Учебное пособие. Метод проектов в реализации регионального содержания в обучении географии.
методическая разработка по краеведению на тему

Учебное пособие предполагает использование краеведческого материала в обучении географии, реализуя метод проекта. Региональное содержание включено во все курсы физической и экономической географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx51.01 КБ

Предварительный просмотр:

  Л.И.Тицкая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

Методическое пособие

Метод проектов в реализации регионального содержания в обучении  географии

2015г.

                                                        Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Система географического краеведения  в  общеобразовательной школе.4-10

1.1.Образовательно- воспитательное значение географического

       краеведения…………………………………………………………………4-6

1.2.Формы и методы географического краеведения …………………………6-8

1.3.Принципы организации географического краеведения. ……………….8-10

2.Краеведение в обучении географии………………………………………10-17

2.1.Краеведение на уроках географии………………………………………10-12

2.2.Внеклассная работа по краеведению…………………………………...12-13

2.3.Краеведческий курс:  «Мой край родной»……………………………..13-15

2.4.Организация краеведческой исследовательской работы……………...15-17

    Заключение…………………………………………………………………… 18

    Приложение………………………………………………………………..19-27            

    Список литературы……………………………………………………………28    

               

Введение

Методика обучения  географии  обязательно предполагает  использование  в  преподавании  краеведческого  материала,  так  как  он  является  региональным содержанием  школьных  курсов  физической  и  экономической  географии.

  Множество  явлений  окружающей  природы  знакомы  детям  из  повседневной  жизни,  поэтому  географические  понятия, которые  они  усваивают  на  примере  родного  края,  оказываются  наиболее  убедительными,  легко  запоминающимися.  

  Связь  с  природным  окружением  придает  практическую  направленность  преподаванию  географии:  у  детей  вырабатываются  навыки  поведения  в  природе, наблюдательность, появляется  интерес  к  экономическим  и  экологическим  проблемам  своего края.

  Использование  краеведческого  материала  на  уроках  и  внеклассной  работе  играет  определенную  роль  в  повышении  качества  обучения  и  воспитания  учащихся.  Одновременно  с  достижением  более  высоких  результатов  обучения,  у  учащихся  усиливается  интерес  к  предмету,  что  приводит  к  активизации  познавательной  деятельности.

  Используя  краеведческий  материал  в  своей  практической  деятельности  я  ставила  задачи:

    -конструктирование  краеведческого образования с  учетом    

     принципов  системности,  преемственности, регионализации  в

     рамках  курса  географии;

    -отбор и разработка  практических  исследовательских  заданий,  

     работ,  органическое  их  включение  в программу  по  

     географии  и  во  внеурочную  деятельность;

    -создание  условий для  самостоятельной  учебно –

     познавательной  и  социально  значимой практической

     деятельностью  учащихся.

  В  своей  работе  я  показала  на  конкретных  примерах,  как   используется  краеведческий материал  в  обучение  географии.

Мною разработано тематическое планирование начального курса географии с осуществлением краеведческого подхода, программа курса:

«Мой родной край », природные и производственные экскурсии, уроки, внеклассные мероприятия.

1.Система  географического  краеведения  в  школе 1.1.Образовательно – воспитательное  значение географического   краеведения

  Географическое  краеведение  является  одним  из  эффективных  педагогических средств  и  составной  частью  общей  системы  учебно – воспитательной  работы  общеобразовательной  школы,  играет  определенную  роль  в  повышении  качества  обучения  и  воспитания,  вооружение  учащихся  глубокими  и  прочными  знаниями.

    Образовательно – воспитательное  значение  географического  краеведения  прежде  всего  проявляется  в  активизации  учебно – воспитательной  работы.  Активизация  учебно – воспитательного  процесса – это  совершенствования  организационных  форм  и  методов,  направленных  на  усиление   познавательной  и  практической  деятельности  учащихся.     Активизация  познавательной  деятельности  учащихся  направлена  не  только  на  улучшение  процесса  усвоения  знаний, но  и  формирование  активности  и  самостоятельности,  как  качеств  личности  учащихся.  Именно в  формах,  методах  и приемах  организации  краеведческой  работы  заложены  большие  возможности  формирования  у  учащихся  познавательных  способностей,  которые  содействуют  активному  усвоению  знаний,  выработке  умений  и  навыков,  использования  этих  знаний  в  решении  учебно -  познавательных  и  практических  задач.

    Познавательная  активность  в процессе  работы  с  краеведческим  материалом  вызывается  его новизной,   тем, что  способствует углублению  знаний,  побуждает  учащихся  к творческой  деятельности.

    В  процессе   краеведческой  работы  школьники  охотно  участвуют  в  поисковых  экспедициях  и  походах,  ведут  систематические  наблюдения   за  природными  явлениями,  исследуют  местные  водоемы  и  геологические  обнажения,  собирают  и  обрабатывают  различный  по  содержанию  краеведческий  материал.  Учащимся  приходится  много  работать  с  краеведческой  литературой,  со  справочниками,  изданиями  местной  периодической   печати  и  т.д.

 Все  это  способствует развитию  у  школьников  познавательного

мышления,  наблюдательности,    интереса  к  самостоятельному  добыванию

знаний  и  привитию  им  умений  и  навыков   поисково - исследовательского  характера.

    Основными  краеведческими  факторами  активизации  учебно – воспитательной  работы  являются:

1.Содержание  краеведческого материала  как  источника  возбуждения  познавательного  интереса  учащихся,  которое  способствует  осознанному  пониманию  причинно – следственных  связей  в  природных  и  экономических  явлениях  и  процессах;

2.Практическое  осуществление  связи  обучения  и  воспитания  с  жизнью.

3.Создание  проблемной  ситуации,  связанной  с  решением  учебно – практических  задач  краеведческого  содержания,  которая  является  основным  источником  активизации  мыслительной  деятельности  школьников.

4.Организация  наблюдений  за природными  и  социально – экономическими  явлениями  родного  края  и  использование  добытых  учащимися  краеведческих  знаний  в  учебной  и  воспитательной  работе.

5.Организация  учебных  и  внепрограммных  экскурсий,  походов  по  родному  краю,  тематических экспедиций,  вечеров  встреч,  олимпиад,  конференций  и  других  работ  краеведческого  содержания.

