Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народного костюма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель ИЗО  Токарева Валентина Николаевна

Урок изобразительного искусства в 6 классе

2 часа

Тип урока: комбинированный

Тема: «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде

периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной

одежде»

Цель:

  • ознакомить учащихся с историческим прошлым русского
    народного костюма.

Задачи:

  • помочь учащимся изучить условно-символический язык крестьянского
    прикладного искусства на основе женского народного костюма;
  • привить уважение к народным традициям в одежде, воспитать
    уважительное отношение к русской культуре — нашему достоянию;
  • развить творческие способности и художественный вкус учащихся;
  • изучить пропорции фигуры человека и закрепить их на основе
    рисунка;
  • сформировать умения навыки в подборе цвета в одежде и в узоре
    вышивки.

Оборудование урока.

Для учителя:

- интерактивная доска;

- презентация на диске «Русский народный костюм в произведениях русских
 художеств»;

- выставка репродукций картин художников «Русский национальный

  костюм в произведениях русских художников»;

- выставка предметов декоративно-прикладного искусства, в которую
 входят изделия Хохломы, Гжели, Жостова, Павловского - Посада;

- «Наш словарь» (на доске);

- иллюстративный материал (на доске);

- манекен (демонстрируется русский женский праздничный костюм);

-иллюстрации Васнецова В.М. к пьесе Островского А.Н. «Снегурочка»;

- СD-диск «Русский народные песни»;

- СD-диск с учебным фильмом «Народное творчество».

Для учащихся:

- бумага для акварели А3;

- акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра;

- раздаточный материал с изображением русского народного костюма и

  вышивки.

План урока.

  1. Беседа о красоте русского народного костюма и крестьянской праздничной одежде.
  2. Фронтальный опрос по теме беседы для закрепления.
  3. Объяснение и показ последовательности выполнения рисунка.
  4. Фронтальная работа. Изображение фигуры человека в одежде крестьянки. Линейный рисунок.
  5. Физкультминутка. Снятие усталости с рук и туловища.
  6. Упражнения в изображении элементов узора и вышивки.
  7. Самостоятельная работа учащихся. В ходе самостоятельной работы физкультминутка для снятия утомляемости с глаз.
  8. Подведение итогов. Коллективное обсуждение детских рисунков.

Ход урока.

Беседа.

При изучении на уроке народного праздничного костюма для раскрытия

темы используются в комплексе все виды фольклора: устно-поэтического.

музыкального и изобразительного.

В ходе беседы мы отправляемся в глубь веков. Попытаемся заглянуть в сундук нашей прапрабабушки. А там разная и такая красивая одежда. Одежда была для повседневной работы будничной, а в праздники доставали нарядную праздничную одежду. Удивительно её многоцветье. В них краски цветущих лугов, голубого неба, синих рек и огненных закатов. В таком костюме всё напоминает о красоте родной земли и рождает праздник души,

В течение многих веков в разных регионах России складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.

Предлагается рассмотреть иллюстрации (находятся у детей на столах) московского, тульского, смоленского, уральского, тверского... народных костюмов.

Прошу обратить внимание на сколько совершенна и гармонична его красота, органична связь всех его деталей. Главным свойством народной

праздничной одежды является именно мудрая красота, отсутствии вычурности, помпезности, безвкусицы.

Недавно мы с девочками 7-11 классов ездили на просмотр новой коллекции в Дом моды художника-модельера В.Зайцева. Вячеслав Зайцев разработал в своё время одну из коллекций по мотивам русской народной одежды. Ему принадлежат замечательные слова: «Моя тема возникла под влиянием нашей природы, фольклора, нестареющего прекрасного русского искусства.  Древняя культура и удивительная  гармония, соответствующая русскому духу, который пронизывает все произведения, созданные руками народа, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров»

 Музыка. Звучит русская народная песня «Светит месяц, светит ясный». Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с природой -колыбелью народного искусства.

Пойду я во чистое поле -

Под красное солнце,

Под светел месяц.

Под частые звёзды

Под полётные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место.

Облаками облачуся,

Небесами покроюся,

На главу свою кладу

Красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами -

От всякого злого недуга.

На примере этого народного заклятья можно наглядно увидеть что солнце, облака, звёзды, зори, народная мудрость выводит в качестве главного критерия, по которому определяется уровень земного совершенства и благополучия.

Из каких же элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его народное узорочье? Что мы можем увидеть в вышивке? Считалось, что одежда должна быть широкой, многослойной и богато украшенной, чтобы скрыть её владелицу от дурного глаза.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти была рубаха. Показать на примере репродукций с картин художника А.Г. Венецианова и на примере иллюстраций (раздаточный материал на каждом столе) у учащихся.

