РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка по технологии на тему

Юдина Татьяна Владиславовна

 

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

 

Для качественной профессиональной деятельности необходим практико - ориентированный специалист. На современном этапе развития общества в Российской Федерации складывается достаточно парадоксальная ситуация, когда при избытке специалистов, имеющих специальное образование, рынок труда испытывает недостаток в практико - ориентированных кадрах.

Чтобы исправить подобное положение, необходимо реализовывать в современном образовании практико – направленное обучение, направленное на следующие аспекты:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественно – научного, общепрофессионального и специального циклов;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

- выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

 

Реализуя практико – направленное обучение в рамках учебной дисциплины, необходимо поставить перед собой ряд вопросов, ответы на которые помогут преподавателю выстроить в определённой степени рациональную организацию практико – направленного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           ФГОУ СПО

       Арзамасский приборостроительный колледж им. П.И.Пландина

                                 ДОКЛАД

на тему:  «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ»

                                                                                                          Подготовил:

                                                                                           Юдина Т.В.

                                         Арзамас,2009

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Отличительной особенностью современного общества является то, что на смену профессионалу, занятому узким направлением деятельности, требуется мобильный специалист, умеющий быстро адаптироваться к изменениям и новшествам, обладающий следующими ключевыми компетенциями:

1) способность к системному мышлению;

2) способность к самостоятельным действиям в условиях неопределённости;

3) готовность проявлять ответственность за выполненную работу;

4) способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

5) готовность к постоянному профессиональному росту;

6) устойчивое стремление к самосовершенствованию;

7) готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Для качественной профессиональной деятельности необходим практико - ориентированный специалист. На современном этапе развития общества в Российской Федерации складывается достаточно парадоксальная ситуация, когда при избытке специалистов, имеющих специальное образование, рынок труда испытывает недостаток в практико - ориентированных кадрах.

Чтобы исправить подобное положение, необходимо реализовывать в современном образовании практико – направленное обучение, направленное на следующие аспекты:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественно – научного, общепрофессионального и специального циклов;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

- выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Реализуя практико – направленное обучение в рамках учебной дисциплины, необходимо поставить перед собой ряд вопросов, ответы на которые помогут преподавателю выстроить в определённой степени рациональную организацию практико – направленного обучения.

Вопрос

                            Ответ

При каком содержании материала необходимо применять практико – направленное обучение

Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение практико – ориентированных и других заданий, проведение опытов и экспериментов

Что требует от обучающихся  применение практико – направленного обучения

Теоретическую готовность, владение определённым уровнем знаний, достаточных для осуществления практико - направленного обучения

Какие формы практико – направленного обучения возможно применять на учебных занятиях

Формы, соответствующие специфике изучаемой дисциплины, демонстрирующие связь теории с практикой, направленные на практическое освоение получаемой профессии ( семинарское занятие, письменные упражнения, лабораторная работа, деловые игры, ситуационный анализ и др.)

Как видно из таблицы, практико - направленное обучение изначально надо применять исходя из специфики дисциплины, изучаемых тем с учётом базиса знаний, сформированного на занятиях теоретического характера.

Я остановлюсь на реализации принципа профессиональной целесообразности через практическую направленность обучения при подготовке специалистов специальности 151001 «Технология машиностроения».

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 151001 « Технология машиностроения» выпускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско-технологической, опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Так, например, выпускник СПО, получивший квалификацию «техник» по специальности 151001 «Технология машиностроения»

 должен уметь:

- разрабатывать технологический процесс изготовления типовых деталей и изделий машиностроения;

- разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности (детали, сборочные единицы);

- оформлять и читать простые схемы электрических, гидравлических и пневматических приводов;

 - рассчитывать параметры типовых деталей и узлов технологической оснастки;

- оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами;

- применять при графических, вычислительных, проектных и других работах компьютерную технику с использованием прикладного программного обеспечения;

- пользоваться нормативной и справочной литературой и другими источниками информации для выбора материалов, технологических режимов,  оборудования, оснастки, контрольно-измерительных средств;

- проводить типовые расчеты при проектировании и проверке на прочность элементов механических систем;

- проводить расчет настройки металлорежущего оборудования и использовать методы, средства и основные приемы его наладки;

- разрабатывать и внедрять управляющие программы для обработки простых деталей на механообрабатывающем оборудовании;

-  осуществлять метрологическую проверку изделий;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка (цеха), оценивать эффективность производственной деятельности;

- выполнять слесарные операции и основные приемы работы на механообрабатывающем оборудовании.

