Реализация принципа практической направленностив обучении географии
учебно-методический материал по географии по теме

Зотин Артём Игоревич

Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализацию принципа практической направленности в обучении географии, считаю одним из главных направлений своей педагогической деятельности. Он опирается на конструктивный характер географических знаний, их роль и возможности в рациональном природопользовании, территориальной организации населения и хозяйства. Это те аспекты опыта деятельности, которые необходимо освоить современному школьнику, чтобы быть географически компетентным. Т.е. получить совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.

Очевидно, что компетентностный подход тесно связывается с  принципом практической направленности в обучении географии.

Помимо предметных (общепредметных) выделяют ещё ключевые компетенции: работа с числом, способность к коммуникации, владений информационными технологиями, способность к самообучению и саморазвитию, умение работать в команде, умение решать проблемы.

Считаю что,  вклад школьной географии в формирование системы ценностей личности определяется тем, что эта дисциплина:

- способствует формированию геокомпетенций, осуществляя связь теории с жизненным опытом учащихся.

- вносит вклад в профессиональное самоопределение.

- знакомит школьников с основными методами географической науки.

- формирует систему знаний и умений, в т.ч. ориентироваться, вести наблюдения, работать с географическими источниками.

Разработанная мною система работы и используемые приёмы позволяют развивать все ключевые компетенции. Однако уже начало работы позволило мне обнаружить проблем и ряд противоречий:         

  • Нередко ученик, приходя после урока математики, не может применить простейшие математические знания вне урока, хотя 10 минут назад решал задачи более высокого уровня.
  • Ученики, начиная с начальной школы, большой процент времени проводят в работе с ПК и Интернетом, но при этом обладают зачаточными знаниями о его возможностях и не способны добывать с его помощью информацию.
  • Межличностное общение у учащихся заменяется виртуальным, а их устная речь становится всё более бедной.
  • Практически отсутствуют классы, где можно говорить о коллективе.
  • Существует огромное количество доступного материала для самообразования, к которому школьники проявляют интерес, но при отсутствии общественного поощрения знаний и всеобщего стремления к знаниям, интерес этот затухает.

Проанализировав эти противоречия, я начал прорабатывать систему преподавания географии, используя приёмы, позволяющие решить поставленные школьной реальностью задачи. Безусловно, стоит оговориться, что данные проблемы возникают далеко не во всех коллективах, что связано с особенностями контингента учеников.

В общих чертах эту систему можно представить в виде следующих составляющих.

  1. Индивидуальная и коллективная ответственность. Основано на теории, что нет людей, которым абсолютно безразлично общественное мнение. Каждый ученик знает, что от его работы и подготовленности может зависеть успеваемость всего класса. Таким образом, более «слабые» ученики ответственнее относятся к подготовке и работе на уроке, а более «сильные» проявляют инициативу и занимаются с одноклассниками. Так же на каждом уроке есть элементы самоуправления – произвольно выбирается «учитель», который в течение урока будет вызывать учащихся для ответа на поставленные вопросы и анализировать ответ ученика – отметку выставляет учитель.
  2. Геоинформационный метод. Работа с учащимися в сети Интернет – электронная почта, сайт школы и т.д.  Задания даются с таким расчётом, чтобы ученик, получив новые сведения на уроке информатики, мог сразу же применить их для выполнения заданий по географии: т.е. не только презентации разного уровня сложности, но и фото, видео, статистические материалы, музыкальные файлы и информация с иностранных сайтов. Важным условием применения геоинформационного метода является качественный анализ материального благосостояния семьи обучающегося. Если ситуация может привести к социальной изоляции учащегося, то метод следует перестроить. Так же данная форма выполнения заданий должна иметь альтернативу (см. п.7).
  3. Статистический метод. Этот метод предполагает применение и совершенствование математических навыков для решения практических задач в области географии, т.е. установление метапредметных связей в преподавании.
  4. Задания даются с таким расчётом, чтобы итоговый результат необходимо было не сдать, а защитить, т.е. представить решение поставленной задачи, аргументировать его и ответить на вопросы учителя и одноклассников. Умение грамотно задавать вопросы – считаю одним из ключевых показателей того, что обучающийся понимает и освоил материал.
  5. Географическое моделирование, как метод, используется, как правило, совместно с прогностической деятельностью. Здесь важно максимально полное «погружение» обучающегося в материал, т.е. наполнить модель как можно большим количеством элементов. В такой системе  возможно задействовать максимально широкий спектр способностей и интересов участника.
  6. Практические работы должны быть, по возможности, максимально подвижны – особенно в младших классах, при изучении основополагающих знаний о предмете. Если это возможно распределить  работы так, чтобы большая их часть попадала на тёплый период, когда есть возможность провести занятия на улице. «Географ не может сидеть в помещении». Идеальным вариантом являются более длительные походы, но, к сожалению, частая их организация невозможна, в силу ряда технических причин.
  7. Использование ИКТ должно быть максимально оптимизировано и использоваться только в случае,  если оно действительно оправдано. Обучающийся сталкивается с компьютерами, телевизорами и пр. уже даже на улице и в результате не только вредит своему здоровью, но и настолько привыкает к ним, что  оказывается беспомощен в случае отсутствия коммуникационно – счётных устройств.  Этот принцип тесно связан с реализацией Здоровьесберегающих технологий лежащих в основе пирамиды социальных возможностей – лишившись здоровья, индивид не сможет быть абсолютно успешен.
  8. Картографический метод. С его помощью специальные умения (их ещё можно назвать специфическими учебными умениями):
  • умение ориентироваться на местности.
  • умение проводить съёмку участка местности.
  • умение читать план, топографическую и географические карты
  •  умения проводить наблюдения  в географической среде и фиксировать результаты.

Эти умения можно вырабатывать только на практике (к сожалению, учебный план не даёт возможности  реализовать их на практике в полной мере)

Безусловно, мой сравнительно малый опыт работы не даёт возможности сделать долгосрочный анализ результатов. Так сложилось, что классов, в которых я непрерывно веду географию на протяжении 3, лет только два. В прочих классах я работаю год либо второй год. (Долгое время большую часть моей нагрузки составляли часы по информатике и экономике).  

Класс

Срок работы с классом

Динамика успеваемости (по годам) в %

Динамика качества в %

11

3

92/100/100 (1 п/г)

40/67/96

10

3

96/100/100 (1 п/г)

50/67/92

8 А

0,5

100/100

45/45

8 Б

2

96/100/100

35/45/67

7 А

2

100/100/100

35/42/42

7 Б

2

100/96/100

100/42/47

6 А

0,5

100/100 (1-2 чтв.)

42/46

6 Б

0,5

100/100 (1-2 чтв.)

46/49

В таблице не учитываются результаты учащихся, фактически не посещавших учебные занятия, и по решениям педагогического совета оставленные на повторный курс обучения.

Так сложилось, что я стал последователем одной из  лучших в своё время географических школ Смоленска (Круглова В.И., Зятькова А.В.), но к сожаленью, не имел возможности работать с ними. Сравнивать применяемую мной технологию и её результативность я могу только с собственными результатами. Работая первые годы по системе, рассчитанной в основном, на задания репродуктивного характера я столкнулся с падением познавательной активности, низкими показателями качества и успеваемости.  С постепенным переходом на реализацию принципа практической направленности, появился интерес к предмету, учащиеся стали сами предлагать новые формы работы, начался рост качества и успеваемости, рост познавательного интереса. Особенно ярко это отражалось на классах коррекционного обучения, где в начале года половина учащихся не являлись на уроки, а уже ко второй четверти на занятиях присутствовали все и даже просили провести дополнительные занятия.

К сожаленью, мне не удалось подготовить победителей олимпиад высокого уровня. Одной из причин, по моему мнению, является совпадение сроков проведения городской олимпиады по географии с олимпиадами по физике или обществознанию – предметами, которые для многих учащихся являются приоритетными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...

Реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

Тема исследования: «Реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах».Объектом исследования является процесс обучения математике обучаю...

Статья на тему: Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов английскому языку

Статья из опыта работы по формированию основ профессиональной направленности у студентов СПО на уроках английского языка....

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...