«Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности
методическая разработка по теме

Хомина Оксана Николаевна

О реализации регионального компонента в ГОУ НПО ПУ № 22

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon homina_metod.razrabotka.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 22»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности

его реализации на занятиях по предметам

профессионального цикла в ГОУ НПО ПУ № 22»

Разработали:

преподаватель

Садоха Нина Федоровна,

методист

Хомина Оксана Николаевна

Омск - 2007

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлены материалы для проведения лекционно-семинарского занятия по теме «Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности его реализации на занятиях по предметам профессионального цикла в ГОУ НПО ПУ № 22», которое проводится для преподавателей предметов профессионального цикла и мастеров производственного обучения.

Цель занятия – оказание помощи педагогам в разработке содержания регионального компонента и включения его в учебно-планирующую и программную документацию.  

В теоретической части занятия речь идет о: взаимовлиянии общества и начального профессионального образования, регионализации образования, об основных значениях образования, региональном компоненте содержания образования т.е. даются те необходимые знания (понятия), которые позволят более эффективно и осмысленно подойти к вопросу включения тем регионального компонента в учебно-планирующую и программную документацию.  

В практической части занятия на примерах показывается возможность реализации регионального компонента содержания начального профессионального образования на занятиях теоретического и производственного обучения. Обсуждаются темы, изучению которых необходимо уделить более пристальное внимание, т.к. содержание этих тем непосредственно связано с потребностями нашего региона, спецификой объектов и процессов. Усвоение данных тем необходимо для овладения соответствующей профессией и для успешной трудовой деятельности в условиях региона. Предлагаются возможные варианты оформления содержания регионального компонента в учебно-планирующей и программной документации.


Теоретическая часть

Изменяющийся образ мира ставит новые задачи перед образованием: изменение системы образования, определение нового содержания, коррекция взаимоотношения образования с другими подсистемами общества.  В связи с этим, российское образование претерпевает модернизацию.

Профессиональное образование по своей природе – системный объект, сложный как по структуре, строению и функциям, так и по многообразному взаимодействию со всей социальной, экономической, научно-технической, демографической сферами общества.  

Система образования находится в эпицентре противоречий, вызванных процессами регионализации. Крайне важно в этих условиях «выработать регионально ориентированную систему образования», но не «разрушить единую систему».

Взаимовлияние общества и начального профессионального образования (НПО) очевидно:

- с одной стороны, уровень и динамика развития НПО в значительной мере определяют кадровый потенциал общества как один из основных фактов долговременного воздействия на его прогресс; в системе начального профессионального образования формируется тот корпус рабочих кадров, который обусловливает темп и масштабы взаимодействия образования и труда, проникновения новых идей в хозяйственную практику региона.

- с другой стороны, особенности региона влияют на всю систему НПО – его структуру, материальное обеспечение, на требования, предъявляемые региональным сообществом к выпускникам НПО.

Профессиональная школа Омской области, представленная всеми типами и видами образовательных учреждений, имеет реальные возможности и позитивные результаты по изменению ситуации на региональном рынке труда.

Регионализация образования – это формирование единого образовательного пространства региона, учет особенностей региона в содержании и организации учебной и внеучебной деятельности, в общественной и производственной практике образовательных учреждений, в организации социального партнерства со структурами региона и как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного человека, проживающего на территории региона.

Региональный компонент содержания образования определяет те нормативы, которые относятся к компетенции региона. Разработка и реализация регионального компонента содержания образования является необходимым условием процесса регионализации образования.

Каждый из нас живет в определенном пространстве, которое оказывает всестороннее влияние на многие аспекты жизни человека:

определенная климатическая, демографическая, исторически сложившаяся среда, оказывает влияние на жизнь ее обитателей;

• социально-экономическое пространство в значительной степени определяет «благосостояние населения, социальный статус и стратегию развития региона в его взаимосвязи с другими регионами мира»;

• культурно-образовательное пространство обладает интеллектуальным потенциалом и возможностями «реализации индивидуальности и формирования имиджа, соответствующего мировым стандартам».

Таким образом, каждый человек с момента рождения находится в определенном пространстве.

Регион – это ключевое понятие современных региональных исследований.

В своих работах ученые рассматривают региональные особенности на двух уровнях:

• краеведческом – изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности (микрорайона, города, села);

• собственно региона – рассматриваются более глобальные вопросы, касающиеся развития всего региона, т.е. субъекта Федерации – для нас это Омский регион в контексте Западной Сибири.

