Конспект урока по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Баранова Екатерина Андреевна

Конспект урока по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_professiy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема урока: Путешествие  в  мир  профессий.

Цель: продолжить ознакомление учащихся с миром профессий, дать характеристику основным видам трудовой деятельности.

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить понятия «профессия», «общество»;
  • познакомить с понятиями «диллер», «менеджер».

Развивающие: 

  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск при работе с учебником,
  • сравнивать работу представителей разных профессий, уметь с легкостью определять к какому виду деятельности относится та или иная профессия.
  • анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитательные: 

  • обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
  • уметь слушать и уважать мнение товарища;
  • способствовать формированию позитивного отношения к труду.

Планируемый результаты:

Личностные:  овладение навыком самоорганизации;

- убежденность в важности труда для общества;

- ориентация в различных профессиях.        

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи,

- оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

 Познавательные:

- умение определять понятия;

- устанавливать причинно-следственные связи,

- делать выводы;

Коммуникативные:

- готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения;                        

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;                                                            

- умение скорректировать свои действия.

Методы: практический, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала.

- Сегодня мы будем говорить о труде и профессиях. А начнем наш классный час со стихотворения Брюсова «Труд».

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут -

Золотых, стальных, алмазных,-

Нет священней слова: «Труд!»

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом.

Все довольство жизнью нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все – наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги –

Воплощенные труды!

В каждом шаге, в каждом миге

Явно видны их следы.

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни – в трудах:

Только труженикам – слава,

Только им венок в веках.

- Все на свете добывается трудом. А молодые сегодня будто и понятия не имеют об этом. Слова «рабочий», «труженик» совсем исчезли из лексикона. Не звучат они и в средствах массовой информации. Зато с экранов телевизоров твердят: «Бери от жизни все!». У молодежи в ходу слова «бабки», «баксы», телевизионные игры предлагают «выиграть миллион», «сорвать большой куш».

Многие юноши и девушки только и живут с мыслью о легком способе обогащения. На улицах повсюду праздно шатаются группы  молодых людей в сигаретами в зубах, бутылками пива в руках и бранными словами на устах. А кормят этих великовозрастных детей их мамы и папы, дедушки и бабушки. Молодые же берут от жизни все. Хотя понятия не имеют, что такое настоящая жизнь. Зато уже знают, что такое скука. «Работа, - сказал Вольтер, - избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Ничего не делая, люди учатся делать дурное. Самой своей сущностью труд предназначен дарить людям радость и удовлетворение.

Есть такая замечательная притча.

 Встретил путник человека с тачкой, груженной камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». Тот ответил: «Не видишь разве? Камни тащу, будь они неладны.»

Путник повстречал второго человека с такой же ношей и услышал в ответ: «Зарабатываю себе на жизнь».

Спросил путник у третьего человека, везущего камни, и услышал гордый ответ: «Строю Шартский собор!»

Человек, который строит собор, строит и самого себя. Потому что труд – основа человеческого достоинства. Л.Н. Толстой сказал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тыс. профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Мы проведем игру «Путешествие в мир профессий», цель которой расширить ваши представления о профессиях и помочь самоопределиться. В игре принимают участие 2 команды, жюри в составе…, а гости – болельщики.

Итак, мы начинаем.

I. РАЗМИНКА

Все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

человек – человек

человек – природа

человек – техника

человек – художественный образ

человек – знаковая система

Задание разминки состоит в следующем: названную профессию необходимо правильно отнести к одной из перечисленных категорий.

I команда

  1. пианист (худ. обр.)
  2. пилот (техн.)
  3. официант (чел.)
  4. оператор связи (знак. сист.)
  5. геолог (прир.)

II команда

  1. агроном (прир.)
  2. адвокат (чел.)
  3. программист (техн.)
  4. радиоператор (зн. сист.)
  5. фотограф (худ. обр.)

