Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников
материал на тему

Олейникова Валентина Александровна

Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_osnova_kompetentsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Практическая составляющая обучения географии- основа формирования компетенций школьников»

Доклад подготовила учитель

географии Большебакалдской СОШ

Олейникова В.А.

В настоящее время много говорится о совершенствовании содержания образования в логике компетентностного подхода. В качестве одного из условий достижения новых целей образования в рамках модернизации указывается разгрузка учебного материала за счет:

  • «отказа от усвоения тех знаний, которые оказываются невостребованными при решении практических, познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникативных проблем (речь идет о тех научных понятиях и сведениях, которые изучаются исключительно ради обеспечения полноты знаний);
  • отказа от ориентации на долговременное усвоение тех знаний, которые являются лишь базой для обобщений более высокого уровня;
  • отказа от ориентации на усвоение таких знаний, которые в реальной образовательной практике не усваиваются большинством учащихся».

Такой путь решения проблемы перегрузки учащихся, на мой взгляд, является крайне опасным. При таком подходе из учебных программ может исчезнуть содержание, которое ориентировано, прежде всего, на развитие учащихся, на формирование общих способов действий. В связи с этим крайне важно определиться с тем, что мы будем понимать под словом «компетентность», чтобы не свести компетентностный подход в образовании к усвоению только утилитарных  знаний.

Под компетентностью мы понимаем интегральную характеристику общих способностей учащихся, которые помогают им решать комплекс задач и проблем, возникающих в окружающем их мире. К общим способностям мы относим такие способности, как анализ, планирование, рефлексию, которые и составляют основы теоретического (рефлексивного) мышления. Другими словами, мы связываем понятие компетентности с теоретическим мышлением и практическим (деятельностным) подходом в образовании.

География как учебный предмет в рамках компетентностного (читай – деятельностного) подхода может стать одним из центральных предметов.

 Понимание динамики природных процессов, изменения природных объектов, взаимодействия человечества с природой – основа основ формирования материалистического мировоззрения учащихся. И не в виде отдельных явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, а именно в их взаимосвязи и синтезе. Такой синтез в школе может обеспечить только география.

В рамках данного учебного предмета можно выделить компетентности трех уровней:

  1. компетентности, связанные с переносом понятий, способов действий, приемов и средств из других учебных дисциплин в географию;
  2. ключевые компетентности, выходящие за рамки географии, но которые наиболее эффективно возможно формировать именно в курсе географии (реконструирование, проектирование, прогнозирование природных и социальных явлений);
  3. собственно географические компетентности, которые могут быть использованы в других областях знаний и жизни человека.

Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход в школьной географии ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, — на создание условий для ее эффективной реализации.

Важным условием эффективной реализации практической составляющей школьной географии выступает усиление внимания со стороны учителя к организации деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Именно поэтому в учебном процессе необходимо постоянно применять способы практического обучения школьников работе по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статических материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методики обучения географии в школе.

В опыте работы школы практическая составляющая обучения географии реализуется далеко не полностью. Учителя постоянно испытывают трудности в организации, проведении и оценке итогов выполнения практических работ. Основная причина затруднений — недостаток учебного времени, особое внимание к формированию знаний, а зачастую к простой передаче учебной информации. Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников.

Главным средством формирования и продуктивного усвоения умений выступает практическая деятельность учащихся, которая очень сложна по своей психологической сути. В ее процессе происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющееся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления школьников.

Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие практические работы, тренировочные и итоговые практические работы.

Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.

Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия. Например, самостоятельно составить комплексную характеристику одного из государств материка Южная Америка, составить аннотацию какого-либо из источников географической информации, предложить туристический маршрут по территории Южной Сибири.

Выполнение практических работ должно вызывать положительные эмоции у школьников, поэтому целесообразно составлять задания так, чтобы они были интересны, увлекательны и даже занимательны (особенно в УI и УII классах) и не были бы тяжелой обязанностью ни для учителя, ни для школьников. Не всегда, для проведения практической работы необходим целый урок. Например, для обучающих и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут учебного времени, а на проведение итоговой работы — от 15 до 20 минут. Важно учитывать: программа курса задает направление содержания итоговых практических работ. Учитель на основе анализа программ самостоятельно планирует время и место проведения обучающих, тренировочных и итоговых (программных) практических работ в учебном процессе. Согласно Закону Российской федерации учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации процесса обучения.

Сегодня Закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отраженных в вариантах программ по предмету. Это означает, что каждый педагог, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных групп учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта

.

В условиях нового Базисного учебного плана проблема планирования и выделения учебного времени на проведение программных практических работ приобрела особую актуальность. Сокращение учебных часов на изучение начального курса географии (УI класс) не уменьшает количества практических работ , и не освобождает учителя от соблюдения требований Стандарта. Необходимо заметить, что даже при двухчасовом планировании проведение одной работы в среднем приходится на три урока. Следовательно, в условиях одночасового планирования, руководствуясь пояснениями нормативных документов, проведение программных практических работ в курсе географии УI класса возможно в краеведческих модулях интегрированного курса «Краеведение».Исходя из своего опыта на уроках географического краеведения я провожу обучающие практические работы, т.к. материал данного курса опережает материал изложенный в «Землеведение».

