Реализация практической направленности обучения географии в групповой деятельности школьников
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
Реализация практической направленности обучения географии в групповой деятельности школьников
Социально-экономические процессы в развитии общества XXI века ставят перед школьным образованием качественно новые задачи. В условиях динамичности современной жизни, её информационной насыщенности объективно усиливается вклад школьного образования в воспитание интеллектуальной и духовно-нравственной личности, готовой к активному творчеству, самостоятельности и ответственности за собственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Одним из перспективных направлений модернизации образования признается его переход на компетентностную основу, в соответствии с чем при оценке качества образования на первое место выступает не только уровень усвоенных знаний, но и уровень готовности школьников применять усвоенное в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др), что и составляет их компетентность.
Акцент смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу приобретения школьниками опыта в решении практических задач, в частности школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
Переход от знаниевой парадигмы обучения к практико-ориентированной не всегда прост, вот и в своей работе я испытываю проблему эффективной реализации практической направленности обучения географии, поэтому темой моего творческого отчета и стала «Реализация практической направленности обучения в групповой деятельности на уроках географии».
В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественно иное значение. В требованиях нормативных документов возросла роль умений, поскольку результаты географического образования выступают не только как знания (когнитивный компонент), но и знания в действии (операционный компонент). Операционная составляющая обучения приобретает характер востребованности, что способствует включению освоенных умений в личностный опыт ученика, развитию ключевых компетенций.
Действенный характер географических результатов подчеркивает конструктивность современного научно-географического знания, представляющего «мостик между географической наукой и современной хозяйственной практикой» (И.П. Герасимов). Таким образом, реализация принципа практической направленности в школьной географии в условиях модернизации требует раскрыть конструктивные аспекты географического знания, поскольку базой для решения задачи практической направленности выступает практическая компонента обучения, необходимо чтобы содержание последней отражало конструктивные аспекты географии, а именно аспекты рационального природопользования, территориальной организации населения и хозяйства, возможности их изучения по геоинформационным произведениям, что способствует обеспечению геоэкологической, экономической и профориентационной подготовки учащихся.
Целью работы - реализация практической направленности обучения географии. Ведущим средством достижения цели является групповая деятельность школьников на уроках.
Для достижения цели мною определены следующие задачи:
- Изучить способы реализации практической направленности обучения географии;
- Разработать систему групповых занятий с учащимися на уроках географии,
- Проследить результативность работы по названной проблеме по уровню сформированности практических умений и навыков.
Способы реализации практической направленности.
Современный учитель географии должен формировать у школьников умение применять географические знания повседневной жизни. Существуют различные виды работ направленные на усиление практической направленности школьной географии.
- Работа с учебником, географической и научно-популярной
литературой.
Работа с учебником географии может быть весьма разнообразной и проводиться на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений. Целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности.
Возможностей использования дополнительной литературы на уроках географии неограниченны и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учит, но и воспитывает.
- Работа с картой и картосхемами.
У учащихся формируются умения:
- читать общегеографические и тематические карты;
- использовать методы наложения и составления карт;
- ориентироваться на местности без карты по карте;
- составлять графики, профили, схемы, картосхемы;
- выполнять различные картоизмерительные работы;
- составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.
- Работа со статистическими материалами.
Использование статистических материалов на уроках географии развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений. Школьники наблюдают, анализируют, обобщают, делают обоснованные выводы и умозаключения.
- Работа на местности.
Практическая составляющая осуществляется во время проведения экскурсий, учащиеся определяют направления на местности по компасу, местным признаком, звездам, солнцу, азимуту. Осуществляется измерение относительных высот точек и составление простейшего плана.
Практическое использование групповых занятий на уроках географии.
В 6 классе практические работы на местности призваны закрепить знания учащихся и выработать практические умения по теме «План местности». На последнем уроке по теме, проверяю готовность каждой группы к практической работе, знакомлю школьников с их инструкторами - старшеклассниками. Прошу завуча поставить мне два последних спаренных урока 6 и 8 классах параллельно. Заранее со старшеклассниками составляю карту местности. И расставляю старшеклассников по 3 человека на контрольные пункты.
КП 1 - проверка определения азимута на предмет (3 ориентира, наибольшее количество баллов 15)
КП 2 - проверка топографических знаков (6 карточек - наибольшее количество баллов 30).
КП 3 - определение азимута на карте (4 карточки - наибольшее количество баллов - 20)
КП 4 - определение расстояний на карте с помощью масштаба (4 карточки - 40 баллов).
КП 5 - проверка умений ориентироваться по местным признакам.
КП 6 - сделать план местности окружностью 250 м (максимально - 50 баллов).
Каждая группа стартует с интервалом 5 минут. Командир получает маршрутную карту, с нанесенными на ней КП, двигаясь по карте и компасу, учащиеся получают задания от инструкторов - старшеклассников. В ходе соревнования между группами закрепляются практические умения школьников по ориентированию на местности.
Групповую деятельность школьников можно использовать при проведении экскурсий.
Система групповых занятий на уроках географии
Система групповых занятий.
№ | Тема урока | Класс |
1. | Составление простейшего плана местности, | 6 |
2. | Экскурсия по изучению рельефа. | 6 |
3. | Экскурсия по изучению вод. местности. | 6 |
4. | Экскурсия по изучению природных комплексов. | 6 |
5. | Внутренние воды. Главные речные системы Африки. | 7 |
6. | Страны Африки. | 7 |
7. | Природные зоны Южной Америки. | 7 |
8. | Описание отдельных стран Южной Америки. | 7 |
9. | Внутренние воды. Главные речные и озерные системы Евразии. | 7 |
10. | Страны Западной Европы. | 7 |
11. | Страны Зарубежной Азии. | 7 |
12. | Закономерности распространения почв России. | 8 |
13. | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 8 |
14. | Моря, как крупные природные комплексы. | 8 |
15. | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 8 |
16. | Природные комплексы Северного Кавказа и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | 8 |
17. | Природные уникумы Урала. | 8 |
18. | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия на их освоения. | 8 |
19. | Природные районы Восточной Сибири. | 8 |
20. | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | 8 |
21. | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 8 |
22. | Экскурсия на местные предприятия. | 9 |
23. | Инфраструктурный комплекс. | 9 |
24. | Народные промыслы Центральной России. | 9 |
25. | Восточная Сибирь. | 9 |
26. | Дальний Восток. | 9 |
27. | Мировые природные ресурсы. | 10 |
28. | Топливно-энергетический комплекс. | 10 |
29. | География транспорта. | 10 |
30. | Страны Западной Европы. | 10 |
31. | Страны Зарубежной Азии. | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/01/picture-89355.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-125879-1353433616.jpg)
Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-345574-1394641440.jpg)
Реализация принципа практической направленностив обучении географии
Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/05/picture-476795-1409878693.png)
Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
Выступление на районном методическом семинаре учителей географии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-139362-1418914799.jpg)
Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников
Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1111906-1549237104.jpg)
Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС
Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358403-1635327072.jpg)
Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"
Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"...