Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС
статья

Борисова Светлана Васильевна

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно раскрывать перед учащимися учебный материал в готовом виде: знакомить с правилами, приводить примеры; но можно пойти другим путем: дать обучающимся возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности (самостоятельно добывать знания на практике - проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация практической направленности

обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС

Борисова С. В., учитель биологии МБОУ Староюрьевской СОШ

   Тезисы доклада.

1. Источников знаний много, но главный из них – УЧИТЕЛЬ,

 Главная задача – научить учиться.

УЧИТЕЛЬ создаёт условия…

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС учителем:

  • учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно раскрывать перед учащимися учебный материал в готовом виде: знакомить с правилами, приводить примеры;
  • но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности (самостоятельно добывать знания на практике -  проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов).

2.  (Из опыта работы)

 Чтобы достичь этого, необходимо:

  • вызвать   интерес  у детей к получению новых знаний, создать условия для пробуждения;
  • необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное практическое задание;
  • показать   каких результатов они могут  добиться, или оценить  те результаты, к которым уже пришли (рассказ  о значении биологических  знаний,  необходимости знаний других предметов).

Биология 8 класс

        Программа биологии в 8 классе предусматривает выполнение ряда лабораторных и практических работ, функциональных проб, экспериментов и работу с микроскопом. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету, активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют лучшему усвоению обучающимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

       Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению; заранее составляет планы уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий.

       Выполняя работу, обучающиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании. Во время выполнения той или иной лабораторной работы обучающимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.

       В связи с тем, что темп выполнения работ у обучающихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех обучающихся, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые обучающиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.

       После окончания выполнения  работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в инструктивной карточке, рассказывает о ходе его выполнения. Так как лабораторные работы по курсу «Человек» являются этапами комбинированного урока, оценка работ проводится по усмотрению учителя (оцениваются работы всех обучающихся или несколько из класса).

Изучение курса «Человек»  не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья обучающихся, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков.

      Предлагаемые программой лабораторные работы, функциональные пробы и эксперименты несложны в исполнении, не требуют много времени и специального оборудования. Поэтому могут быть проведены обучающимися дома с целью определения уровня здоровья своих близких, выявления отклонений основных соматометрических показателей от нормы для своевременного обращения к врачу. На уроках в 8 классе обучающиеся осваивают навыки оказания первой медицинской помощи, что несомненно пригодится в жизни. Таким образом, можно заключить, что лабораторные работы по биологии для 8 класса имеют большое практическое значение.

        Лабораторные работы и демонстрации на уроках биологии в 8 классе выполнены в полном объеме, что несомненно обогатило знания учащихся и повысило их интерес к изучаемому предмету. С помощью анализа полученных результатов мне удалось обратить внимание учащихся на свое здоровье и соблюдение правил гигиены и профилактики заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...

Реализация принципа практической направленностив обучении географии

Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...

Практическая направленность обучения в курсе биологии в 6-7классах

Приведены практические умения, навыки и знания которые мы формируем у учащихся 6-7 классов в курсе биологии...

Статья: Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах.

Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.) М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подр...

Научная статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"

Статья на тему "Реализация прикладной направленности обучения школьников при решении текстовых задач"...