При реализации принципа профессиональной целесообразности через практическую направленность обучения в преподавании дисциплины               «Технология машиностроения» я стараюсь, применяя различные формы практико – направленного обучения, не только сформировать у  студентов перечисленные выше знания, умения и навыки, но и в  той  или  иной мере способствовать  развитию у них таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива,

 В ходе практических работ студенты овладевают умениями работать с нормативными документа ми и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять харак теристики различных  объектов.  Большинство практических работ студенты выполняют бригадами, состоящими из 2-3 человек. Причём состав бригады определяют не сами студенты, она формируется по спискам учебного журнала. Работа студента в  такой группе способствует формированию готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Изучение дисциплин: «Технологическое оборудование», «Процессы формообразования и инструмент», «Технологическая оснастка» выступает в качестве необходимого, но не достаточного условия формирования академической мобильности будущих специалистов .

Именно поэтому в структуру подготовки будущих «техников» включена работа над курсовыми и дипломными проектами как виды деятельности, достаточно объективно отражающие уровень академической мобильности и требующие непосредственной реализации профессиональных умений. Тем самым создаются дополнительные предпосылки для успешного решения поставленной задачи и более объективной оценки полученных результатов.

Курсовые проекты  студенты выполняют по индиви дуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Учебная задача обычно формулируется так, чтобы в ней было от ражено конкретное производственное содержание, часто связан ное с процессом производства на предприятии, где студенты проходят технологическую и преддипломную практики.

Так, при  изучении дисциплины «Технология  машиностроения»   студенты выполняют курсовые проекты по темам: «Разработать единичный технологический процесс изготовления конкретной детали»

Но прежде чем приступить к выполнению проекта по заданной теме, каждый студент должен подобрать необходимый исходный материал.

Каждому студенту заранее выдаётся индивидуальное задание или памятка, где конкретно указанно, какой  материал по данной теме он должен собрать в период прохождения технологической практики на базовом предприятии. Это достаточно большой объём работы, при выполнении которого будущий техник побывает не в одном структурном подразделении завода, изучит базовый технологический процесс изготовления детали, подберет необходимую оснастку, изучит принцип её действия, пообщается со специалистами предприятия ( технологами, конструкторами, нормировщиками), своими глазами увидит в чём заключается работа того или иного специалиста, а иногда и сам приобретёт начальные навыки работы по специальности. Только полностью собранный в период прохождения практики материал позволяет с наилучшим результатом выполнить курсовой проект.

Курсовой проект по «Технологии машиностроения» студенты выполняют на 4 курсе. Используя собранный материал,  они  производят необходимые расчёты режимов резания, норм времени, припусков на механическую обработку, осуществляют выбор заготовки, разрабатывают новый технологический процесс на конкретную деталь, проектируют карты наладок на отдельные операции. Преподаватель выполняет  лишь роль консультанта, объясняющего алгоритм выполнения того или иного раздела курсового проекта. Все необходимые расчёты и чертежи каждый студент выполняет самостоятельно, применяя  при оформлении проекта навыки работы с  компьютерной техникой (при оформлении пояснительной записки и комплекта документации – навыки работы с текстовым редактором, а при выполнении чертежей – умение  пользоваться графическими системами Компас, T-flex, AutoCAD). При этом у студента вырабатываются такие профессионально значимые качества, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива и формируются следующие ключевые компетенции:

-  способность к системному мышлению;

-  способность к самостоятельным действиям в условиях неопределённости;

-  готовность проявлять ответственность за выполненную работу;

-  способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

Защиту выполненных курсовых проектов многие студенты проводят в форме презентации, демонстрируя навыки владения ИКТ, при этом доклады с применением слайдов смотрятся более эффектно.

Итак, в структуру подготовки будущих техников  входят не только разработанные  учебные курсы по формированию академической мобильности будущих специалистов, но и в совокупности все те знания, умения и навыки, которые получает будущий специалист в течение всей своей образовательной деятельности в колледже.

К ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫМ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОТНОСЯТСЯ:

- Лабораторное занятие

- Практическое занятие

- Курсовое проектирование

Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выпол няют одну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторных работ - экспери ментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований.

 В ходе рабо ты студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоя тельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов формируются профессиональные уме ния и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных ра бот является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

Практическое занятие - это форма организации учебного про цесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у сту дентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Так, на практических занятиях по математике, физике, техниче ской механике у студентов формируется умение решать задачи, ко торое в дальнейшем должно быть использовано для решения про фессиональных задач по специальным дисциплинам. На практи ческих занятиях по инженерной графике студенты овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнений различных графических работ по специальным дисциплинам.

Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимо стью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. При разработке их содержания следует учитывать уровень сложности специалиста среднего звена.  

 

При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения полного перечня  работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дис циплины позволяет выявить умения, овладение которыми возмож но в ходе изучения учебного материала.

Таким образом, содержание практических работ составляют:

-изучение нормативных документов и справочных материа лов, анализ производственной документации, выполнение зада ний с их использованием;

-анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических, педагогических и других за даний, принятие управленческих решений;

- решение задач разного рода, расчет и анализ различных по казателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, об работка результатов многократных измерений;

- изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппа ратов, измерительных механизмов, функциональных схем;

- ознакомление с технологическим процессом, разработка тех нологической документации;

-работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами; подготовка к работе, обслу живание техники;

- конструирование по заданной схеме; сборка и демонтаж ме ханизмов;

- диагностика качества различных веществ, изделий.

Методика обучения студентов решению практических задач

требует соблюдения определенной последовательности:

полного и четкого выяснения условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача.

Если содержание лабораторных и практических занятий явля ется принципиально различным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сво дится к следующему:

- сообщение темы и цели работы;

- актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления экс перимента или другой практической деятельности;

-разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;

- инструктаж по технике безопасности (по необходимости);

- ознакомление со способами фиксации полученных резуль татов;

- непосредственное проведение экспериментов или практиче ских работ;

- обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков и т. д.);

- подведение итогов занятия и четкого выяснения условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача.

Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студен ты о выполнении практических и лабораторных работ.

Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения боль шое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе ра боты, ориентировать студентов на самоконтроль. Потребность в  руководстве преподавателя многие студенты испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них нужны помощь, корректировка действий, проверка промежу точных результатов. Опытные преподаватели не спешат подска зать учащемуся готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдают за действием студента, одобряют, или, на оборот, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомога тельные вопросы.

Наблюдения за работой дают возможность направлять в нуж ное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно, от занятия к занятию возрастают тре бования к самостоятельности обучаемых при выполнении прак тических работ.

Курсовое проектирование - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебного пред мета. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Дидактическими целями курсового проектирования являются обучение студентов профессиональным умениям; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений.

Рабочие учебные планы и программы включают выполнение курсовых проектов и курсовых работ.

Курсовые проекты выполняются по дисциплинам общепро фессионального и специального циклов. В процессе их подго товки студенты решают технические задачи по темам: конструи рование оснастки, разработка технологического процесса.

Курсовые работы выполня ются по гуманитарным специальным дисциплинам. Студенты т специальности «Технология машиностроения» пишут курсовые работы по экономике.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед системой среднего профессионального образования, является повышение качества подготовки специалистов. Обучающиеся должны получать знания по дисциплинам программы, овладеть умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и быть готовым к восприятию самообразовательной деятельности, профессиональной мобильности. В связи с этим актуальной становится задача обновления содержания среднего профессионального образования посредством усиления его практико – направленной стороны при сохранении его фундаментальности, что в целом будет способствовать повышению качества подготовки специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...

Реализация принципа практической направленностив обучении географии

Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...

Статья на тему: Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов английскому языку

Статья из опыта работы по формированию основ профессиональной направленности у студентов СПО на уроках английского языка....

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно ...