Крестьянская одежда
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему

Токарева Мария Алексеевна

Исследовательский проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема исследовательской работы:

                 Крестьянская одежда.

                                                                                                        Автор исследования: 

                                  Алифанова Снежана Вячеславовна.   

                                                       Научный руководитель:                                                                                                           Токарева Мария Алексеевна.

Этапы исследовательской работы:

  1. Подготовка к исследованию;
  2. Подготовка к проведению исследования;
  3. Оформление исследовательской работы;
  4. Подготовка и защита работы;

Этапы исследовательской работы:

  I. Подготовка к исследованию.

    1.Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

    2.Определение объекта и предмета исследования.

    3.Выделение основных понятий темы.

    4.Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели, задач; выбор методов исследования.

II. Подготовка и проведение исследования.

    1. Подготовка диагностических материалов по теме исследования.

    2.Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).

    3.Анализ исследования, выводы по эксперименту.

III. Оформление исследовательской работы.

    1.Написание основной части работы, её введения и заключения:

         а) определение композиции работы;

         б) выбор стиля и языка исследования;

         в) написание выводов;

         г) составление заключения;

         д) написание введения.

    2.Составление списка литературы.

    3.Составление списка иллюстраций.

    4. Составление приложений.

    5. Оформление титульного листа.

IV. Подготовка и защита работы.

  1. Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.
  2. Подготовка текста для публичной защиты.

Список литературы:

Основные понятия темы:

  • Особенности национального костюма;
  • Виды крестьянской одежды;
  • Виды крестьянской одежды по временам года;
  • Крой одежды;
  • Материалы;
  • Праздничная одежда;

Цель: Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда. Учиться по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус.

Особенности национального костюма.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Далее началось заимствование. В XVII веке в одежде появились вещи из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[2]. Но все таки русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Но какие же особенности у нашего народного костюма. Основным отличием национального костюма была многосоставность, многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. В Данковском и Раненбургском уездах Рязанской губернии (ныне — липецко-рязанское порубежье).Крестьянская одежда была самотканой. Мужчины носили синие и белые холщовые рубахи, шаровары из домашней ткани, шапки-гречневики, поддевки из домашнего грубого сукна. А женскую одежду составляла типичная темносиняя с белыми, зелеными или красными узенькими клеточками  шерстяная панева, изготовленная на дому. Поверх нее надевался белый холстинный передник, перетянутый под мышками, то затканный, то вышитый снизу старинными узорами. Не менее характерными, чем паневы, были шушпаны (или шушуны) — верхняя, широкая, как балахон, женская одежда из белой шерстяной, тоже домотканой, материи, равно как и головной убор женщин — кичка, спереди вышитая золотом, а сзади заканчивавшаяся бисерным «подзатыльником» с большими висящими кистями, тоже из бисера. Девушки носили сарафаны из домашней синей крашенины, отороченные красным и тоже расшитые узором «запоны» (передники). В некоторых селах Данковокого уезда женщины носили черные с высокой спинкой сарафаны, повязывая голову белыми платками. Обувались крестьяне в лапти и онучи. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка. Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. Кроме сарафанов и понёв, рубашек в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях. В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная. Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной. Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь. Следующей отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Таким образом Русский национальный костюм очень разнообразный, имеет свои отличительные признаки и безгранично ценится русским народом.

 Виды крестьянской одежды.

