Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

ecolyc_mvr

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в  художественный мир  чеховского  рассказа   "Казак", проследить толстовские традиции в этом произведении, рассмотреть донские реалии,запечатлённые  писателем. Урок предполагает  дискуссионные размышления  учащихся об ответственности человека о выборе жизненного пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

         

 

         

               

       

                                                                   

                                                                   

                                                                 

                                   

Региональный компонент содержания образования        

Урок литературы в 8 классе после изучения рассказа

                     Л Н Толстого «После бала»   

Тема:  Донские реалии в рассказе А. П. Чехова « Казак».

             Характеры героев. Моральная ответственность

             человека за происходящее.

 

Цель:  Определить роль пейзажных зарисовок,

            рассмотреть жанровую специфику произведения,

            принципы чеховского психологического изображения

            героев и построение конфликта, отметить толстовские                                                      

            традиции в рассказе;

            развивать эстетическую восприимчивость подростков;

            воспитывать активную жизненную позицию.

                             ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

                                     И   УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

                                                                                                                                                       

                                 Вот вы говорите, что человек не может сам

                                 по  себе понять, что хорошо, что дурно, что

                                 все дело в среде, что среда заедает. А  думаю,

                                 что все дело в случае.

                                                  Л. Н. Толстой «После бала»  

   

Актуализация опорных знаний

      Задание. Прочитайте эпиграф. Из какого произведения эти строки? Кому из героев принадлежат? Как они связаны с основной

мыслью произведения?

      / Этими словами начинается рассказ Л. Н. Толстого « После бала», принадлежат они главному герою и рассказчику Ивану Васильевичу, который после увиденной на плацу сцены истязания беглого солдата резко изменил  свой жизненный путь, отказался от военной карьеры и посвятил свою жизнь тому, чтобы помогать людям. Это решение характеризует его как человека, который чувствует свою ответственность за несправедливость, царящую в мире./    

Работа по теме урока 

    Слово учителя                                          

Сегодня мы с вами обратимся к проблематике произведения другого писателя, современника Л. Н. Толстого и наследника его традиций. Кадры нашей презентации помогут нам  погрузиться в художественный мир рассказа А. П. Чехова « Казак».

    Беседа

    - Где происходит действие в рассказе? Как об этом догадались?

    -Соотнесите увиденное на слайдах с пейзажем в чеховском рассказе.

    -Кто герои? Как вы понимаете слова «арендатор», «мещанин»?

Обратимся к нашему словарю/ в презентации/.

    - Что чувствует Максим Торчаков в начале повествования?/Дети зачитывают выдержки из текста/

    -Определите роль пейзажных зарисовок. /Донской неброский пейзаж передает умиротворенное состояние главного героя. Описание степи, ожидание солнца, которое непременно «начнет играть», подчеркивает тихую радость Максима. Все представляется ему светлым, радостным, жена кажется красивой, доброй, кроткой/.

  -Зафиксируем наши выводы в схеме/в презентации/. 

  Чтение эпизода по ролям /от слов « Сказано, велик день» до слов

«Небось и ему разговеться хочется».

  Беседа

  - Как вы оцените случай, произошедший в дороге с Максимом и Лизаветой? Какими вы увидели этих героев?/ Случай  с казаком  

показал, что в молодой семье нет согласия, хотя каждый из супругов по-своему прав. Из их слов понятно, что люди они разные. Максим – впечатлительный, сердечный  человек. Он сочувствует заболевшему в дороге казаку, который из-за болезни не попал в церковь, и даже по христианскому обычаю не может разговеться.

Жена Максима в эпизоде не названа по имени. Она сердито отвечает, что нет такого порядка – в степи разговляться, это грех. Слова ее звучат убедительно, но уж очень жаль больного казака, которому отказали в его просьбе./

 -Что говорится о мире, окружающем героев? Как меняется настроение Максима?/Солнце взошло, но играло оно или нет, Максим  не видел. Он молчал, им овладела скука, от праздничной радости не осталось и следа./

  -Зафиксируем наш вывод в схеме/ в презентации/.

 -Как писатель усиливает состояние скуки дальше? Какие эпизоды показывают стремление героя исправить ошибку? /Максим три раза повторяет, что они не дали казаку паски, а надо было дать, обидели этим человека. Спать, как все, он не лег, есть ему не хотелось. Веселее  ему становится, когда он посылает  работника с гостинцем туда, где они встретили казака .Не дождавшись его возвращения, Максим сам едет  к Балочке и скачет с узелком дальше, разыскивая казака,  но не находит.

 -Как случай с казаком  повлиял на дальнейшую жизнь молодоженов?/ Впервые поссорились, жена кричала Максиму очень грубые слова. Он увидел, что жена немилосердная, теперь она кажется злой, некрасивой. «Стало нестерпимо скучно, как никогда не было, – хоть в петлю полезай!» Максим стал пить, браниться,

сквернословить, хозяйство пришло в запустение, жена стала постылой./

 -Завершаем составление схемы.

 -Почему, на ваш взгляд, после встречи с казаком  Чехов   ни разу не приводит пейзажных зарисовок?

 -Найдите в рассказе слова, которые употребляются в нашей местности? Определите их стилистическую принадлежность.

 -Зачем, на ваш взгляд, Чехов приводит их в рассказе?

 -О чем свидетельствуют просторечные слова, которые герои употребляют во время ссоры?

Закрепление

    Задание.

                   -Еще раз посмотрите на схему и сделайте вывод, какой прием лежит в основе композиции рассказа. Докажите свои суждения, опираясь на схему.

                   -Вернемся еще раз к эпиграфу урока. Согласны ли вы с суждением героя? Действительно ли все дело в случае или все зависит от самого человека?

                   -Что общего вы видите в рассказах Толстого и Чехова?

Литературная игра /презентация/

 -Найдите соответствия между определениями и жанрами произведений.

 

РАССКАЗ                              Небольшое произведение, содержащее        

                                                поучение в иносказательной форме,                                    

                                                средство выражения морально-          

                                                философских суждений писателя.

                                     

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ       Малая форма эпической прозаической

                                                литературы, небольшое

                                                 повествовательное произведение

ЭТЮД

 

ПРИТЧА                                Небольшое произведение, посвященное

                                                изображению  глубоких  душевных

                                                переживаний

                                             

                 -К какому жанру отнесете произведение А. П. Чехова и почему?

Итоги урока

Домашнее задание по выбору

1 Развернутая характеристика одного из героев.

2Монолог «Мои размышления после прочтения рассказа Чехова «КАЗАК»

3Устное рисование иллюстрации к рассказу с обоснованием.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реализация регионального компонента на уроках литературы

Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы

Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию  литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...

Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов

Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов...