«Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности
методическая разработка по теме

Хомина Оксана Николаевна

О реализации регионального компонента в ГОУ НПО ПУ № 22

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon homina_metod.razrabotka.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 22»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности

его реализации на занятиях по предметам

профессионального цикла в ГОУ НПО ПУ № 22»

Разработали:

преподаватель

Садоха Нина Федоровна,

методист

Хомина Оксана Николаевна

Омск - 2007

Пояснительная записка

В данной методической разработке представлены материалы для проведения лекционно-семинарского занятия по теме «Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности его реализации на занятиях по предметам профессионального цикла в ГОУ НПО ПУ № 22», которое проводится для преподавателей предметов профессионального цикла и мастеров производственного обучения.

Цель занятия – оказание помощи педагогам в разработке содержания регионального компонента и включения его в учебно-планирующую и программную документацию.  

В теоретической части занятия речь идет о: взаимовлиянии общества и начального профессионального образования, регионализации образования, об основных значениях образования, региональном компоненте содержания образования т.е. даются те необходимые знания (понятия), которые позволят более эффективно и осмысленно подойти к вопросу включения тем регионального компонента в учебно-планирующую и программную документацию.  

В практической части занятия на примерах показывается возможность реализации регионального компонента содержания начального профессионального образования на занятиях теоретического и производственного обучения. Обсуждаются темы, изучению которых необходимо уделить более пристальное внимание, т.к. содержание этих тем непосредственно связано с потребностями нашего региона, спецификой объектов и процессов. Усвоение данных тем необходимо для овладения соответствующей профессией и для успешной трудовой деятельности в условиях региона. Предлагаются возможные варианты оформления содержания регионального компонента в учебно-планирующей и программной документации.


Теоретическая часть

Изменяющийся образ мира ставит новые задачи перед образованием: изменение системы образования, определение нового содержания, коррекция взаимоотношения образования с другими подсистемами общества.  В связи с этим, российское образование претерпевает модернизацию.

Профессиональное образование по своей природе – системный объект, сложный как по структуре, строению и функциям, так и по многообразному взаимодействию со всей социальной, экономической, научно-технической, демографической сферами общества.  

Система образования находится в эпицентре противоречий, вызванных процессами регионализации. Крайне важно в этих условиях «выработать регионально ориентированную систему образования», но не «разрушить единую систему».

Взаимовлияние общества и начального профессионального образования (НПО) очевидно:

- с одной стороны, уровень и динамика развития НПО в значительной мере определяют кадровый потенциал общества как один из основных фактов долговременного воздействия на его прогресс; в системе начального профессионального образования формируется тот корпус рабочих кадров, который обусловливает темп и масштабы взаимодействия образования и труда, проникновения новых идей в хозяйственную практику региона.

- с другой стороны, особенности региона влияют на всю систему НПО – его структуру, материальное обеспечение, на требования, предъявляемые региональным сообществом к выпускникам НПО.

Профессиональная школа Омской области, представленная всеми типами и видами образовательных учреждений, имеет реальные возможности и позитивные результаты по изменению ситуации на региональном рынке труда.

Регионализация образования – это формирование единого образовательного пространства региона, учет особенностей региона в содержании и организации учебной и внеучебной деятельности, в общественной и производственной практике образовательных учреждений, в организации социального партнерства со структурами региона и как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования конкретного человека, проживающего на территории региона.

Региональный компонент содержания образования определяет те нормативы, которые относятся к компетенции региона. Разработка и реализация регионального компонента содержания образования является необходимым условием процесса регионализации образования.

Каждый из нас живет в определенном пространстве, которое оказывает всестороннее влияние на многие аспекты жизни человека:

определенная климатическая, демографическая, исторически сложившаяся среда, оказывает влияние на жизнь ее обитателей;

• социально-экономическое пространство в значительной степени определяет «благосостояние населения, социальный статус и стратегию развития региона в его взаимосвязи с другими регионами мира»;

• культурно-образовательное пространство обладает интеллектуальным потенциалом и возможностями «реализации индивидуальности и формирования имиджа, соответствующего мировым стандартам».

Таким образом, каждый человек с момента рождения находится в определенном пространстве.

Регион – это ключевое понятие современных региональных исследований.

В своих работах ученые рассматривают региональные особенности на двух уровнях:

• краеведческом – изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности (микрорайона, города, села);

• собственно региона – рассматриваются более глобальные вопросы, касающиеся развития всего региона, т.е. субъекта Федерации – для нас это Омский регион в контексте Западной Сибири.