Рубаху шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядно украшенную рубаху женщина одевала в особо торжественных случаях, например, на свадьбу.

На Русском Севере ещё в XIX веке особо почитались рубахи - долгорукавки. Они имели прорези - «окошки» для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила.

Вышивка на рубахе имела особое значение. Она должка была украшать и оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи - «сенокосницы». Они надевались без сарафана. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица, и это непременно скажется на её потомстве. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

В северных и центральных районах поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. На Севере для украшения использовали речной жемчуг и рубленый перламутр. Слово сарафан произошло от персидского «serapa», что означало «почётная одежда». Со временем сарафаны стали носить, и крестьяне, и купчихи, и придворные дамы.

Особого почитания сарафан достиг к 1812 году — времени Отечественной войны. Ношение национального костюма было формой выражения патриотических чувств.

А во времена царствования Николая I элементы национального костюма являлись частью парадной женской одежды для приёмов при дворе.

Сарафаны и рубахи с большим количеством красивой вышивки высоко ценились, их берегли и передавали по наследству. А надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.

В картинах А.Г.Венецианова русские красавицы изображены в сарафанах: «На жатве», «Жнецы», «Пелагея», «Гумно», «На пашне».

Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

На сарафан одевали короткую епанечку, а в холода душегрею. Рассматриваем иллюстрацию.

Праздничный девичий наряд: белая с вышитыми рукавами рубаха, шелковый сарафан с узорной полосой и короткая епанечка из парчовой ткани.

В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники коруна, на конце длинной косы накосник из бисера. Костюм дополняли кольца, серьги, бусы. В таком костюме девушка выглядела очень привлекательно, была нарядной. Вспомните образ «Царевны-Лебеди» М.А.Врубеля.

Самым распространенным головным убором девушки был платок.

Сарафанный комплект обычно включал в себя рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из двух сшитых длинных

полотнищ ткани, собранных на шнурок; их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. В верхней части, наиболее близкой к сердцу части передника вышивали то, что женщина просит у бога. Ромбо - точечный орнамент был пожеланием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, волнистые линии - знаки воды. Передник оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя.

Ещё один вид женской одежды - шушун. О нём упоминает С.Есенин в стихотворении «Письмо матери»:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

***

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Шушун — это длинный, узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в них никогда не продевали. Напевно звучат строки:

В низенькой светёлке огонёк горит Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, синие глаза,
По плечам развита русая коса.

В каких условиях жила женщина? Какие предметы окружали её? Чем она могла заниматься долгими зимними вечерами?

Демонстрируются кадры из учебного фильма «Народное творчество».
        На юге России женщины вместо сарафана носили панёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти. Эта одежда предназначалась для замужних женщин и одевалась во время свадебного обряда. Панёва состояла из трёх частично сшитых кусков ткани. Полы панёвы не должны сходиться и в просвет должна была виднеться рубаха. Закрепляли панёву на талии скрученным шнуром — гашником. Панёвы были в основном клетчатые.

Образ русской красавицы был бы не полным без головного убора. Девушки до свадьбы могли ходить с непокрытой головой, а волосы заплетались в одну косу. Девичья коса была символом чести. Лоб девушки не закрывался чёлкой - считалось, что если закрыть, то она будет часто болеть. На конце косы был накосник (круглый, бантиком, полумесяцем).

Во время свадебного обряда девушки — подружки косу невесте расплетали, заплетали две косы, а затем плотно укрывали повойником - шапочкой, расшитой золотыми и серебряными нитями, жемчугом.

Молодые женщины, недавно вышедшие замуж носили кокошники (смотрим иллюстрации), но через некоторое время, особенно после рождения первого ребёнка, они надевали головной убор — кичку (смотрим иллюстрации). Она была очень сложной по конструкции и состояла иногда более чем из десяти деталей.

После беседы о русском народном костюме для учащихся предложены вопросы:

  1. Какая одежда шилась из прямоугольного куска ткани и считалась
    оберегом человека?
  2. Из какой ткани шили рубаху?
  3. Почему  женский  народный  костюм  сильно  варьировался  в
    зависимости от местности, в которой жила женщина?
  4. Как украшалась праздничная одежда?
  5. Назовите картины художника Венецианова А.Г., на которых русские
    красавицы изображены в сарафанах? Покажите их.

6.        Чем отличался наряд девушки от наряда замужней женщины?
После  ответов  на вопросы переходим к выполнению задания - изображению крестьянки в праздничной одежде.

Рисование идёт на фоне тихой русской народной музыки.

Подготовлены листы акварельной бумаги формата АЗ. Построение идёт

последовательно вместе с учителем.