А сейчас усложним задание разминки. Сначала вы назовете профессию, а потом скажете, к какой категории она относится  

                                            I команда

  1. Специалист по воспитанию и обучению детей (педагог)
  2. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка (фермер)
  3. Специалист по передаче информации с помощью радиоволн (радист)
  4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и оборудования (электромонтер)
  5. Специалист по духовым и клавишным инструментам (музыкант)

II команда

  1. Мастер по ручной ковке металла (кузнец)
  2. Специалист, владеющий ножницами и расческой (парихмахер)
  3. Специалист по обработке дерева (столяр)
  4. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала (редактор)
  5. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников (садовод)

(Подведение итогов)

II. АЛФАВИТ

Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. К доске выходят по 3 человека. Попробуйте в 3 столбика написать профессии, начинающиеся на буквы «м», «п» и «с». Остальные работают на своих местах. Когда отведенное время закончится, жюри подсчитывает кол-во профессий и начисляет баллы. Команда может получить дополнительные очки. Не участвующие члены команды добавляют профессии, которых нет на доске

                                         (Подведение итогов)

- Жизнь не стоит на месте, поэтому появляются новые профессии. О них нам расскажут…

1. Менеджер

Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе. В современном английском языке слово означает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умения применять их в жизни вот что требуется от современного специалиста этой профессии.

2. Дилер

Это главное действующее лицо фондовой биржы, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профпригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, так как это одна из стрессовых профессий.

3.Маркетолог

Тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоретет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

 III. ПРОФСЛОВАРЬ

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

  1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
  2. Верстак, станок, древесина, мебель (столяр)
  3. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (милиционер)
  4. Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
  5. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
  6. Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
  7. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария (слесарь)
  8. Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (каменщик)
  9. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)

10)Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)

IV. СОБЕРИ  ПОСЛОВИЦУ

На полосках бумаги написаны пословицы о труде, разрезаны пополам и перепутаны. По команде ведущего начинается  конкурс. За каждую пословицу 1 балл.

I команда

  • Без дела жить, только небо коптить
  • Без труда, не выловишь рыбку из пруда
  • Взялся за уж, не говори, что не дюж
  • Глаза страшатся, а руки делают
  • Была бы охота, а работа найдется
  • Пораньше встанешь- побольше сделаешь

II команда

  • Кто не работает, тот не ест
  • На чужую работу глядя, сыт не будешь
  • Чтобы рыбку съесть ,надо в воду лезть
  • Мало хотеть, надо уметь
  • Есть терпенье – будет и уменье
  • Работы кто боится, того счастье сторонится

                                   НОВЫЕ ПРОФЕССИИ

4. Логист

Это специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

5. Веб-мастер

Работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

6. Фандрейзер

Ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрейзенгу.

V. ПАНТОНИМА

Нужно изобразить особенности какой-нибудь профессии. Загадывающий спрашивает: «Вам работники нужны?»

В ответ: «А что вы умеете делать?»

Загадывающий начинает изображать действия, которые выполняют люди этой профессии, команда соперников должна назвать профессию.

(Подведение итогов)

Итак, слово предоставляется членам жюри.

Учитель.  Вот и закончилось наше маленькое путешествие. Что же мы с вами узнали?

 В мире существует множество занятий. Каждое из них может доказывать свою важность. Но для человека важнее всего то, которое он любит, которое его кормит и о котором он может сказать, что оно приносит пользу другим и ему.

Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом –

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета –

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется;

Печатная мысль отзовется

Во глуби бессчетных умов.

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастет

Что станет с плодами – безвестно,

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падет на народ.

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета –

Все счастье земли – за трудом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. История Брянского края. Первобытный строй на Брянщине.

Урок посвящен истории Брянского края в первобытную эпоху....

Презентация. История Брянского края: Дикоративно-прикладное искусство XV века - крест св. Поликарпа Брянского

Презентация посвящена истории св.Поликарпа Брянского и  его креста как памятника искусства 15 века на Брянщине....

Программа факультативного курса "История Брянского края"

В настоящее время краеведение является одним из важнейших направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наряду с решением такой важнейшей задачи как воспитание пат...

история Брянского края. 8 класс

Тематическое планирование по истории Брянского края. 8 класс...

Презентация по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"

Презентация по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"...

Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".

Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"Цели урока: - развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на ...