Страницы казачьей истории
презентация к уроку по краеведению на тему

Абдурахманова Усна Джеватовна

Виртуальная экскурсия по Атамани..

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ataman.ppt2.23 МБ
Microsoft Office document icon tekst_ekskursii_po_etnograficheskomu_kompleksu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атамань Тема экскурсии: Страницы казачьей истории

Слайд 3

Список объектов показа: Часовня Хата Священника Станичное Правление Парк Гермонасса Хата Гончара Хата Охотника Коновязь Пивоварня Сказочное Царство

Слайд 4

ХАТА СВЯЩЕННИКА

Слайд 5

КАБЫЦА

Слайд 6

КОЛЫСКА

Слайд 7

ХАТА ГОНЧАРА

Слайд 8

ХАТА ОХОТНИКА

Слайд 9

КОНОВЯЗЬ

Слайд 10

ПИВОВАРНЯ

Слайд 11

СКАЗОЧНОЕ ЦАРСТВО



Предварительный просмотр:

Тема экскурсии:  «Страницы казачьей истории»

Добрый день, меня зовут Усна Джеватовна, я проведу вам экскурсию по казачьей станице «Атамань».

В 2009 году за короткий срок была построена «всем миром» этническая станица «Атамань».

Это крупнейший и единственный, в своем роде, музей под открытым небом. «Включение»  в жизнь изучаемой культуры через проживание внутри ее, вхождение в образ жизни и мысли носителей традиции -  в этом идея создания этнографического комплекса.

В  музее проводятся фестивали живой фольклорной музыки, обучение ремеслам и народным танцам, самые разные виды тематических выставок. Он содержит редкие бытовые вещи  XIX - XX вв. Этнографический комплекс разместился на территории 20 га.

Мы пройдем по улицам Атамани. Зайдем в дома. Познакомимся с хозяевами и их бытом.

Жизнь казачьих общин, а затем и войска строилась по заповедям Господним. Не случайно казаков называли «Воинством Христовым». Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной церкви.

Мы поднимемся к часовне, откуда открывается великолепная панорама моря, живописные окрестности станицы.

Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм, как благодарственную жертву богу за свое спасение. В божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды (символы власти – палицы, булавы, перначи).

Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг Словом Божьим.

В станицах и хуторах церковь была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура.

Мы с вами находимся рядом с часовенным столпом, освященным в честь апостола Андрея Первозванного, по преданию проповедовавшего на наших землях. Отсюда открывается прекрасный вид на море и на нашу станицу Атамань.

Вы видите Сторожевой курган, который в народе получил название Лысая гора. В курганах хоронили скифскую знать. Захоронения знати в те времена были очень богатыми – хоронили знать с золотыми и серебряными украшениями, оружием, домашними животными, иногда с рабами и членами семей, которых специально умерщвляли. В средние века большая часть курганов была разграблена. Первая археологическая экспедиция, которая была здесь, в 1916 году обнаружила в этом кургане только мраморный саркофаг, который весил 5 тонн. Неимоверными усилиями его достали и привезли на церковный двор, т.к. музея в Тамани не было, и все находки свозились туда. Во время войны его переправили в Керчь. Грузчики, когда спускали его с корабля, разбили крышку. Сейчас этот саркофаг экспонируется в Государственном историческом музее.

Рядом с церковью или часовней располагалось подворье священника. Приглашаю вас пройти туда.

На подворье священника находилась церковно-приходская школа, обучение в которой длилось три года. Основным предметом был Закон Божий, также преподавали арифметику, грамоту, письмо. В теплое время года дети занимались под навесом, а зимой непосредственно в хате у священника.

Двор священника мало, чем отличался от двора простого казака. Мы видим с вами огород, хозяйственные постройки, колодец, а также ульи.

Непременный атрибут казачьего подворья – летняя печь кабыца, на которой казачки летом готовили традиционные казачьи блюда: борщи, вареники, блины, галушки и т.д. Топили ее не дровами, а коровьим кизяком, т.к. это было самое доступное топливо.

В каждой казачьей хате было место с иконами – святой угол. Его старались повернуть на восток, на восход солнца. В этой хате в святом углу еще располагается аналой, и лежат священные книги.

Все, что вы видите из ткани (коврики, половики, рушники), делалось хозяйками вручную. Все женщины были рукодельницами. Ткани были из шерсти, льна и конопли. Поэтому в каждой хате вы, обязательно, увидите прялку.

Сундук называется «скрыня» (это украинское слово, происходит от слова скрывать). У Кубанских казаков, как известно, была смесь русского и украинского языков, так называемая «балачка». В сундуках хранили все вещи и ценности, также на них спали дети. А ближе к двадцатому веку в казачьих хатах появляются шифоньеры и платяные шкафы.

На кровати лежит настоящая пуховая перина, а рядом стоит люлька («колыска»).

Священник нередко принимал участие в заседаниях станичного правления, и мы с вами сейчас пройдем в эту хату.

           Хата правления располагается в центре станицы, на главной площади – майдане. Правление состояло из 15-16 человек. На майдане, возле правления проводились сходы граждан, принимались депутации из других городов и решались важнейшие вопросы, касающиеся жизни граждан.

Станичный атаман  должность выборная и не имело значения, богатый или бедный — основа выбора — выигрышные факты его личной жизни и ратных дел.

Атаману назначалось хорошее жалование. Избирали двух помощников писаря. Всего 16 человек — станичное правление.

Бюджет станицы тоже находился в ведении атамана.

Перед вами лавка, на которой атамана били плеткой, во время вступления в должность. Был у казаков такой ритуал, чтобы атаман понимал, что должен хорошо служить казакам.

Казак мог обратиться к атаману в любое время дня и ночи, женщинам же вход в хату правления был запрещен, они могли подавать только письменные прошения.

Тамань — неповторимый уголок Кубани. История Тамани хранит немало волнующих страниц. Чтобы лучше понять на какой земле мы находимся, необходимо совершить небольшой экскурс в прошлое. Для этого, приглашаю вас пройти со мной в Парк Гермонасса.

В начале VI в. до н.э. первые переселенцы из греческих полисов начинают высаживаться на берегах Таманского полуострова и полуострова Крым. Сразу начинается бурный  рост городов. В IV в до н.э. эти города образуют Боспорское царство. В те времена Керченский пролив назывался Боспор Киммерийский. Боспор - коровий брод, т.к.  был настолько мелким, что в отдельных местах можно было перегонять стада животных. На территории нынешней Тамани был древний город Гермонасса, второй по значению на Азиатской стороне Боспора после города Фанагория. Столицей Боспорского царства был город Пантикапей, он располагался в районе современного города Керчь.

Целью переселения была торговля с многочисленными варварскими племенами. Греки везли сюда оливковое масло, вино, керамические изделия, ювелирные украшения. Взамен получали хлеб, который на территории Греции не произрастал, а так же рыбу, скот, рабов. Впоследствии греки сами стали активно заниматься земледелием. Выращивали в основном пшеницу и виноград. В греческих городах были развиты ткацкое и керамическое ремесла. Большую часть находок составляют фрагменты различной глиняной посуды. В те времена процесс изготовления такой посуды составлял как минимум 5 лет. 4 года глину вымачивали, а затем после обработки на гончарном круге обжигали. Посуда получалась очень качественной, поэтому хорошо сохранилась до наших дней.

Греки прожили на этих землях 1000 лет. В IV в. н.э. после нашествия гуннов Боспорское царство прекратило свое существование. Многие города были частично или полностью уничтожены.  К этому времени Гермонасса была небольшим поселением и не играла важной роли в жизни государства, поэтому орды кочевников её обошли.

 В начале VI в. Гермонасса попадает под власть Византии. Император Юстиниан II изгоняет из этих земель гуннов, после чего наступает возрождение города. Город получает название Таматарха. 

 VIII - первая половина IX в.в. Город называется Самкерц и является  одним из крупнейших городов Хазарского каганата, первого раннефеодального государства в Восточной Европе. В конце VIII в. хазарская верхушка принимает иудаизм. При раскопках таманских городищ найдено большое количество надгробий с иудейской символикой. Через эти земли проходил знаменитый Великий шелковый путь.

Русские историки долгое время не могли определить географическое расположение древнего Тмутараканского княжества, неоднократно упоминающегося в летописях, пока в 1792 году в станице Тамань, при разборке турецкой крепости Хункала, не была найдена мраморная плита с надписью: «В лето 6576 индикта 6 (1068г.) Глеб князь мерил море по леду от Тмутораканя до Корчева 10 и 4 тысячи сажен». Это означает, что князь Глеб, внук Ярослава Мудрого, в 1068 г. измерил расстояние по замерзшему проливу от Тамани до Керчи и насчитал 14000 саженей (28 километров). Содержание этой надписи позволило известному историку Мусину-Пушкину локализовать легендарную Тмутаракань в районе современной станицы Тамань. Сейчас Тмутараканский камень хранится в Эрмитаже.

С начала XII до середины XIII в.в. длился половецкий период. Город именуется Матарха. Половецкие ханы получали огромные доходы от торговых пошлин, поэтому для них было чрезвычайно важно захватить все приморские города и всемерно поддерживать через них и с ними торговые связи. Матарха превратилась в крупный торговый перевалочный пункт.

В XIII - XIV в.в. эти земли принадлежат Золотой орде. Город называется Матрика и является одним из крупных торговых центров. Ведет торговлю в основном с Константинополем. Археологические исследования раскрыли крупную систему так называемых каннов (подпольная, отопительная система домов) привнесенная на  данную территорию мастерами из Средней Азии. Т.е. в XIII веке у людей в домах здесь уже были теплые полы.

В XIV – XV вв. город называется Матрега. Это генуэзское владение. Поселение было незначительным. Наибольшего подъема оно достигло при князе Симоне де Гизольфо – византийском консуле. Матрега служила связующим звеном с окрестными кавказскими племенами. Из Матреги шли на запад воск, кожи, меха, хлебные злаки и другие товары. Город был и религиозным центром, здесь находилась резиденция греческого митрополита.

В XVI – XVIII в.в. город называется Таман. Это период турецкого владычества на этих землях. Таман в переводе с турецкого означает болото. В  те времена местность действительно была болотистой. Турецкая крепость Хункала находивщаяся в центре города была важнейшей частью оборонительной системы Османской империи.

          Переселение черноморских казаков было произведено двумя путями – водою на судах и сухим путем. Еще до возвращения депутации из Петербурга войском были изготовлены 51 лодка и одна яхта для передвижения казаков первым путем. Не дождавшись депутации, три с половиной тысячи пеших казаков, под командой войскового полковника Саввы Билого и в сопровождении бригадира Пустошкина, двинулись на лодках по Черному морю к берегам Тамани. 25 августа 1792 года эта часть казаков пристала к Таманскому полуострову. Пушки и артиллерийские припасы были выгружены на время в Фанагорийскую крепость; тут же в Тамани расположились главные силы казаков. Часть лодок и казаков под командой войскового полковника Чернышева была отправлена в лиманы к устью Кубани в качестве сторожевого отряда от черкесов; на суше при Старом Темрюке, с той же целью был выставлен другой отряд, под начальством так же войскового полковника Кордовского. Так казаки начали свои первые действия в крае, который должен стать их кормильцем и в котором им предстояло упрочить гражданственность, завести хозяйство, наладить экономический быт, и вообще зажить трудовой жизнью. Просторы и богатство местной  земли просто поразили переселенцев. Казаки построили по прибытии 50 домов, 45 торговых лавок, вырыли 24 колодца, расчистили 64 «садочка запустелых». Перезимовав, собрали средства и построили каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С той поры и ведет отсчет история Южного края.

 Между тем, оставшиеся за Бугом казаки и их семейное население в свою очередь были подразделены на две части. Главная часть казаков, с войсковым обозом, выступила в путь в начале сентября под командой самого кошевого атамана Чепеги; судья Антон Головатый с одним конным и одним пешим полками остался на месте, чтобы с началом весны следующего года препроводить казачьи семейства с имуществом на новое место жительства. Через два месяца, в конце октября, Чепега с войском прибыл к пограничной реке будущего своего отечества. Но ненастная погода и усталость заставила казаков зимовать здесь, в так называемом Ханском городке при Ейской косе. Наконец в следующем 1793 году, когда все три части казаков прибыли на место, окончательно был занят Таманский край «с его окрестностями» или Черномория, так назван был этот край, по имени черноморских казаков, получивших в свою очередь это название за военные подвиги на Черном море в последнюю Турецкую войну.

         В кубанских станицах были широко развиты ремесла. Наличие месторождений глин содействовало распространению керамического производства. Использовалась красная, серая и синяя глина. Изготавливали посуду: горшки, кувшины, макитры, миски, чайники, кружки, кадильницы, стоимостью от 1-2 до 10-12 коп, детские игрушки, свистульки. Работа носила сезонный характер. Сбывали  как внутри станицы, так и за ее пределами.

    Казака трудно представить без охоты. Ему было под силу дикого кабана завалить, бегущего зайца или летящую утку подстрелить. По убранству хаты сразу видно, что живет здесь бывалый охотник: оленьи рога на стене, чучела бобра, дикого кабана, песца. На полу вместо тканой дорожки – шкура бурого медведя. На видном месте – ружья, патронташ, кинжал. В углу – икона Святого Трифона, покровителя охотников. .

Рыбалка, также является одним из любимых казачьих занятий. Лов рыбы на Кубани проводился в течение всего года, более богатый по улову был весенний период. Рыбным промыслом занимались и рядовые казаки и старшины. Рыба в основном использовалась для собственных нужд. Лов вели семьей, иногда объединялись с соседями. Рыбы ловили много. В основном белая рыба: судак, тарань, лещ, карп. Меньше шемаи, сазана, сельди. Среди красной рыбы первое место занимала севрюга.

Любили казаки рыбу, которой были полны реки «весной белая морская рыба подходит к берегам для помета икры»; она ищет теплых вод и «несметными полчищами» заходит в ерики и лиманы, в эти естественные садки и ловушки. Многие балки, где пасутся летом стада и табуны, весной наполняются водой, и тогда столько находит сюда из морских заливов судака и тарани, что один нарочный, скакавший сюда с нужными бумагами, при переезде через подобное наводненное пространство был опрокинут вместе с конем быстро двигавшимися колоннами рыбы.

.        Невозможно представить жизнь казака без коня. Казаки, разводившие коней, угоняли табуны в степь, на целину, огораживали летний баз, куда сгоняли их на ночь. На летних сборах молодые казаки могли показать свою удаль: рубка лозы одним и двумя клинками на скаку, джигитовка. Но среди подготовленных лошадей попадались необыкновенные. Подойдет лошадь к казаку, а тот спрашивает: «Как ты меня любишь?» А его четвероногий друг снимает с казака губами папаху и, опустившись на одно колено, кланяется ему, вызывая восторг окружающих.

Единение казака с конем было поистине нерасторжимым. Если в бою казак падал раненый, то конь останавливался, подходил к нему, опускался рядом, чтобы хозяин мог взобраться на него, хотя бы поперек седла.               Два раза в год проводили скачки: весной на Пасху и на Покрова Богородицы.

           Есть в Атамани и Хата Пивовара. Традиции производства этого напитка на Кубани имеют глубокие корни.

В октябре 1798 года есаулом Чижевским впервые была получена охранная грамота на пивоварение. Место под пивной завод было отведено ниже двора покойного кошевого атамана Захария Чепеги с условием, что дрова для завода будут поставляться из-за Кубани. 8 января 1799 года пивоваренный завод уже значился в числе действующих промышленных заведений Екатеринодара. Пивоваренное производство получило развитие на Кубани в начале 60-х годов XIX века. По сведениям Акцизного управления, численность пиво -медоваренных заводов в Кубанской области в 1870-х годах была невысокой: 1870 году – 2, 1875 году – 3, 1878 году – 4,                      1879 году – 3. Широкой известностью на Кубани пользовались пиво -медоваренные предприятия города Екатеринодара.

            На окраине Атамани расположилось сказочное царство. Здесь можно увидеть многих сказочных персонажей: вокруг дубового пня кот ученый «все ходит по цепи кругом». За высоким частоколом — избушка на курьих ножках с Бабой Ягой, во дворе растет дерево с молодильными яблочками, а в лесу из пеньков на тебя глядят Леший, Кикимора и Старичок-Боровичок.

Родиной Бабы Яги считается Тамань. Она была предводительницей «сарматских амазонок». 300 лет назад на этой земле существовал невольничий рынок, оттуда девушек переправляли на турецкий берег. Девушек везли на корабле, но они взбунтовались, победили своих обидчиков и вернулись на родной берег. Командовала смелыми женщинами некая Ягина. Они стали мощным воинственным племенем амазонок.

           Дорогие, ребята, вот и подошла к концу наша прогулка.   История последнего столетия  показала, что утрата корней, забвение традиций и обычаев дедов и прадедов ведет к деградации общества. Давайте будем

хранить, беречь и приумножать то, что передано нам предками.

Благодарю вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года

Районная интеллектуальная историческая  игра  «Страницы родной истории», посвященной  200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года  (далее - Игра), проводится по инициат...

Краснодар - страницы военной истории

Урок мужества и патриотизма для учащихся 6 -го класса...

Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых

Районная интеллектуальная историческая  игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых включает в себя задания заочного и очного этапов по заявленной тем...

"Героические страницы нашей истории" викторина для 7-11 классов по истории

"История не безупречна, но упрекать ее бесполезно. а вот изучать необходимо" В.Ключевской.  Вопросы викторины можно использовать как на уроке, так и во внеурочных мероприятиях....

Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

Люди, события 1812 год (2012 год Российской истории), (за страницами учебника истории)

Урок истории «Люди, события..1812г» (за страницами учебника истории) был проведен в 10 классе.Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была...