Реализация практической направленности обучения географии в групповой деятельности школьников
статья по географии на тему

Дроздова Зинаида Владимировна

Материал из опыта работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация практической направленности обучения географии в групповой деятельности школьников

Социально-экономические процессы в развитии общества XXI века ставят перед школьным образованием качественно новые задачи. В условиях динамичности современной жизни, её информационной насыщенности объективно усиливается вклад школьного образования в воспитание интеллектуальной и духовно-нравственной личности, готовой к активному творчеству, самостоятельности и ответственности за собственный выбор в различных жизненных ситуациях.

Одним из перспективных направлений модернизации образования признается его переход на компетентностную основу, в соответствии с чем при оценке качества образования на первое место выступает не только уровень усвоенных знаний, но и уровень готовности школьников применять усвоенное в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др), что и составляет их компетентность.

Акцент смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу приобретения школьниками опыта в решении практических задач, в частности школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.

Переход от знаниевой парадигмы обучения к практико-ориентированной не всегда прост, вот и в своей работе я испытываю проблему эффективной реализации практической направленности обучения географии, поэтому темой моего творческого отчета и стала «Реализация практической направленности обучения в групповой деятельности на уроках географии».

В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественно иное значение. В требованиях нормативных документов возросла роль умений, поскольку результаты географического образования выступают не только как знания (когнитивный компонент), но и знания в действии (операционный компонент). Операционная составляющая обучения приобретает характер востребованности, что способствует включению освоенных умений в личностный опыт ученика, развитию ключевых компетенций.

Действенный характер географических результатов подчеркивает конструктивность современного научно-географического знания, представляющего «мостик между географической наукой и современной хозяйственной практикой» (И.П. Герасимов). Таким образом, реализация принципа практической направленности в школьной географии в условиях модернизации требует раскрыть конструктивные аспекты географического знания, поскольку базой для решения задачи практической направленности выступает практическая компонента обучения, необходимо чтобы содержание последней отражало конструктивные аспекты географии, а именно аспекты рационального природопользования, территориальной организации населения и хозяйства, возможности их изучения по геоинформационным произведениям, что способствует обеспечению геоэкологической, экономической и профориентационной подготовки учащихся.

Целью работы - реализация практической направленности обучения географии. Ведущим средством достижения цели является групповая деятельность школьников на уроках.

Для достижения цели мною определены следующие задачи:

  • Изучить способы реализации практической направленности обучения географии;
  • Разработать систему групповых занятий с учащимися на уроках географии,
  • Проследить результативность работы по названной проблеме по уровню сформированности практических умений и навыков.

 Способы реализации практической направленности.

Современный учитель географии должен формировать у школьников умение применять географические знания повседневной жизни. Существуют различные виды работ направленные на усиление практической направленности школьной географии.

  1. Работа с учебником, географической и научно-популярной

литературой.

Работа с учебником географии может быть весьма разнообразной и проводиться на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений. Целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности.

Возможностей использования дополнительной литературы на уроках географии неограниченны и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учит, но и воспитывает.

  1. Работа с картой и картосхемами.

У учащихся формируются умения:

  • читать общегеографические и тематические карты;
  • использовать методы наложения и составления карт;
  • ориентироваться на местности без карты по карте;
  • составлять графики, профили, схемы, картосхемы;
  • выполнять различные картоизмерительные работы;
  • составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.
  1. Работа со статистическими материалами.

Использование статистических материалов на уроках географии развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений. Школьники наблюдают, анализируют, обобщают, делают обоснованные выводы и умозаключения.

  1.  Работа на местности.

Практическая составляющая осуществляется во время проведения экскурсий, учащиеся определяют направления на местности по компасу, местным признаком, звездам, солнцу, азимуту. Осуществляется измерение относительных высот точек и составление простейшего плана.

Практическое использование групповых занятий на уроках географии.

В 6 классе практические работы на местности призваны закрепить знания учащихся и выработать практические умения по теме «План местности». На последнем уроке по теме, проверяю готовность каждой группы к практической работе, знакомлю школьников с их инструкторами - старшеклассниками. Прошу завуча поставить мне два последних спаренных урока 6 и 8 классах параллельно. Заранее со старшеклассниками составляю карту местности. И расставляю старшеклассников по 3 человека на контрольные пункты.

КП 1        - проверка определения азимута на предмет (3 ориентира, наибольшее количество баллов 15)

КП 2 - проверка топографических знаков (6 карточек - наибольшее количество баллов 30).

КП 3 - определение азимута на карте (4 карточки - наибольшее количество баллов - 20)

КП 4 - определение расстояний на карте с помощью масштаба (4 карточки - 40 баллов).

КП 5 - проверка умений ориентироваться по местным признакам.

КП 6 - сделать план местности окружностью 250 м (максимально - 50 баллов).

Каждая группа стартует с интервалом 5 минут. Командир получает маршрутную карту, с нанесенными на ней КП, двигаясь по карте и компасу, учащиеся получают задания от инструкторов - старшеклассников. В ходе соревнования между группами закрепляются практические умения школьников по ориентированию на местности.

Групповую деятельность школьников можно использовать при проведении экскурсий.

Система групповых занятий на уроках географии

Система групповых занятий.

Тема урока

Класс

1.

Составление простейшего плана местности,

6

2.

Экскурсия по изучению рельефа.

6

3.

Экскурсия по изучению вод. местности.

6

4.

Экскурсия по изучению природных комплексов.

6

5.

Внутренние воды. Главные речные системы Африки.

7

6.

Страны Африки.

7

7.

Природные зоны Южной Америки.

7

8.

Описание отдельных стран Южной Америки.

7

9.

Внутренние воды. Главные речные и озерные системы

Евразии.

7

10.

Страны Западной Европы.

7

11.

Страны Зарубежной Азии.

7

12.

Закономерности распространения почв России.

8

13.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

8

14.

Моря, как крупные природные комплексы.

8

15.

Природные комплексы Русской равнины.

Памятники природы.

8

16.

Природные комплексы Северного Кавказа и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

8

17.

Природные уникумы Урала.

8

18.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия на их освоения.

8

19.

Природные районы Восточной Сибири.

8

20.

Природные комплексы Дальнего Востока.

Природные уникумы.

8

21.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

8

22.

Экскурсия на местные предприятия.

9

23.

Инфраструктурный комплекс.

9

24.

Народные промыслы Центральной России.

9

25.

Восточная Сибирь.

9

26.

Дальний Восток.

9

27.

Мировые природные ресурсы.

10

28.

Топливно-энергетический комплекс.

10

29.

География транспорта.

10

30.

Страны Западной Европы.

10

31.

Страны Зарубежной Азии.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитан...

Реализация принципа практической направленностив обучении географии

Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...

Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников

Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников...

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно ...

Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"

Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"...