Разработка урока по кубановедению
план-конспект урока по краеведению ( класс) по теме

Обобщающий урок "Природа малой родины и человек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО Ейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25

станицы Должанской

Разработка урока по кубановедению

 «Природа малой родины и человек»

(Итоговое повторение)

Выполнил учитель кубановедения

МБОУ СОШ №25

ст-цы Должанской

Новак Надежда Ивановна


Итоговое повторение

«Природа малой родины и человек»

 Цель: повторение и обобщение пройденного материала по теме «Природа малой родины и человек».

Задачи:

  1. Активизировать познавательную деятельность, расширять объем знаний по природе  Кубани;
  2. Развивать познавательную активность, речь, логическое мышление, умения работать в команде;
  3. Воспитывать любовь к природе родного края, к бережному отношению.

Тип урока - урок систематизации обобщения знаний и умений в форме викторины

Планируемые результаты:

Личностные: быть патриотом своей страны, уметь вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; гордиться богатствами малой родины и хранить наследие своих предков.

Метапредметные: уметь работать в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; владеть навыками самоконтроля и самооценки.

Предметные: рассказывать о хозяйственной деятельности земляков, экологических проблемах нашей местности.

Ресурсы: мультимедийная система, физическая карта Кубани, карточки с заданиями, иллюстрации с памятниками природы Краснодарского края

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Учитель сообщает тему урока и представляет участников и капитанов команд (4-5 команд, в зависимости от количества учеников в классе)

Сегодня мы обобщим наши знания о природе и богатствах нашего края, поговорим о бережном отношении к ней

Правила таковы-не кричим, не шумим, уважаем друг друга, вместе обсуждаем, никого не обвиняем.

При правильном ответе команда получает фишку (на каждом столе стоит «чаша знаний»).

Викторина

1 тур. «Посмотри как хорош, край, в котором ты живешь»

Разминка (быстрый ответ, сигнал- поднятая рука)

1 Как называется край, в котором мы живем?

2 Какие моря омывают границы нашего края?

3С каким краем мы граничим

4Скакой областью мы граничим?

5 Какие горы « берут начало» на Кубани?

6 Посреди двора –

 Золотая голова. (Подсолнух) .

7В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом. (Пшеница) .

8 Сто закутанных девиц

 Волос ветер шевелит. (Кукуруза) .

9Чуть дрожит на ветерке

 Лента на пригорке,

 Узкий кончик в роднике,

 А широкий – в море. (Река)

10 Самая длинная степная река Краснодарского края?  (Река Ея).

11 Свое название эти племена получили от названия Азовского моря?  (Меоты).

2тур

«По кругу»

 По кругу пускается казачья шапка с вопросами (как символ казаков) и ребята из каждой команды поочерёдно отвечают на эти вопросы (участвуют все ребята)

Какие народы населяли раньше кубанскую землю? (хазары, печенеги, половцы, ногайцы, меоты и др.);

Какие реки края вы знаете?

Какие города Краснодарского края вы знаете?

 Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются у нас в крае?

Люди, каких сельскохозяйственных профессий работают в совхозах, колхозах?

3 тур        

 «Угадай слово». (Анаграмма).

Каждой из команд предлагается зашифрованное слово, которое им предстоит разгадать и объяснить его отношение к Кубани

Краснодар, Екатеринодар, Новороссийск (в словах буквы перепутаны)

Учитывается грамотное объяснение этого понятия и его характеристика

4тур

Работа с понятиями

Каждой команде даётся карточка с понятием, уч-ся должны дать определение, объяснить

1 Степные блюдца

2Заповедник

3Полиэтнический регион

4Экология

5Природные ресурсы

5 Тур «Кубанское число»

На слайдах даны числа, которые имеют отношение к статистике в крае

Числа выведены на экран. Командам поочерёдно предлагаются числа и они должны определить их отношения к краю

3345(самая высокая точка), 5 млн (кол-во жителей в крае), 26 (всего городов в крае),68 (средняя продолжительность жизни населения края),120 (национальностей в крае), 53 (% городского населения), 76 (площадь края), 7 тыс. (население станицы Должанской)

6 тур

Конкурс капитанов

Куда впадает река Кубань? (в Азовское море).