Историческое развитие нашей страны приводило к многообразным процессам создания различного рода административно-территориальных объединений. Различия между ними выражаются в специфичности экономической структуры регионов, специализации их в каком-либо направлении научно-технической деятельности, промышленного или сельскохозяйственного производства, ориентации на выпуск определенной продукции. Поэтому границы региона задаются главным образом в соответствии с административным выделением пространства, на которое распространяется властно-исполнительная деятельность, идущая из некоторого центра социально-экономического управления. Безусловно, что в соответствии с экономическими процессами формирования и развития региона, складывается и его особая социальная структура. Такое понимание региона подразумевает определенное органическое сочетание трех групп основополагающих факторов – экономического, социального, духовного. В таком понимании понятие «регион» будет тождественно понятию «субъект Российской Федерации»

В этом плане Омская область и Омский регион тождественны в понимании и означают промежуточную (между конкретным делом, предприятием, семьей и т.д. и страной в целом) пространственно-духовную единицу, занимающую в ценностном сознании каждого проживающего на данной территории определенное место.

Исторический аспект происхождения принципа региональности:

принцип отбора материала, дающий преподавателю возможность создать для обучающихся условия, благоприятные для наблюдения и исследования за счет использования местного материала в преподавании («локализация»);

принцип, требующий изучения ближней родины и применяемый во всех без исключения учебных предметах («краеведение»);

принцип учебно-воспитательной работы («родиноведение»)

Принцип региональности в современном образовании, продолжая традиции «локализации», «краеведения», «родиноведения» в отборе содержания образования, дополнительно учитывает потребности, возможности отдельной личности и регионального сообщества в целом.  

Государственный образовательный стандарт отражает содержание образования, а региональный компонент – его часть. Следовательно, чтобы определить значение регионального компонента необходимо исходить из значений современного образования.

Четыре основных значения образования (И.А. Маврина):

дидактическое – определение образования как процесса и результата обучения;

культурологическое – определение образования как феномена культуры, компонента, части культуры;

социально-педагогическое – определение образования как механизма трансляции социального опыта, как «полигона» социализации личности, как фактора применения индивида, социальной группы, социума;

социологическое – определение образования как социального института профессионализации

Итак, национально-региональный компонент как часть содержания образования может иметь трактовку в разных значениях:

• дидактическое: содержание процесса, целенаправленного на формирование (приобретение и передачу) знаний, умений, учитывающих особенности региона, в интересах личности, регионального сообщества, сопровождающегося передачей приоритетов, ценностных ориентиров, менталитета;

• культурологическое: содержание, необходимое для познания себя, других, картины мира через непрерывную передачу и приращения культурных традиций региона;

• социально-педагогическое: содержание механизма по усвоению опыта регионального сообщества в овладении материальной и духовной действительностью; необходимые и достаточные условия для саморазвития личности, достижения ею безопасного и комфортного существования в регионе;

социологическое: особенности регионального сообщества, которые личность должна вобрать  и через них социализироваться – сформировать приоритеты, эмоционально-ценностное отношение и менталитет.

Под региональным компонентом содержания образования понимается процесс и результат освоения обучающимися знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности, органическое сочетание которых обеспечивает им конкурентоспособность на региональном рынке труда, успешную карьеру в избранной области деятельности, а также возможность переобучения в новой профессиональной сфере деятельности в соответствии с собственными жизненными планами и потребностями регионального рынка труда.

Суть национально-регионального компонента содержания образования выражается в учете интересов, потребностей жителей региона, во включении особенностей региона, (т.е. это то, что характерно для этого региона и не только, т.е. и для других регионов, но не для всех) в содержание образования.

Группы факторов, в которых проявляются особенности региона,

влияющие на систему образования:

исторические и культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);

природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.);

социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);

социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);

социально-экономические (типы и характер производства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития, экономическая зависимость от других регионов и др.);

административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);

политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи).

Независимо от характера будущей деятельности, выделяются четыре элемента в структуре содержания образования, подлежащие усвоению:

знания – их совокупность способствует построению у индивида общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности;

опыт осуществления способов деятельности – в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функция которых воспроизводить и сохранять культуру;

опыт творческой деятельности – содержание характеризуется неалгоритмизированными процедурами деятельности и состоит в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Функция элемента – обеспечить развитие культуры;

опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе, т.е. нормы, традиции и система ценностных ориентаций данного общества. Функция этого элемента – регулирование избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам.

Региональный компонент содержания образования – это не только содержание образования, отражающее природно-географические, экономические и другие особенности региона; это социальный заказ, в котором выражены потребности и интересы субъекта РФ и отдельной личности.

Взаимосвязь содержания общего и профессионального образования реализуется через элементы образования и профессиональную направленность общеобразовательных предметов. Сопоставим элементы содержания федерального и национально-регионального компонентов содержания начального профессионального образования (см. табл.1).


Таблица  1

Взаимосвязь федерального и регионального компонентов

содержания начального профессионального образования

Элементы содержания

Федеральный компонент

Региональный компонент

Знания

Факты, понятия, законы, закономерности о природе, культуре населения, хозяйственной деятельности, необходимые для работы в определенной области деятельности

Факты, понятия, закономерности, характеризующие особенности региона, специфику объектов, процессов и явлений, усвоение которых необходимо для сохранения традиций и развития региона, для овладения соответствующей специальностью и для успешной деятельности в условиях региона. Чаще формируются знания об особенностях природных условий, о сложившихся специализациях производства, определенных условиях развития производительных сил, производственной инфраструктуре, специфике инфраструктуры и образе жизни населения

Опыт осуществления способов деятельности, фиксированный в виде умений и навыков

Умения и навыки, способствующие применению знаний в профессиональной деятельности и освоению определенной квалификации

Освоение и реализация умений, которые традиционны для региона и необходимы для культуро- и природосообразного поведения и успешной профессиональной деятельности в условиях региона

Опыт творческой деятельности

Неалгоритмизированные процедуры деятельности, развивающие творческие способности личности

Активная творческая деятельность по позитивному преобразованию пространства региона, на основе усвоенного регионального содержания

Опыт эмоционально-ценностного отношения, фиксированный в виде ценностных ориентаций

Нормы, традиции и система общекультурных ценностных ориентаций общества

Присвоение значимых норм, ценностей и традиций народа, проживающего в регионе

Региональный компонент является составной частью нескольких подсистем образования и поэтому реализуется:

а) на уровне всей системы образования региона;

б) ее частей (высшего, общего, начального профессионального и т.д.);

в) конкретного учебного заведения – Государственного стандарта конкретной профессии, на уровне содержания, технологии и учебно-методического комплекса каждого предмета, который содержит региональный компонент.

Региональный образовательный стандарт приобретает реальное воплощение в следующих нормативных документах начального профессионального образования:

в модели учебного плана – уровень учебного плана;

в рабочей учебной программе – уровень учебного предмета;

в региональной учебной литературе – уровень учебного материала.

Регионализация содержания образования осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, создание новых предметов регионального компонента, которые ведутся за счет часов национально-регионального компонента, предусмотренных моделью учебного плана. Данные курсы, разработанные в регионах, отличаются по двум основаниям их создания: а) содержание, отражающее этнографические, социально-экономические, экологические и другие особенности региона; б) содержание по основам наук, которые имеют актуальность для региона на сегодняшний день (экономика, право, информатика и т.д.).

Во-вторых, регионализация предметов федерального компонента. Регионализация любого традиционного предмета дает возможность организовать дидактический процесс с учетом основных принципов обучения – «единство конкретного и абстрактного», «связи обучения с жизнью», «систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности», «доступности обучения».

В-третьих, это факультативные предметы, которые не только позволяют обеспечить индивидуальный характер развития личности обучающихся в соответствии с их склонностями, интересами, но и создать свое «лицо» образовательному учреждению, учитывая особенности, потребности местности, где расположено образовательное учреждение.

В-четвертых, это повышенный уровень федерального компонента стандарта, обусловленный социальным заказом регионального сообщества.

Например, для РК НПО Омского региона это могут быть:

по первому основанию – историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья, технологическое и литературное краеведение, традиционные строительные материалы Сибири, технологии хранения овощей в условиях Сибири, специфика объектов и процессов предприятий промышленности и т.д.;

по второму основанию – экология, влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду в Омской области, отходы производства и потребления, использование полезных ископаемых и охрана недр, этика, здоровый образ жизни, здоровье человека и окружающая среда, охрана труда на химических предприятиях области, промышленные и транспортные аварии и катастрофы, чрезвычайные ситуации природного (промышленного) характера и т.п.

Итак, региональный компонент содержания образования является необходимым элементом процесса регионализации образования; составляет ту часть государственного образовательного стандарта, которая относиться к компетенции субъекта Федерации (региона); отражается в учебном плане, в региональных программах, в региональной учебной литературе; обязательным принципом конструирования регионального компонента содержания образования является принцип региональности в отборе содержания образования, учитывающий особенности среды региона и потребности, возможности отдельной личности, а также регионального сообщества в целом; прерогативой определения НРКСО и выбора механизмов его реализации обладает субъект Федерации в лице Министерства образования Омской области.


Практическая часть

В рабочую учебную программу по предмету «Электротехника» необходимо внести дополнения в виде регионального компонента, целью которого является более обширное изучение тем «Аппаратура управления и защиты» и «Электропривод», так как электрические машины и аппараты защиты - это наиболее широко используемые электрические устройства на базовом предприятии училища ФГУП ОМО им. П.И. Баранова.

Пример оформления см. в Приложении 1.

В рабочую учебную программу по предмету «Основы станочных работ» необходимо включить вопросы регионального компонента, связанные с учетом специфики базового предприятия училища – ФГУП ОМО им. П.И. Баранова. Они должны предусматривать углубленное изучение следующих тем, например:

1. Обработка деталей повышенной точности по 6,7 квалитетам и шероховатостью 2,5; 1,2 по цеховой технологии с применением оснастки.

2. Наладка станка и нарезание двух, трехзаходных резьб.

3. Фрезерование винтовых канавок с применением простого и дифференцированного деления.

4. Фрезерование фасонных поверхностей по накладным шаблонам механической и ручной подачей.

5. Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей по 6,7 квалитетам. Шлифование цилиндрических и конических отверстий.

 Региональный компонент должен включаться не только в темы учебно-планирующей и программной документации по предметам теоретического обучения, но и в те же темы учебно-планирующей и программной документации производственного обучения.

Пример оформления см. в Приложении 2, 3.

В рабочую учебную программу по предмету «Основы агрономии» необходимо включить вопросы регионального компонента, связанные с учетом экологической обстановки в регионе, почвенно-климатических особенностей Омской области, технологии возделывания сельскохозяйственных культур в нашей области.

Пример оформления см. в Приложении 4.

В рабочую учебную программу по предмету «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» необходимо включить вопросы регионального компонента, связанные с учетом почвенно-климатических особенностей Омской области, с технологией хранения сельскохозяйственной продукции и технологией переработке овощей на ТПК «Омский», где обучающиеся по профессии «Мастер растениеводства» проходят производственную практику и продолжают дальнейшую трудовую деятельность.

Пример оформления см. в Приложении 5.


Приложение 1

Содержание регионального компонента

по предмету «Электротехника»


темы,

раздела

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента

8.



8.1.

Аппаратура управления и защиты


Аппараты ручного и автоматического действия. Реле.




Назначение, устройство и принцип действия аппаратуры управления и защиты, применяемой в металлорежущих станках:

-магнитных пускателей ПМЕ-111, ПМЕ-211;

- пакетных выключателей;

- кнопочных станций;

- автоматических воздушных выключателей;

- контроллеров;

- электрических реле.

10.

Электропривод

Выбор электрических машин, применяемых в электроприводах металлорежущих станков:

- асинхронных электродвигателей;

- двигателей постоянного тока.

Способы управления электроприводом токарного станка 1К62.


Приложение 2

Содержание регионального компонента

по предмету «Основы станочных работ»


темы,

раздела

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента

Введение

История развития базового предприятия

2

Основы токарных работ

Изучение технологических процессов на токарную обработку деталей авиационного двигателя, мотокультиватора «Крот», коробки передач автомобиля «М-2141».

Номенклатура, устройство и кинематические схемы металлорежущих станков ФГУП ОМО им. Баранова

3

Основы фрезерных работ

Изучение технологических процессов на фрезерование зубьв зубчатых колес коробки передач автомобиля «М-2141», фрезерование стружечных канавок стержневых осевых инструментов, канавок под твердосплавные пластинки резцов, червячных фрез

6

Основные сведения о программном управлении станками

Изучение управляющих программ на обработку деталей мотокультиватора «Крот» на станках с ЧПУ, на обработку стержневых инструментов на фрезерных станках с ЧПУ

7

Многоцелевые станки с ЧПУ

Изучение управляющих программ на обработку корпусных деталей коробки передач автомобиля «М-2141»


Приложение 3

Программа по предмету «Производственное обучение»

Профессия 2.12. «Станочник (металлообработка)»