Старинная русская одежда была разная. Одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. По сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Наиболее распространенным костюмом крестьян был русский КАФТАН. Крестьянский кафтан отличался большим разнообразием. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Короткий кафтан назывался ПОЛУКАФТАНОМ или ПОЛУКАФТАНЬЕМ. Подпоясывали кафтан, как правило, КУШАКОМ - длинным куском ткани обычно другого цвета, застегивался кафтан крючками на левую сторону.
Целый гардероб русских кафтанов проходит перед нами в классической литературе. Мы видим их на мужиках, приказчиках, мещанах, купцах, кучерах, дворниках, изредка даже на провинциальных помещиках. Разновидностью кафтана была ПОДДЁВКА. Поддевка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы и некоторые арестанты. АЗЯМ - разновидность кафтана. Шился он из тонкой ткани и носился только летом. Верхней одеждой крестьян (не только мужчин, но и женщин) служил АРМЯК - тоже разновидность кафтана. Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Армяки часто носили ямщики, надевая их зимой сверх полушубков. Гораздо примитивнее армяка был ЗИПУН, без воротника, с раскошенными полами. Зипун был своего рода крестьянским пальто, предохраняющим от стужи и непогоды. Носили его и женщины. Зипун воспринимался как символ бедности. Разновидностью кафтана была и ЧУЙКА - длинный суконный кафтан халатного покроя. Чаще всего чуйку можно было видеть на купцах и мещанах - трактирщиках, мастеровых, торговцах. В русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось как синекдоха, то есть обозначение ее носителя по внешнему признаку - недалекого, невежественного человека. Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался СЕРМЯГОЙ. Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Из крестьянских головных уборов только недавно исчез КАРТУЗ, имевший непременно околыш и козырек, чаще всего темного цвета, иначе говоря - неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне. Иногда картузы были теплыми, с наушниками. Иногда картузом называлась и форменная фуражка, даже офицерская. Простой трудовой люд, в частности ямщики, носил высокие, округлые шапки, прозванные ГРЕЧНЕВИКАМИ - по сходству формы с популярной в то время лепешкой, испеченной из гречневой муки. ШЛЫКОМ пренебрежительно называлась всякая крестьянская шапка. В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась БАШМАКАМИ, ботинки появились позднее, ничем существенно не отличаясь от башмаков. Кстати, ботинки, начиная с 1850 х годов, активно вытеснили почти непременные для мужчин сапоги. 

 

Женская крестьянская одежда

Деревенской женской одеждой исстари служил САРАФАН - длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском. Замужние носили ПАНЁВУ или ПОНЁВУ - домотканую, обычно полосатую или клетчатую шерстяную юбку, зимой - с телогрейкой. В

будни на голове носили ПОВОЙНИК - платок, обвитый вокруг головы. 

Виды одежды по временам года.

В основном вся выше перечисленная одежда носилась осенью, весной и летом, то есть в более теплые времена года. Но что же носили крестьяне зимой? А все то же, только шили все из более теплой и плотной ткани. Например: зипун. Он представляет собой узкое, короткое платье, часто не доходящее даже до колен. Делались зипуны обычно из крашенины, зимние из семиряги. А также зимою носили овчинные тулупы. В Венгрии зимой носили бекеш. На Руси подобного типа была верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой (по краю воротника, рукавов, карманов, по подолу), также иногда называется полушубком. Осенью также носили Однорядкау— русскую верхнюю широкую, долгополую до щиколотки, женскую и мужскую одежду, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась. Однорядка играла роль плаща. Её носили осенью и в ненастную погоду, в рукава и внакидку. Однорядки носили как бояре, так и посадские люди. Плащ — верхняя одежда из непромокаемого материала. Плащ считается очень древней одеждой. Представляет собой непромокаемую одежду в форме лёгкого пальто, предназначенную для ветреной или дождливой погоды. Плащи бывают с рукавами или без рукавов, причём последние надеваются внакидку. Женщины при выходе из дома зимой надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком. Что касается обуви то лапти   были хороши для любого времени года: зимой они теплы, летом – прохладны. Ону́ча — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской крестьянской одежды. Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками. Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе. А также  Чёботы (чоботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком.  Дешевые чёботы шились из сафьяна. Вот что носили крестьяне в разные времена года.

Крой крестьянской одежды.

Крой крестьянской одежды был очень скудным. Наряды женщин и мужчин были похожи между собой. Например, издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами. Крой мужской или женской одежды не отличался между собой, он был прямой, с длинным рукавом. Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них. Порой их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет. Крой одежды зависел и от того в какой местности его носили. Северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.), а южные (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др). В русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. В южных областях он гораздо более разнообразен по формам одежды, а также здесь преобладает прямой покрой рубах который был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Говоря про крой, возьмем сарафан который зачастую носили крестьянки. По своему покрою сарафаны были разнообразны. Самым древним является косоклинный; его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность. Второй тип сарафана - косоклинный распашной, перед которого кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряные пуговицы. Иногда оба полотнища сшивались и имели чисто декоративную застежку. Крестьянки носили сарафаны с цветной рубахой с широкими суженными книзу рукавами. Еще что зачастую носили крестьянки это-понева. По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола. Следующая что носили крестьянки был передник. Его одевали поверх рубахи, поневы или сарафана, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком». «Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов. «Занавески» на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника. Крестьянские наряды были многослойными. Многослойность, создаваемая большим числом входящих в него предметов, придавала ему объемность и монументальность, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы. Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи. Формы уборов также разнообразны. Например, кокошнику Каргопольского уезда Олонецкой губернии присуща форма шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, прикрывающими уши. Вологодский кокошник можно отличить по многочисленным сборам над очельем. Он так и называется "сборник". Кокошник Архангельской губернии имеет жесткую овальную форму с прекрасно декорированным верхом и выступающим вперед очельем без дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губерниях распространена была шлемовидная форма кокошника. Для восточной территории России, в том числе и для Севера, характерны две различные категории головных уборов: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы, делались в форме обруча или повязки, и женские, которые полностью скрывали волосы, обладавшие, по народным поверьям, колдовской силой и навлекавшие несчастья. Еще один из крестьянских головных уборов это «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.  Подводя итоги, делаем вывод, что мы никогда не встретим одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры.