6.Система  групповых  и  индивидуальных  самостоятельных  заданий  (письменно – графическое  оформление  краеведческого  материала,  составление  отчетов,  докладов,  рефератов,  альбомов)  и  поисково – исследовательских  задач.

      Внеклассная  краеведческая  работа  по  изучению  экономико – географических  условий  своего  колхоза  дает  богатый  материал  для  выполнения  учащимися  различного  рода  практических  и  самостоятельных  работ  (составления  схем,  таблиц,  диаграмм,  графиков),  позволяет  проводить  производственные  экскурсии  и  встречи  учащихся  со  специалистами  хозяйства.  Это  в  конечном  итоге  содействует  повышению у  учащихся  интереса  к  экономическим  знаниям  и  профессиональной  ориентации.  

  Географическое  краеведение,  проводимое  с  учетом  характера  природно – экономических  условии  своей  местности  и  конкретного производственного  окружения,  способствует:

- пониманию  учащимися  окружающей  природной  среды  и природных  ресурсов  как  необходимое  условие  в  создании  и  развитии  материального  производства,  источника  повышения  благосостояния  и  культурного  уровня  общества,  сущности  проблемы  охраны  природы  и  своей  роли  в  решении  экологических  проблем;

-ознакомлению  учащихся  с  физико – и экономико – географическими  условиями  местного  колхоза,  с  техникой  и  технологией  сельскохозяйственного  производства,  принципов  размещения  и перспектив  развития  сельскохозяйственного  производства  в  масштабах  своего  района, области  и  страны  в  целом;

-овладение  учащимися  географическими  навыками  и  умениями  по  ориентированию  на  местности,  по  составлению  ее  плана,  наблюдение  за  природными  явлениями  и  процессами,  составление  физико – экономико – географической  характеристики  той  или  иной  местности,  чтение  и  составление  картосхем,  графиков,  диаграмм,  картограмм,  проведение  вычислительно – измерительных  работ  при  помощи  приборов  и  оборудования;

-организация  работы  школьников  связанной  с непосредственным  изучением  природно – экономических  условий  местного  колхоза, с  мероприятиями  по  охране  природы  родного  края,  с  выполнением  краеведческих  исследований  и  подготовкой  экспонатов  для  школьного  музея.

   Сочетание  изучения  родного  края  с посильным  участием  школьников  в  общественно  полезной  работе  -  одна  из  основных  задач  современной  

школы.    

1.2.Формы  и  методы организации  школьного   краеведения

    Школьное  краеведение  как  система  в  учебно – воспитательной  работе  проводиться  в  плане  географического,  исторического,  литературного,  природоведческого  краеведения  и  в  других  направлениях.  

   Все  эти  направления,  представляют  собой   части  целого,  являются  основными  структурными  элементами  общешкольного  краеведения,  тесно  связаны  между  собой,  как  по  содержанию,  так  и  по  форме  организации  и  методам  проведения.

    Содержание,  организационные  формы  и  методы  школьного  краеведения  определяются  целями  и  задачами  воспитания,  требованиями  учебных  программ,  особенностями  исторического  прошлого,  конкретными  природными,  социально – экономическими  условиями  родного  края.

    Географическое  краеведение  при  изучении  природы  родного  края  главное  внимание  уделяет  изучению  отдельных  элементов  природы  той  или  иной  территории  (рельефа,  геологического  строения,  микроклимата,  почв,  растительного  покрова,  животного  мира),  установлению  взаимосвязей  между  ними  и  хозяйственной  деятельностью  человека.

    Объектами  географического  краеведения  являются  также  вопросы  географии  населения  и  населенных  пунктов,  хозяйственной  деятельности  населения  родного  края,  связей   между  отдельными  сторонами  хозяйственной  жизни.  В  этом   отношении  географическое  краеведение  имеет  много общего  с  историческим  и  литературным  краеведением.

  Составными  частями  географического  краеведения  являются  учебная  (программная)  и  внеклассная  краеведческая  работа.

  Основные  формы  учебной  краеведческой  работы – это  урок,  природоведческие  и  производственные  экскурсии  и  внеурочные  занятия.

   Многообразны  формы  организации  внеклассной  краеведческой  работы  по  географии - это кружки, экскурсии, походы, экспедиции, вечера,

олимпиады,  викторины,  конференции  и другие формы.

   Методы  и приемы краеведческой  работы  разнообразны.  Назовем  лишь  основные:

  Литературный  метод  заключается  в  работе  с научной  и  научно-популярной  литературой  и  периодической  печатью.  Для  успешного  ведения  этой  работы  в  школе  создается  каталог  краеведческой  литературы,  альбомы тематических  статей  областных  и  районных  газет.

  Основная  задача  литературного  метода  -  научить  учащихся  самостоятельно  работать  с  книгой,  справочниками,  периодической  печатью,  документальными  источниками.

  Картографический  метод  заключается  в  детальном  изучении  краеведческих  карт,  атласа  своей  области.  Естественно,  что  главным  является  то,  чтобы  учитель  научил  школьников  составлять  маршрутные  карты  краеведческих  походов  и  экспедиций,  наносить  на  карту   природные  и  экономические  явления.

  Статистический  метод  в краеведческой  работе предполагает  изучение  количественных  показателей,  которые  служат  объективными  и  точными  критериями  для  выражения  многих географических  процессов  и  явлений.  На  основе  использования  цифрового   материала,  собранного  в  процессе  краеведческой  работы,  строятся  различные  графики и  диаграммы  температур,  осадков  и  т. п.,  составляются  таблицы  производства  продукции  сельского  хозяйства.

  Метод  визуального  наблюдения  представляет  собой  непосредственное  целенаправленное и  планомерное  восприятие  природно-экономических  процессов  и  явлений  родного  края.  Визуальное  наблюдение  является  одним  из  наиболее  доступных  и  систематически  используемых  методов  и  организации  внеклассной  краеведческой  работы.

  Метод  полевого  исследования  -  один  из  ведущих  методов  краеведческой  работы,  используемый  в  процессе  природоведческих  производственных  экскурсий,  походов  и  экспедиций.  Метод полевого  исследования  -  это  непосредственное  обследование  учащимися  определенного   природного  или  хозяйственного  объекта. 