Вспоминаем пропорции фигуры человека. Пропорции нашего тела удивительно гармоничны. Для наглядности одна из учениц класса одета в русский народный костюм. Все внимательно изучают и анализируют пропорции фигуры человека и одежды. Художники для своих картин тоже рисуют людей и обязательно с натуры. Обращаем внимание на различия пропорций в зависимости от возраста человека. Считается, что размер головы взрослого человека умещается в фигуре 7-7,5 раз.

Последовательность выполнения рисунка:

  • расположить лист бумаги вертикально;
  • определить композиционное расположение рисунка фигуры

человека на плоскости листа бумаги;

  • наметить верх и низ рисунка;
  • определить на осевой линии середину фигуры, а верхнюю
    разделить на четыре части;

- нарисовать голову - шире к затылку, уже к подбородку;

  • выполнить плавный переход от головы к линии плеч;
  • наметить плечи, (ширина плеча равна высоте головы);
  • немного выше середины фигуры наметить линию пояса;
  • на уровне пояса находятся локти, локоть делит руку примерно
    пополам, намечаем оба локтя;
  • рисуем одну руку опущенной, она находится почти на середине
    бедра;
  • рисуем вторую руку с соблюдением тех же пропорций;

-        рисуем общую форму кистей рук, они равны лицевой части
 головы;

  • на рисунке головы намечаем линию глаз на горизонтальной
    средней линии, расстояние между глазами равно длине глаза и
     чуть выше намечаем брови;
  • часть лица от линии бровей до подбородка делим пополам,
    отмечаем линию кончика носа;
  • расположение губ ближе к линии носа;
  • ухо располагаем на уровне носа внизу и бровей вверху;
  • в нижней половине фигуры человека находятся ноги, но мы их не
    рисуем, они закрыты длинной одеждой;
  • рисуем всю фигуру полностью;
  • на основе иллюстративного материала учащиеся самостоятельно
    подбирают головной убор женщины и другие крупные детали
    костюма. Дополняют ими свой рисунок.

Физкультминутка. Снятие усталости с рук и туловища.

Далее рассматриваем вместе с учащимися узоры для вышивки праздничной одежды и выполняем упражнения - изображение элементов узора (на листах бумаги для акварели А4).

-        Размечаем место расположения вышивки на рисунке (на рубахе,
переднике, сарафане...).

Мелкие детали не изображаем, их выполняем сразу красками. Переходим к работе в цвете. Подготовлены акварельные и гуашевые краски.

  • Составляем на палитре оттенок близкий к цвету лица человека (полезно посмотреть друг на друга). При смешивании красок охры светлой и чуть киновари добавляем воду (акварель) или белила (гуашь).
  • Для украшения рубахи, сарафана, передника, епанечки и
    головного убора вышивкой начинать надо е наиболее светлых
    цветных пятен, переходя к более ярким и тёмным.
  • Выполнение орнамента на деталях праздничной одежды
    крестьянки выполняется тонкой кистью «Белка»; удобнее
    использовать гуашь.

Самостоятельная работа. Рисунки выполняются акварельными и гуашевыми красками по выбору учащихся. На каждом столе находится раздаточный материал с образцами рисунков и вышивки. Количество и размещение вышивки в рисунках учащиеся решают самостоятельно.

В ходе самостоятельной работы проводится физкультминутка для снятия усталости с глаз.

Подведение итогов. По окончании выполнения задания все работы учащихся выставляются на классной доске. Проводится анализ и обсуждение рисунков.

Литература.

  1. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина, Н.С.Иванова, Н. В. Долгоаршинных. Изобразительное искусство 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2013 г.

  1. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. Искусство. Изобразительное искусство 6 класс. Учебник в 2 ч., М., Дрофа, 2010 г.

  1. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина.
    Искусство. Изобразительное искусство 6 класс. Рабочая тетрадь.
    М., Дрофа, 2013 г.

  1. С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. Искусство. Изобразительное искусство 6 класс. Методическое пособие. М., Дрофа.

  1. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства
    в школе. М., 2007 г.

  1. В.С.Кузин. Изобразительное искусство и методика его преподавания
    в школе: учеб. М., 1998 г.

  1. Т. Я. Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1973 г.

  1. С.Б.Сапожникова, О. А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме: «Декоративно-прикладное искусство
    в жизни человека». М., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Урок изобразительного искусства 5 класс "Древние образы в орнаментах русской вышивки"

Представлен сценарий  урока для 5 класса по теме "Древние образы в орнаментах русской вышивки".Учащиеся знакомятся с значением вышивки, цветом ....

Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора

Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...

Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...