                         Материалы.

Из каких же материалов шилась крестьянская одежда. Конечно же основой женского и девичьего костюма является рубаха. Шилась она из лучшего домотканого полотна, а также из холста, и из шерстяной ткани (волосени). Материал экономили, поэтому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью. Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные). Поверх рубахи надевалась, очевидно, узорная шерстяная, несшитая поясная одежда, сходная с известной позже южнорусской поневой и украинской плахтой. Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины. Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна - конопли. В рубахах конца XVIII - начала XIX века верхняя часть - рукава - делалась из тонкого холста и более дорогих тканей, а нижняя - подстава - из домашнего грубого холста. Еще одна часть женского костюма - сарафан. Женская одежда подобного типа, существовавшая в крестьянской среде с XIV века, имела различные названия, связанные с ее покроем или материалом: костыч, сукман, косталан, дольник, клинник, штофник, кумачник, китайник и другие. В конце XIX века наименование сарафан закрепилось за одеждой этого типа. Бедные слои крестьянства шили праздничные сарафаны из однотонных, без узора тканей: синего холста, покупной синей бязи - китайки, реже - красной крашенины или шерстяной домотканой материи, а также шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов.  Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Пояса были плетеными, ткаными. Что касается  головные уборов то для восточной территории России, в том числе и для Севера, характерны две различные категории головных уборов: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы, и женские, которые полностью скрывали волосы. Девичьи повязки имели форму прямоугольника и укреплялись на голове с помощью лент и тесемок. Большой популярностью у девушек пользовались вплетаемые в косу разнообразные косники, изготовленные из тех же тканей, украшенные, как и повязки. Девушки могли ходить в теплое время года без всякого головного убора с распущенными или заплетенными в 1-2 косы волосами, придерживая их полоской яркой ткани или металлическим венчиком. Любили крестьянки шелковые, шерстяные, тканые и печатные платки и шали, которые покупались на ярмарках. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом.  Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью - лаптями. Лапти плели из вязового или липового лыка (одевались они на онучи из сукна, холста), изготавливали их в технике «через челнок» (основа - пенька, уток - шерсть), а также плели из лыка и бересты. Лапти использовали во все времена года, а для тепла и прочности подошвы проплетались конопляной веревкой, то есть "подковыривались. Вот некоторые виды тканей, из которых шили одежду.

Ткани для народных костюмов

Пестрядь

Узорная льняная ткань, имевшая широкое применение в русской деревне, особенно для повседневной одежды. Вырабатывалась из окрашенной пряжи. Пестрядь изготавливали сами крестьяне.

Кумач

Привозная ткань, окрашенная в красный цвет.

У русских, как и у других восточных славян, издавна занимавшихся земледелием и разведением домашних животных, основным сырьем для изготовления одежды, обуви и головных уборов с древнейших времен служили материалы, имевшиеся в своем хозяйстве: растительное волокно, кожа, мех и шерсть (более всего овечья – волна). В меньшей степени в крестьянской одежде использовались охотничьи материалы – меха диких зверей, изделия из которых широко применялись в одежде знати. Наиболее распространенным материалом для одежды были ткани, особенно шерстяные, о чем свидетельствуют находки восточнославянских курганных погребений. Существует мнение, что уже в XI-XII вв. восточные славяне пользовались и льняной тканью, но ее находки редки, поскольку лен плохо сохраняется в земле. Известна была и конопля. В ХII-ХIII вв. лен и пенька входили в оброк, который крестьяне отдавали князьям и боярам. Позже о льне содержится много упоминаний в Новгородских писцовых книгах XV в. В берестяных грамотах часто идет речь о холсте, в частности о его белении. Письменные источники позволяют судить о том, что в тканях различались грубые и тонкие сорта – толстина, часнина, тончица. Из шерстяной пряжи ткали толстые сермяги, вотолы (или волоты). 