1.3.Принципы  организации  школьного  краеведения

  Школьное  краеведение строится  на  общих  принципах  теории  обучения и  воспитания,  связи  обучения  и  воспитания  с  жизнью.  

   Основные  принципы  географического краеведения, непосредственно  лежащими  в  основе  определения  содержания,  организационных   форм  и методов  являются:  комплексный  подход,  системность  и  непрерывность,  поисково – исследовательский  характер,  природоохранная  и   профориентационная  направленность.

  Принцип  комплексного  подхода  в  организации  краеведческой работы  означает  всестороннее  изучение  родного  края:  его  истории,  природы,  хозяйства  и  перспектив  его  развития,  этнографии,  литературы,  искусства  и  т.п..   Комплексный  подход  в изучении  природно – экономических  условий  родного  края,  организация  природоведческих  наблюдений,  решение  различных  по  содержанию  поисково – исследовательских  задач,  в процессе  которых  учащиеся  знакомятся  с основами  метеорологии,  гидрографии,  фенологии,  почвоведения,  минерологи, геологии,  экономики  и  других  наук, расширяет  общенаучный  кругозор  школьников.  

    Краеведческая  работа  дает  эффективные  результаты  в  том  случае,  если  ее  в  организации соблюдается  системность  и непрерывность.  Этот  принцип  предполагает  организацию  краеведческой  работы  в  определенной  плановой  системе в  течение  всего  учебного  года  как  на  уроках,  так  и  во  внеклассной  работе.  Краеведческий  материал,  собранный  в  процессе  внеклассной  работы,  обогащает  учебный  процесс,  уроки  становятся  содержательнее  и  интереснее.  

   Поисково – исследовательский  принцип  в  организации  краеведческой  работы  предполагает  вооружение  учащихся  элементарными  приемами  научного  исследования,  привитие  им  умений  и  навыков  самостоятельного  приобретения  знаний,  повышение  познавательной  активности  и  развития  творческих  способностей.   Поисково – исследовательская  работа  учащихся  предполагает  самостоятельное  решение  учебно – познавательных  задач  путем  постановки  проблемы,  планирования  поиска,  нахождения  приемов  и способов  решения  различных задач  в  процессе  наблюдений, обобщение  краеведческих  материалов  и  соответствующее  их  оформления.  

   Поисково – исследовательская  проявляется  в  посильных  для  учащихся  метеорологических,  гидрологических,  фенологических  наблюдениях  и  исследованиях  во  время  походов,  экскурсий,  экспедиций.  Это  воспитывает  у  школьников  познавательный  интерес  и  способствует  развития  творческой  мысли.

    Общественно полезная направленность краеведческой  работы  прежде  всего проявляется  в  выполнении  школьниками  посильных  заданий  местных  предприятий,  организаций.  Основными  видами  краеведческой  работы  школьников,  носящей  ярко  выраженный  общественно  полезный  характер,  являются  изучение  природных  условий  и  природных  ресурсов  родного  края,  проведение  природоведческих  наблюдений,  участие  в  мероприятиях  по  охране  природы,  организация  поисковых  экспедиций  и  походов  по родному  краю.

  Общественно  полезный  характер  краеведческой  работы  тесно  связан  с  профориентационной  направленностью.

 Профориентационный  принцип  географического краеведения  обусловлена  специфической  особенностью  его содержания,  организационными  формами,  методами  и  приемами  работы.  В процессе  краеведческой  работы  учащиеся  направленность  как  непосредственно  знакомятся  с  характером  и  содержанием  труда  многих  профессий   и  специальностей.  Изучение трудовой  деятельности  людей,  природных  условий,  способов  воздействия  человека  на  природу  расширяет  политехнический  кругозор  учащихся, облегчает  ориентировку  в  профессиях.   В  формировании  интересов  юных  краеведов,  в  развитии  их  склонностей  и  способностей  большую  роль играют  экскурсии  на  промышленные  и сельскохозяйственные  предприятия  ,  туристические  походы  и  геологические  экспедиции.  На  секционных  занятиях   краеведческого   кружка,  школьники  знакомятся  с  некоторыми  особенностями  работы  топографа,  метеоролога,  геолога,  почвоведа,  лесовода,  экономиста  и др.  Непосредственное  знакомство  с  отраслями  хозяйства,  с  основными    элементами  техники,  технологии  и  организации  производства,  с  характером  промышленного,  сельскохозяйственного  и  других  видов труда  расширяет  профессиональный  кругозор  учащихся  и  способствует  лучшей  подготовке  к  выбору  профессии,  к  определению  своего  жизненного пути.  

    Природоохранная  направленность  краеведческой  работы  важное  значение,   приобретает  в  условиях  сельской  общеобразовательной  школы. В  сельской  школе  контакты  учащихся  с  природой  непосредственны.  Учащиеся  имеют  возможность  глубже  понять  связи  человека  с  природой,   установить  зависимость  человека  от  природы  и  поэтому  прийти  к  выводу  о  необходимости  постоянной  заботы  о  природе.  В  сельской  школе  легче  организовать  общественно  полезную  деятельность  школьников  по  охране  природы.

  Многообразны  формы  краеведческой  работы  по  охране  природы.  Основными  из  них  являются:

а)изучение  и описание окружающей   природной   среды  и  природных  ресурсов  с  целью  их охраны,  рационального  природопользования;

б)обследование  местности  с  целью  выявления  эрозионно - опасных  участков,  нанесение  их  на  схематический  план,  участие  в  мероприятиях  по  борьбе  с  эрозией  почвы;

в)выявление  и  описание  достопримечательностей  местной  природы  (геологических  обнажений,  микроландшафтов,  родников),  изучение и  учет  редких  видов  растений  и  животных;

г)участие  в  озеленение  населенных  пунктов  и  охране  зеленых  насаждений,  в  укреплении  и  озеленении  берегов  рек,  водоемов;

д)участие старшеклассников  в  массовых  агитационных  пропагандистских  мероприятиях  по охране природы : лекции, вечера, конкурсы, стенгазеты.

2.Краеведение  в  обучении  географии

2.1.Краеведение  на  уроках  географии

 Школьная география,  построенная  в  соответствии  с  требованиями  современного  уровня  географической науки  и  задачами  дальнейшего  укрепления  связи  обучения  и  воспитания  с  жизнью пронизана  элементами  краеведения.