Историческое развитие нашей страны приводило к многообразным процессам создания различного рода административно-территориальных объединений. Различия между ними выражаются в специфичности экономической структуры регионов, специализации их в каком-либо направлении научно-технической деятельности, промышленного или сельскохозяйственного производства, ориентации на выпуск определенной продукции. Поэтому границы региона задаются главным образом в соответствии с административным выделением пространства, на которое распространяется властно-исполнительная деятельность, идущая из некоторого центра социально-экономического управления. Безусловно, что в соответствии с экономическими процессами формирования и развития региона, складывается и его особая социальная структура. Такое понимание региона подразумевает определенное органическое сочетание трех групп основополагающих факторов – экономического, социального, духовного. В таком понимании понятие «регион» будет тождественно понятию «субъект Российской Федерации»

В этом плане Омская область и Омский регион тождественны в понимании и означают промежуточную (между конкретным делом, предприятием, семьей и т.д. и страной в целом) пространственно-духовную единицу, занимающую в ценностном сознании каждого проживающего на данной территории определенное место.

Исторический аспект происхождения принципа региональности:

принцип отбора материала, дающий преподавателю возможность создать для обучающихся условия, благоприятные для наблюдения и исследования за счет использования местного материала в преподавании («локализация»);

принцип, требующий изучения ближней родины и применяемый во всех без исключения учебных предметах («краеведение»);

принцип учебно-воспитательной работы («родиноведение»)

Принцип региональности в современном образовании, продолжая традиции «локализации», «краеведения», «родиноведения» в отборе содержания образования, дополнительно учитывает потребности, возможности отдельной личности и регионального сообщества в целом.  

Государственный образовательный стандарт отражает содержание образования, а региональный компонент – его часть. Следовательно, чтобы определить значение регионального компонента необходимо исходить из значений современного образования.

Четыре основных значения образования (И.А. Маврина):

дидактическое – определение образования как процесса и результата обучения;

культурологическое – определение образования как феномена культуры, компонента, части культуры;

социально-педагогическое – определение образования как механизма трансляции социального опыта, как «полигона» социализации личности, как фактора применения индивида, социальной группы, социума;

социологическое – определение образования как социального института профессионализации

Итак, национально-региональный компонент как часть содержания образования может иметь трактовку в разных значениях:

• дидактическое: содержание процесса, целенаправленного на формирование (приобретение и передачу) знаний, умений, учитывающих особенности региона, в интересах личности, регионального сообщества, сопровождающегося передачей приоритетов, ценностных ориентиров, менталитета;

• культурологическое: содержание, необходимое для познания себя, других, картины мира через непрерывную передачу и приращения культурных традиций региона;

• социально-педагогическое: содержание механизма по усвоению опыта регионального сообщества в овладении материальной и духовной действительностью; необходимые и достаточные условия для саморазвития личности, достижения ею безопасного и комфортного существования в регионе;

социологическое: особенности регионального сообщества, которые личность должна вобрать  и через них социализироваться – сформировать приоритеты, эмоционально-ценностное отношение и менталитет.

Под региональным компонентом содержания образования понимается процесс и результат освоения обучающимися знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности, органическое сочетание которых обеспечивает им конкурентоспособность на региональном рынке труда, успешную карьеру в избранной области деятельности, а также возможность переобучения в новой профессиональной сфере деятельности в соответствии с собственными жизненными планами и потребностями регионального рынка труда.

Суть национально-регионального компонента содержания образования выражается в учете интересов, потребностей жителей региона, во включении особенностей региона, (т.е. это то, что характерно для этого региона и не только, т.е. и для других регионов, но не для всех) в содержание образования.

Группы факторов, в которых проявляются особенности региона,

влияющие на систему образования:

исторические и культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);

природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.);

социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);

социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);

социально-экономические (типы и характер производства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития, экономическая зависимость от других регионов и др.);

административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);

политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи).

Независимо от характера будущей деятельности, выделяются четыре элемента в структуре содержания образования, подлежащие усвоению:

знания – их совокупность способствует построению у индивида общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности;

опыт осуществления способов деятельности – в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функция которых воспроизводить и сохранять культуру;

опыт творческой деятельности – содержание характеризуется неалгоритмизированными процедурами деятельности и состоит в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Функция элемента – обеспечить развитие культуры;

опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе, т.е. нормы, традиции и система ценностных ориентаций данного общества. Функция этого элемента – регулирование избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам.