Известное влияние на одежду оказывал и ввоз иностранных товаров. Шелка привозили с Востока. В Древней Руси были известны шелковые паволоки, узорчатые и серебряные аксамиты, с течением времени их разнообразие увеличивалось. В большом количестве из Западной Европы шли сукна разного достоинства. Естественно, что дорогие материалы могли использоваться крестьянами для своих нужд лишь минимально – главным образом для украшения праздничных нарядов, особенно женских головных уборов. В основном они шли на убранство богатых и знатных.  С XV в. в быту русских стали широко употребляться привезенные из азиатских стран хлопчато-бумажные ткани (особенно красный кумач и синий киндяк) и узорчатая выбойка (набойка). С этого же времени сильно развилось и отечественное производство крашенины и набойки из холста. Из шерстяных тканей в ХШ-XV вв., например в Новгороде, в употреблении были ткани как местного производства, так и привозные, иностранные. Мужская одежда, как и женская, во многом, вероятно, была сходна с более ранней, древнерусской. Издавна это была толстая суконая одежда с рукавами. Она состояла из рубахи длиной до колен или чуть выше, с рукавами, закрывавшими запястья, подпоясанной тканым или кожаным поясом с медной пряжкой, а иногда и с несколькими металлическими бляшками, и нешироких длинных штанов {ноговицы). К поясу прикрепляли некоторые необходимые в повседневном обиходе предметы: нож, гребенку, огниво и кожаную сумку (калиту). Мужские головные уборы, вероятно, были войлочные или из тканей и имели металлические украшения. Среди археологических находок XIV в. в Новгороде была обнаружена шляпа с низкой тульей и широкими полями, сплетенная из корней сосны. Обувью, по всей видимости, как для мужчин, так и для женщин в XIII-XV вв. служили в основном лапти, преимущественно косого плетения. Широко применялись также поршни из куска мягкой кожи, изогнутой по форме ноги. В XIV-XV вв. сильно распространяются кожаные сапоги, особенно в городе. Кожаная обувь также имела орнамент. Что касается одежды то, возможно, что древнейшая рукавная верхняя одежда не была распашной у простого народа скорее всего нагольные, т.е. ничем не покрытые поверх овчины. Однако к XIII в., как предполагают исследователи, у русских уже вышли из широкого употребления распространенные ранее плащи корзно, накидывавшиеся на плечи. На это указывает отсутствие среди археологических находок, относящихся к тому времени, характерных фибул (пряжек), которыми плащи застегивались (обычно на правом плече. Подкрепляется это предположение имеющимися в источниках указаниями на бытование плащей из сукна или валяных из верблюжей шерсти в XVI-XVII вв. и устойчивой традицией ношения плащеобразных форм одежды у русских, украинцев и белорусов вплоть до XIX в. Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчины. Наряду с ними в конце XIX - начале XX века использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани. В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста. Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широкими шерстяными домоткаными кушаками. Голову покрывали шапкой из серого войлока. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины. Таким образом крестьянская одежда шилась в основном из дешевых тканей и из шерсти скота.

Праздничная одежда крестьян.

Рассматривая старинную праздничную одежду крестьян, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков но и понять духовную их сущность.

Праздничная одежда, как сложное архитектурное сооружение, состоит из множества элементов, сочетает в себе различные по фактуре ткани, в её отделке используются камни, жемчуг, золотая и серебряная нити, грубая и тонкая вышивка, бусы и многое другое. Самое интересное в богатстве фасонов костюма. Раньше для крестьян все было дорого, но каждый мог выкроить себе праздничную одежду. Праздничных нарядов надолго хватало, одевали-то их только в праздники. Например из одежды русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. По подолу рубахи и по краям рукавов расшивались узорами, украшались тесьмой. Существовало еще множество праздничной одежды крестьян. Таким образом мы понимаем, что крестьянам не хватало денег на нарядную одежду и они порой имели только один комплект праздничной одежды, который передавался из поколение к поколению.

Одежда

    В одежде крестьян губерний центрального Черноземья сохранялись традиционные, архаические черты, сформировавшиеся в далекой древности, но в ней отразились и новые явления характерные для периода развития капиталистических отношений. Мужская одежда была более или менее единообразной для всей территории, изучаемого региона. Женская одежда отличалась большим разнообразием, несла на себе отпечаток влияния на южнорусский костюм одежды этнических образований, в частности мордвы и малороссов, проживавших на данной территории. 

   Преимущественно крестьянское платье было домотканым. По сведения из Обоянского уезда Курской губернии в 1860 –е гг. мужчины в деревне носили посконное белье домашнего изготовления, рубаху с косым воротом, длиною до колен и порты. Рубаха подпоясывалась тканным или сученым пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. А крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна [10, c. 8]. 

    Основу обыденной одежды тамбовских крестьянок составлял традиционный южнорусский костюм, испытывавший в конце XIX века значительное влияние городской моды. Как отмечают специалисты, в деревне изучаемого региона происходил процесс сокращения территории распространения поневы, замены ее сарафаном. Девушки и замужние бабы в Моршанском уезде Тамбовской губернии носили сарафаны. В ряде мест у селянок сохранилась клетчатая или полосатая «панёва», на головах «кокошники» и волосники с возвышениями или даже рогами. Привычная женская обувь «коты» (чоботы) уступили место башмакам или полусапожкам «со скрипом» [21, c. 594].

    Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом, который был оригинален для каждой местности, селянки изготовляли на домашних станках.

    Этнограф Ф. Поликарпов, исследовавший в начале ХХ в. быт крестьян Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии, отмечал: «Появляются щеголи, надевшие «гасподские» рубахи – косоворотки из ситца, легкие сапоги, перестают носить на поясе «гаманы». Даже в пределах одного уезда этнографы обнаруживали разнообразие сельской одежды. «В одних местах носят «панёвы» - черные клетчатые юбки, в других «юпки» красных цветов, с широкой обшивкой у подола – из лент и позумента. Девушки носят преимущественно сарафаны. Из верхней одежды на юго-востоке Нижнедевицкого уезда носят «зипуники», а на северо-востоке уезда «шушпаны». Везде обувью являются лапти с «анучами» и «партянками». В праздничные дни одевают тяжелые и широкие сапоги с подковами. Крестьянские рубахи скроены неаккуратно – широкие и длинные, пояс подвязывали «пот пуза», цепляя на него «гаман» [13, c. 142]. 

    Новшеством в сельском моде являлся и материала, из которого было сделано платье. Ткань фабричного производства (шелк, сатин) практически вытеснила домотканое сукно. Под влиянием городской моды изменился крой крестьянского платья. Крестьянин С. Т. Семенов об изменениях в одежде крестьян начала ХХ в. писал, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны и кафтаны заменились кофтами и пиджаками» [19, c. 32]. Мужчины надевали поддевки, пиджаки, штаны не «набойчатые», а суконные и бумажные. Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные женские головные уборы. Сельские девушки ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая платок на плечи. Деревенские модницы носили приталенные кофточки, «польты», шубки. Обзавелись зонтиками и калошами. Последние стали «писком» деревенской моды. Их носили больше для украшения, т. к. надевали в тридцатиградусную жару, идя в церковь [19, c. 145, 146, 149].

В деревне хорошо помнили, что «встречают по одежке». С этой целью зажиточные хозяева и в будние дни носили высокие сапоги с бесчисленными сборками («в гармошку»), и в теплую погоду накидывали на плечи синие тонкого фабричного сукна кафтаны [18, c. 10]. Даже при небольших средствах свободные денежные средства вкладывались в строительство дома, покупку хорошей одежды, иногда мебели, в устройства праздника «на широкую ногу», чтобы в деревне создавалось впечатление о зажиточности хозяйство.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уход за одеждой и символы в одежде.

Назначение символов в одежде....

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Конспект урока по "СБО" Тема: "Одежда для мальчиков. Одежда для девочек".

Данный урок подготовлен и проведен для учащихся 1 класса (2 вариант обучения)....

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

Внеклассное мероприятие по искусству "Не одежда красит человека, а человек одежду"

Это мероприятие ооб истории русского национального костюма, его элементах, моде и хорошем вкусе. Специально к внеклассному мероприятию ребята подготовили разработки школьной формы и школьных причесок....

Внеклассное мероприятие по искусству "Не одежда красит человека, а человек одежду"

Это мероприятие ооб истории русского национального костюма, его элементах, моде и хорошем вкусе. Специально к внеклассному мероприятию ребята подготовили разработки школьной формы и школьных причесок....

Тема урока: «Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой.»

Тема: «Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой.»Цель: уточнить и расширить представление детей о видах одежды, способах её использования и уходе за ней.Задачи:1. Уточнить представления детей об одежде; р...