Урок кубановедения в 8 классе
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Богатство музыкального кубанского фолькло­ра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Богатство музыкального кубанского фольклора. 

Цель: активизировать восприятие казачьего музыкального произведения; углубить знания учащихся о единстве музыкального и устного народного  творчества в песне; показать роль народных песен в художественной литературе; рассмотреть разновидности кубанских народных песен; привить любовь к родной земле, к родному краю через изучение фольклора кубанского казачества; воспитать уважение к  прошлому Кубани.

Оборудование: записи народных песен.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. (Звучит кубанская народная песня)

        Какими не меркнущими в сознании картинами предстает перед нами образ родного края – видом ли отчего дома, утопающего в саду, вербами ли,  глядящимися в воду, желтеющей ли нивой, обращенной темной полоской лесопосадки, стройными ли тополями, идущими вдоль дороги… Но звучит он в нашей душе народной песней, которая, как некая сказочная птица, пролетает над станицей, то затихая где-то высоко в небе, то касаясь самой земли. Узнаем мы ее по неповторимому голосу, так как в каждом краю водится своя птица – песня, какую не спутать с другой; западает она в душу с детства, напоминая нам о родном крае, о Родине.

        Как вы уже догадались, речь на нашем занятии пойдет о кубанской народной песне. Мы уже отмечали, что у каждого народа она своя, неповторимая. Сегодня мы рассмотрим жанровые разновидности и особенности песен черноморских и линейных казаков, отметим их фольклорное влияние на художественную литературу.

        Тема нашего занятия: «Льется песня над ширью кубанских полей…» Эпиграфами будут слова Михаила Васильевича Ломоносова о  русской песне: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают и слова кубанского поэта Ивана Федоровича Вараввы: «…Кто огонь в гулком сердце погасит,

Кто в нем ветры уймет и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?!

  1. Какие синонимы можно подобрать к определению Ломоносова? (Приятные, милые сердцу, родные).
  2. Звуки песни и музыки какой? (Родной, близкой сердцу).
  3. Что делают звуки родимой песни и музыки с человеческой душой? (Ум пробуждают и чувства высокие воспитывают).
  4. Читая строки И.Ф. Вараввы, что можно сказать о народе, для которого эти песни создаются? (Народ является хранителем традиций прошлого, слушая песни, человек становится добрее, чище, лучше, умнее).

II. Повторение пройденного материала

1.Вспомним, когда появились на кубанской земле первые песни? (Истоки кубанской народной песни уходят в прошлое, к моменту переселения казаков на Кубань.

        Запорожские казаки, собранные князем Потемкиным, поселились в 1788 – 1789 гг. между Бугом и Днепром у Черного моря и получили наименование «черноморских казаков». В 1794г. на Кубани, на Кавказской линии была поселена значительная группа донских казаков с семьями при крепостях.

2.На какие виды разделились песни в связи с историческим развитием страны?

                                               Работа со схемой.

                                                          ПЕСНИ

черноморских                        линейных                        песни русских и

казаков                                казаков                        украинских поэтов и

                                                                        поэтов кубанского

войска

3.О ком в них поется? (Про казака Голоту и Байду, про отважных героев Морозенко, Дорошенко, Сагайдачного, песни Богдане Хмельницком, Максиме Кривоносе и Данииле Нечае, в первых песнях часто поется о гибели под горскими пулями).

4.Что из жизни казаков отразилось в песнях? (Радость  и тяжесть труда,  суровая бранная жизнь, тревоги и опасности повседневной кордонной службы, защита родных куреней от набегов джигитов Шамиля и  горских князей, многовековая борьба с крымскими султанами, походы, проводы и встречи, ожидания и утраты).

5.Назовите  особенности кубанских народных песен. (Часто задорные, энергичные, с сильными аккордами, а также распевные и протяжные).

6.Кто были первыми собирателями кубанских народных песен? (Мы располагаем дореволюционным изданием кубанских народных песен А. Бигдая и отдельными выпусками Г.М. Концевича. Чаще записывали песни станичные учителя.

В 1866 г. вышел сборник песен, собранных известным поэтом И.Ф. Вараввой. Записи и обработки песен Кубанского казачьего хора сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. В 2001 г. вышел сборник «Кубанские песни» П. Ткаченко).

III. «Льется песня над ширью кубанских полей…» (О жанровом своеобразии).

        На Кубани бытуют песни  различных жанров: исторические, семейно-бытовые, шуточные, плясовые, военно-бытовые.

        Кубанская историческая песня отражает исторические события и прежде всего битвы казаков с врагом.

        Высокий патриотизм, любовь к Родине, готовность насмерть стоять на защите родных куреней и рубежей матушки России наполняют глубоким содержанием и поэтическим смыслом военно-бытовые песни Кубани. В них поется о тяжести военной службы, об  утратах. Но интересы отчизны – всегда на переднем плане.

        1.Особенный интерес в кубанском фольклоре вызывает песенная лирика.

        Ребята подготовили инсценировку песен. Давайте их внимательно посмотрим и послушаем, затем ответим на вопросы:

  • О чем говорится в песне?
  • Какие символы присутствуют в  песне и что эти символы обозначают? (Предварительно сказать, что народ издавна любил и боготворил природу и связывал с нею жизнь людей).

«Ой, у утушки у серенькой».

        В этой песне присутствует символ «утушки» - невесты, которую с радостью ждут в доме жениха.

        «Ты, кукушечка».

        «Кукушечка – девушка, разлученная с  милым дружком. В этой песне поется о разлуке, об одиночестве героини, о ее желании изменить жизнь к лучшему, стать счастливой.

  • Что объединяет эти песни? (Обе принадлежат фольклору линейных казаков, образы одинаковые, нежные, милые, но настроение вызывают разное).

Вывод: в лирических песнях чаще представлены символы девушки-утушки, ковылушки, рябинушки, кукушечки, черемухи… Лирические песни могут быть не только о горе, но и о счастье.

«Ой, во поле дождик».

Ой, во поле дождик,

Над рекой туман,

На меня, на бабочку,

Все горе – печаль.

Поехал мой миленький

На службу на час.

На час, на час миленький

Сказал: «Прощевай!»

А я, молодехонька,

В садочек пошла

Все стежки – дороженьки

Слезой  улила.

Сестрицы – подруженьки,

Сходитесь ко мне,

Тушите лучинушку,

Ложитеся спать.

А мне, молодешеньке, Всю ночку не спать.

Не спать, не спать бабочке, -

Асе милого ждать.

        Интонация (от лат . «интонто» - «громко произношу») – в широком смысле: воплощение художественного образа в  музыкальных звуках.  По интонации можно определить, кто говорит, как герои относятся друг к другу, можно узнать об их характере, эмоциональном и  физическом состоянии. В песне «Ой, в поле дождик» - одна героиня – молодица, она делится своими невзгодами, а  вот в шуточной песне «Сыдыть москаль на прыпичку» два – москаль и хозяюшка. Оба веселые и спуску друг другу не  дадут.

        Вывод: в кубанских лирических народных песнях может быть один герой, тогда это песня – монолог, а может быть два или более героев. Это песня – диалог. Диалог (от греч. «диалогос» - беседа) -  разговор двух или нескольких лиц. Монолог (от греч. «монос» - один и  «логос» - речь) – речь одного лица.

        В музыке есть свое определение диалога – дуэт.

        Дуэт – музыкальное произведение для двух исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.

  • Что можно определить по музыкальной интонации в песнях – диалогах и песнях – монологах? (По интонации мы можем определить, между кем происходит  диалог или кто рассказывает слушателю о своих переживаниях, каков характер этих героев, их состояние в данный  момент).

2.Огромное влияние казачий фольклор оказал и на развитие кубанской литературы. Стихи И.Ф. Вараввы, вошедшие в сборник «Казачья бандура», «Засвистали казаченьки» и многие другие полностью  вобрали в себя основы кубанской народной песни. Они открывают читателю забытые страницы военного мужества, быта и  богатой культуры Кубанского Казачьего войска.

Засвистали казаченьки

В поход с полуночи.

Заплакала Марусенка

Свои ясны очи,

-Не плачь, не плачь, Марусенка,

Глядя на дорогу.

За своего казаченька

Помолишься Богу.

Стоит месяц над горою,

Полюшка не видно,

Мати тоже в дороженьку

Провожает сына.

-Ты, иди, иди, сыночек,

Да не оглядайся.

За четыре недельки

До дому вертайся!

-Ой рад бы я, матусенька,

Скорее вернуться.

Что-то коник вороной мой

Подо мной споткнулся.

        -В какой форме написано стихотворение? О чем оно? (В этой тревожной песне,  построенной в форме диалога, говорится о том, как казак отправляется в далекий поход. Он не скоро вернется или не  вернется вообще, но при этом нежно прощается с любимой и матусенькой).

3.Послушайте песню «Ты Кубань,  ты наша родина» в исполнении Кубанского казачьего хора» и и обратите внимание на то, с какой гордостью и любовью вспоминает казак свою Родину в разлуке. Вспоминает родную землю и, по  древнему обычаю принося ей поклон, клянется в сыновней верности.

        Гимном звучат слова и мелодия этой песни.

        Общий вывод: Кубанская  народная песня насыщена глубокими образами. Размер, тоника, рифмы народного стиха просты и незамысловаты.

        В черноморских станицах песня поется на кубанском диалекте. Словарная основа украинская.

        В песнях линейных станиц, где основное население – выходцы с Дона и сел России, кубанская народная песня по языку – русская.

        Но непосредственная близость украинского и русского языков приводит к смешению их в одном произведении или к существованию двух языковых вариантов песен.

        Народные темы находят выражение и в произведения современных поэтов.

        «Привлекая внимание простотой и своеобразием форм,  красотой языка и глубиной содержания, кубанские казачьи песни проливают  животворный свет на события ушедших веков. Кубанские казачьи песни жили в  сердцах многих поколений народа. Они и сейчас живут и волнуют нас неслабеющим голосом народной старины». (И.Ф. Варавва).

        Д/З Записать по одной жанровой песне, бытующей в вашей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку кубановедения 8 класс

презентация к уроку кубановедения 8 класса "Укрепление позиций России в Закубанье". Материал презентации рассказывает о Михайловском укреплении и подвиге Архипа Осипова....

презентация к уроку кубановедения 10 класса

презентация к уроку кубановедения 10 класса "Исследования  природы Кубани в XVIII  - в начале XX века"...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...

итальянские колонии урок кубановедения 6 класс

Открытый урок кубановедения 6 класс...

Урок кубановедения 5 класс "Распространение христианства на Кубани"

Урок по теме «Распространение христианства на Кубани» 1. Просмотреть и подробно разобрать презентацию2. Письменно ответить на вопрос (на последнем слайде)...