   Краеведческий  материал  является  составной частью  учебных  программ  географии  в  средней  школе.

   Первоначальные  знания  о  природе и  хозяйственной  деятельности  населения  своего  края   школьники  получают  уже  в  начальных  классах  на  уроках  чтения,  природоведения,  труда  и  на  внеклассных  занятиях.

   Краеведческие  знания,  полученные  учащимися  начальных  классов  являются  основой  в  осуществлении  краеведческого  подхода  в  преподавании  начального   курса  физической  географии  в  6  классе.

   Программа  географии  в  6 классе  включает  в  себя  достаточно  широкий  круг  краеведческих  сведений,  правильное  использование  которых  способствует  формированию  у  учащихся  многих  единичных  географических  понятий (см.приложение , таблица 1).

   На  первом  уроке,  знакомя  учащихся  с  целью  и  задачами  нового  курса,  восстанавливаем  в  памяти  учащихся  методику  организации  метеорологических   и  фенологических,  так   как  с  этого  урока  учащиеся  начинают  вести  наблюдения  за погодой.

  При  изучении  темы:  «План  и  карта»  учащиеся  получают  представление о плане  местности  и его  съемке,  расширяют  свои  знания  о  способах  ориентирования.  Практические  работы по  этой  теме  должны  вооружить   учащихся знаниями  и  умениями  составления  плана  местности  (измерение  расстояний,  определение  направлений,  азимутов,  изображение  предметов  и  др.)

   Большие  возможности  для  использования  краеведческого  материала  имеются  при  изучении  земных  оболочек  земли:  литосферы,  гидросферы, атмосферы  и  биосферы.

   Краеведческий  материал  в  процессе  изучения   темы:  «Литосфера»  способствует  осознанному  усвоению  учащимися    особенностей  рельефа  своей  местности  и  условиями  его  формирования  под  действием  внутренних  внешних  процессов,  знакомятся  с  горными  породами,  слагающими  местность,  особенностями  их  залегания  (см.  приложение,  урок:  Горные породы нашей местности»).

   При  изучении  тем:  «Гидросфера»  многие  вопросы  рассматриваются  на  основе  краеведческого  материала,  полученного  входе  осенней  экскурсии.

Учащиеся  выполняют  практическую  работу:  «Описание  реки  Березовая»  (см.приложение,  практическая  работа №1).

   Изучение  темы:  «Атмосфера»  и  усвоение  учащимися  таких  сложных  понятий,  как  «погода»  и  «климат»  возможно  лишь  на  основе  использования  местного  материала.  Организация  систематических  наблюдений  учащимися  над  атмосферными  явлениями  и  определение  характерных  признаков  погоды  и  климата  своей  местности.  Необходимым  условием  формирования  понятия  «климат»  является  знание  учащимися  следующих  его  элементов:   средняя  температура  воздуха  по  сезонам  года  и  ее  связь  с  изменением  высоты  Солнца над  горизонтом;  преобладающие  ветра  и  их  направление;  сезонные  и  годовые  количества  осадков;  связь сезонных  явлений  в  природе  с  погодными  условиями  своей  местности.

   Практические работы  по  теме  предполагают  обобщение  итогов наблюдений  над  погодой  в  виде  графиков,  диаграмм,  схем  и описаний  погоды  своей  местности  за неделю,  месяц.  В  течении всего  учебного  года  ведутся  учащимися  6  класса  наблюдения  за  погодой,  сведения  заносятся  в  календарь  погоды  и   при  изучении  темы:  «Атмосфера»  используются  на практической работе: «Описание  климата  своей местности».  Краеведческие  знания  учащихся,  полученные   ими  при  изучении  литосферы,  гидросферы  и  атмосферы,  являются  определяющими  при  рассмотрении  природных  комплексов  и  взаимодействий  между  их отдельными   компонентами.

   Программа  предусматривает  экскурсию  по  изучению  и  описанию  природных  комплексов  своей  местности.  Целью  экскурсии  является  выявление  взаимосвязей  между  рельефом,  горными  породами,  почвами,  растительностью  и  другими  компонентами.  Изучение  природных  комплексов  является  обобщающим  в  начальном  курсе  физической  географии.  Усвоение  понятия  о  природных  комплексах  служат  основой  для  дальнейшего  развития  географического  мышления  школьников  при  изучении  страноведческий  курсов  физической  и  экономической  географии  России  и  географии  материков.

   Содержание  начального  курса  физической  географии  предусматривает в конце  года  ознакомление  учащихся  с  вопросами  охраны  и  восстановления  природных  условий  ресурсов  своей  местности  и  предполагает  активное  участие  школьников  в  охране  природы.

2.2.Внеклассная  работа  по  краеведению

  По  формам  организации,  содержанию  и  методам  проведения  внеклассная  работа  по  географии  весьма  разнообразна,  здесь  и  краеведческая  работа:  проведение  экскурсий,  походов,  здесь  и  кружковая  работа: проведение  конференций,  вечеров,  выпуск  газет  и  многое  другое.

   Одним  из основных  видов  внеклассной  работы  следует  признать  школьное  краеведение.

  Широко  в  своей  внеклассной  работе  по  географии  я  использую  экскурсии.  Обычно  экскурсии  по  характеру  изучения  материала  делятся  на  тематические  (геологические, производственные)  и  комплексные.

  В  проведении  внеурочных  экскурсий  можно  выделить  три  этапа:

1 этап - подготовка  к  экскурсии  учителя  и  учащихся;

2 этап -  проведение   экскурсии;

3  этап -  оформление  собранных  материалов.

  На  1этапе  деятельность  учителя  состоит  в  том,  что  он  формирует  тему,  цели  экскурсии  и  выбирает  место  ее  проведения.  Учителю  следует  продумать  какие  методы,  приемы  будут  использоваться  в  ходе  экскурсии.  Если  это  экскурсия  в  природу,  то  продумать  остановки,  если  на  хозяйственный  объект,  договориться  с  администрацией,  посещаемого  объекта,  уточнить  время  и  место  встречи.

  Тщательная  подготовка  к  экскурсии  должна  быть  проведена  с учащимися.   Школьники  должны  изучить  необходимые  литературные  картографические  источники,  познакомится  с теми  приемами  работы,  которые  необходимы  при  проведении  экскурсии.  Часто  перед  экскурсией  следует  предварительно  заготовить  таблицы,  куда  будет  заноситься  собираемый  материал.

  В  ходе  проведения  экскурсии  (2этап)  учащиеся  производят  сбор  материала,  описание,  зарисовки,  фотографии  географических  объектов  и  т.д., выполнение  индивидуальных  заданий.

  В  процессе  проведения  экскурсии  учащиеся  иногда  ведут  полевой  дневник.

  Оформление  собранных  материалов  (3  этап) проводят  на  занятиях  кружка.  Учащиеся  пишут  отчет  о  проделанной  работе,  оформляют  альбом,  где  помещают  графики,  схемы,  фотографии,  составляют  статистические  таблицы

  С  учащимися  9класса  были  проведены   производственные   экскурсии

В  СПК  «Родина»  (  см. приложение,  экскурсия на сельскохозяйственное предприятие).

2.3.Краеведческий  курс   «Мой  край  родной»

  Занятия по выбору   учащихся  положительно  влияют  на развитие  способностей  учащихся,  на  повышения  уровня  знаний  по  предмету,  на  совершенствование  содержания  и  методов  обучения.  Поскольку  эти  занятия  способствуют  развитию  индивидуальных  способностей  школьников,  то  их  проводят  с  группой  учеников,  объединенных  интересом  к  определенной  отрасли  знаний.

   Зная  интересы  и  склонности  учащихся,  легче  подобрать  и  распределить  различные  задания.  Они  могут  быть  составлены  на  длительное  время  с  частичным их  исполнением  дома,  в  библиотеке,  в  поле,  на  производстве.  Такие  задания  развивают  у  школьников  навыки  самообразования,  инициативу,  дают  возможность  каждому  учащемуся  попробовать  свои  силы  и  проверить  свои  интересы,  познакомиться  с  условиями  и  характером  труда  отдельных  профессий.

  Опыт  также показывает,  что  задание  должно  иметь  определенную  ценность,  не  только  для   занятий  по  выбору,  но  и для  кабинета  географии.   Это,  например,  задания  на  подготовку  планов   пришкольного  участка,  окружающей  территории,  на  создание  системы  наглядных  пособий  по  картографии  и  топографии,  схем  структуры  предприятий,  статистические  таблицы  и  др.

   Каждый  подготовленный  план,  схема,  карта,  доклад,  реферат,  статистическая  таблица  должна  быть  обсуждена  на  занятиях,  определена  их  польза  непосредственно  для    курса,  но и для  использования  на  уроках  географии.

  Выбор  методов  и форм  организации  учебного  процесса  на  занятиях  по выбору  зависит  от  многих  причин:  их  направленности,  содержания  материала,  цели  его  изучения,  подготовки  учащихся,  их  интересов,  наличие  оборудования,  наглядных  пособий,  приборов,  литературы.

   На    занятиях  по  курсу  «Мой  край  родной»  возможно  использование  следующих  методов  обучения:   лекции,  беседы,  рассказ,  работа с  различными  географическими  картами,  статистическими  таблицами,  дополнительной  литературой,  справочниками, энциклопедиями  и конечно,  

особое  значение  принадлежит  практическим  работам  на  местности.

  Основной  формой  организации занятий  по  выбору  являются  классные  и  полевые  занятия.   Первые  могут  включать  все  структурные  элементы  урока, а  также  иметь  специальное  направление:  подготовка  к  семинару,  докладу,  экскурсиям,  полевым  работам,  обработка  материалов  экскурсии.

  Полевые  занятия  -  это  различные  виды  съемок  на  местности,  работа  с  географическими  картами,  описание  географических  объектов.

   Курс  «Мой  край  родной»  проводится  для  учащихся  8 – 9 классов,  так  содержание  курса  связано  с  программой  по  географии  в  этих  классах.

  Поэтому  очень  большое  внимание  уделено  на занятиях  по  выбору  формированию  практических навыков  и  умений  у  учащихся,  применение теоретических  знаний,  полученных  при  изучении  курса  «Географии  России».

  Программа  курса  «Мой  край  родной»  рассчитан  на 34  часа,  по  17  часов  в  8  и  9  классах.

  В  8  классе  изучается  природа  нашего  края,  в  9 классе  население  и  экономика  нашего  района  (см.  приложение, программа  курса).

2.4.Организация краеведческой исследовательской  работы.

  На  протяжении  нескольких  лет  я  занимаюсь  с  учащимися  проектно – исследовательской  деятельностью,  используя  краеведческий  материал.

Учащиеся,  работая  над  проектами,  овладевают  методами научной  творческой  работы,  принимают  участие  в экспериментах  и  исследованиях,  что  позволяет  им  почувствовать  уверенность   в  себе,  ощутить  радость  успеха.  Все  это  отвечает  познавательно – развивающим,  обучающим  и  коммуникативным  функциям  образования.

  Старшеклассники  нашей  школы  подготовили  и   успешно   защитили   немало  исследовательских  работ.  Перечислю   темы  лишь некоторые  из    них:

-Физико – географическая  характеристика  реки  Березовая;

-Население   хутора  Нижнепетровского;

-Сравнение  погодных  условий  х. Верхнепетровского   и  

  х. Нижнепетровского;

-Овражно – балочный  рельеф  нашей  местности.

  Исследовательская  работа :  «Физико – географическая  характеристика  реки  Березовая»  была  представлена  на  районный  конкурс  «Отечество»,  где  заняла  второе  место  в  номинации  «Природное  наследие».

  Персональный  проект  -  это  творческая  работа,  с  применением  исследовательского  метода.  Проекты,  которые  я  предлагаю  учащимся  

9-11классов  являются  исследовательскими  работами,  продолжительными  по  времени,  которые  требуют  знаний  из  разных  областей  смежных  наук,  почерпнутых  из  периодических  изданий  и  Интернета.

  Имея  хороший  результат  в  организации  исследовательской  работы  на  основе  краеведческого  материала,  я  хочу  рассказать  о  собственном  опыте  и  поделюсь  некоторыми  соображениями  по  созданию  исследовательских  проектов.

  Учащиеся  свою  работу  над  проектами  строят  согласно  разработанному  плану:

1.Ознакомление  с  темой.