Назовите самую высокую точку Краснодарского края (г. Цахвоа)

Назовите портовые города (Ейск, Темрюк, Новороссийск, Туапсе)

Назовите курортные города(Анапа, Сочи, Геленджик, Горячий ключ)

Как называется заказник в нашей станице? (коса долгая)

Какое население в крае преобладает городское или сельское? (городское)

Блицвопрос

Почему раньше Там. полуостров называли островом? (Кто быстрее)

7тур

 «Предложи»

Каждой команде даётся природный объект края (лес, море, горы, побережье морей, лесозащитные полосы) После обсуждения ребята должны указать экологические проблемы данного регионы и предложить способы защиты данных природных ареалов

8 тур «Знаете ли вы?»

Вопросы и ответы для любознаек

Каждой команде предлагалось подобрать по 2 интересных вопроса о своей малой родине. Ребята задают вопрос(заранее показывают вопрсы учителю). Если соперники не отвечают на вопрос, предлагается вариант ответа

1. Какие из охраняемых в Кавказском государственном заповеднике животных являются наиболее ценными? (Зубр, благородный олень).

 2. Есть ли в нашем крае вулканы, где и какие? (Грязевые вулканы на Таманском полуострове, сальзы)

 3. Назовите самую маленькую птицу на Кубани. (Королёк, она помещается в спичечном коробке).

 4. Чем интересны дельфины и где они водятся? (Их мозг имеет сложное строение и по разумным действиям дельфины стоят ближе к человеку, чем другие животные. Они снабжены эхолокатором, который помогает им в воде. В Чёрном море.)

 5. Какой самый маленький хищник из млекопитающих обитает в нашем крае?( Ласка, истребляющая массу мышей и полёвок).

 6. Какое растение называют «огонь-трава», чем оно интересно? (Ясенец кавказский, эфирные масла при поднесении к нему зажженной спички происходит воспламенение паров, вызывают ожоги).

7 Какое дерево стало символом Кубани и почему?   (Тополь).  Тополиный пух очищает воздух.

8 Самая большая птица в мире живёт на специальной ферме в нашем крае. Что это за птица? (Страус).

9 Вы знаете, что деревья в воде не тонут. А какое дерево тонет в воде, и его за это называют «железным» (самшит).

10 Родина этого растения - Южная Америка. В России разводят в Краснодарском крае, у нас это ветвистый кустарник от 2 до 5 м. Плод по форме похож на сливу, по цвету на зелёные огурчики. А по вкусу напоминает клубнику (фейхоа).

11 Самый солнечный город Кубани?    ( Анапа).

12 Этот пролив древние греки называли Боспором  Киммерийским. Какое название у него сейчас и почему он так назван так древними греками? (Керченский пролив.  Такое название дали древние греки  ему за мелководность , так как в переводе на русский язык Боспор означает «бычий брод».  )

Подведения итогов, подсчитываются фишки каждой команды

Объявление результатов, выставление оценок (на основе самооценки участников команд)

Учитель

Кубанская природа, родные нам места.

 Живёт здесь сто народов,

 А может, больше ста.

 Кубанец я, ты тоже.

 Мы вместе, мы дружны.

 Мы делать всё, что можем,

Для Родины должны!

Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае.

Рефлексия. Закончи предложения

Викторина мне…

Самое интересное было…

Я не доволен тем…

Домашнее задание 

Подготовка к проектной деятельности (задания для групп были даны заранее)



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 класса

Ссылка для скачивания https://yadi.sk/d/oKiQw8vvqfWeK 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по кубановедению

Разработка урока по кубановедению в 8 классе...

разработка урока по кубановедению в 6 классе: "Посредническая деятельность генуэзцев".

Предлагается методическая разработка урока по модулю "История Кубани" в средневековый период....

Разработка урока по кубановедению в 6 классе "Памятники природы, истории, культуры".

Данная разработка урока относится к модулю "Природа родного края"  по кубановедению в 6 классе...

Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".

Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....

Разработка урока по кубановедению для 6 класса

Материал будет интересен учителям географии и кубановедения...

Разработка урока по кубановедению в 4 классе "Защитники Отечества"

Разработка урока по кубановедени,содержит элементы технологии критического вида мышления,работу с разными источниками,материал может быть использован как для урокох кубановедения,так и для единых урок...

Методическая разработка урока по кубановедению "Казак без веры-не казак!"

Методическая разработка урока кубановедения«Казак без веры – не казак!» учитель истории и обществознания Айрапетян Айкуи КароевнаТип занятия: урок новых знаний.Задачи и цел...