В последующих курсах программные практические работы целесообразно проводить через два-три урока.    

В основном все школы нашего района перешли на новую линию (Климанова – Алексеев) где выделены специальные уроки, ведущей задачей которых выступает формирование и совершенствование географических умений учащихся. Такие уроки проводятся как уроки- практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приемам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями. Впервые в учебник включены уроки-практикумы. Они представляют собой практические задания для ребят, составленные в занимательной форме. Алгоритм их выполнения полностью прописан в тексте, что существенно облегчает работу учителя по объяснению. Содержательная суть практикумов состоит в том, что при  помощи отрывков из произведений художественной литературы Р. Стивенсона, В. Каверина, Ж. Верна создаются реальные ситуации использования важнейших географических навыков определения координат, составления плана местности, наблюдений за погодой, работы с климатическими картами.

 Таким образом, усиление внимания к операциональной составляющей школьной географии требует систематического проведения практических работ. Процесс формирования умений должен быть целенаправленным. Учителю следует знать, какие умения (общеучебные, специфические географические) необходимо формировать на материале каждого урока. Перечень умений наращивают и развивают от класса к классу.

Однако целенаправленное и планомерное формирование умений школьников невозможно без учета содержания практической составляющей. Ориентация методики обучения географии на компетентностный подход предполагает обновление содержания системы программных практических работ с позиции требований Стандарта.

Чтобы быть реально полезной людям, география должна осуществлять контроль за состоянием и качеством окружающей среды, давать прогноз условий жизни людей и принимать участие в управлении средой...

 Именно поэтому современное школьное географическое образование должно исходить из необходимости формирования практических умений и прикладных знаний как базы для развития ключевых компетенций учащихся. Поскольку прикладной характер географического знания подчеркивает конструктивность современного научно-географического знания, в содержании практической части программ необходимо раскрыть конструктивные аспекты географического образования. Это возможно путем включения следующих видов работ: наблюдений за окружающей средой, работ с географической и научно-популярной литературой, с картами и картосхемами, со статистическими материалами, с ресурсами Интернета. Учет конструктивного характера географических знаний, современные источники их получения позволили обновить практические работы новыми источниками географической информации (планы городов, туристические справочники и схемы, космические снимки, компьютерные банки данных, научно-популярная литература, периодические издания своей местности). Например, в содержание практической части программ включены работы по чтению планов местности своего населенного пункта (план я взяла в сельской администрации), составлению характеристики одного из морей России; определению по статистическим материалам и сравнению показателей прироста населения в разных частях страны (Уiii класс). Компетентностный подход к содержанию школьного географического образования позволяет выделить в системе практических работ новую линию задач, зафиксированную в рубрике стандарта «Использовать усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

  Из сказанного выше можно сделать вывод : компетентностный подход как новация отечественной школьной географии требует особого внимания со стороны учителей к реализации практической составляющей обучения. Ее эффективность обеспечивается активной учительской позицией и модернизацией всей методической системы обучения географии (целей, содержания, форм, методов и приемов, средств и результатов). Специфика школьной географии состоит в том, что в ходе практического применения знаний и умений происходит овладение методами географического познания, развивается географическое мышление, совершенствуется опыт практической деятельности с различными источниками географической информации.    

Таким образом, мы создаём модель выпускника, который становится конкурентоспособной личностью, умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

Литература.

1. Концепция предмета «География» в 12-летней школе // География в школе. — 2000. — №2.

2. Сборник нормативных документов. География. — М., 2004.

3. Болотов А.В., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. —2003. —№10.

4.Воротников С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. — М.: АПК и ППРО, 2006.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. — М.: АПКиПРО, 2003.

6. Инструктивное письмо по выполнению практической части школьной программы по географии// География в школе. — №5. — 2005.

7. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М., 1962.

8. Котляков В.М. География в меняющемся мире. —М.,2003.

9. Стрельникова ТД. Проблемы проведения программных практических работ при изучении начального курса географии // География в школе. — 2007. — №1.

10. Стрельникова Т.Д. Практические работы в УII классе // География в школе. — 2007. —№4; География в школе. — 2007. — №5.

11. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. – М.: Прогресс,1990.

12. Замятин Д.Н. Что можно прочесть по ментальным картам? // Первое сентября. – № 33. – 1999.

13. Воронцов А.Б. Компетентностный подход в подростковой школе на примере географии. М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ НОВОГО СТАНДАРТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Презентация на тему "Иновационные педагогические технологиии обучения как способ формирования компетенций в рамках нового стандарта в учреждениях СПО"....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Практическая направленность уроков физики в формировании готовности школьников к фермерскому труду

Готовность школьников трудиться в сельскохозяйственном производстве формируется на основе познавательного интереса к фермерскому труду. ...

Методы развивающего обучения, как основа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Доклад по теме отражает суть преход от "знаниевой" ситемы к компетентностному подходу. Содержит иллюстративный материал и пояснения к разлиным типам заданий, направленных на формирование клю...