2.Распределение  обязанностей  и  составление  плана

3.Работа  над  проектом.

4.Оформление.

5.Предзащита.

6.Защита.

  Проектно – исследовательская  работа  проводиться  несколько  этапов

  1 этап  -  подготовительный.  На  этом  этапе  необходимо  отобрать  учеников,  которые   умеют  работать  с  различными  источниками  географической  информации,  обобщать,  анализировать,  делать  выводы.

После  того,  как  определились  желающие  работать  над  проектом,  начинается  поиск  темы  и  определение  целей  работы.  Я  стремлюсь  построить  работу  так, что  содержание  проекта  не  было  упрощенным,  повторением  того,  что  создано  «большой  наукой».  Я  стараюсь,  чтобы  тема  проекта  предполагала  его  будущую  значимость  для  практики,  а  его  результаты  представляли  бы  их  значимость  в  обучении  географии.  Самостоятельный  выбор  темы  и  определение  задач  при  минимальной  помощи  учителя.  Вызывает  в  детях  самоуважение  и  придает  им  уверенность.

2 этап – планирование.  После  определения  тем и  целей  проектов,  необходимо  установить  последовательность   выполнения  работы.  На  этом  же  этапе ученики  определяют  источники  информации,  с  которыми  им  предстоит  работать.  Выбор  материала  неограничен.  Здесь  и  научно -  популярная  литература,  справочники,  словари,  Интернет,  документы.

3 этап  -  исследовательская  работа.  На  этом  этапе  проводиться непосредственно  исследовательская  работа  с  использованием  различных  технологий.  Проводятся  практические  работы  на  местности,  наблюдение,  эксперименты,  работа  с  местным  статистическим  материалом.

4 этап -  промежуточная  защита.  Промежуточная  оценка  не  менее  важна,  чем  итоговая.  Первичные  защиты  проектных  работ,  по  моему  мнению, необходимы.  Часто  бывает,  что  при  чтении  текста проект,а  последний  предстает  перед  слушателями  серым  и  скучным.  В  этом  случае  появляется  время  для  его  доработки,  для  доведения  его  почти  до  совершенства.

5 этап – заключительный.  Защита  проекта  происходит  на  экзамене  по  географии,  так  как  это  может  быть  одной  из  форм  сдачи  экзамена.  Но  чаще  всего  защита  происходит  на  общешкольной  конференции,  где  предоставляются  исследовательские  работы  и  по  другим  предметам. Ученики  представляют  свою  исследовательскую  работу,  участвуют  в  ее  обсуждении  и  в  обсуждении  других  проектов.  Именно  на  таких  защитах  закладываются  ростки   будущих  интересов,  что  не  раз  я  наблюдала.         А  для  учителя   проектная  деятельность  своих  учеников  -  один  из  поводов  к  самообразованию.

Одно из  достоинств,  проектной  деятельности  -  это  создание  особой  образовательной  атмосферы,  дающей  детям  возможность  попробовать  себя  в  различных  направлениях  учебной  деятельности  и  развивать  свои  универсальные  умения.  Она  позволяет:

-повышать  мотивацию  изучения  предметов  школьной  программы;

-реализовать  комплексное  восприятие  учебных  предметов;

-принимать  самостоятельные  решения,  поверить  в  свои  силы.

Заключение

  Обобщая  опыт  работы  и  анализируя  полученные  результаты,  следует  отметить,  что  у  школьников  есть  потребность  в  получении  краеведческих  знаний.  Использование  краеведческого  материала  на  уроках  географии,  во  внеклассной  работе,  позволяет  частично  удовлетворить  такую  потребность,  сформировать навыки  рационального  поведения  в  природе,  создать  предпосылки  для  дальнейшего  профессионального  обучения  и  эффективной  практической  деятельности  подрастающего  поколения.

  Экскурсии,  проектно – исследовательские  работы,  практические  работы  на местности,  наблюдения,  эксперименты,  творческие  задания  и другие  нетрадиционные  методы  обучения,  отраженные  в  работе,  способствуют  повышению  интереса  учащихся  к  изучаемому  предмету,  а также  позволяют  учесть  возможности,  потребности,  интересы  школьников,  развивать  мышление,  самостоятельность  в  принятии  решений.

  Использование  краеведческого  материала  на  уроках  и  во  внеклассной  работе  является  также  одним  из  эффективных  средств  повышения  качества  обучения  по  географии.  

Полученные результаты свидетельствуют  об  эффективности  применяемых  форм и методов обучения географии и о потенциале, который есть у учащихся и  который  следует  реализовать.  

Разработки  уроков,  внеклассных  мероприятий  с  использованием  краеведческого  материала, собранный учащимися краеведческий  материал  используется  и  другими  учителями  нашей  школы.  Краеведческий  материал  оформляется  и  хранится  в  школьном  музеи,  где  учащиеся  старших  классов  проводят  тематические  экскурсии.

  Такая  организация  изучения  родного  края  позволяет  не  только  

воспитывать  любовь  к  своей  малой  родине,  но и  существенно  влияет  на  формирование  познавательных  интересов  школьников,  помогает  найдти  им  дело  по  душе,  ценить  и  любить  родной край.

               

Приложение

  1. Таблица 1. Примерный тематический план  осуществления краеведческого  подхода при изучении  курса физической географии

6 класс.

  1. Урок №1. Горные породы нашей местности.

  1. Практическая работа №1. Описание реки Березовая.

  1. Экскурсия на сельскохозяйственное  предприятие.

  1. Программа курса:  «Мой край родной».

 Приложение 1. Таблица №1

Примерный  тематический  план  осуществления  краеведческого  подхода  при  изучении курса  физической  географии  6 класса.

Тема

Краеведческий

материал

Методы и приемы

1.

Введение

Организация  наблюдений  за погодой

Инструкция по ведению наблюдений  за погодой.

2.

План и карта

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний;

Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности;

Определение по карте  географических координат и обозначение на контурных картах местоположение своего

населенного  пункта.

Практические работы на местности.

3.

Литосфера

Определение горных пород по образцам (в том числе горных пород своей местности по материалам осенней экскурсии);

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Практические работы.

4.

