Программа кружка "Юный краевед" (обновления 2015-2016)
методическая разработка по краеведению на тему

Кобзева Ирина Викторовна

На сегодня одной из актуальных проблем современного обучения является нежелание учеников  работать с «сухой» теорией и неумение упрощать эту работу, отсутствие учебной мотивации у детей. Постиндустриальное общество богато новыми цифровыми тенологиями, которыми увлечены дети, но , к сожалению, используются они учащимися лишь для развлечения. Формы и методы работы в данной  программе будут способствовать решению этих проблем. Кроме того, актуальность программы «Юный краевед» обусловлена необходимостью в современном глобализирующемся мире воспитывать настоящих патриотов своего Отечества, гордящихся историей своих предков.

Данная программа адаптированна к современному школьнику и наряду с легкоусваеваемой информацией отличается новыми и доступными формами ее получения. 

Практическая значимость программы состоит в том, что в ходе ее реализации дети смогут раскрыть свой творческий потенциал, освоить новые виды деятельности. Дети приобщаются к научно-исследовательской деятельности. Получат опыт публичных выступлений, что пригодится им в дальнейшей учебе. Программа может быть использована на уроках краеведения, истории, литературы, а также может быть адаптирована для любого другого региона нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_obnovleniya_2015-2016.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год

Автор-составитель учитель высшей квалификационной категории Кобзева Ирина Викторовна

70 часов (2 ч. в неделю)

Фунтики 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Учебного плана ОУ на 2015-2016 учебный год;
  • Локального акта ОУ о рабочих программах.

К числу актуальных проблем относится нежелание работать с «сухой» теорией и неумение упрощать эту работу, отсутствие учебной мотивации у детей. Еще одной существенной проблемой является использование современных цифровых технологий подростками лишь для развлечения. Формы и методы работы в данной  программе будут способствовать решению этих проблем. Кроме того, актуальность программы «Юный краевед» обусловлена необходимостью в современном глобализирующемся мире воспитывать настоящих патриотов своего Отечества, гордящихся историей своих предков.

     Новизна и оригинальность программы заключается в том, что впервые в программу кружковой работы включаются элементы ИКТ-технологии и системно-деятельностного подхода. Дети, имея полную свободу выбора, получают возможность не только узнать что-то новое и интересное о своей малой родине, но и применить в деле свои умения работы с современными гаджетами, фото- и видеоаппаратурой.

     Практическая значимость программы состоит в том, что в ходе ее реализации дети смогут раскрыть свой творческий потенциал, освоить новые виды деятельности. Дети приобщаются к научно-исследовательской деятельности. Получат опыт публичных выступлений, что пригодится им в дальнейшей учебе. Программа может быть использована на уроках краеведения, истории, литературы, а также может быть адаптирована для любого другого региона нашей страны.

Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

Задача учителя: не только предоставить свободу выбора для индивидуальных исследований, но и предлагать увлекательную, социально значимую работу, которая будет способствовать формированию социально активной личности. Учитель должен помочь детям превратить сухой, возможно, даже скучный материал в увлекательную игру. В данном курсе игра перерастает в серьезную работу: дети погружаются в научно-исследовательскую деятельность, узнают себя с другой стороны, раскрывают свои внутренние ресурсы.

Все практические групповые и индивидуальные занятия снимаются на видео. Это делается для того, чтобы в конце изучения курса получился итоговый продукт – анимированная видеокарта «Алтайский край - устами предков, глазами потомков», виртуальное путешествие по которой будет сопровождаться и комментироваться видеосюжетами участников проекта. В течение учебного года дети по собственному выбору (индивидуально или в группе) занимаются исследованием конкретного направления (части карты).

        Программа кружка «Юный краевед» направлена  на воспитание чувства гордости за своих земляков, призвана способствовать развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к   малой родине. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее  воздействие.

Данный курс призван помочь во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс адаптирован к особенностям восприятия учебной информации современными школьниками. Благодаря чему не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы в 5-9 классах.

Цель программы:

  1. Воспитывать будущих граждан знающих и любящих свой край, способных решать трудные практические задачи.
  2. Сформировать новые умения и навыки исследовательской деятельности.
  3. Образовательные задачи:
  • Познакомить учащихся с историей, культурными памятниками и традициями родного края, села.
  • Обучить доступным инструментам  сбора материала об истории малой родины ратных и трудовых подвигах земляков;
  • Обучить самостоятельному поиску и интерпретации   информации;
  • Научить работать  с информацией через разнообразные инструменты: анализировать, оценивать, применять.

Воспитательные задачи:

  • Развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • Способствовать социальной адаптации школьников, развитию чувства причастности к истории края, желания трудиться на его благо;
  • Воспитывать  учащихся  на примере жизни и деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • Формировать чувства гордости и уважения к живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;
  • Развивать желание участия в сохранении , передаче истории и ее творения.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Многочисленные практические занятия помогут развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Беседа.
  • Работа с документами.
  • Работа с артефактами.
  • Выездное занятие.
  • Занятие на открытой местности.
  • Игра.
  • «Круглый стол».
  • «Мозговой штурм».
  • Творческая мастерская.
  • Представление творческих работ.
  • Просмотр видеоматериала.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Фотовыставки.
  • Работа с ИКТ.
  • Исследовательская деятельность.