темы,

раздела

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Уровень усвоения

Региональный компонент

Тема 37

Обработка деталей повышенной точности по 6,7 квалитетам и шероховатостью 2,5;1,2 по цеховой технологии с применением оснастки

12

2

Тема 38

Наладка станка и нарезание двух, трехзаходных резьб. Расчет, наладка и нарезание модульной резьбы

12

2

Тема 39

Фрезерование винтовых канавок с применением простого и дифференцированного деления

12

2

Тема 40

Фрезерование фасонных поверхностей по накладным шаблонам механической и ручной подачей

12

2

Тема 41

Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей по 6,7 квалитетам. Шлифование цилиндрических и конических отверстий

12

2


Приложение 4

Содержание регионального компонента

по предмету «Основы агрономии»


п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента.

1

Тема 2.

Основные типы почв России и их сельскохозяйственное использование

Почвы Омской области и их сельскохозяйственное использование. Состав и свойство почв Типы почв распространенные в разных районах области. Способы улучшения состава и свойств почв  

2

Тема 3.

Сорные растения и меры борьбы с ними

Наиболее распространенные сорные растения Омской Области. Морфологические, биологические особенности многолетних, однолетних, паразитных сорняков. Меры борьбы с сорными растениями

3

Тема 4.

Обработка почвы

Обработка почвы в лесостепной зоне Омской области. Обработка почвы в зоне тайги и под тайги (северные районы). Защита почв от ветровой и водной эрозии

4

Тема 6.

Севообороты

Севообороты, применяемые в разных климатических зонах Омской области

5

Тема 7.

Семена

Сортоведение в Омской области.  Производство семян в области, государственная семенная инспекция Омской области. Способы посева семян овощных культур применяемых в хозяйствах области

6

Тема 9.

Мелиорация

Развитие мелиорации в Омской области. Орошение, виды поливов, применяемых, в области. Машины для орошения. Способы осушения земель.  

7

Тема 10.

Удобрения.

Виды органических удобрений, используемых в хозяйствах области. Производство удобрений. Виды минеральных удобрений. Их характеристика, влияние на почву. Пути повышения эффективности удобрений.

8.

Тема 11.

Охрана окружающей среды.

Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. Экологическая обстановка в хозяйствах Омской области. Влияние сельскохозяйственного производства на экологического состояние в области.  

Приложение 5

Содержание регионального компонента

по предмету

«Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции»

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание регионального компонента

1

Использование культур открытого и закрытого грунта на срез

Цветочные растения, которые выращиваются в Омске и Омской области: георгины, гладиолусы, герберы, розы, лилии, тюльпаны, амариллисы. Правила срезки, хранения, транспортировка.

2

Тема 2.

Хранение семян и посадочного материала

Виды, типы хранилищ, условия хранения семян (температура, влажность), способы хранения

3

Тема 5.

Общая характеристика методов хранения плодов и овощей

Требования к качеству убранных овощей. Правила уборки. Товарная обработка овощей. Хранение овощей в хранилищах. Условия хранения овощей. Контейнерный способ хранения, навальный, хранение в холодильниках, мелование овощей.

4

Тема 6.

Переработка плодов и овощей

Подготовка сырья к переработке. Овощные консервы. Квашение и маринование овощей. Соление огурцов и томатов районированных сортов и гибридов на примере ТПК «Омский»

5

Тема 7.

Организация пункта первичной переработки овощей

Переработка овощей в ТПК «Омский». Устройство цеха переработки, оборудование, виды выпускаемой продукции, организация работы


Литература

1. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионология. – 1998. - № 1. – Стр. 96.

2. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. – 1999. - № 8. – Стр. 30.

3. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. // Педагогика. – 1996. - № 1. – Стр. 104.

4. Иванищев С.И. К разграничению понятий «региональное образование» и «региональный компонент образования» // Педагог. – 1999. - №1. – Стр. 44.

5. Новичков В.Б. Концепция создания регионального учебного курса // Педагогика. – 2000. - № 4. – Стр. 8.

6. Пальянов М.П., Турченко В.Н., Копытов А.Д. Стратегия развития образовательного пространства региона // Педагогика. – 2000. - № 2.

7. Чурсин А.В. Проблемы разработки концепции регионального компонента содержания общего образования – Омск: ООИПКРО, 2003 – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Универсальные учебные действия как основной компонент содержания основного общего образования

В статье вводится понятие " Универсальные учебные действия", их разновидности....

Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого  "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...

Изучение регионального компонента в начальной школе

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...