Гидросфера

Описание «путешествия капельки» по большому  круговороту из своего населенного пункта;

Описание по типовому плану реки Березовой.

Практические работы

5.

Атмосфера

Продолжение работы с

календарем погоды;

Установление особенностей годового хода температуры на основе построенного графика;

Построение розы ветров.

Практические работы.

6.

Биосфера

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности;

Описание изменений природы в

зависимости от численности населения и хозяйственной особенности территории на примере своей местности;

Экскурсия.

Приложение 3.Практическая работа №1

Описание реки  Березовая.

Цели: познакомить с  внутренними водами нашей местности, их

             использованием и охраной;

             научится характеризовать  конкретные природные объекты,

             рассматриваемые в ходе экскурсии.

Оборудование: компас, водомерная рейка, размеченная веревка, поплавок,

                              рулетка, диск.

Последовательность выполнения работы.

План изучения реки

План

Действия, соответствующие пунктам плана

1.Географическое

    положение

а)С наиболее удобной точки осмотрите местность:

    -определите, в какой стороне относительно вас  расположен водоем;

б)изобразите это на чертеже с помощью условных знаков.

2.Направление

    течения

в)направление течения реки определите с помощью

компаса. По карте  или путем опроса жителей установите, откуда берет начало река и куда впадает.

3.Ширина и глубина

г)измерить ширину русла и глубину:

ширину – с помощью размеченной веревки,

глубину – водомерной веревки в разных частях русла.

4.Скорость течения

д)для измерения скорости течения надо выбрать прямолинейный участок реки, бросить поплавок, отметив место и время. Затем с часами в руке идти вдоль берега. Расстояние, пройденное поплавком за 1 минуту, измеряют с помощью рулетки. Расстояние, разделенное на 60, даст скорость течения реки в м/с.

5.Характер берегов

е)описание берегов реки составьте в ре6зультате наблюдения и оценки на глаз. Так же установите  характер  и извилистость русла, размыв берега, отложение водой пород и образование отмелей, притоки.

6.Характер течения

ж)сделать вывод о зависимости направления и характера течения от рельефа.

7.Свойства воды

З)Для определения прозрачности воды в реке можно использовать диск. Глубина, на которой диск становится невидимым, позволяет судить о прозрачности воды.

8.Использование,

    изменение

    человеком и

    охрана

к)как воды используются человеком, как изменены, как охраняются от истощения и загрязнения, ваши предложения по улучшению и охране реки.

Приложение 4.Экскурсия на селькохозяйственное  предприятие

 При организации экскурсии были поставлены задачи:

- познакомить  учащихся  с  особенностями  сельскохозяйственного  

  производства, структурой  предприятий  и основными  специальностями;

- конкретизировать знания учащихся  о  производительности  труда,  себестоимости  продукции,  формах  организации  сельского  хозяйства;

- раскрыть  значение  сельскохозяйственной  профессии  в  экономике  государства;

- дать  представление о  трудовых  умениях  и  навыках,  необходимых  

  работнику  сельхозяйственного  предприятия.

  В  качестве  объектов  экскурсии  были  выбраны правление  ЗАО  «Дружба»,

растениеводческая  бригада, свиноферма,  мастерская.

  Посещение первого объекта -  правления ЗАО  «Дружба» имело  своей целью  познакомить  учащихся  с  экономикой  и организацией  сельскохозяйственного  производства,  трудовыми  ресурсами,  профессиями,  необходимыми  в  хозяйстве  ЗАО  «Дружба».

   Каждый  участник  экскурсии  получил  карточку  с  вопросами,  на  которые  должен  был  ответить  в  процессе  экскурсии.

Карточка №1

1.Когда  образовался  колхоз?  Кто  был  его  первым  председателем?

2.Когда  и  почему  произошла  реорганизация  колхоза?

3 .Каковы  отрасли  специализации?  Составьте  схему  структуры  хозяйства  и  покажите  внутриотраслевые  связи.

4.Узнайте  общую  численность  членов  ЗАО  «Дружба»,  профессиональный  состав  кадров.  В  каких  профессиях  нуждается  местное  предприятие?

5.Какова  себестоимость  основных  сельскохозяйственных  культур?   Какие  

меры  предпринимаются  для  снижения  их  себестоимости?

6.Как  решаются  вопросы  роста  производительности  труда?

7.Каковы  перспективы  развития  ЗАО  «Дружба»  в  повышении  уровня  

   жизни  его  членов?

  В  результате  экскурсии  школьники убедились,  что  управленческий  аппарат  ЗАО  «Дружба» - это  важнейший  орган  сельскохозяйственного  предприятия.  Именно  он  организует  и  планирует  деятельность  трудового  коллектива, ведет  учет  и контроль  производимой  продукции,  ее  реализации,  распределяет  фонды  на  производственные  и  социальные  потребности.

  Вторым  объектом  экскурсии  был  полевой  стан растениеводческой  бригады.  После  беседы  с  агрономом  хозяйства,  учащиеся  должны  были  дать  характеристику  отрасли  растениеводства  по  типовому  плану:

Карточка №2

1.Структура  отрасли.

2.Распределение  посевных  площадей  по  культурам  ( в  процентах  и  гектарах).

3.Построение  диаграммы:  «Распределение  посевных  площадей  по культурам».

4.Основные  показатели  развития:  посевная  площадь  в  гектарах,  урожайность  в  центерах,  валовый  сбор  в  центерах.

5.Мероприятия  по  повышению  урожайности  сельскохозяйственных  культур.

  Следующим  объектом  экскурсии  была  свиноводческая  ферма,  где  учащиеся  используя  типовой  план должны  были  дать  описание  отрасли  животноводства.  На  вопросы  учащихся  отвечал   заведующий  фермой.

Карточка №3

1.Структура, поголовье  свиней.

 2.Основные  показатели развития: привесы, производство  мяса.

 3.Мероприятия  по  повышению  продуктивности  свиноводства.

Последним  объектом  экскурсии  была  мастерская  по  ремонту  сельскохозяйственной  техники,  где  в  соответствии  с  разработанным  планом  учащиеся должны  получить  ответы  на  следующие  вопросы:  

Карточка №4

1.Какими  видами  техники  располагает  ЗАО «Дружба»?

2.Как  проходит  ремонт сельскохозяйственных  машин?