Региональный компонент содержания образования – это не только содержание образования, отражающее природно-географические, экономические и другие особенности региона; это социальный заказ, в котором выражены потребности и интересы субъекта РФ и отдельной личности.

Взаимосвязь содержания общего и профессионального образования реализуется через элементы образования и профессиональную направленность общеобразовательных предметов. Сопоставим элементы содержания федерального и национально-регионального компонентов содержания начального профессионального образования (см. табл.1).


Таблица  1

Взаимосвязь федерального и регионального компонентов

содержания начального профессионального образования

Элементы содержания

Федеральный компонент

Региональный компонент

Знания

Факты, понятия, законы, закономерности о природе, культуре населения, хозяйственной деятельности, необходимые для работы в определенной области деятельности

Факты, понятия, закономерности, характеризующие особенности региона, специфику объектов, процессов и явлений, усвоение которых необходимо для сохранения традиций и развития региона, для овладения соответствующей специальностью и для успешной деятельности в условиях региона. Чаще формируются знания об особенностях природных условий, о сложившихся специализациях производства, определенных условиях развития производительных сил, производственной инфраструктуре, специфике инфраструктуры и образе жизни населения

Опыт осуществления способов деятельности, фиксированный в виде умений и навыков

Умения и навыки, способствующие применению знаний в профессиональной деятельности и освоению определенной квалификации

Освоение и реализация умений, которые традиционны для региона и необходимы для культуро- и природосообразного поведения и успешной профессиональной деятельности в условиях региона

Опыт творческой деятельности

Неалгоритмизированные процедуры деятельности, развивающие творческие способности личности

Активная творческая деятельность по позитивному преобразованию пространства региона, на основе усвоенного регионального содержания

Опыт эмоционально-ценностного отношения, фиксированный в виде ценностных ориентаций

Нормы, традиции и система общекультурных ценностных ориентаций общества

Присвоение значимых норм, ценностей и традиций народа, проживающего в регионе

Региональный компонент является составной частью нескольких подсистем образования и поэтому реализуется:

а) на уровне всей системы образования региона;

б) ее частей (высшего, общего, начального профессионального и т.д.);

в) конкретного учебного заведения – Государственного стандарта конкретной профессии, на уровне содержания, технологии и учебно-методического комплекса каждого предмета, который содержит региональный компонент.

Региональный образовательный стандарт приобретает реальное воплощение в следующих нормативных документах начального профессионального образования:

в модели учебного плана – уровень учебного плана;

в рабочей учебной программе – уровень учебного предмета;

в региональной учебной литературе – уровень учебного материала.

Регионализация содержания образования осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, создание новых предметов регионального компонента, которые ведутся за счет часов национально-регионального компонента, предусмотренных моделью учебного плана. Данные курсы, разработанные в регионах, отличаются по двум основаниям их создания: а) содержание, отражающее этнографические, социально-экономические, экологические и другие особенности региона; б) содержание по основам наук, которые имеют актуальность для региона на сегодняшний день (экономика, право, информатика и т.д.).

Во-вторых, регионализация предметов федерального компонента. Регионализация любого традиционного предмета дает возможность организовать дидактический процесс с учетом основных принципов обучения – «единство конкретного и абстрактного», «связи обучения с жизнью», «систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности», «доступности обучения».

В-третьих, это факультативные предметы, которые не только позволяют обеспечить индивидуальный характер развития личности обучающихся в соответствии с их склонностями, интересами, но и создать свое «лицо» образовательному учреждению, учитывая особенности, потребности местности, где расположено образовательное учреждение.

В-четвертых, это повышенный уровень федерального компонента стандарта, обусловленный социальным заказом регионального сообщества.

Например, для РК НПО Омского региона это могут быть:

по первому основанию – историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья, технологическое и литературное краеведение, традиционные строительные материалы Сибири, технологии хранения овощей в условиях Сибири, специфика объектов и процессов предприятий промышленности и т.д.;

по второму основанию – экология, влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду в Омской области, отходы производства и потребления, использование полезных ископаемых и охрана недр, этика, здоровый образ жизни, здоровье человека и окружающая среда, охрана труда на химических предприятиях области, промышленные и транспортные аварии и катастрофы, чрезвычайные ситуации природного (промышленного) характера и т.п.