Содержание курса

Введение (4 ч)

Организационное занятие. Краеведение - наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Совместное планирование, выбор тем для организации исследовательской деятельности. (Прим.: занятие организуется на улице. Необходимый реквизит – мел. Все идеи дети записывают на карте Алтайского края, схематично изображенной на асфальте.)

Моя малая Родина. Россия – Алтайский край – с. Фунтики: история края, села, культура, традиции, значение для страны, мира.

Выбор тем, инструментов для индивидуальной научно-исследовательской работы (техническое, информационное оснащение). Требования к написанию научно-исследовательской работы. 

Алтайский край – жемчужина Сибири (28 ч)

Алтайский край – жемчужина Сибири, кладовая России. Золотодобыча, добыча серебра, алтайский мрамор – «фрукты в мороженом», ткацкие фабрики, хлеба Алтая…

Барнаул – знакомый незнакомец. Исторические места.

«Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…». Происхождение названий улиц Барнаула.

Историю создающие. Алтайские ученые, изобретатели.

Славные страницы истории края. Демидовские рудники. Золотой век Барнаула. Влияние Столыпинских реформ на становление края. ВОВ. Освоение целины.

Алтайский люд. Кто мы? Какие мы? «Чудики» Шукшина среди нас: люди с острым умом, чуткой и тонкой душой, самобытным юмором. Легенды, загадки и байки Алтайского края («Чудь белоглазая», «Легенда о Дунькиной Яме», «Легенда о Голубой Даме», метро г. Барнаул и др.

Знай наших! Что говорят о нас за пределами края – интервью со сверстниками (использование соц. сетей); сбор информации на просторах интернета про Алтайский край в московских новостных обзорах, зарубежных. 

«Мечты сбываются… Барнаул». Учебные заведения Барнаула. Барнаул научил. Барнаул научит. Рассказы, подкрепленные информацией из первоисточников, семейным опытом.

 Обряды и обычаи народов, населяющих Алтайский край. Фольклор (песни, колыбельные, частушки). Обзорные доклады.  Инсценировка по выбору учащихся.  

Творческая мастерская. Своими руками для учащихся начальной школы закладки, открытки с фотографиями памятных мест, памятных предметов, природы края, города, села со значимыми подписями.

Алтайский край представляет… Деятели киноискусства: режиссеры, актеры, сценаристы. Картины о крае, картины, снятые на наших просторах.

Творчество наших земляков. Мастера пера.  Инсценировка отрывков произведений наших писателей. Живое прочтение стихотворений, посвященных малой родине. 

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

(Н. В.Гоголь). Архитектура Барнаула – от деревянных домиков с резными ставнями к стеклянным бизнес-многоэтажкам.  Архитекторы и их детища. 

Святая святых, хранилища времен. Прикосновение к истории через музеи искусств.  Посещение музеев города Барнаула. Творцы снов и яви на холсте. Любимый край в работах художников. 

Заключительное занятие по разделу. Фото-ребусы.

Моя малая родина – село Фунтики (38 ч)

Мое село – это земля, природа, здания, память – культура поколений.  Размышление на тему «Как это было…»

Тагинцевы – семья-основатель с. Фунтики. Сбор информации об истории возникновения с. Фунтики. Составление общей картины географического, исторического и культурного взаимодействия и влияния субъектов Алтайского края. 

Обзорная коллективная экскурсия по селу.

Работа с первоисточниками. Экскурсия в краеведческий музей п. Павловск Алтайского края.

Колокольный звон над моим селом. Фунтики при царе (Фунтики как село). Церковь Архангела Михаила.   Фунтики после революции 1917 г.  

 «Говорят дедушки…» – аудио- , видеоинтервью. История твоей семьи.

Статистика – это не скучно. Пики рождаемости. Старожители села. Перепись популярных и редких имен. Где родился, там и пригодился. Неугасающий семейный очаг (молодые семьи). Национальный состав населения. 

Все мы родом из детства. Я с мамой вырос в одной песочнице.  Одна парта на три поколения. Учебные будни и праздники моих предков. Школьная форма через поколения.  Учительство – неутраченное искусство.

Артефакты - следы поколений. Деревянная лошадка (выставка игрушек, хранящихся в семье). Скатерть-самобранка (сбор рецептов наших бабушек и выпуск сборника с фото-иллюстрациями).

Предприниматели нашего села. Елисеевы, Буркины,  Масловы, Суминовы, Рекины.

Две жизни колхоза «Искра».[a]

Мы - благодарные потомки. Помощь ветеранам.  Акция «Подари улыбку» (стихотворение, цветок детям войны, ветеранам труда)

Мы для будущего поколения: посильная помощь детскому саду и школе (уборка территории, покраска). Совместная работа «Письмо потомкам». 

Обучение работе с подготовленным материалом: просмотр, выбор, монтаж. Работа с техническими устройствами и программами.

Игры, конкурсы, викторины по изученному материалу.