3.В  каких  условиях  содержатся  сельскохозяйственные  машины:  имеются  ли специальные  помещения,  навесы  и т.д.?

4.Как  удовлетворяется  потребность  ЗАО  «Дружба»  в  механизации?

  Одновременно  с  выполнением  этого  задания  школьники  познакомились  с  работой  механизаторов,  шоферов,  специалистов  мастерской.  Из  беседы  с  главным  инженером  хозяйства,  учащиеся узнали  о  проблемах  и  перспективах  механизации  в  сельском  хозяйстве.

  Значение  данной  экскурсии в  том,  что  учащиеся  усваивают  многие  экономические  понятия  (отрасль, структура  хозяйства, специализация, себестоимость  продукции,  производительность  труда),  знакомятся  с  рабочими  нашего  хозяйства,  их  профессиями,  что  в  дальнейшем  может  оказать  влияние  на  выбор  профессии.

Приложение 5. Программа курса: Мой родной край.

Пояснительная  записка

География  и  краеведение  -  направления  взаимосвязанные. Географическое  краеведение  входит  в  учебную  программу  по  географии  с  6  класса,  но  наибольшее  внимание  краеведческим  уделяется  при  изучении  курса:  «География  России»,  8 – 9 класс.

  Поэтому  мною  разработана  программа  курса:  «Мой  край  родной»,  для  учащихся  8 – 9  классов,  по  17  часов  в  каждом  классе.

  Программа  курса связана  с  учебной  программой  по  географии  в этих  классах.

  В  8  классе  изучается, история,  природа  нашего  края,  в  9  классе – население, экономика  проблемы  и  перспективы  развития.  Обе  части  взаимосвязаны,  отлично  дополняют  друг  друга,  вносят  разнообразие  в  уроки  географии,  способствуют  творческому  развитию  детей,  повышают  интерес  как  к  урокам  географии  в  целом,  так    и  краеведению  в  частности.

  Огромная  роль  отводиться  -  практическим  работам, которые  учат  учащихся  применять  теоретические  знания,  ведется  отработка  необходимых  умений:    работа  с картой,  планом,  с  дополнительной  литературой,  составление  схем,  диаграмм,  статистических таблиц,  описание  географических  объектов  и  самое  главное  анализировать,  делать   самостоятельные   выводы,  находить  пути  решения  проблем.

  В  задачи  курса  входит  также  воспитание  у  учащихся  умения  общаться  с  людьми ( например,  при  посещении  предприятия,  музея),  формировать  находчивость,  смелость, настойчивость,  чувство  коллективизма,  любовь  к  Родине  через  изучение  своего края,  своей  местности.

Тематическое  планирование  курса:  «Мой  край  родной».

1.История  образования  хутора  Петровского.

2.Важнейшие  события  в  истории  Милютинского  района и нашего  хутора.

3.Годы  Отечественной  войны,  «Марьевская  трагедия».

4.Географическое  положение  Милютинского  района.

5.Практическая  работа:  «Территория  и  границы  Милютинского  района».

6.Особенности  рельефа  нашей  местности.

7.Горные  породы  и  полезные  ископаемые  района.

8.Практическая  работа:  «Описание  форм  рельефа».

9.Экскурсия:  « Овраги  и  меры  борьбы  с  ними».

10.Климат  нашего района.

11.Практическая  работа: «Систематизация  данных  о  погоде  нашей

      местности».

12.Времена  года.

13.Влияние  климатических  условий  на  сельское  хозяйство  нашего района.

14.Реки  Милютинского  района.

15.Практическая  работа:  «Описание  реки  Березовая».

16.Почвы  нашего  края.

17.Структура  земельного  фонда  района  и  СПК «Родина».

18.Рациональное  использование  и  охрана  почв.

19.Растительность  степей.

20.Животный  мир  степной  зоны.

21.Экологические  проблемы  района.  Заповедник  М – Березовский.

22.Практическая  работа:  «Описание  ПК  нашей  местности».

23.Размещение  и  состав населения  Милютинского района

24.Возрастная  структура  и   трудовые  ресурсы  района.

25.Практическая  работа:  «Анализ  демографической  ситуации  в  нашем  

      районе».

26.Наши  знаменитые  земляки.

27.Место  сельского  хозяйства  в  экономике  Милютинского  района.

28.Специализация  сельского  хозяйства и  проблемы  его развития.

29.Интенсификация  -  основное  направление  развития  сельского  хозяйства  

      Района.

30.Эксурсия  на  сельхозпредприятие.

31.Практическая  работа:  «Анализ  статистических  таблиц,  

      характеризующих  урожай  сельскохозяйственных  культур».

32.Особенности  растениеводства  на  территории  СПК  «Родина».

33.Проблемы  и  перспективы  развития  Милютинского  района.

34.Пресс – конференция:  «Милютинский  район,  его  настоящее  и  

     будущее».

Список литературы

1.Греханкина  Л.Ф.Региональный компонент содержания образования и его место в изучении географии. География в школе, 2007 -№6.

2.Малышева Г.А. Школьное краеведение. География в школе, 2004 -№4.

3.Мешечко  Е.И. Географическое  краеведение. Минск. Экоперспектива. 2002.

4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.  Москва. АРКТИ.2008.

5.Прохорчик А.Ф. Практикум  по краеведению. Минск.  1981.

6.Поташник  М.М., Левит М.В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок. Москва. Педагогическое  общество  России. 2008.

7.Сафиуллин  А.З.  Географическое краеведение в общеобразовательной школе. Москва. Просвещение. 1989.

8.Шалимова Ж.И.Проблемы  краеведческой  подготовки  в современном географическом  образовании. География в школе, 2007 - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Реализация регионального образования на уроках географии"

Из опыта работы «Реализация регионального образования на уроках географии»       "Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание уча...

Реализация регионального компонента в курсе географии

При изучении курса «География России. Природа» целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая незначительное сохранение его общей части, при одновременном расширении регио...

Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...

Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.

Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа  с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...

Реализация регионального содержания образования на уроках географии

Презентация к выступлению на районной конференции Реализация регионального  содержания образования"...

ПРОГРАММА реализации регионального содержания по русскому языку и литературе «АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены основные задачи, среди которых достаточно значимыми являются следующие: - обеспечение исторической преемст...