Итак, региональный компонент содержания образования является необходимым элементом процесса регионализации образования; составляет ту часть государственного образовательного стандарта, которая относиться к компетенции субъекта Федерации (региона); отражается в учебном плане, в региональных программах, в региональной учебной литературе; обязательным принципом конструирования регионального компонента содержания образования является принцип региональности в отборе содержания образования, учитывающий особенности среды региона и потребности, возможности отдельной личности, а также регионального сообщества в целом; прерогативой определения НРКСО и выбора механизмов его реализации обладает субъект Федерации в лице Министерства образования Омской области.


Практическая часть

В рабочую учебную программу по предмету «Электротехника» необходимо внести дополнения в виде регионального компонента, целью которого является более обширное изучение тем «Аппаратура управления и защиты» и «Электропривод», так как электрические машины и аппараты защиты - это наиболее широко используемые электрические устройства на базовом предприятии училища ФГУП ОМО им. П.И. Баранова.

Пример оформления см. в Приложении 1.

В рабочую учебную программу по предмету «Основы станочных работ» необходимо включить вопросы регионального компонента, связанные с учетом специфики базового предприятия училища – ФГУП ОМО им. П.И. Баранова. Они должны предусматривать углубленное изучение следующих тем, например:

1. Обработка деталей повышенной точности по 6,7 квалитетам и шероховатостью 2,5; 1,2 по цеховой технологии с применением оснастки.

2. Наладка станка и нарезание двух, трехзаходных резьб.

3. Фрезерование винтовых канавок с применением простого и дифференцированного деления.

4. Фрезерование фасонных поверхностей по накладным шаблонам механической и ручной подачей.

5. Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей по 6,7 квалитетам. Шлифование цилиндрических и конических отверстий.

 Региональный компонент должен включаться не только в темы учебно-планирующей и программной документации по предметам теоретического обучения, но и в те же темы учебно-планирующей и программной документации производственного обучения.

Пример оформления см. в Приложении 2, 3.

В рабочую учебную программу по предмету «Основы агрономии» необходимо включить вопросы регионального компонента, связанные с учетом экологической обстановки в регионе, почвенно-климатических особенностей Омской области, технологии возделывания сельскохозяйственных культур в нашей области.

Пример оформления см. в Приложении 4.

В рабочую учебную программу по предмету «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» необходимо включить вопросы регионального компонента, связанные с учетом почвенно-климатических особенностей Омской области, с технологией хранения сельскохозяйственной продукции и технологией переработке овощей на ТПК «Омский», где обучающиеся по профессии «Мастер растениеводства» проходят производственную практику и продолжают дальнейшую трудовую деятельность.

Пример оформления см. в Приложении 5.


Приложение 1

Содержание регионального компонента

по предмету «Электротехника»


темы,

раздела

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента

8.



8.1.

Аппаратура управления и защиты


Аппараты ручного и автоматического действия. Реле.




Назначение, устройство и принцип действия аппаратуры управления и защиты, применяемой в металлорежущих станках:

-магнитных пускателей ПМЕ-111, ПМЕ-211;

- пакетных выключателей;

- кнопочных станций;

- автоматических воздушных выключателей;

- контроллеров;

- электрических реле.

10.

Электропривод

Выбор электрических машин, применяемых в электроприводах металлорежущих станков:

- асинхронных электродвигателей;

- двигателей постоянного тока.

Способы управления электроприводом токарного станка 1К62.


Приложение 2

Содержание регионального компонента

по предмету «Основы станочных работ»


темы,

раздела

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента

Введение

История развития базового предприятия

2

Основы токарных работ

Изучение технологических процессов на токарную обработку деталей авиационного двигателя, мотокультиватора «Крот», коробки передач автомобиля «М-2141».

Номенклатура, устройство и кинематические схемы металлорежущих станков ФГУП ОМО им. Баранова

3

Основы фрезерных работ

Изучение технологических процессов на фрезерование зубьв зубчатых колес коробки передач автомобиля «М-2141», фрезерование стружечных канавок стержневых осевых инструментов, канавок под твердосплавные пластинки резцов, червячных фрез

6

Основные сведения о программном управлении станками

Изучение управляющих программ на обработку деталей мотокультиватора «Крот» на станках с ЧПУ, на обработку стержневых инструментов на фрезерных станках с ЧПУ

7

Многоцелевые станки с ЧПУ

Изучение управляющих программ на обработку корпусных деталей коробки передач автомобиля «М-2141»


Приложение 3

Программа по предмету «Производственное обучение»

Профессия 2.12. «Станочник (металлообработка)»


темы,

раздела

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Уровень усвоения

Региональный компонент

Тема 37

Обработка деталей повышенной точности по 6,7 квалитетам и шероховатостью 2,5;1,2 по цеховой технологии с применением оснастки

12

2

Тема 38

Наладка станка и нарезание двух, трехзаходных резьб. Расчет, наладка и нарезание модульной резьбы

12

2

Тема 39

Фрезерование винтовых канавок с применением простого и дифференцированного деления

12

2

Тема 40

Фрезерование фасонных поверхностей по накладным шаблонам механической и ручной подачей

12

2

Тема 41

Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей по 6,7 квалитетам. Шлифование цилиндрических и конических отверстий

12

2


Приложение 4

Содержание регионального компонента

по предмету «Основы агрономии»


п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента.