Презентация индивидуальных проектов.

Презентация итогового проекта

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема занятия

Формы работы

Введение (4 ч)

1-2

2

Организационное занятие. Краеведение - наука о родном крае.

Мозговой штурм, беседа, опрос, интервью

3

1

Моя малая Родина.

4

1

Выбор тем, инструментов для индивидуальной научно-исследовательской работы

Алтайский край – жемчужина Сибири (28 ч)

5-6

2

Алтайский край на карте нашей Родины. Алтайский край – кладовая России.

7-8

2

Барнаул – знакомый незнакомец.

9-10

2

«Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…».

11-12

2

Историю создающие.

13-14

2

Славные страницы истории края.

15-16

2

Алтайский люд. Кто мы? Какие мы?

Посиделки у костра

17-18

   

    2

Знай наших!

Сбор информации на просторах интернета про Алтайский край

19-20

2

«Мечты сбываются… Барнаул».

21-22

2

Обряды и обычаи народов, населяющих Алтайский край. Фольклор.

Обзорные доклады.  Инсценировка по выбору учащихся.

23-24

2

Творческая мастерская.

Изготовление закладок, открыток

25

1

Алтайский край представляет…

26

1

Творчество наших земляков

Инсценировка отрывков произведений наших писателей

27-28

2

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

29-30

2

Святая святых, хранилища времен.

Посещение музеев города Барнаул

31-32

2

Заключительное занятие по разделу.

Фото-ребусы

Моя малая родина – село Фунтики (38 ч)

33-34

2

Мое село – это земля, природа, здания, память – культура поколений.

35-36

2

Тагинцевы – семья-основатель с. Фунтики.

37-38

2

Обзорная коллективная экскурсия по селу.

39-40

2

Работа с первоисточниками.

Экскурсия в краеведческий музей п. Павловск

41-42

2

Колокольный звон над моим селом.

43-44

2

«Говорят дедушки…»

Аудио-, видеоинтервью.

45-46

2

Статистика – это не скучно.

47-50

4

Все мы родом из детства.

51-52

2

Артефакты - следы поколений.

Выставка игрушек, выпуск сборника рецептов

53-54

2

Предприниматели нашего села.

55-56

2

Две жизни колхоза «Искра».[b]

57-58

2

Мы - благодарные потомки.

Акция «Подари улыбку»

59-60

2

Мы для будущего поколения

Коллективная работа «Письмо потомкам».

61-64

4

Обучение работе с подготовленным материалом: просмотр, выбор, монтаж

Работа с компьютерной техникой, программами

65-66

2

Игры, конкурсы, викторины по изученному материалу.

67-68

2

Презентация индивидуальных проектов.

69-70

2

Презентация итогового проекта

  1. Прогнозируемые результаты:  

-  формирование у учащихся уважительного отношения к истории своей малой Родины, мотивации к ее изучению;

-  формирование основных навыков исследовательской деятельности;

      -  участие кружковцев в районных краеведческих конкурсах; участие во всероссийских краеведческих конкурсах:  «Мой край», «Юный экскурсовод», «Человек в истории России» и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания.
  • Составлять рассказ.
  • Применять полученные знания на практике.
  • Самостоятельно проводить беседу с населением.
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии.
  • Организовывать презентацию собственного проекта.

Итоговые умения и навыки:

- определение проблематики исследуемой темы, самостоятельная формулировка темы;

- овладение основными понятиями исследования;

- работа с книжными каталогами, Интернет-ресурсами, другими источниками информации;

- составление и оформление библиографического списка по теме;

- овладение основными методами исследования;

- овладение навыками работы с современными технологиями;

-овладение навыками поиска и интерпретации информации;

- оформление исследовательской работы в форме реферата, доклада.

Эффективность данной программы напрямую зависит от форм проведения занятий, перечисленных ранее.

Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса

Источники:

1.Журнал "Классный руководитель”, № 2, 2007 год.

2.Журнал "Классный руководитель”, № 1, 2006 год.

3.Журнал "Воспитание школьников”, № 3, 2008год.

4.Журнал "Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.

5. Учительская газета, № 15, 2006 год.

6. Учительская газета, № 21, 2006 год.

7. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей

8. http://smartnews.ru/regions/barnaul/6115.html

9. http://www.amic.ru/news/312124/

10. Юдалевич М.И. Голубая дама.    – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1981. – 312 с.

11. http://www.ap22.ru/paper/paper_5206.html

12. http://www.e-reading.mobi/book.php?book=1010090

13. http://old.katun24.ru/prj/?them=25

           Технические средства обучения:

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • экран проекционный
  • МФУ
  • телевизор
  • DVD

[a]Оставлен комментарий

[b]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...

Программа по математике на 2015-2016 учебный год СПО (автомеханик)

Программа по математике на 2015-16 учебный год СПО(автомеханики)...

Программа по математике на 2015-2016 учебный год СПО (повар-кондитер)

Программа по математике для професий естественно-научного профиля...

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год

Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...

Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...

Рабочие программы по географии на 2015-2016 год 5,6,7,8,9,10,11 классы

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,закономерностях развития природы, размещении насел...