению курсов повышения квалификации.

      В заключении можно сказать, что время традиционных форм изучения  географии уходит в прошлое.

  Сл.26          Как говорится в восточной пословице: «Учиться – все равно, что плыть против течения. Перестал грести и тебя относит назад». Приобретать новые знания, умения, навыки – это не только инструкции чиновников министерства образования, это требование времени в котором мы живем, времени перемен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента на основе ИКТ в обучении географии

Обобщение опыта работы на уроках географии с  использованием ИКТ....

Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ

В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...

Реализация принципа практической направленностив обучении географии

Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования "....

Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...