1

Тема 2.

Основные типы почв России и их сельскохозяйственное использование

Почвы Омской области и их сельскохозяйственное использование. Состав и свойство почв Типы почв распространенные в разных районах области. Способы улучшения состава и свойств почв  

2

Тема 3.

Сорные растения и меры борьбы с ними

Наиболее распространенные сорные растения Омской Области. Морфологические, биологические особенности многолетних, однолетних, паразитных сорняков. Меры борьбы с сорными растениями

3

Тема 4.

Обработка почвы

Обработка почвы в лесостепной зоне Омской области. Обработка почвы в зоне тайги и под тайги (северные районы). Защита почв от ветровой и водной эрозии

4

Тема 6.

Севообороты

Севообороты, применяемые в разных климатических зонах Омской области

5

Тема 7.

Семена

Сортоведение в Омской области.  Производство семян в области, государственная семенная инспекция Омской области. Способы посева семян овощных культур применяемых в хозяйствах области

6

Тема 9.

Мелиорация

Развитие мелиорации в Омской области. Орошение, виды поливов, применяемых, в области. Машины для орошения. Способы осушения земель.  

7

Тема 10.

Удобрения.

Виды органических удобрений, используемых в хозяйствах области. Производство удобрений. Виды минеральных удобрений. Их характеристика, влияние на почву. Пути повышения эффективности удобрений.

8.

Тема 11.

Охрана окружающей среды.

Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. Экологическая обстановка в хозяйствах Омской области. Влияние сельскохозяйственного производства на экологического состояние в области.  

Приложение 5

Содержание регионального компонента

по предмету

«Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции»

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента

1

Использование культур открытого и закрытого грунта на срез

Цветочные растения, которые выращиваются в Омске и Омской области: георгины, гладиолусы, герберы, розы, лилии, тюльпаны, амариллисы. Правила срезки, хранения, транспортировка.

2

Тема 2.

Хранение семян и посадочного материала

Виды, типы хранилищ, условия хранения семян (температура, влажность), способы хранения

3

Тема 5.

Общая характеристика методов хранения плодов и овощей

Требования к качеству убранных овощей. Правила уборки. Товарная обработка овощей. Хранение овощей в хранилищах. Условия хранения овощей. Контейнерный способ хранения, навальный, хранение в холодильниках, мелование овощей.

4

Тема 6.

Переработка плодов и овощей

Подготовка сырья к переработке. Овощные консервы. Квашение и маринование овощей. Соление огурцов и томатов районированных сортов и гибридов на примере ТПК «Омский»

5

Тема 7.

Организация пункта первичной переработки овощей

Переработка овощей в ТПК «Омский». Устройство цеха переработки, оборудование, виды выпускаемой продукции, организация работы


Литература

1. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионология. – 1998. - № 1. – Стр. 96.

2. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. – 1999. - № 8. – Стр. 30.

3. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. // Педагогика. – 1996. - № 1. – Стр. 104.

4. Иванищев С.И. К разграничению понятий «региональное образование» и «региональный компонент образования» // Педагог. – 1999. - №1. – Стр. 44.

5. Новичков В.Б. Концепция создания регионального учебного курса // Педагогика. – 2000. - № 4. – Стр. 8.

6. Пальянов М.П., Турченко В.Н., Копытов А.Д. Стратегия развития образовательного пространства региона // Педагогика. – 2000. - № 2.

7. Чурсин А.В. Проблемы разработки концепции регионального компонента содержания общего образования – Омск: ООИПКРО, 2003 – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Универсальные учебные действия как основной компонент содержания основного общего образования

В статье вводится понятие " Универсальные учебные действия", их разновидности....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Рабочая программа соотвествует современным стандартам ФГОС.Рабочая программа по предмету ХИМИЯ для профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»....

Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...

Изучение регионального компонента в начальной школе

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...